...

среда, 2 октября 2013 г.

[recovery mode] Легенды Apple: Джонни Айв – дизайнер с мировым именем. Идеи «Undesign»

Наша первая встреча с продуктом, будь то мобильный телефон или планшетное устройство, начинается прежде всего с дизайна. Конечно, нас интересует и функционал устройства, который для многих при выборе становится предопределяющим, но без тени сомнения, первое, на что мы обращаем свое внимание – это внешний вид. Мы совершенно не задумываемся об авторах тех устройств, внешний вид и интерактивный интерфейс которых выражены в поразительном внимании к мелочам. Мы просто понимаем, что устройства должны выглядеть так, а не иначе. И техника Apple преследует идеи именно этой концепции.

image

image

Небывалая популярность Apple и ее продукции заключается в философии Джобса – чувства технологии вцелом. При этом компания Apple не только зарабатывает деньги, но и делает устройства максимально простыми и удобными, наполняя их душой и привязывая к ним любовь своих создателей. Все это пробуждает в людях восторженные эмоции уже в момент открытия коробки, что для некоторых превращается в волнующее действо.

image

Дизайн — это душа продукта, которую можно разглядеть через наружную оболочку. Рукотворного создателя ни что не должно отвлекать от безупречности и сущности предмета, который может быть испорчен плохим исполнением. Признаком выдающегося дизайна Apple является как ни странно незаметность самого дизайна. И у этого непревзойденного и признанного во всем мире дизайна есть вполне конкретный отец, человек, ставший самым титулованным промышленным дизайнером в мире.

Детство и юность дизайнера с большой буквы




Джонни Айв родился 27 февраля 1967 в местечке Чайгфорд, в предместье на северо-востоке Англии. В Англии, традиции дизайна и изготовления продуктов очень глубоки. Неотделимой частью идей и оригинального мышления Айва можно было назвать британскую культуру с ее традиционным дизайном.

Первые годы своей жизни Айв любил наблюдать за рукоделием своего отца. Отец Джонни был был ювелирным мастером и специализировался на работе с серебром искусным мастером, преподавал в колледже. Однажды в качестве подарка на Рождество отец взял Джонни с собой, где тот был предоставлен самому себе и мог мастерить все что угодно. Отец ставил единственное условие – Джонни сперва должен был набросать от руки элементы своей поделки, а далее попытаться вручную собрать головоломку, выбрав подходящие, гармонирующие друг с другом материалы. Айв начал понимать всю прелесть вещей созданных вручную. Он твердо запомнил – к ювелирному делу необходимо подходить с любовью, которая позволяет избавить продукты от небрежности и беспорядка.

Когда Джонни немного повзрослел, семья переехала в Стаффордшир — графство на западе центральной части Англии. Здесь скромный и застенчивый мальчик Айв стал посещать Walton High School Auditorium, школу, где занимался известный английский футболист Дэвид Бекхэм.

image

В 1985 году Джонни изучал дизайн и искусство в политехническом колледже Ньюкасла, небольшом город в графстве Стаффордшир. В наши дни его называют Northumbria University, куда Джонни и поныне возвращается, чтобы почитать лекции и дать уроки дизайнерского мастерства будущим мастерам пера.

image

Одним из творений Джонни стала ручка с маленьким шариком наверху, которую было приятно теребить в руках. Детям нравились такие игрушки и у них возникала эмоциональная привязанность к ним. А все свое свободное время они проводили рядом с волшебным инструментом. В искренних и чистых эмоциях детей можно было заметить то, как волшебный инструмент Джонни становился для них источником радости и всеобщего обожания.

Вся квартира Айва была завалена моделями из пенопласта, которые по форме напоминали будущие устройства, благодаря которым Джонни искал путь к гармонии линий и пространств между ними, прокладывая свой путь к совершенному дизайну.

Для защиты диссертации Айв разработал устройство, которое представляло собой микрофон и наушник. Все из чистейшего белого пластика. Оно помогало в общении с детьми с нарушением слуха.

Phone Mic

Помимо этого Айв спроектировал дизайн банкомата (ATM) и форму изогнутого телефона Trimline.

image

image

Оба эти проекта были удостоены наград королевского общества покровительства и искусства The Royal Society of Arts. В школе искусства и дизайна Айв постоянно находился вблизи к графическим дизайнерам, модельерам и художникам. Это характеризует творческое время проведения Айв в колледже Northumbria University. Подобная «творческая тусовка» хорошо передавала энергию и жизнь Лондона.

В отличии от многих начинающих дизайнеров и художников, Айв большое значение уделял не только эскизам, но и тому, как будет работать каждый элемент дизайна в отдельности.

В 1989 году Айв поступил на работу в лондонскую дизайнерскую фирму Tangerine Design, где занимался разработками электрических розеток и расчёсок, сантехникой и телевизорами. Фирма Tangerine Design имела консультативный контракт с Apple. И первое знакомство с Mac произошло именно здесь, после того, как Джонни получил ужасный опыт в в использовании PC компьютеров 80-х. Это был очень волнующий момент – вспоминает Джонни. Работа за Mac превращалась для Джонни в настоящее волнующее действо, когда рядом можно было почувствовать дух людей, которые его создавали.

В 1992 Айв переезжает в Сан-Франциско, чтобы стать промышленным дизайнером в Apple Inc. До встречи с Джобсом, который в этой время разрабатывал графические подстанции NeXT Computer для вузов и бизнеса, оставалось четыре года. За год до встречи с Джобсом Айв стал главой дизайнерской студии Apple.

Однако счастье в компании Apple Inc. Джонни так и не нашел. Все за что он брался, оставалось пылиться на полках. Бывший гендиректор Apple Джил Амелио попросту обесценивал дизайн продукта. Никто не подходил к работе с любовью. Под руководством Джила Амелио Айв занимался разработками лотков для принтеров Color StyleWriter 2200.

image

Айву давали несколько заданий, после зарисовок которых, инженеры старались реализовать замысел по максимально низкой цене. Все желали выжать из проекта максимум прибыли, и это страшно расстраивало Джонни. Ни один из прототипов Айва так и не был выпущен на рынок. Айв серьёзно подумывал об уходе из Apple Inc.

Личная жизнь и личные качества Айва




По словам друзей и знакомых Айв, несмотря на его пост вице-президента по дизайну Apple, является самым скромным и застенчивым человеком в мире.

Айв очень ревностно подходит к тому, чтобы его личная жизнь действительно оставалась личной. Он не любит папарацци и журналистов, и никогда не старается играть на публику.

В настоящее время он живет в небольшом домике в городке Твин Пикс, расположенном в центре Сан-Франциско, премьера драматического телесериала которого собрала у экранов 8,15 миллионов зрителей.

image

В 1987 году Айв женится на Хизер Пегг. С будущей писательницей и историком Джонни познакомился еще в Англии, учась в средней школе. Результатом их брачного союза стало рождение двух малюток — сыновей-близнецов.

Среди знакомых, за праздничным ужином в кругу сотрудников дизайн-студии Apple, Айв выглядит как скинхед-головорез, но в общении оказывается самым дружественным партнером и вежливым человеком. Айв любит рок-музыку и в свободное от работы время проводит в окружении американской металл-группы «Fear Factory», грандиозный концерт которой можно было лицезреть на WWDC 2013.

Что же касается «железных колесниц» Джонии, в настоящее время ведущий дизайнер Apple наслаждается ездой на своем любимом Bentley Brooklands, на котором и добирается до своей дизайнерской лаборатории, расположенной в кампусе Apple. Нынешнее состояние Джонни оценивается в более 8 млн. фунтов стерлингов, что является результатом его долголетней и творческой работы.

Айв имеет множество наград, скольких нет ни у одного дизайнера в мире. Джонии несколько раз был дизайнером года и в свое время получил звание королевского промышленного дизайнера. Весной 2012 года в букингемском дворце королевой Анной Айву был вручен орден британской империи за заслуги в области промышленного дизайна. Джонни получает звание Рыцаря-Командора Ордена Британской империи (KBE) и имя, которое навсегда останется в истории Apple, сэр Пол Джонатан Айв.

Айв был единственным человеком в Apple, о котором Джобс отзывался не как о своем коллеге, а как о своем близком друге. Это можно было увидеть в 2010 году на Apple WWDC 2010 и презентации iPhone 4, когда Джобс назвал Айва «лучшим другом во всем мире».

image

С Айвом Джобсу было приятно проводить время за чашкой чая в дизайнерской студии и обсуждать футурстичные разработки будущих продуктов Apple. Жена Стива, Лорен, признавалась, что Айв был частым гостем в доме Джобсов.

На пути к Apple: встреча с Джобсом и первые успехи




Apple купила NeXT(1985), компанию которую основал Стив Джобс после ухода из Apple, 20 декабря 1996 года за $429 млн, вследствие чего большая часть нынешней Mac OS X основана на OpenStep — стандарте прикладного программирования. NeXT разрабатывала и производила графические рабочие подстанции для вузов и бизнеса.

image

В момент, когда Айв намеревался покинуть Apple, Джила Амелио с поста вице-президента и главы компании Apple сменил Стив Джобс. 16 сентября 1997 Стив Джобс повторно возглавил Apple. Духовный лидер яблочной компании собрал топ-менеджеров, чтобы дать им слова напутствия. Среди присутствующих, разумеется, был подумывающий об уходе дизайнер Джонатан Айв. Непродолжительная встреча со словами Стива – наша задача, не только зарабатывать деньги, но и делать прекрасные продукты – полностью изменили взгляды Айва. Решения Джобса, принятые на этой философии сильно разнились с теми, которые принимали в Apple до этого, и Айв остался. До встречи с Джобсом оставались считанные дни.

image

Любопытно, что на первых порах Джобс, после второго пришествия в Apple искал дизайнера с мировым именем за пределами кампуса Apple. Он беседовал с Ричердом Сапером, разработавшим дизайн для ThinkPad от IBM и Джорджетто Джуджаро, человеком, которому обязан своим внешним видом Lamborghini Cala, De Tomaso Mangusta и Bizzarrini Manta. Но вскоре Стив решил изучить студию дизайна Apple. В этот момент судьба его сводит с молодым, приветливым и очень голодным до работы Джонни.



На встрече, которая заняла кроткое и непродолжительное время, Айв и Джобс обсудили концепты будущих продуктов, материалы, формы для их изготовления. Айв внезапно осознал, что находится со Стивом на одной параллели и любит Apple.

Вернувшись в Apple, Джобс отказался от многих выпускаемых продуктов и уволил часть сотрудников. Изучив дизайн-студию Apple, Стив решил, что Айву пора переезжать, переезжать в новое здание в кампусе Apple. При этом Стив всячески старался обезопасить группу дизайнеров и даже организовал для них отдельную кухню, что бы они при всех случайно не взболтнули чего лишнего.

Первоначально Айв находился в подчинении у Джона Рубеншейна, которого Джобс привел из NeXT и назначил главной аппаратного обеспечения.

image

Джона Рубеншейн является создателем операционной системы NeXT для рабочей станции RISC Workstation и участником группы разработчиков цифрового плеера iPod.

image

image

Рубинштейн устроился на работу в NeXT в 1990 году, куда его переманил Джобс. Здесь он занимал руководящую должность при разработке рабочей станции NeXT RISC Workstation (NRW), массовое производство которой так никогда и не началось.

В 1996 году Рубенштейн был принят на должность исполнительного вице-президента Apple, где контролировал развитие и вывод на рынок iMac и нескольких поколений систем, включая iMac G4 и G5. В 2005 году Рубенштейн покинул Apple и обосновался в Palm, где занимался смартфонами Palm Pre и операционной системой webOS.

Некоторое время спустя Айв и Джобс, сблизились настолько тесно, что между ними завязалась крепкая дружба. Через некоторое время спустя Стив и Джонни стали так близки друг к другу и работали настолько тесно, что сотрудники Apple воспринимали их как единое целое и дали прозвище дуэту «Джайвс», соединив имя «Джобс» и «Айв» для краткости.

Работа у Джайвсов строилась следующим образом – Айв разрабатывал несколько дизайнерских концептов, а Джобс, опираясь на свою интуицию, отбирал только те, которые ему нравились. При этом Стив никогда не жалел денег на новые разработки. Айв принимал замечания Джобса и продолжал работу над одобренными концептами. В 1997 году Айв становится вице-президентом промышленного дизайна Apple Inc., заменив Роберта Бруннера.

image

Первым дизайнерским триумфом Джайвсов стал iMac G3 представленный в мае 1998 года. Это был настольный ПК в полупрозрачном пластиковом корпусе с оттенком морской бирюзы(Bondey Blue), что позволяло пользователю прикоснуться к его технической начинке.

image

В корпусе «все в одном» клавиатура, мышка, iMac G3 были готовы к работе прямо из коробки. Отличительной чертой iMac G3 стала утопленная прозрачная ручка в форме ожерелья. Она как бы позволяла построить дружественные отношения между ЭЛТ компьютером и человеком, когда iMac G3 позволял как бы «потрогать себя».

image

Джобс и Айв пытались придать ощущение компьютеру, который мог изменять свой цвет, как хамелеон. iMac G3, являющий собой дерзкое заявление был рассчитан на сегмент домашних пользователей. Продукт был разработан при участии дизайнера Дена Костера, правой руки Айва, и Джона Рубенштейна, инженерного руководителя аппаратного обеспечения Apple.

В 2004 году, когда мониторы с плоским экраном стало выгодно производить для массового рынка, Джобс решил, что пора обновить линейку iMac. Айв создал модель, которая по своим дизайнерским характеристикам была слишком традиционна. Внутренности этой модели крепились к задней крышке корпуса экрана. Джобсу такой концепт не понравился, поскольку технические элементы продукта с плоским экраном были сгружены на задней части его стенки. В концепте Айва не хватало той простоты, которая отличала продукты Apple от остальных. Джобсу, которому был присущ двойственный взгляд на мир, был необходим дерзкий продукт, в котором каждый элемент творения Айва позволил бы служить самому себе, а инженерные технологии и утонченный дизайн представляли бы в единое целое.

После того, как Джобс раньше обычно уехал к себе домой, он позвонил Айву и пригласил его к себе на ужин. Когда Джонни приехал, они отправились прогуляться по саду, который разбила жена Джобса, Лорен. Каждый год Лорен сажала какое-нибудь дикорастущее растение. 2012 год стал для Лорен по-настоящему солнечным, когда сад Джобсов изобиловал подсолнухами, где дети Стива разбили уютный и теплый домик.



Дружеская встреча Стива и Джонни проходила в саду Джобсов. Погрузившись в раздумье, Айв и Джобс решили прогуляться по солнечному саду. Во время прогулки по солнечной аллее, Айву внезапно пришла в голову идея создания устройтсва по форме напоминающий подсолнух, основные элементы которого были бы у подножия его корней. Вдохновленный своей идеей, Айв тут же бросился делать зарисовки концепта будущего продукта.

image

image

image

В новом варианте iMac G3 дисплей крепился к хромированной подвижной ножке. Apple потратила месяцы на разработку соединительного шарнира базы и экранного блока, который обеспечивал правильную балансировку и удерживал экран в нужном положении. В итоге творение Джони стало похоже на забавную прыгающую лампу Luxo из ролика компании Pixar. Дерзкие идеи как воздух были необходимы компании Apple, чтобы выжить в безумном мире, выбравшим Windows. И, очевидно, что в новом творении Джайвсов было нечто больше чем, просто кусок пластмассы PC.

image

iMac G3 можно было назвать спорным и футуристичным решением. Но тот факт, что оно подогрело информационное поле и получило ошеломительный интерес на массовом потребительском рынке, вряд ли кого подставит под сомнение.

image

Айв и Джобс пытались создавать продукты цельными и едиными, изысканными и гармоничными, которые бы поражали своим внешним видом с первого взгляда. После оглушительного успеха iMac G3 и появлении Джобса на обложке журнала Times, на рынок вышли ноутбук iBook в форме морской мандариновой раковины, моноблок PowerMac G3 внешне походивший на кубик льда и PowerBook G3 – ноутбук с полупрозначной клавиатурой по форме напоминающий черную морскую раковину. Всего вышло две модели Powerbook G3, одна из которой, Powerbook G3 bronze keyboard, с бронзовой клавиатурой получила название Lombard.

image

image

image

image

Процесс разработки дизайна должен быть тесно взаимосвязан с работой инженеров. Именно таким образом Джобс организовал свою компанию, целью которой стало создание цельных и безукоризненных продуктов.

Заключение




От дизайна зависит наше первое впечатление о продукте. Если устройство с интерактивным дизайном нам приглянулось, то, скорее всего мы сможем закрыть глаза на некоторые спорные или несущественные недостатки в функционале, и приобретем стильную новинку. Восторженные эмоции покупателей продукции Apple мы можем наблюдать в момент покупки коробки с устройством и после его открытия.

image

image

В момент запуска новых устройств компании, палаточные городки во Франции и Лондоне, где ночуют люди и согреваются теплым чаем с пиццей, простираются на несколько десятки миль.

image

image

Джонни Айв определил облик будущих футуристичных продуктов Apple: iMac G4 Cube, PowerMac G3, алюминиевых PowerBook G4, PowerBook G5, MacBook Air, MacBook Pro, iPod, iPhone и iPad.



Джонни Айв – культовая фигура в мире промышленного дизайна. Айв занимает ведущее место в мировой IT-индустрии и известен своими нестандартными подходами к промышленному дизайну. В настоящее время Айв является вице-президентом по дизайну компании Apple и отвечает за разработку дизайна iOS, интерфейс с эффектом parallax и полупрозрачными меню которой были представлены 9 сентября 2013 года.



Айв был правой рукой легендарного Стива Джобса и после его кончины остается одним из самых преданных его друзей в компании Apple. Заниматься дизайном iOS Джонни Айв начал осенью 2012 года после ухода из Apple Скотта Форстолла, который не единожды был запечатлен на клубных вечеринках с титулованным американским рэпером 50 cent.

image

This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers. Five Filters recommends:



Комментариев нет:

Отправить комментарий