...

пятница, 9 февраля 2018 г.

[Перевод] Перевод книги «Социальная архитектура»: Торговые марки для open source проектов

imageТорговые марки. Что они такое, нужны ли они вам и сколько это стоит? Эти вопросы часто возникают при построении open source проекта. Торговые марки могут быть ключом, который защитит проект от недобросовестных людей. Хотя тут мало что советовать. Поэтому вот мой гид по использованию торговых марок в проекте open source. Это практический совет, не юридический, ведь я точно не ваш адвокат.

Немного о торговых марках


Сначала определение. Торговая марка — это имя, фраза, логотип или специфичный цвет («маркировать»), которые вы используете для бизнеса («торговли»). Простое использование знака некоторое количество времени создает торговую марку. Но, как и с любой другой собственностью, дьявол кроется в связанных с ней правах и обязанностях. Вопрос всегда один и тот же: если вы придете к судье с жалобой, какие требования к доказательствам он потребует или будет ожидать от вас?

Не важно, какое это дело, криминальное или гражданское, всегда все сводится к убеждению одного или более людей. Если вы когда-нибудь пойдете в суд, имейте это в виду. Факты дела, а каждая из сторон их знает, не важны. Важно лишь то, как эти факты были задокументированы и будут представлены.
Давайте немного посмотрим назад и поинтересуемся, почему суды вообще волнуются о том, чтобы защищать торговые марки компаний. Во-первых, для защиты потребителей от нечестных тактик продаж. Продажа мусора сама по себе еще не преступление, если не нарушаются минимальные стандарты здравоохранения и безопасности. Однако продажа мусора под видом чего-то более дорогого, известного является преступлением. Во-вторых, торговые марки позволяют компаниям выделяться и предотвращать нечестную конкуренцию. Поэтому судья в деле о нарушении, связанном с торговой маркой спросит: «Было ли намерение обмануть потребителя? Рассудительный потребитель был бы введен в заблуждение?» А потом судья спросит: «Кто владеет торговой маркой и как он может это доказать?». И хотя сам факт использования марки является этим доказательством (согласно т.н. системе общего права), это может быть сложно установить. Например, компания А открывает сеть ресторанов. Компания Б открывает конкурирующую сеть ресторанов, используя те же цвета и похожее название. Ясно, что Б наживается за счет инвестиций А в рекламу, репутацию. Однако когда А добивается судебного рассмотрения дела, Б представляет суду документ, в котором указаны планы развития ресторанной сети, начинающиеся за год до появления А на сцене. Как судья сможет разобраться, кто из них врет?

В предельно ясных случаях вы можете убедить судью, что подражатель обманывает потребителей и крадет ваше доброе имя. Однако риск поражения все равно высок. Судам тоже накладно работать с этими исками. Судьи могут просто отказаться рассматривать их.

Поэтому многие страны обеспечивают возможность зарегистрировать вашу торговую марку на платной основе. Регистрация позволяет вам получить датированный документ, который подтверждает ваши притязания на торговую марку. Занимающееся этим вопросом учреждение просматривает архив на предмет ранее поданных заявок на торговые марки в этой сфере. Перед тем, как одобрить вам регистрацию, оно публикует вашу заявку и дает время другим возможность оспорить ее. После поиска и в случае отсутствия претензий, регистрация вашей торговой марки в суде будет служить убедительным доказательством.

Однако все не так просто. Конкурент может все еще претендовать на то, что его торговый знак в соответствии с общим правом превалирует над вашим зарегистрированным. В споре он может указать на то, что ваша торговая марка не отражает ваши «добрые» намерения (ваш гудвил). Часто это представляется следующим образом: «если вы не используете вашу торговую марку, то вы ее теряете», что не совсем точно. Как правообладатель торгового знака вы не можете поддерживать порядок во всем мире. Однако от вас ожидают честного ответа на вопрос судьи: «вы используете свою торговую марку и терпите убытки от недобросовестной конкуренции?».

И наконец, суды считают, что торговые марки должны соответствовать сегментам рынка. Поэтому у вас может быть «XYZ Авто» и «XYZ Текстиль», без всякой путанице на рынке. Когда вы регистрируете торговую марку, вы должны объяснить, к какому «классу» она относится. Вам, вероятно, захочется указать международный класс 9, в который попадает все, что пикает (издает тонально-модулированный сигналы).

Где и как регистрировать торговую марку


Если вы достаточно крупная организация и вам требуется регистрация в разных странах, то вы наверняка можете позволить себе специализирующихся на этом юристов. Для всех остальных это похоже на покупку доменного имени. Понятно, что есть сотни доменных зон. Однако для нашего основного дела мы все же хотим .com.

Так же и с торговыми марками. Если вы решили зарегистрироваться, делайте это сначала в США (через USPTO). Это дешево и несложно. Потом со временем вы можете зарегистрироваться в ЕС (через OHIM), если посчитаете, что ваш проект этого достоин.

Стоимость регистрации в США колеблется около 1,5 тыс. долл., в зависимости от выбранного вами юриста. Вы можете выбрать его онлайн. Они попросят вас предоставить подробности относительно торговой марки, доказательства ее использования, имя и адрес регистрирующего лица и данные кредитки. Процедура занимает шесть месяцев. После девяти лет (но до истечения десяти лет) вы можете обновить торговую марку.

Получение регистрации в США ускорит этот процесс в других странах, если вы придете к этому позже. Есть небольшой риск, что тролль зарегистрирует ваш товарный знак в другой стране, фактически отстранив вас от ведения дел под этим именем там.

Все же перед регистрацией спросите себя: «какова вероятность того, что кто-то украдет мое название или логотип?» Если низкая — не парьтесь. Если высокая, то «какова вероятность того, что жулик пойдет с этим в суд?». Если снова низкая — снова не парьтесь.

Вместо регистрации вы можете постараться повысить ее заметность. Т.е. пусть она будет указана у вас на сайте и на документах. «Z, Y и Z являются торговой маркой Корпорации Я». Это отпугнет потенциальных мошенников, усилит вашу позицию, если дело дойдет до суда, упростит регистрацию, если и когда до нее дойдет.

Как усилить вашу торговую марку


Зарегистрирована она или нет, вы можете усилить ее, сообщив другой стороне письменно «прекратите немедленно или…». Если они не прекращают, вы продолжаете повторять предупреждения вместе с начальными требованиями о компенсации за причиненный ущерб. Если они не прекращают, ведите учет нанесенному ими ущербу, и когда его значение станет выглядеть внушительно, идите с этим в суд.

Большинство прекратят сразу. Проблема с теми, кто хорошо осведомлен о законах, относящихся к торговым маркам, и которым дешево обходятся услуги юристов и которые наслаждается судебными тяжбами.

Если вы столкнулись именно с такой фирмой, а ваша марка не зарегистрирована, то вам остается лишь сложить оружие и сменить название. Слишком высоки риски, что вы проиграете и будете вынуждены заплатить высокие судебные сборы и компенсацию ущерба. Судьи не всегда бывают правы.

Если ваша торговая марка была вами зарегистрирована, то вам нужно продолжать бой и требовать компенсации. Вы выиграете, если будете следовать основным правилам (вы все еще используете марку, ущерб реален). Стоит ли упоминать, что любое дело должно рассматриваться в стране регистрации? Суд в Бельгии не примет бумаги из USPTO.

Торговые марки для open source проектов


Часто встречается заблуждение относительно open source проектов: если код открыт, то он не является объектом собственности и не имеет стоимости. Совсем наоборот: успешные проекты стоят довольно немало и принадлежат многим. Как торговая марка отражает это и защищает ценность?

Тут дело касается подлинности и репутации. Если вы загрузите пакет данных под названием «XYZ v2.0», то вы вправе ожидать, что данные совместимы, все будет работать, что не будет троянов или рекламы, ведь это от той же команды, что и «XYZ v1.0».

Если совместный проект не имеет зарегистрированного имени, то любой сможет сделать его форк, репак и использовать то же название. Вообразите себе конкурирующие, несовместимые версии Linux.

Бывает, что когда человек или компания решает зарегистрировать название как торговую марку, эти несовместимые форки уже существуют. Однако они не могут использовать вашу торговую марку. Если они так поступают, то возвращаемся см. выше про ущерб.

Со мной такое случалось, по крайней мере, однажды в моих собственных проектах, и тогда, используя торговую марку, я смог устранить несовместимые форки и наказать правонарушителей. Закон о товарных знаках настолько ясен, что можно сказать, что ваше заявление о его нарушении в адрес злоумышленников прекратит 99% случаев жульничества. Получение же регистрационного номера покончит с оставшимися 99% случаев. В таких серьезных проектах как ZeroMQ у вас появятся три или четыре торговые марки, которые вы захотите зарегистрировать в период от пяти до десяти лет. Регистрируйте, только если оно того стоит. Т.е. те торговые марки, которые вы готовы защищать в суде. Считайте, что в худшем случае вы можете потратить в десять или двадцать раз больше стоимости регистрации на защиту торговой марки. Может быть, вы вернете эти деньги, а может и нет.

Я надеюсь, это краткое изложение помогло вам разобраться в вопросе торговых марок и их использования (или не использования) в open source проектах, а также в том, как можно защититься от чужих обвинений в использовании их товарных знаков (подсказка: попросите их предоставить регистрационный номер).

Продолжение следует...

Перевод книги «Социальная архитектура»:




Об авторе
«К сожалению, мы не выбираем себе смерть, но мы можем встретить ее достойно, чтобы нас запомнили, как мужчин.»
— к/ф «Гладиатор»

Питер Хинченс (Pieter Hintjens) — бельгийский разработчик, писатель. Занимал должность CEO и chief software designer в iMatix, компании, производящей free software, такие как библиотека ZeroMQ (библиотека берет на себя часть забот о буферизации данных, обслуживанию очередей, установлению и восстановлению соединений и прочие), OpenAMQ, Libero, GSL code generator, и веб-сервиса Xitami.

  • Автор более 30 протоколов и распределенных систем.
  • Основатель проекта Edgenet по созданию полностью безопасной, анонимной глобальной P2P-сети.
  • Президент ассоциации Foundation for a Free Information Infrastructure (FFII), которая воевала с патентным правом.
  • CEO сервиса по созданию собственных вики-проектов Wikidot.
  • Он был активистом open standards и основателем Digital Standards Organization.
  • Питер в 2007-м был назван одним из 50 самых влиятельных людей в области «Интеллектуальная собственность».

Подробнее тут: Тридцать пять лет я, как некромант, вдыхал жизнь в мертвое железо при помощи кода
Пришло время для моей последней статьи. Я мог бы написать еще, есть время, но потом буду думать о других вещах: о том, как удобнее устроиться в постели, когда принимать болеутоляющие и о людях рядом со мной.

… я хочу написать одну последнюю модель, последний протокол, который посвящён тому, как уйти из жизни, имея в запасе некоторые знания и время. В этот раз я не буду офоррмлять RFC. :)
Протокол ухода из жизни


Сайт Питера Хинченса
Статья в Википедии

Мысли и идеи Питера Хинченса на Хабре:


О проекте по переводу книги
Я, при поддержке Филтех-акселератора, планирую опубликовать на Хабре (и, может быть, в бумаге) перевод книги «Social Architecture». Имхо, это лучшее (если не единственное адекватное) пособие по управлению/построению/улучшению сообществ, ориентированных на создание продукта (а не на взаимный груминг или «поклонение» лидеру, спортклубу и пр).

image

Прием заявок в акселератор для филтех стартапов продолжается


Если у вас есть на примете проекты/стартапы с высокой долей технологий совпадающие с ценностями филтеха, смело подавайте заявку.
До 25 февраля есть еще время!

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих PhilTech-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Новости о проектах в идеологии #philtech и ссылки на полезные материалы.

Страница в Facebook
Новости Philtech-стартапов, российские и международные события из мира технологий для филантропии.

Подписаться на рассылку
Еженедельная рассылка новостей из мира технологий и филантропии.

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий