...

четверг, 26 декабря 2013 г.

[Из песочницы] Мы будем делать ЦМИТ. Опыт создания, перспективы

ЦМИТ – это Центр молодежного инновационного творчества.

Цель данного топика – поделиться своим опытом в создании ЦМИТ.


В первой части предлагается информация об актуальности создания ЦМИТ. Тем читателям, для которых не стоит вопрос актуальности, предлагается его пропустить.


В остальных разделах вы найдете:


• Исследование темы ЦМИТ в России, список ЦМИТ

• Проблемы образовательной системы. Какая школа нам нужна завтра?

• Ролик о первой студии 3D-моделирования для детей

• Оптимальную схему работы ЦМИТ, бизнес-план

• Проблемы, которые решает ЦМИТ

• Перспективы открытия ЦМИТ

• Оружие, которое напечатали дети

• ЦМИТ как сетевой проект


Актуальность




Осторожно! Реальность. Реальность, которая за окнами наших квартир и стенами домов. Реальность, которая предлагает нам вызовы, на которые государство не в силах ответить. Ответить на эти вызовы можем только мы – прогрессивная молодежь.

Актуальность со стороны образования




Я работал педагогом, педагогом организатором, начальником научно-технического отдела и и.о. директора в Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга. Я создал студию 3D-моделирования и 3D-печати для детей и подростков, которая имела сверхвысокий спрос, особенно на фоне других объединений – макраме, авиамоделирования и т.д. Видео можно посмотреть ниже. В ходе работы пришлось столкнуться с колоссальными трудностями административно-бюрократического характера. Проанализировав их я понял, что школьная система и система дополнительного образования не просто перегружена бюрократией, она находится в системном кризисе, который обусловлен:

1. Оторванность педагогов от современной постиндустриальной, рыночной и индустриальной экономики. Педагоги и учителя школ – это бюджетники, которые просто не видят, не чувствуют и не знают, в каком мире они живут. Это люди давно ушедшей социалистической эпохи, которые просто не могут учить детей жизни в современном мире.


2. Институт образования выключен из производственного процесса. Учеников сегодня просто перегружают оторванными от реальности знаниями, которые не применимы и даже вредны. У системы образования нет возможности включится в экономику производства – для этого нет никакой законодательной базы, и если хоть одна школа начнет что-то производить, то на директора заведут уголовное дело. Сегодняшняя помешанность на ЕГЭ убивает все творческое в детях, или убивает их будущее, если ЕГЭ не сдавать.


3. Нет сильных игроков, заинтересованных в системе образования. Если раньше выпускники отправлялись на промышленные предприятия, то сейчас они просто рассеиваются по маленьким бизнесам, обслуживающего характера, с полностью атрофированными мозгами. В лучшем случае могут свой такой же бизнес открыть. Только самые талантливые могут восстать против своего образования и победить его. Ни бизнес, ни государство, не заинтересованы в школьном образовании высокого качества. Ну а родители? Большинство родителей сдают своих детей в школу как в «банк хранения детей».


4. Сбой преемственности поколений. Последние оплоты инженерного знания – советские инженеры старятся и умирают. Сегодня умер Калашников. Эти люди старались передать свои знания, но теперь их нет. Вместе со мной в Доме детского творчества работал единственный во всем Екатеринбурге педагог спортивного моделирования (конструирование кораблей, самолетов), Тропин Анатолий Петрович, в 2013 году ему исполнилось 70 лет. В ближайшие годы в системе образования не останется реальных инженеров. Школьников уже сейчас элементарно некому учить.


5. Молодым предпринимателям нечего делать в школе. Как уже говорилось, школа не подразумевает НИКАКОГО участия в реальной экономике, поэтому тот, кто хочет там работать должен смириться с нищенскими зарплатами и отсутствием возможности творческой научно-технической самореализации. В школы не идут адекватные люди, но как ни странно, технически школы оснащаются хорошо. Я сам видел целые стеллажи новых наборов для робототехники, детских токарных станков-конструкторов, которые дожидаются своего списания. На новом оборудовании просто некому работать (МАОУ СОШ №128, г. Екатеринбурга).

Образовательная структура ЦМИТ лишена маразма школы, а кроме того, как фабрика идей, нужна бизнесу.


В любом случае, в обозримом будущем институт школы придется или демонтировать или модернизировать. Возможно, ему на смену придет ЦМИТ.


Экономическая актуальность



В мире сейчас завершается, а по некоторым данным, завершился процесс глобализации экономики. Старая экономическая система и экономический рост базировался на расширении рынков, за эти рынки шла борьба и войны. Теперь, когда мир глобален и рынки не могут больше расширяться, экономика изменяется. До сих пор спрос превышал предложение, а теперь предложение превышает спрос на мировом рынке. Это значит, что глобальной рыночной экономике пришел конец. Есть много следствий из этого. Остановимся на тех, которые касаются России.

Россия продает нефть и закупает продукцию, вещи, товары. В следствие падения цен на нефть, Россия не сможет закупать эти продукты. В этом случае есть 2 пути – или умереть, или развивать собственные производства и создать свой собственный внутренний рынок. Я вижу, что для этого создается таможенный союз. Значит, Россия выбирает путь собственного рынка. Громадное преимущество России по отношению к развитым странам состоит в том, что внутренние рынки в России свободны для собственного производителя, а у развитых странах они уже заняты, поэтому их ждет депрессия, а Россию – нет. Россия такая страна, что вроде бы и может быть развитой технически, но как-то пока не хочет, вот войдет кризис в острую фазу, упадет нефть, сразу и захочет.

Создание ЦМИТ – это предвосхищение ситуации и создание современных высокотехнологичных центров, способных стать генераторами продукции новой экономики – инноваций.
Исследование темы ЦМИТ в России, список ЦМИТ



В России сейчас набирает силу движение творческих лабораторий, фаблабов, ЦМИТ. Все центры разноплановые, часть из них создаются ребятами на общественных началах, как клубы, часть – при вузах, как часть инновационной инфраструктуры.

Я приведу список ЦМИТ, школ робототехники и смежных областей, которым располагаю.

makeitlab.ru Екатеринбург Хакспейс

lab115.com Екатеринбург Творческая лаборатория


ЦМИТ

xmashina.com Екатеринбург

cmit.ru Томск

fablab24.ru Красноярск

fablabufa.ru Уфа

fablab77.ru Москва

fablabastrakhan.ru Астрахань

vk.com/fablabspb Санкт-Петербург

vk.com/fablabpolytech Санкт-Петербург

vk.com/nanoelectrolab cmitnanolab.ru/ Пенза

vk.com/club53985613 Пенза

vk.com/3dprint Казань

vk.com/club32743379 Иркутск

vk.com/club20052635 Дрожжаное

vk.com/kids_a Не известно

www.facebook.com/groups/132808813567898/ Краснодар


Школы робототехники

robot.uni-altai.ru Алтайский край

vk.com/loreby www.lore.by Минск

it-schools.org Екатеринбург

legocomp.ru Екатеринбург

robotural.ru Екатеринбург

mygenius.ru/legoroboti Екатеринбург

робокод.рф Екатеринбург

robotcenter.ru Екатеринбург

pallada-deti.ru Екатеринбург

ddtor.ru Екатеринбург

cgtarian.ru Онлайн-школа по 3D-моделированию

istracenter.ru Образовательный центр информационных технологий ИСТРА

ucs-ustu.ru/go/Uralskaja Уральская компьютерная школа


Большинство ЦМИТ организовано инициативными группами, которые ставят целью популяризацию научно-технического творчества. И бОльшая часть из них были основаны в последние 3-4 года, это может означать, что начинается новый тренд – тренд создания подобных научно-технических лабораторий. Процесс пока развивается стихийно, что называется «кто в лес – кто по дрова». Кто-то собирается по вечерам как клуб, кто-то создает курсы по робототехнике, кто-то занимается инновациями, кто-то просто выполняет заказы по 3D-печати, но как-то продвижение и структуризация все равно идет.

Приведу ролик о своей студии 3D-моделирования, которую я создавал, это было довольно стихийно, но опыт получился позитивный:


Оптимальная схема работы ЦМИТ, бизнес-план



Дело создания ЦМИТ – это очень светлое, интересное дело. Это дело будущего –производство инноваций и работа с молодежью. Но даже самое светлое дело останавливается или медленно развивается, если интерес не подкреплен финансово. Возникает вопрос: как сделать свой ЦМИТ приносящим прибыль бизнесом?

Я разработал и оттестировал организационную модель работы ЦМИТ. При использовании этой модели гарантированно можно выйти на положительные обороты в первые 2-3 месяца работы центра.

Как организация ЦМИТ является объединенным центром трех направлений:

1. Выполнение заказов по 3D-печати, робототехнике, автоматике и другим прикладным инженерным изысканиям;

2. Инженерной школой для детей, подростков и взрослых;

3. Мини-производство, выпускающее мелкие серии продукции.

Обучение в ЦМИТ – предметно. Дети на стадии обучения приобщаются к инженерии, учатся разрабатывать и конструировать технику, обретают предпринимательские навыки, тем самым учатся и готовятся к будущей взрослой жизни. Но и от инженерной школы большая польза для других направлений – поток идей и энтузиазм детей колоссально помогает в создании инноваций.

Направление 1 (Центр прототипирования) – это первоначальная база ЦМИТ – она приносит небольшой стабильный доход. Направление 2 (Инженерная школа) – приносит доход, но в основном является фабрикой идей для производства инноваций. направление 3 – (Мини-производство) – это основная организационноая и финансовая часть. Все 3 направления разведены во времени и в пространстве так, что обеспечивается безопасный режим работы центра.

Для тех, кто создает ЦМИТ по такой модели, или как-то по-другому, всегда есть возможность получения грантов и другой фандрайзинговой деятельности. В некоторых случаях, когда основной упор делается на образовательное направление, гранты и фандрайзинг может стать основным источником дохода.


Эскиз бизнес-плана может быть таким:

1. Покупка среднего 3D-принтера

Расходы -100 000 рублей


2. Выполнение заказов по 3д-печати (студия прототипирования) и продажа пластика

Расходы: Реклама -1000 – 3000 руб/мес Материалы -3000 12000 руб/мес Доходы: 15000 – 100 000 руб/мес


3. Проведение занятий по 3д-моделированию для детей + обучение педагогов и трудоустройство педагогов

Расходы: — 5 000 – 25 000 руб/мес (аренда, зарплата) Доходы: 5 000 – 84 000 руб/мес


4. Для участников, педагогов, детей, подростков появляется возможность выпускать мелкие серии продукции – инновационный бизнес

Расходов нет Прибыль непрогнозируема


Мой бизнес бизнес вышел на окупаемость, а затем и в небольшой плюс уже на 2-3 месяце существования, при этом существенных расходов на аренду помещения и рекламу нет, поскольку бизнес очень мобилен – взял принтер в охапку и пошел. Помещение для занятий берется в почасовую аренду. Печать можно производить прямо у себя дома. Кому интересно, тот может провести исследование спроса на 3D-печать в своем городе и округе через Яндекс. Также можно посмотреть рынок коммерческого дополнительного образования в Вашем городе. Если спрос есть – вперед. В Сети можно найти материалы и вебинары на тему открытия ЦМИТ как бизнеса.


Социальные проблемы, которые решает ЦМИТ




Просто перечислю эти проблемы. Если вы видите еще положительные стороны такого проекта, то напишите, пожалуйста, в комментариях.

• Занятость детей в свободное от школы время (профилактика наркомании, преступности, экстремизма);

• Инженерное образования детей и ликвидация научно-технической безграмотности населения;

• Проблема преемственности поколений в инженерных науках;

• Проблема инженерных кадров в России и перехода к постиндустриальной экономической формации;

• Проблема отсутствия социальных лифтов и молодежного инновационного предпринимательства.

Перспективы открытия ЦМИТ




Когда Вы откроете свой ЦМИТ, это сразу сделает Вас лакомым кусочком для СМИ и органов гос. власти. СМИ очень интересуются всем необычным, ярким, тем, что может заинтересовать публику, в том числе и позитивным, такие новости тоже есть. Ну а органам власти нужны реальные действия – а у Вас только такие и будут. Таким образов, вы становитесь заметной фигурой в Вашем регионе. Эти слова могут подтвердить те, кто уже этим занимается. Далее в Ваших руках оказываются все возможности для развития туда, куда вы захотите. Все это делает открытие ЦМИТ реально действующим социальным лифтом, открытым сейчас для инженеров и педагогов.

Оружие, которое напечатали дети

В моей студии 3D-моделирования (Xmashina) дети придумали идею ручного карманного оружия. Это арбалет, стреляющий дротиками. Я намеренно не вмешивался в детское творчество и позволил детям самостоятельно решать вопросы: Что делать? Что моделировать? Как назвать изобретение. Это был довольно смелый эксперимент. Эксперимент закончился выводом на рынок нового продукта под названием «Карманный арбалет «Яйцестрел». Яйцестрел может выступать как самостоятельное устройство и в качестве аксессуара (чехла) для сотового телефона. Привожу скрин 3D-моделей в чехле для Iphone 5s без жгута и металлических частей. Это был один из первых опытов детского изобретательства, так что не следует судить строго. Дети просто выплеснули то, что у них внутри. Судя по разговорам детей, Яйцестрел предназначен исключительно для стрельбы по учителям, даже для каждого учителя делали отдельный дротик. В итоге, конечно, ни один учитель не пострадал – пожалели. Данная информация приведена исключительно для того, чтобы продемонстрировать действенность подхода. Обучению в моей студии 3D-моделирования и теме школы будущего будет посвящена отдельная статья.

image

Рисунок 1 — Карманный арбалет «Яйцестрел» – чехол для Iphone 5s


ЦМИТ как сетевой проект

Я готов делиться своим опытом и знаниями в организации студий 3D-моделирования и 3D-печати, а также ЦМИТ в целом.

Мы будем делать сетевую структуру центров по всей России. Центры сами по себе будут являться автономными действующими единицами со своими площадками, юридическими лицами, суверенитетом, идеологией, территориальными и другими особенностями. Мы объединяем информационные ресурсы – интерфейсы для связи с клиентами, гос. структурами, бизнесом. Такая структура более производительна.

Прежде чем открыть свой ЦМИТ подумайте, может быть его сразу стоит присоединить к действующей сетевой структуре, ведь это позволит существенно сэкономить свои средства.

Рассмотрим, в чем преимущество кооперации и создания сетевой компании независимых центров.

Экономия за счет:

• Снижения рекламных издержек;

• Снижения репутационных издержек;

• Снижения организационных издержек.

В сетевой структуре возможно тиражирование Ваших проектов, появляется возможность организации глобальных проектов, и общения в кругу единомышленников из других городов.


Подводя итоги, скажу лишь, что искренне считаю, что будущее российского образования, молодежного инновационного предпринимательства и промышленный потенциал страны зависит от новых форм организации труда, и в числе самых перспективных находится ЦМИТ.


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.


Комментариев нет:

Отправить комментарий