пятница, 24 января 2014 г.

Не дразните программиста

Подходит к концу очередная рабочая неделя. Не знаю, как у вас, а у меня эта неделя, что называется, — не задалась. Потрачена куча энергии и нервных клеток, и никакого движения вперед. Переносить стрессовое состояние на выходные мне очень не хочется, поэтому я решил взять короткую паузу и немного развеяться.

Вы устали? Хотите выпустить пар? Вам требуется передышка? Предлагаю вам присоединится ко мне, тем более, что на дворе пятница.


Речь в топике (уже в который раз) пойдет об поведенческих Антипаттернах. Уважаемый vbougay в своей статье "О чем НЕ говорят разработчики или 7 любимых выражений программистов" затронул интересную для меня тему. Он описал негативные примеры взаимодействия с программистами со своей колокольни — с позиции руководителя, ответственного за разработку ПО. И в этих примерах многие (я в том числе) узнали себя. Статья эта долго не давала мне покоя ощущением какого-то несоответствия. Вроде бы, все описанное и жизненно и узнаваемо, но что-то пазл у меня в голове никак не хотел превращаться в картинку. Возможно, все дело в том, что логические выкладки были построены на ошибочных, с моей точки зрения, предпосылках? Ведь программисты (aka разработчики) в силу своей профессии редко выступают инициаторами личного контакта с пользователями своих продуктов, заказчиками и начальством. Мы самовыражаемся в коде, а личный контакт получаем в качестве обратной связи на свои программные решения. И наше шаблонное поведение зачастую объясняется естественной реакцией на шаблонное поведение наших оппонентов.


Пока вы не потеряли интерес, перейду к сути: почему моя неделя была «не моей»? Потому что меня всю неделю вынуждали быть "программистом" из статьи vbougay. Каким образом? Об этом я сейчас и попытаюсь вам рассказать.


Самые догадливые уже поняли, что в топике пойдет речь о шаблонах поведения ближайшего окружения разработчика. Антипаттерны описывать трудно, читать о них часто скучно, поэтому я постарался смягчить нудное содержание топика формой подачи материала. И в этом мне очень сильно помог автор самого фундаментального труда о поведенческих антипаттернахГригорий Бенционович Остер.


Для затравки начну с одного из моих любимых советов от Григория Бенционовича, следование которому уже давно вошло в привычку (читай паттерн) у многих окружающих меня коллег:


***

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.


Именно из-за такого поведения некоторых пользователей мне не раз приходилось в выходные и по ночам выходить на работу для устранения аварийных остановов. Но не будем больше эксплуатировать творчество создателя жанра «Вредных советов», потому что мне есть, что сказать и от себя лично. Перейду к следующей ситуации (одной из самых распространенных), после которой "программист" внутри меня вырывается наружу и кричит "А у меня все работает!!!"


***

Если вы нашли ошибку

Напишите в техподдержку.

Заголовок лучше CAPS-ом:

«ВСЕ СЛОМАЛОСЬ, ВАШУ МАТЬ!!»

Текст в таком письме не нужен,

Подпись так же будет лишней,

Вставьте больше адресатов

И нажмите «Отослать».


Идем дальше. Пару слов о «матрешках», они же — «квесты». Я часто вынужден тратить кучу времени, чтобы добыть исходные данные для решения проблемы пользователя. А все потому, что некоторые несознательные личности любят поступать так:


***

Если вывела программа

Очень длинный текст ошибки,

Текст в письмо вставлять не нужно,

Лучше сделайте скриншот.

А потом картинку эту

Поместите в файл Word-а,

Запакуйте ZIP-архивом

И… забудьте приложить.


Много удовольствия мне доставляют телефонные разговоры с пользователями моего продукта (продукт — внутренний, пользователи — операторы компании). Мягкая форма:


***

Если вдруг программа ваша

Написала сообщенье,

То читать его не нужно

Никогда и ни за что.

Позвоните программисту

И дословно повторите:

«Я тут ткнула чем-то где-то…

Что ей надо от меня?»


И более жесткая:


***

Говоря по телефону,

Никогда не представляйтесь, —

Начинайте сразу с крика,

Обвинений и угроз.

Игнорируйте вопросы,

Не давайте вставить слово

И бросайте трубку сразу,

Как проблема решена.


А еще я очень люблю совещания. Особенно совещания без определенной повестки, с темой "Нужно срочно решить важный вопрос", приглашения на которые отправлены через рассылку "Все сотрудники". Я их так люблю, что посвятил им аж 3 совета:


***

Назначая совещанье,

Никогда не забывай

Кабинет для совещаний

До отказа набивать.

Тут ведь и ежу понятно:

Двадцать-двадцать пять «умов»

Для принятия решенья

Явно лучше, чем один.


***

Время встречи тоже важно:

Перерывы на обед,

Как нельзя, подходят лучше

Для бесед большой толпой.

Мы ж такие — программисты,

Нас же — хлебом не корми,

Только дай с большим начальством

Поболтать накоротке.


***

Есть еще совет конторам

С Главным офисом в Москве:

Вечер — лучшая часть суток

Обо всем поговорить.

Проводите в это время

ВКС и АКС, —

Филиалы за Уралом

Только этого и ждут.


Еще я обожаю экстрасенсов, которые заранее, ( а, главное, лучше меня) знают, сколько мне понадобится времени на решение поставленной задачи:


***

Выдавая программисту

ЧТЗ с «Войну и мир»,

Где одно лишь оглавленье

Занимает 7 страниц,

Обязательно в финале

Не забудьте уточнить,

Чтобы он не увлекался:

«Там же дел на пять минут!»


Отдельно хочется сказать о благодарностях «герою»:


***

Принимая результаты

Многодневного труда

Не хвалите программиста,

Завершившего проект.

Лучше строго хмуря брови

Доведите до него,

Что уж вы, в его-то годы,

Лучше б сделали в сто раз.


И на десерт я оставил любителей отрывать меня по мелочам. Они не знают, чего от меня хотят, но помнят, что программиста нужно неустанно контролировать.


***

Если твой пасьянс сошелся,

Ты прочел все анекдоты,

Выпил кофе и не знаешь,

Чем еще себя занять –

Позвони-ка программисту

И спроси его негромко:

«Чем ты занят? Ах, проектом…

Что ж… Не буду отвлекать...»


Положи на место трубку,

Потянись, зевни пошире,

Почеши живот, подумай.

Мыслей нет? Тогда опять

Набираем программиста:

«Как дела? Ах, снова занят…

Интересно, чем? Проектом?

Ну, не буду отвлекать»


Сдуй пылинку с фоторамки,

Передвинь клавиатуру,

Покрути кольцо на пальце,

Наточи карандаши.

Но не сильно увлекайся,-

Не забудь про программиста.

Вдруг он нервничает, бедный,

Что ты долго не звонишь?


На этом я завершаю свой пятничный пост. В него вошли только случаи этой недели. Если вспоминать все ситуации, которые будят во мне "программиста", то по объему советов я смогу, наверное, обогнать самого Остера. Но изначально я преследовал другую цель — хотел освободиться от излишек негатива и не переносить их на следующую неделю. И мне стало легче.


Надеюсь, вас мне тоже удалось немного отвлечь от рабочих задач и проблем перед выходными. Улыбайтесь чаще!


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий