...

четверг, 24 января 2019 г.

Как правильно купить картошки, если ты дальтоник

Я долго отбирал картинки для сегодняшнего поста и столкнулся с довольно забавной проблемой. Половина иллюстраций по теме дальтонизма была для меня совершенно бессмысленна. Как, например, картинка сверху. Жена утверждает, что справа с ней что-то не так. Иногда из-за этого я смотрю на окружающих словно на мухожуков, которые видят в ультрафиолете.

Короче, сегодня я попробую рассказать вам что такое цветоаномалии, насколько это мешает в жизни и отвечу на самый сакраментальный вопрос «А какой цвет ты видишь на самом деле».

Дальтонизм и цветоаномалии


Был такой замечательный физик, химик и в целом умный и любопытный человек — Джон Дальтон. Вероятнее всего, мало кто сразу вспомнит его выдающиеся заслуги в физике газов и другие открытия. Но почти у каждого всплывет ассоциация с нарушением зрения, названным в его честь. Он стал одновременно и открывателем и первым описанным пациентом. У него была дейтеранопия. Он не особо сильно от этого страдал и, как и большинство цветоаномалов, заметил это совершенно случайно уже во взрослом возрасте. У него напрочь отсутствовала чувствительность в зеленой части спектра. Сам Джон описывал это так:
Та часть картины, которую другие называют красной, мне кажется как будто тенью или просто плохо освещенной. Оранжевый, зелёный и жёлтый кажутся оттенками одного цвета, от интенсивного до бледно-жёлтого.

image
Нормализованные графики чувствительности человеческих клеток-колбочек различных видов (К, С, Д) и клеток-палочек (П) к различным частям спектра. Ось длин волны на данном графике логарифмическая.

Нарушения цветовосприятия очень похожи по своей сути на дефектный сенсор фотоаппарата со сбитой калибровкой. Только вместо RGB-сенсора у нас колбочки и палочки. Каждый тип имеет свою зону чувствительности, связанную с особенностями строения белков-опсинов. Представьте себе, что в выпущенном экземпляре у матрицы/сетчатки полностью отсутствует чувствительность к цветам. Только красивые и стильные оттенки серого. Это полная ахроматопсия. Также могут попадаться чуть более частые варианты с полностью (-анопсия) или частично (-аномалия) нечувствительными колбочками одного типа:

  • Протанопия/протаномалия — красные колбочки,
  • Дейтеранопсия/дейтераномалия — зеленые колбочки,
  • Тританопия/тританомалия — синие колбочки.

Наследуется вся эта красота довольно интересно. Ген, отвечающий за кодирование цветочувствительных белков опсинов, находится в X-хромосоме. Поэтому мама, имеющая одну такую дефектную хромосому в своем наборе (XX') с вероятностью 50% передаст ее своему сыну, у которого запасной X-хромосомы от папы не прилетело, иначе сын был бы дочерью.
Возможные варианты:
XX' (здоровая мать-носитель) + XY (здоровый отец) -> X'Y (сын-дальтоник) + XY (здоровый сын) + X'X(здоровая дочь-носитель) + XX (здоровая дочь)

Дочка стала бы просто могла быть просто скрытым носителем как мать. Так и приходится дальтоникам-мужчинам жить со своим набором X'Y. В моем случае, история моей дефектной X-хромосомы закончится на мне, так как сыновьям от меня достался вполне приличный, здоровый Y. Хотя, есть шанс, что жена все-таки уговорит меня еще и на девочку)

Взгляд изнутри


Сразу хочу прояснить один важный момент. Все описания дальтонизма, которые вы читали, довольно бессмысленны. Все эти прекрасные картины с красным небом, зелеными собаками и прочими радостями не скажут вам ровно ничего. Мы не видим мир таким. Если быть точным, никто не может знать, что на самом деле происходит в голове у человека рядом, когда вы просите его описать цвет предмета. Все же попробую описать то, что как это выглядит изнутри. У меня дейтераномалия. Почти как у Джона Дальтона, но зеленые колбочки не такие отбитые и какой-то сигнал все же передают. Но нужного пигмента в них явно не доложили. Чаще всего у меня сложности с зеленым и коричневым, который, по сути, является темным ненасыщенным оттенком оранжевого.


Что именно я вижу? Скорее это стоит описать словами — что я не вижу. В примере выше для меня это один и тот же цвет. Да, я вижу в редакторе, что это цвета с совершенно разным Hue, что один является производным от зеленого, а другой от оранжевого. Но это не отменяет того, факта, что цвета просто одинаковые. Лучше всего это описать как снижение разрешения зрения в отдельных участках спектра. Я начинаю путать оттенки там, где для других очевидна разница. Так как у меня не полная цветовая слепота в зеленой части спектра, я вижу разницу между яркими и насыщенными оттенками зеленого.

Что делать, если тебя послали за картошкой


Картошка — довольно ядовитое растение. Ягоды, листья и иногда даже клубни. Если ее неправильно хранить, то она решает, что настал ее звездный час и пора готовиться прорастать. При этом она зеленеет и в ней начинает стремительно накапливаться соланин. Не надо такое есть. Это нейротоксичный гликозид, который может серьезно вас отравить. Для обычных людей с выбором картофеля нет ни малейших проблем. Но, как оказалось, не в случае моей дейтераномалии. Жена очень долго смеялась, когда я принес домой килограмм пять отборной, от души зеленой картошки. Пришлось выбросить. Теперь я стараюсь дополнительно сверяться с камерой мобильного телефона, которая некоторые цвета различает лучше меня. Отдельное спасибо хабраюзеру gmikhail94 за его приложение Color Picker. Оно меня очень выручает.


Желтовато-коричневый — это ок. Можно брать.

В остальном мне моя проблема особо не мешает. Максимум случайно дерево могу нарисовать с коричневыми листьями. Цвета светофора я хорошо различаю, что не может не радовать.

Диагностика


Цветоаномалы очень редко сами замечают свою проблему. Чаще всего так и не узнают, что трава какого-то не такого цвета на самом деле. Тем не менее, для некоторых профессий критически важно иметь хорошее цветовое зрение. Для вождения, кстати, с 2014 года достаточно просто различать хоть какие-то цвета и иметь не менее одного глаза.
Профессиональный офтальмолог может провести диагностику цветоощущения с помощью специальных таблиц Рабкина. Это набор крайне качественной полиграфии с цветовыми эталонами. Пациент должен отвечать, что именно он видит на рисунке. Тут есть интересный момент — часть изображений построена таким образом, что пациент с нарушениями увидит какую-то цифру или фигуру, а нормальный трихромат нет. Несколько примеров:

Нормальные трихроматы различают в верхней части таблицы две фигуры: круг слева и треугольник справа. Протанопы различают в верхней части таблицы два треугольника и в нижней части — квадрат. Дейтеранопы видят вверху слева треугольник, а внизу квадрат.


Нормальные трихроматы различают в таблице цифры 9 и 5. Протанопы и дейтеранопы различают лишь цифру 5.

Просьба к дизайнерам


Дорогие разработчики интерфейсов и создатели чудесных, гармоничных цветовых палитр для веб-сайтов!

Не забывайте, что целых 8% ваших пользователей имеют те или иные виды цветоаномалий. Не забывайте тестировать свои творения в режимах имитации дальтонизма. В инструментах разработчика в Android это вообще штатная функция. Мы скажем вам спасибо за лучшую читаемость палитры.

Немного рекламы


У нас в клинике будет скидка на Relex Smile с 1 февраля. Новая цена — 80 000 руб за глаз вместо 98 000. Если будет оперировать профессор Эскина, то цена будет выше, но скидки тоже будут.
Мы пока ещё не вывесили полные условия, в но они скоро появятся здесь: www.sfe.ru/ceny-i-specpredlozheniya/akcii-uspej-zapisatsya
Если что — звоните: +74954807584
Адрес: Москва, ул. Старокачаловская, дом 6

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий