четверг, 9 января 2014 г.

О защите детей от опасной информации


Увидев большой интерес к теме защиты детей от вредной информации в комментариях к этому посту, я решила изучить вопрос глубже. Интересно было выяснить, какие сейчас существуют основания считать, что детей вообще нужно защищать от какой-либо информации, и, соответственно, как реализованы решения этого вопроса в разных странах. А также порассуждать, какие решения еще можно было бы претворить в жизнь.



Виды информации, способной нанести вред детям




В своих поисках я начала отталкиваться от формулировок того самого недавно принятого закона. В целом, в других источниках (например, доклад для Совета Европы «Защита детей от вредного контента») фигурируют схожие виды

информации.

Перечисленные в них виды информации можно сгруппировать так:


  • Пропаганда. Информация, поощряющая или рекламирующая детям всевозможные социально неоднозначные действия – урон здоровью или самоубийства, употребление алкоголя, табака и прочих наркотических веществ, азартные игры, проституцию, попрошайничество, насилие к людям и животным, неуважение к семье и нетрадиционные сексуальные отношения, правонарушения.

  • Нецензурная брань и другие бранные выражения.

  • Порнографическая информация и половые отношения в виде изображения или описания.

  • Насилие и пугающий контент. Непосредственно изображение или описание (не реклама) насилия, правонарушений, жестокости, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

  • Персональная информация о ребенке, (в законе — пострадавшем от правонарушения), которая позволяет установить его личность и местонахождение




Что же говорит о необходимости защиты от такого рода информации? Пройдемся по пунктам.
Пропаганда и реклама



По данным исследования Американской ассоциации психологов (APA): дети в возрасте до 8 лет не могут критически оценивать телевизионные рекламные сообщения и склонны считать их полезными, точными и объективными.

Вот российское исследование с похожими выводами.


Из таблицы видно, что 55% дошкольников верят рекламе. Отношение к рекламе младших школьников более осознано и критично, доверяют рекламе только 23–30% детей, больше половины – не доверяют вовсе. Младшие и старшие подростки в основном не доверяют рекламным сообщениям.





Согласно другому исследованию, опубликованному более чем десять лет назад в журнале Tobacco Control(Великобритания), подростки, которые регулярно подвергаются воздействию большого количества рекламы табака, закурят с вероятностью 70%, в то время как у людей с низким уровнем воздействия, шансы на это — 11%.

Вот рекомендации Центра по предотвращению суицидов (США) для СМИ. Подобная информация может как помочь, так и подтолкнуть к этому шагу или попытке его имитации. В частности, навредить может подробное описание самоубийства, романтизация погибшего, идеализация знаменитостей, реакция близких погибшего, завышение данных о частоте самоубийств. Полезными же могут оказаться сведения об оказываемой помощи, истории людей, справившихся с

трудными ситуациями не прибегая к самоубийству, контакты горячей линии и специалистов.

Также существует множество исследований, утверждающих, что реклама влияет на пищевые привычки детей:

Нецензурная брань



Существует достаточно немного исследований о влиянии на детей обсценной лексики в СМИ, вот одно из них, опубликованное в официальном журнале Американской академии педиатров Pediatrics. Оно утверждает, что дети, которые слышат бранные слова по телевизору, более агрессивны, причем речь идет не только о матерной лексике. А агрессивные дети, в свою очередь, более склонны к издевательствам.

Нужно заметить, что первоначальным источником бранных слов у большинства детей являются все же не СМИ, а семья и окружение, но, тогда как родители препятствуют и пресекают их использование, употребление их в СМИ сообщает ребенку об их приемлемости.
Порнография



Согласно отчету RAND (некоммерческая организация в США, занимающаяся исследованиями и аналитикой), частый просмотр контента с сексуальной тематикой приближает начало подростковой сексуальной активности, причем влияют как демонстрация сексуального поведения, так и просто его обсуждение. При этом

информация о рисках и последствиях, методах контрацепции может способствовать установлению диалога с родителями.

Статья на сайте BBC рассказывает о том, что подростки могут копировать сексуальное поведение, показываемое в порнографии, считая, что это нормальные действия в сексуальной жизни всех людей.


В докладе министерства внутренних дел Великобритании от 2010 года содержалось предупреждение о том, что "ползучее проникновение" эротики и откровенной порнографии в жизнь подростков искажает их самовосприятие: мальчики зацикливаются на мачизме и доминировании, а девочки чувствуют себя обязанными быть сексуально доступными.



Насилие и жестокость



Проблеме влияния на детей насилия в СМИ посвящены уже долгие годы исследований. В одной из статей на сайте Американской ассоциации психологов приведены выводы из отчета Национального института психического здоровья об основных эффектах от частого просмотра сцен насилия. Вот они:


  • Дети могут стать менее чувствительны к боли и страданиям других.

  • Дети могут начать больше бояться мира вокруг них.

  • Дети могут с большей вероятностью вести себя агрессивно или причиняя вред другим людям.




Исследования психологов Л. Хьюсман, Л. Эрон и др. (США), начиная с 1980-х годов показали, что дети, которые часами смотрели насилие по телевидению, когда они были в начальной школе, как правило, показывают более высокий уровень агрессивного поведения, став подростками. Наблюдая этих участников в зрелом возрасте, Хьюсман и Эрон обнаружили, что те, кто бы смотрел много ТВ насилия, когда они были в возрасте 8ми лет, скорее всего, будут арестованы и привлечены к ответственности за

преступные деяния, будучи взрослыми.

Однако в более поздних исследованиях психологов Д.Джентайл, Б.Бушмен (США), среди прочего, предполагалось, что воздействие насилия в СМИ является лишь одним из нескольких факторов, которые могут способствовать агрессивному поведению.
Персональная информация



Имеются следующие риски, связанные с раскрытием персональной информации:


  • Персональные данные могут использоваться для мошенничества, спама, подбора паролей, взлома аккаунтов, мошенники могут выдавать себя за человека, чьи данные они используют.

  • Используя данные о местоположениях, где обычно находится ребенок, преступники могут встретиться с ребенком, похитить его или нанести ему вред, проникнуть в дом.

  • Персональная информация также может использоваться для кибер-издевательств.

  • Информация о человеке, пострадавшем от правонарушения, может составлять его личную или семейную тайну, использоваться для угроз со стороны пособников правонарушителя.




Кстати, в России, защита персональных данных реализуется другим законом О персональных данных, так что не вполне понятна необходимость включения этого пункта в закон о защите детей.

Решения вопроса в разных странах




США



В октябре 2000 года Конгресс США принял Закон «О защите детского Интернета» (CIPA), ограждающий детей от сексуальных и других нежелательных материалов, размещенных в сети Интернет. Закон предписывает библиотекам и школам, участвующим в федеральной программе доступа к Интернету (в качестве условия

получения федерального финансирования E-Rate), устанавливать программные фильтры, которые препятствуют просмотру материалов

порнографического и иного вредного содержания. Библиотекам дозволяется открывать доступ к определенным сайтам по просьбам взрослых пользователей для научных и иных законных целей.

Также в США действует закон «О защите конфиденциальности детей в Интернете»

(COPPA).


Закон применяется к сбору персональной информации от детей младше 13 лет лицами или организациями под юрисдикцией США.

Согласно закону, администрация сайта должна включить в политику конфиденциальности способы получения согласия родителей или

опекунов, и ответственности администрации за защиту конфиденциальности и безопасности детей в Интернете, включая ограничения в маркетинге. Хотя, несмотря на то, что дети могут публиковать персональную информацию легально с разрешения родителей, большинство сайтов все же блокируют детей в связи с количеством работы, связанной с этим.





Также в ряде штатов действуют локальные законы, касающиеся кибер-преследования и издевательств.
Канада



Сейчас в Канаде нет отдельных законов, регулирующих интернет-контент. К сайтам, размещенным в Канаде и резидентам Канады, чьи сайты

размещены на серверах, что находятся под иной юрисдикцией, применяются требования общих законов.

В ноябре 2006 года ряд ведущих канадских Интернет-провайдеров анонсировал "Проект Cleanfeed Канада»; добровольное блокирование доступа к сотням предполагаемых сайтов с детской порнографией. Список заблокированных сайтов составляется из отчетов пользователей Интернета и исследуется независимой

организацией Cybertip.ca. Хотя это было добровольным шагом без участия со стороны властей, канадское

правительство выразило свое одобрение.
Великобритания



Основные интернет-провайдеры предлагают включенную фильтрацию контента по умолчанию, с возможностью клиента отказаться от ее использования. Фильтр не проходят многие категории содержимого: сайты знакомств, наркотики, табак, алкоголь, файлообмен, азартные и онлайн-игры, соц.сети и форумы, суицид и вред здоровью, оружие и насилие, обсценная лексика, криминальные навыки, ненависть, анонимайзеры и проч.

Мобильные операторы начали добровольно фильтровать контент с 2004 года. При заходе на страницу с запрещенным содержимым выдается страница с предупреждением. Взрослые пользователи могут отключить эту фильтрацию.

Шесть основных провайдеров общественного Wi-Fi, суммарно ответственных за его долю в 90%, также осуществляют добровольную фильтрацию.

Существуют проблемы с попаданием разрешенных сайтов под действие фильтров. Так, примерно половина общественных Wi-Fi фильтров блокирует религиозные сайты, треть – сайты с сексуальным образованием. Ошибочно блокируются также службы поддержки людей с проблемами, связанными с вышеперечисленной тематикой, библиотеки и политические сайты.

Также в Великобритании действует система Cleanfeed, которая проверяет URL на наличие в конфиденциальном «черном списке URL» и отдает «Страница не найдена» в случае совпадения. Таким образом пользователь не может однозначно определить, была ли запрашиваемая страница заблокированной или по каким-то причинам просто отсутствовала на сайте. Ведением списка запрещенных URL занимается неправительственная организация IWF.
Австралия



Государственный регулятор Австралийские коммуникации и СМИ (ACMA) занимается ограничениями интернет-контента, размещенного в Австралии и ведением «черного списка» сайтов, размещенных извне. Этот список затем используется системами фильтрации, которые должны предлагаться всем потребителям провайдерами и правительством Австралии. Вот,

например, список фильтров с классификацией по возрастным категориям.
Сингапур



В Сингапуре также действует государственный регулятор MDA, контролирующий интернет-услуги трех основных провайдеров. Блокируется некоторое количество сайтов, содержащих «неприемлемую» информацию, в том числе Playboy, YouPorn и сайт знакомств Ashley Madison.

Кроме того, Министерство образования Сингапура блокирует доступ к порнографическому и определенному "неугодному" интернет-контенту, в том числе к некоторым торрент-сайтам. При попытке получить доступ к заблокированному сайту, посетители, как правило, видят сообщение MDA, хотя некоторые страницы отображаются с ошибкой 404.

Список блокируемых сайтов конфиденциален, в него также входят сайты, связанные с гомосексуализмом, новостные сайты Малайзии, сайты с антиисламскими настроениями.
Швеция



В Швеции основные поставщики интернет-услуг используют DNS-фильтр, блокирующий «очевидно» нелегальный контент, к коему относятся: призывы к бунту, расовая агитация, детская порнография, незаконное описание насилия.

Шведская полиция ответственна за ведение и обновление списка запрещенных сайтов.

Также в Швеции запрещена реклама для детей младше 12 лет.
Нидерланды



Здесь палата представителей несколько раз выступала против фильтрации, хотя был предложен план по блокировке детской порнографии, и был составлен черный список сайтов, размещенных в странах, где голландские власти не имели возможности отслеживания и преследования. Но к 2010 году список поредел с 2000 до 400 сайтов, и в докладе было сказано, что это означает практически полное отсутствие сайтов для блокировки. По этой причине, в 2011 году план был отозван.
Германия



Требования об удалении и ограничении доступа накладываются на немецких интернет-провайдеров, как правило, для защиты несовершеннолетних или для подавления пропаганды ненависти и экстремизма.

В 2009 году был принят закон о блокировке сайтов с детской порнографией, но в 2011 он был отвергнут по причине того, что провайдеры и так быстро удаляют детскую порнографию, когда получают информацию о ней.

Общий интернет для взрослых и детей, возможно ли?




Практически все новостные и медиа-ресурсы обзавелись значками (12+, 16+ и т.д.). Да, пока это не работает, но это показывает, что контент на этих сайтах действительно может представлять опасность для детей.

Несколько примеров для разрядки.
Безобидный с точки зрения детей запрос про кошечек (взято отсюда).

киски

При попытке решить задачу и поиске «член функции» в яндексе начинаем набирать



Захотели поиграть?


Эту игру можно продолжать долго, присоединяйтесь!






То, что нам кажется обыденным и простым (ужасы, убийства, секс и т.д.), для детей является факторами, формирующими личность.

Что можно сделать?




Сразу отвечу на вопрос: «Дети найдут эту информацию (алкоголь, сигареты) в другом месте, какой смысл ее скрывать?». Да, но если мы признаем негативный эффект информации для детей, то наша задача – снизить вероятность ее получения. Точно так же, как снизить вероятность продажи детям сигарет и алкоголя.

Если некоторые родители считают, что уже можно рассказать это детям – они расскажут сами. Но замечу, что некоторые родители также считают, что бить детей уже нормально, что заставлять их работать по 8 часов нормально и т.д.

Итак, логично выглядят 2 варианта: отдельный интернет для детей, скрытие от детей нежелательной информации.

В обоих случаях должен быть единый реестр сайтов: первый с разрешенными сайтами, второй с заблокированными для детей.

Во втором случае также возможна (или необходима) блокировка информации по ключевым словам и анализу трафика (распознавание фото, аудио, видео).

Кстати, относительно первого варианта в России есть конкурс позитивных сайтов, правда пока никакой практической пользы он не несет.

Технические решения




В любом случае где-то должен быть установлен фильтр, идеального технического решения быть не может, потому что вопрос лежит в принципиальной плоскости, и поэтому хотелось бы варианты технического решения представить как опрос (ниже).

Вместо заключения




Хотелось бы, чтобы граждане, защищая свои права, не забывали об окружающих их других людях (пусть даже с иным мнением), а правительство не забывало, что их решения должны удовлетворять не их (и даже не специалистов в конкретных областях), а большинство населения.


Каким вы бы хотели видеть решение проблемы защиты детей от вредной информации





































Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.


Проголосовало 6 человек. Воздержавшихся нет.




This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.


Комментариев нет:

Отправить комментарий