...

суббота, 18 октября 2014 г.

Архитектура KodiCMS

Введение




Всем привет, в этой статье я постараюсь кратко рассказать о компонентах, которые составляют архитектуру CMS, их много (думаю все они не поместятся в статью), контроллерах, модулях, плагинах и организации подключения css, js файлов.

Основой KodiCMS является Kohana framework версии 3.3.2. Ядром системы является модуль “kodicms”, который содержит основную логику работы и расширяется с помощью наблюдателей (Observers) через модули и плагины.


Cписок модулей, которые были разработаны для CMS:




  • API — Работа с AJAX запросами, поддерживает типы запросов GET, POST, PUT, DELETE. Ответ в формате json, либо HTML

  • Behavior — расширение поведения Frontend страниц

  • Dashboard — рабочий стол и все что с ним связано

  • Datasource — основа для создания разделов данных (с помощью него созданы разделы Гибридные данные , Категории , Рейтинг документов ), отключаемый

  • elFinder — файловый менеджер, отключаемый

  • Email, Email _Queue — отправка почты, массовая рассылка почты, разделы Email в Backend и tasks для менеджера задач, отключаемый

  • FileSystem — классы для работы с ФС

  • Installer — Инсталлятор системы

  • KodiCMS — Ядро системы

  • Navigation — Навигация в Backend

  • Page_Parts — Части страниц (Связан со модулем Pages через Observer), отключаемый

  • Pages — модуль страниц сайта, теоретически отключаемый

  • Plugins — модуль плагинов, организует расширение системы плагинами, отключаемый

  • Reflinks — помощник генерации временных ссылок, например Вспомнить пароль или Подтверждение регистрации

  • Scheduler — Календарь для Backend, а также менеджер задач Cron, отключаемый

  • Search — поиск по сайту, содержит драйвер полнотекстового поиска, список можно дополнять собственными драйверами

  • Sidebar, отключаемый

  • Snippet — модуль организации кусков кода, которые можно вставлять в шаблон, также используется модулем “Widget” для шаблонов видежтов, отключаемый

  • Tags — организация тегов в модуле страницы и Гибридных данных, отключаемый

  • Update — модуль обновления системы, отключаемый

  • Users — пользователи системы, ACL

  • Widget — Виджеты, блоки помещаемые на страницы сайта, выводят какую либо информацию, отключаемый


*отключаемый — возможно отключение в application/init.php


В системе помимо разработанных мной модулей есть стандартные модули и сторонние разработки




  • Assets — для организации CSS, JavaScript

  • Breadcrumbs — генерация хлебных крошек, используется виджетом “Хлебные крошки”

  • Captcha

  • Minion — используется менеджером задач для запуска запланированных задач (tasks )

  • Pagination


Модуль KodiCMS




Основной модуль CMS, именно в нем происходит расширение стандартного функционала Kohana, содержаться базовые контроллеры для работы с Backend, конфиги, хелперы и т.д.

Настройки




В системе существует несколько типов хранения настроек:


  • Файловые конфиги

  • Таблица в БД, для переопределения файловых конфигов (Кешируется)

  • Отдельная таблица для хранения информации плагинов (Кешируется)

  • Хранение пользовательской информации User_Meta (Например, набор и расположение виджетов на рабочем столе), как в Wordpress и Bitrix, SugarCRM и т.д. (Кешируется)


Каждый модуль, а также плагин системы может переопределять, либо добавлять новые параметры в конфиг файл, поэтому было решено использовать их для хранения тех данных, которые мог бы дополнять сторонний разработчик в своем модуле или плагине, поэтому в конфиги вынесены данные для:



  • построения sitemap админ панели — sitemap.php

  • указания возможных типов страниц — behaviors.php

  • списка прав доступа к контроллерам админ панели — permissions.php

  • списка разделов данных — datasources.php

  • списка доступных виджетов — widgets.php

  • списка драйверов для модуля поиска — search.php

  • списка доступных задач для менеджера задач Cron — jobs.php

  • списка типов полей для раздела “Гибридные данные” — fields.php




Т.е. при создании плагина, если необходимо добавить пункт меню (sitemap.php), новый раздел в backend (datasources.php), расширить права доступа к новым контроллерам (permissions.php) или добавить новую задачу в планировщик (jobs.php) в нем создается конфиг файл.

Контроллеры




Контроллер системы имеет несколько уровней абстракции


  1. Пустой контроллер System_Controller

  2. Security контроллер проверки прав доступа System_Security < System_Controller

  3. Template контроллер отвечающий за шаблоны страниц System_Template < System_Security

  4. Backend контроллер System_Backend < System_Template, от которого наследуются все контроллеры для доступа к которым необходима авторизация. В этом контроллере происходит подключение всех необходимых css, javascript и т.д.

  5. Frontend контроллер System_Frontend < System_Template, от которого наследуются все контроллеры для доступа к которым не нужна авторизация. (Авторизация, Вспомнить пароль, Страница ошибки)

  6. Media контроллер для поиска media файлов (сss, js и т.д.) во всех модулях и плагинах в папке media, т.е. если в плагине создать папку media/css и положить в нее css файл (test.css), то к нему можно будет обратиться как cms/media/css/test.css

  7. API контроллер System_API < System_Ajax используется в основном для ajax (GET, POST, PUT, DELETE) запросов, причем экшены в контроллере бывают также нескольких типов get_…, post_…, put_…, delete_…, в зависимости от того какого типа приходит запрос.

  8. Front контроллер для Frontend страниц.


Давным-давно я рассказывал о такой структуре на оф. форуме kohana, возможно этот пост кому-нибудь покажется полезным.


Frontend контроллер




Роут для этого контроллера стоит последним в списке. При вызове контроллера происходит поиск страницы по URL (запросы кешируются), далее проверка типа страницы, проверка доступа к странице, через обсерверы подключение виджетов, частей страницы и других расширений, для админа подключение профайлера в HTML шаблон (+ на будущее добавлена возможность создания тулбара через View, как в модных CMS типа Bitrix, Wordpress и т.д.), кеширование на стороне браузера и указания типа страницы (в slug поле в настройках страницы можно указать расширение, например, rss.xml и вывод будет с соответствующим Content-Type).

Я нарисовал схему пути, который проходит запрос при вызове frontend контроллера, схема немного запутанная и главное не запутаться в стрелках и найти Request.



Организация media (css, js, less, image) файлов




Основные media файлы системы находятся в папке cms/media.

Основной файл стилей css/common.css компилируется из LESS файлов и сторонних библиотек, среди которых Twitter Bootstrap, Font-Awesome и др., перекомпиляция происходит при включении плагина Less и внесении изменений в файл less/common.less, он же является основным.

Главный JavaScript файл — js/backend.js (возможно будет описан в одной из будущих статей)


Для подключения css и js в шаблонах используется модуль Assets, который был немного доработан, а именно, написан менеджер пакетов Assets_Package, который позволят группировать media файлы в пакеты. Он же может использоваться во frontend для быстрого подключения библиотек, а также в виджетах.



// Пример использования пакетов во Frontend шаблоне
Meta::factory($page)->package(array('jquery', 'bootstrap', 'holder', 'fontawesome', 'demo-assets'));


Каждый модуль и плагин в системе также может иметь папку media с аналогичной структурой и подключаться в контроллере как cms/media/…. без указания названия модуля, поиск файлов осуществляется через Kohana::find_file и поэтому пути нахождения файлов кешируются.


Также при запросе backend контроллера происходит поиск для него javascript файла cms/media/js/controller/controller_name.js


Модули и Плагины




Помимо стандартных возможностей модулей (и плагинов в том числе) в них была добавлена поддержка инсталляции.

В момент запуска инсталлятора происходит поиск и вызов в каждом модуле файла install/observers.php, в момент инсталляции системы инсталлятор проходится по всем модулям и смотрит наличие файлов install/schema.sql, а затем install/dump.sql а после уже запуск install/install.php


Т.к. в плагинах есть возможность активации и деакцивации, то для них также добавлены install.php, uninstall.php, install/drop.sql, а также в файлы frontend.php и backend.php, которые работают аналогично init.php, но подключаются во Frontend/Backend.

В остальном работа плагинов не отличается от стандартных модулей Kohana.


P.S

В предыдущей статье я забыл упомянуть о том, что для KodiCMS существует репозиторий плагинов: github.com/KodiCMS, его же можно увидеть в backend.


В следующей статье я хотел бы рассказать об устройстве одного из модулей или нескольких модулях, либо показать пример реализации простого сайта или описать возможности раздела "Гибридные данные".

В общем если вам интересно что-либо узнать, пишите, постараюсь рассказать.


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий