...

понедельник, 4 ноября 2019 г.

Кому нужны хромбуки?

Дисклеймер:
В плане должностных обязанностей я не отношусь к людям, которые разрабатывают, рекламируют и продают Chrome OS, устройства на ее основе и продукт G Suite.

В последнее время в отечественное медиапространство все чаще проникают хромбуки, а я, в свою очередь, все чаще слышу от различных блогеров и ведущих различных подкастов вопросы вида «кому вообще нужны эти хромбуки» и «зачем вообще нужны эти хромбуки». 


Credits: Google
Последняя волна таковых прошла совсем недавно — после очередной презентации Made By Google (на которой, кстати, Google успели показать больше новых устройств, чем Apple на сентябрьской презентации, сделали это быстрее, чем Apple на сентябрьской презентации, но сделали это настолько «без огонька» что все казалось жутко затянутым и когда же это уже закончится). На этой презентации Google показала, в числе прочего, и новый «премиальный» хромбук Pixelbook Go, сделанный самими Google, а два озвученных ранее вопроса дополнились еще одним — если дешевые хромбуки еще можно неплохо использовать как печатную машинку, то кому нужны «премиальные» хромбуки с i7 и 16Gb оперативной памяти — вообще не понятно.
Давайте разбираться.

Разбираться, пожалуй, начнем не с самих устройств на базе Chrome OS (а это, кстати, не только Chromebook'и, но еще и Chromebox'ы — эдакий intel NUC по формфактору, — и Chromebase'ы — моноблоки).


И нет, я сейчас не про магию взаимодействия Pixel, Pixel Buds, и Pixelbook, с этим, кстати, пока туговато, хотя и работается работа в эту сторону.

Google уже давно (и отнюдь не на альтруистических началах) предлагает всем желающим продукт под названием G Suite (в прошлом — Google Apps for Domains и Google Apps for Business).

Вполне отдаю себе отчет в том, что тут многие знают или слышали про этот продукт, но тем не менее — кратко расскажу. Потому что слышали все-таки не все и не все из тех кто слышали — представляют себе масштабы «трагедии».

Если чисто технически описать сервис G Suite — он просто позволяет вам подключить сервисы Google на свой собственный домен за какую-то денюжку, которую нужно будет платить за каждого пользователя (от $6 до $25 долларов за пользователя в месяц в зависимости от пакета услуг, если просто заходить со стороны. Если заходить через крупный enterprise — вам (наверняка, не могу утверждать) нарисуют цены поинтереснее).

В первом приближении звучит как просто почта на своем домене за много денег. Но это не совсем так. Потому что в набор предоставляемых и высоко интегрированных сервисов входит не только почта, почта — вершина айсберга.

Во-первых ваш  IT-департамент получает свою «доменную» админку, в которой может создавать-удалять-блокировать пользователей, управлять правами доступа, политиками безопасности, тем, буквально до whitelist'ов, куда пользователям можно через Google Sign In логиниться, удаленно управлять устройствами (да-да, вы понимаете к чему я клоню, правда?) вроде хромбуков и андроидов, на которых пользователи залогинены в эти самые корпоративные аккаунты (куча тонких настроек по разрешениям, запретам, слежке (в пользу компании, а не гугла конечно, это все-таки платный продукт, в данном случае продают вам, а не вас), возможность эти самые устройство удаленно очищать и блокировать и т.д. и т.п., можете наверное себе представить.

Credits: Google
Во-вторых там в комплект поставки входят почти все широко известные сервисы  Google, как-то docs/spreadsheets/slides/drive/calendars/hangouts/meet/groups/google+ (да, еще живой, в рамках gsuite можно использовать как корпоративный портал) и много всякого разного другого полезного.

Все это, естественно, несколько отличается от публичных версий тех же самых сервисов — все очень сильно кросс-интегрировано, доступна куча настроек по безопасности (вроде того что вот этот документ доступен только вот этому человеку, вот этот документ расшарен на группу, вот тот только в пределах домена и еще два внешних аккаунта, а вот этот публичный), доступность коих в свою очередь настраивается администраторами, в календаре можно посмотреть расписание коллег, назначить встречу, на удобное всем время (опять же потюнить права доступа и видимость встречи), приделать к ней видеозвонок в meet, прикрепить документ и во время видеозвонка его безболезненно транслировать в конференцию (Google, кстати, продает интегрированное с Google Meet железо для оборудования переговорок и мне нравится как оно работает). Есть даже командный чат наподобие слака, только еще хуже. 

В Drive помимо просто стандартного контроля доступа появляются еще «shared drives», владеет которыми группа пользователей а не конкретный пользователь, также почти все permissions/митинги/рассылки и все остальное что работает на уровне пользователей, работает и на уровне групп пользователей.

Туда же включается огромная часть работы в Google Cloud, если вас помимо организационной деятельности интересует еще и инфраструктурная — проекты (ключевая сущность в gcloud) можно создавать на организацию, шарить по организации разные биллинг-аккаунты с разными людьми, организовывать проекты в подкаталоги и делить доступ по тем же самым группам-пользователям, которые описаны выше, тюнить политики доступа к ресурсам.

В целом это все сравнимо с тем, что может вам дать Microsoft с их пакетом office 365 (который кстати дороже) и всеми майкрософтовскими плюшками сверху (кстати, не знаю, насколько Office 365 интегрирован в Azure, наверное как-то интегрирован).

(и заметьте — это все просто описательно, я не хочу никого убеждать попробовать пользоваться этим безобразием и возражения в стиле того, что 1C сложно в эту экосистему интегрировать — ну… в принципе пишите в комментарии, что добру пропадать, будет какая-никакая дискуссия.)

Двигаемся ближе к ответам на озвученные вопросы.


Credits: Google
Отдельной историей тут является версия G Suite for education. 

Как вы уже догадались из названия — это версия дистрибуции G Suite для школ и университетов.

Google просто продают школам свою уже готовую экосистему (ну конечно подтянутую под связанные с детьми регуляции). И они целятся не в только и не столько в персонал, сколько в учеников. 
 
Ученики получают «рабочее» окружение для эффективного обучения — все что перечислено выше — документы/таблицы/презентации/календари с расписанием (наверное) и какими-то классными/школьными событиями, возможность коллаборироваться во время работы над заданиями и т.д. и т.п.

Но есть проблема — этим ученикам нужно какое-то железо, чтобы всем этим пользоваться и не у всех учеников есть возможность иметь собственную железяку в силу разных причин.

И вот тут на сцену выходят хромбуки в том виде, в котором они и воспринимаются абсолютным большинством даже техносообщества.

Ультрабюджетные машинки (натурально от 150 долларов за новую), которые, несмотря на слабую начинку, прекрасно чувствуют почти себя во всем, что связано с работой в браузере (включая конечно сервисы Google).

Например в (некоторых дистриктах) США эти хромбуки натурально закупают в школы и выдают детям в личное пользование.

Я смог найти статистику только за 2017-2018-й годы и в 2017-м в образовательные учреждения по всему миру было отправлено почти в целом 30 миллионов устройств. И 35% этого (глобального) рынка  были за устройствами на базе Chrome OS. И если всмотреться в статистику — монструозные почти 60% этого же рынка в США.


Credits: Google
Что в целом дает нам очень грубую оценку в 10 миллионов устройств, отгруженных за 2017-й год только в образование.

И глобально доля windows (который конечно же пока доминирует) падает, а доля chrome os (и iOS, но чуть меньше) наоборот — растет.


Но вернемся к G Suite — у этого продукта ведь помимо образования есть и энтерпрайз рынок — вот например статья с какими-то интересными цифрами.

Во-первых — G Suite за два года с 2015 по 2017 удвоил количество приносящих живые деньги enterprise клиентов (в статье по ссылке от 2017 года стоит цифра в более чем 4 миллиона клиентов и надо понимать, что «клиент» в данном случае не пользователь, а организация).

Да, он сильно (ровно в 10 раз) проигрывает Microsoft с их office 365 на enterprise рынке, но, как говорит их главный — второе место это тоже хорошее место. 

И вот для некоторого количества этих самых enterprise-клиентов хромбуки как таковые могут стать большой поддержкой и опорой если учитывать все, что было в начале написано про интеграцию хромбуков с G Suite.

Также у хромбуков (помимо этой вот интеграции с G Suite, предоставляющей максимальный уровень управления железкой извне) есть ряд интересных преимуществ (ну или как минимум мест, по которым они не проигрывают) перед другими решениями. 

  • Практически гарантированная работоспособность и отсутствие головной боли для IT-департамента.
    Да, они просто работают и их довольно тяжело привести в неработоспособное состояние, powerwash (которой hard reset) или даже замена устройства не приводит к потере данных, ибо они все в облаке, очень простая интеграция практик bring your own device — вы заходите на своем устройстве с рабочим аккаунтом и у вас автоматически накатываются все установленные организацией политики, в том числе возможность удаленно сбросить устройство с корпоративным аккаунтом в случае утери/кражи.
  • Понятная модель срока поддержки и списания для финансового департамента.
    Гугл имеет жесткий и гарантированный цикл поддержки каждого Chrome OS устройства (что-то вроде 5 или 6 лет), после которого устройство перестает официально поддерживаться (обновления больше не приходят) и его можно со спокойной душой списывать. Отсутствие фрагментации, кстати, Chrome OS, в отличие от Android, распространяется по очень жестко контролируемой Google схеме. Для всех устройств есть одобренные и сертифицированные гуглом «платформы» на которых уже разные производители и собирают «разные» модели хромбуков. Болезненный опыт с android видимо дал свои плоды. 
  • Довольно высокий уровень безопасности.

    А еще бы. Вся система максимально огорожена и дает минимальную свободу действий, локальное хранение файлов в целом не приветствуется (да и зачем — есть драйв с широким диапазоном настроек видимости каждого отдельного файла). Плюс, конечно же, интегрированные TPM/secureboot, встроенные «железные» ключи для двухфакторной авторизации на некоторых моделях.
     

  • Естественно высокая степень интеграции с сервисами Google в целом и G Suite в частности. 

(Да, я согласен, у других участников рынка тоже есть _почти все_ из этого списка. Но во-первых — это значит что хромбуки вполне способны потягаться с конкурентами, а также — конкуренты не дают вам того уровня простоты интеграции в экосистему, простоты использования, уровня отказоустойчивости и, возможно даже, безопасности). 

Ну т.е. если компания уже пользуется G Suite, то у нее, в целом, очень много доводов в пользу использования хромбуков. 

И надо добавить что для многих людей тех возможностей, что предоставляет Chrome OS должно быть более чем достаточно для работы.

Не для всех, конечно. Но для многих.

Credits: Google
И вот тут у нас находится один из ответов на промежуточный вопрос — если ультрабюджетный сегмент еще понятен (просто печатная машинка домой которая стабильно работает или может ребенку кусок хромбука, который не жалко), то кому вообще нужны так называемые «премиальные» хромбуки? 

Вот если вы по какому-то стечению обстоятельств компания, которая использует для обеспечения операционной деятельности G Suite и рассматриваете хромбуки в качестве основных рабочих машин и (что немаловажно) любит своих сотрудников (особенно из тех, что повыше в «пищевой цепи» и вообще привыкли уже к хорошему), вы же не будете пичкать их ультрабюджетными устройствами с ужасными экранами, корпусами да и всем остальным? Вот то-то и оно.

Плюс имидж конечно. Мне кажется что с выходом Google Pixelbook Google как бы просто старается потихоньку раздвинуть окно «дозволенного». Раньше хромбуки за такие деньги считали нонсесом. Честно говоря — все еще считают, но уже гораздо меньше и надо сказать что pixelbook среди хромбуководов долго считался (и наверное до сих пор считается) эталонным устройством. (И он действительно хорош, если закрыть глаза на толщину рамок экрана).

Я, к сожалению не смог отыскать цифр по b2b отгрузкам хромбуков за пределами системы образования, но они определенно есть и должны быть ощутимыми.


Помимо огромного образовательного рынка и какого-то энтерпрайз рынка существует и еще один — стандартный ритейл. 

Опять же, почему-то очень трудно найти открытую статистику по продажам хромбуков в целом. Согласно аннотации к вот этому репорту — в 2014-м образование делало что-то около 72% всех продаж хромбуков, т.е. еще 28% нам оставалось на ритейл и энтерпрайз. Скорее всего с сильным перекосом в энетрпайз.

Рынок сбыта #3.1 (которого наверное пока нет, но он точно будет). Будущие выпускники системы образования.


В целом — вдумайтесь в эту чудовищную цифру — 60% компьютеров и ноутбуков, закупающихся в школы США — на Chrome OS (если судить из трендов, то сейчас должно быть даже больше). 

В целом это значит, что Google весьма успешно себе готовит рынок, которого раньше совсем не было и пока еще толком нет. Дети и подростки, которых система образования снабжает устройствами вырастут. Заведут своих детей. Станут директорами и начальниками больших и маленьких компаний. И вырастут они людьми, которым привычнее Chrome OS и тот опыт, который она дает, а значит будут вероятно вполне успешно холиварить c нами — старперами на предмет превосходства операционной системы от Google. И покупать это железо себе, детьми и в компании, где они работают.

Credits: Google

Рынок сбыта #3.2. Люди, которым ок.


В мире есть много людей, которым будет достаточно простой и дешевой печатной машинки с интернетом. Особенно учитывая тренды миграции вообще всего (не в последнюю очередь и медиаконтента) в облака. И эти люди могут быть довольно большой частью аудитории.  

Рынок сбыта #3.3. Энтузиасты?


Chrome OS за последние годы проделала огромный путь. Из просто браузера намертво занимающего весь userspace она превратилась во вполне «юзабельную» операционную систему — с файловым менеджером, какими-никакими настройками, поддержкой периферии, медиаплеером и т.д. и т.п. Но это все понятно. Есть же пара вещей, которые глобальнее и интереснее. 

Поддержка Android приложений.


Вот всем кто раньше жаловался на недостаток приложений под Chrome OS — теперь доступны тысячи приложений, который можно поставить прямо из Play Store и даже пользоваться. Там есть и редакторы фотографий и редакторы видео (понятно, что весьма себе такие базовые, но тем не менее — если вам быстро что-то надо сделать на бегу — оно можно сделать) и любого уровня продвинутые медиаплееры для прослушивания супер-пупер-лосслесс аудио.

Поддержка Linux и кастомных linux-контейнеров в целом.


В Chome OS завезли так называемый project Chrostini. 
Для тех кто хочет погрузиться в детали — есть вот такая ссылка: chromium.googlesource.com/chromiumos/docs/+/master/containers_and_vms.md

Для тех кому просто интересно — другая: https://support.google.com/chromebook/answer/9145439?hl=en.

Кратко — суть в том, что теперь из-под Chrome OS вы можете запускать свои собственные lxd-контейнеры с линуксом на борту. А также команда непосредственно Chrome OS сделала простой UI для загрузки контейнера «по-умолчанию», который очень неплохо интегрирован с самой Chrome OS и даже имеет предварительно настроенный транслятор из X11 в Wayland, для того, чтобы позволить вам «бесшовно» запускать из этой, по сути, большой linux-песочницы, практически любые приложения (в том числе и GUI приложения).

VS Code и Idea работают, docker работает, какой-нибудь gimp работает, да черт, даже steam работает с поддержкой (уже) аппаратного ускорения для игр доступных под linux (project proton пока не работает, проблемы с адаптацией драйверов на виртуальную видеокарту).

(Вот вам, кстати, ответ на вопрос «зачем нужны такие мощные хромбуки» — чтобы запускать на них Docker и IntelliJ IDEA).

Конечно оно все еще в бете и довольно сыро, и местами медленно (файловая система, как водится, виртуализированная), но блин… Если вы, например, разработчик, то там уже есть все что нужно для работы. И может даже чуть-чуть больше.

Ну как-то так. Так кто он — следующий покупатель chromebook? Может быть вы?

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий