Одно из заблуждений относительно хакатонов — считать, что это что-то «типа олимпиады по программированию, для крутых программеров с 20+ годами специфического опыта, которых сразу на хакатоне будут хантить Гугл и Майкрософт».
Это не так. Хакатон — это в первую очередь тусовочное мероприятие, основные цели которого:
- Заинтересовать как можно больше людей в разработке собственных решений. Несмотря на то, что многие участники хакатона имеют солидный опыт разработки в крупных компаниях, именно на таких мероприятиях они могут попробовать сделать что-то свое в условиях, приближенных к боевым.
- Предоставить возможность начинающим разработчикам и экспертам пообщаться друг с другом. Это позволяет первым узнать об актуальном состоянии индустрии, а вторым — о трендах среди молодежи. Причем экспертам это зачастую намного важнее, чем самим разработчикам, потому что так они могут из первых рук узнать о том, чем сейчас дышит подрастающее поколение и с какими сложностями сталкивается.
- Популяризация разработки. Хороших разработчиков мало, и на грядке они не растут. Задача крупных IT-компаний — не только подгребать лучших по рынку, но и обеспечивать, чтобы через 5-10 лет появилось следующее поколение программистов. Желательно лучше, чем текущее :). А так как с высшим образованием для разработчиков пока еще все печально, то приходится принимать комплекс мер, начиная с открытия собственных институтов и заканчивая хакатонами.
Как видите, у хакатонов нет цели «заманить и похантить мегаразработчика». Вход открыт для всех, и чем больше народу попробует свои силы, тем лучше для всех участников мероприятия. За последний десяток проведенных хакатонов собралась неплохая выборка, на основе которой можно сделать следующие выводы:
- Обычно принимает участие от 60 до 120 человек, редко больше или меньше.
- Возраст участников равномерно распределен между 16 и 50 :).
- Разработчики в основном начинающие и среднего уровня, «зубров» с 10+ годами опыта обычно меньше десятка.
- Разработчиков и дизайнеров не хватает всегда. За последний год у меня ни разу не было ситуации, чтобы не было команды, которой был бы позарез нужен любой разработчик или дизайнер. И множество ситуаций, когда авторы идей не могли найти разработчиков и усиливали другие команды, вместо того чтобы воплощать свою идею.
Конечно, все хакатоны разные. Но в целом можно выделить много общих моментов.
Хакатон начинается с того, что всех собирают в большом зале, где спонсоры и организаторы торжественно открывают мероприятие. Потом ведущий рассказывает, как все будет проходить, и начинает по одному приглашать на сцену авторов идей, которые в течение минуты рассказывают о своей идее, а также о том, кто у них есть в команде и кто нужен:
После того как все авторы идей выступили, начинается процесс командообразования. Для его упрощения ведущий, как правило, нумерует команды и во время выступлений записывает краткий синопсис на флипчарт-листы, которые затем развешивает по залу. Разработчики, дизайнеры и им сочувствующие ходят от листа к листу, по номерам находят авторов понравившихся проектов, обсуждают технические детали и собираются в команды. Тут нам интересны два момента:
- Обычно половина пришедших на хакатон — это уже собранные команды, но часто без программиста или дизайнера. Вторая половина — авторы идей без команды (которые часто являются программистами или дизайнерами) и непосредственно разработчики и дизайнеры.
- Первичное командообразование — это не навсегда. Обычно через несколько часов после начала работы часть команд еще раз переформировывается: происходит переосмысление идей, и большие команды распадаются на части, а мелкие, наоборот, объединяются между собой.
Через полчаса, с трудом собрав всех обратно, ведущий еще раз рассказывает, что будет дальше, и дает отмашку на начало разработки. Хакатоны, как правило, проводят в бизнес-центрах или больших хороших коворкингах, где есть много места, столов, розеток и хороший Wi-Fi. К примеру, коворкинг в Нагатино, где я часто провожу хакатоны, выглядит вот так:
Далее по расписанию обычно начинается обед. Через полчаса после обеда ведущий берет могучую кучку экспертов и начинает обход команд. С каждой командой они общаются, отвечают на вопросы и вытягивают из них обещание к ночи сделать минимально работающую версию. После чего оставляют ребят и девчат часов на пять в покое, пока они кодят в свое удовольствие.
Ближе к ночи ведущий совершает второй обход команд и смотрит, что у них получилось. Получается разное: у кого-то уже все работает, кто-то увлеченно пилит авторизацию пользователей, у кого-то традиционно «универсальный фреймворк для всего чуть-чуть доделать осталось, и уж тогда-то мы ух!» Оценив степень повреждений, ведущий рассказывает, куда имеет смысл двигаться дальше, и оставляет ребят на ночь. Обычно большинство хакатонов 24-часовые, и большинство команд работает всю ночь. Организаторы предоставляют пуфики/спальники, чтобы сошедшие с дистанции могли поспать, а часть команд на ночь разъезжается по домам:
Утром второго дня начинается самое интересное, называемое неприятным английским словом pre-pitch — тренировка выступления. От каждой команды на сцену по очереди приглашаются по 2 участника, один из которых знакомится с оборудованием для проведения презентации проекта, а второй тренируется со сцены продавать ведущему результаты своей работы. Потренировавшись и получив ценные рекомендации, команды удаляются дорабатывать и улучшать проект.
В середине (или в конце, как получится) второго дня участники переходят к презентации проектов. Набегает пресса, спонсоры, все рассаживаются в большом зале, и команды по очереди выходят на сцену, чтобы убедить жюри, что сделанное ими — самое крутое на всем хакатоне, и именно им необходимо вручить приз. Ноутбуки подключаются к проектору, мобильные устройства кладутся под специальную документ-камеру, которая передает на проектор изображение стола и лежащего на нем устройства. Обычно каждой команде дается по 3 минуты на выступление и вопросы жюри:
И, наконец, после выступления всех команд жюри героически распределяет призовые места. Организаторы торжественно всех награждают, после чего устраивают еще одно неприятное английское слово — afterparty.
Организаторы BattleHack выпустили последнюю партию билетов (конечно, бесплатных), и у вас еще есть возможность поучаствовать. Я же могу ответить на вопросы в комментариях.
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Комментариев нет:
Отправить комментарий