> С каждым новым релизом количество способов нетривиально вывихнуть себе мозг при помощи С++ продолжает увеличиваться)
> > Особенно, если не менять подход к реализации игрового поля и продолжать пытаться все вычисления выполнять не над константами, а над типами.
А так ли сложно будет написать универсальный вычислитель на типах, более удобный для программирования, чем клеточный автомат? Как оказалось, несложно; я в 30 раз больше времени потратил на эту статью, чем на написание и отладку собственно кода вычислителя.
Чуть раньше AveNat опубликовала введение в лямбда-исчисление в двух частях, так что вдохновение пришло мгновенно. Хотелось, чтобы можно было (образно) писать так:
#include <iostream>
#include <LC/kernel.h>
#include <LC/church_numerals.h>
int main()
{
// Представление натуральных чисел в виде лямбда-абстракций
typedef ChurchEncode<2> Two; // 2 = λfx.f (f x)
typedef ChurchEncode<3> Three; // 3 = λfx.f (f (f x))
// * = λab.λf.a (b f)
typedef Lambda<'a', Lambda<'b', Lambda<'f',
Apply<Var<'a'>, Apply<Var<'b'>, Var<'f'> > >
> > > Multiply;
// Вычисление (* 2 3)
typedef Eval<Apply<Apply<Multiply, Two>, Three>> Output;
// Переход обратно от лямбда-абстракций к натуральным числам
typedef ChurchDecode<Output> Result;
std::cout << Result::value;
}
А на выходе получать такое:
ilammy@ferocity ~ $ gcc cpp.cpp
ilammy@ferocity ~ $ ./a.out
6
Статья получилась несколько великоватой, так как мне хотелось рассказать обо всех интересных штуках, которые здесь используются. И ещё она требует базового набора знаний о лямбда-исчислении. Приведённых выше обзоров, среднего знания C++ (с шаблонами), и здравого смысла должно быть достаточно для понимания содержимого.
Под катом находится очередное прокомментированное конструктивное доказательство Тьюринг-полноты шаблонов C++ в виде compile-time интерпретатора бестипового лямбда-исчисления (плюс печеньки в виде макросов и рекурсии).
(Так как компиляторы C++03 требуют <
асимметричных<
угловых<
скобок<
в<
шаблонах> > > > >
, а меня в большинстве случаев коробит от их внешнего вида, то для компиляции необходима или поддержка C++11, или sed ':l;s/>>/> >/g;tl'
. За исключением части про макросы, в коде не используются никакие другие возможности C++11.)
Синтаксис
Поехали. Как известно, термы в лямбда-исчислении бывают трёх видов:
ссылка на переменную | v — имя переменной | |
абстракция | v — имя переменной, B — терм | |
аппликация | f и x — термы |
Все эти конструкции необходимо представить с помощью шаблонов C++. Значениями в языке шаблонов являются типы. Каждый из этих типов должен нести информацию о своих компонентах. Объявляя их, мы вводим аксиому «существуют следующие выражения»:
template <class Var> struct Ref; // ссылки
template <class Var, class Exp> struct Lam; // абстракции
template <class Fun, class Arg> struct App; // аппликации
Однако, переменные в лямбда-исчислении не являются полноценными значениями. Переменная v не имеет смысла сама по себе, без абстракции, связывающей её с каким-либо значением. Поэтому термом является именно ссылка на переменную, а не сама переменная. Так что определение можно немного упростить, облегчив написание программ:
template <char Var> struct Ref;
template <char Var, class Exp> struct Lam;
template <class Fun, class Arg> struct App;
Мы воспользовались возможностью шаблонизации с помощью целочисленных значений. Вот только значениятипа
char
можно записывать ещё и строками, что очень удобно: не надо заранее объявлять каждую переменную, используемую в программе. Заодно это явно показывает, что сами переменные не являются значениями (то есть типами C++).'foo'
. Однако апологеты лямбда-исчисления считают это роскошью. Во-вторых, значение подобных символьных литералов оставляется на усмотрение компилятора (2.14.3/1), что в редких случаях может привести к коллизии имён.Теперь мы можем записывать с помощью шаблонов любые лямбда-термы!
typedef Lam<'f', App<Lam<'x', App<Ref<'f'>, App<Ref<'x'>, Ref<'x'>>>>,
Lam<'x', App<Ref<'f'>, App<Ref<'x'>, Ref<'x'>>>>>> Y;
Что дальше?
Умея записывать термы, необходимо научиться их вычислять. Вот тут уже всё не так просто, поэтому применим достаточно известный подход к написанию адовой магии на шаблонах: сначала всё записать на каком-нибудь декларативном языке программирования, затем только исправить синтаксические различия. Лично мне ближе Scheme, так что я буду использовать его. С равным успехом можно применить и любой другой функциональный язык вроде Haskell. (А ещё лучше — Пролог.)
Не будем изобретать велосипед для записи самих термов, а используем традиционные списки:
; Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))
(define Y '(lambda (f) ((lambda (x) (f (x x)))
(lambda (x) (f (x x))) )))
Зафиксируем синтаксис лямбда-исчисления:
; Терм — это ссылка, абстракция, или аппликация.
(define (term? exp)
(or (ref? exp) (lam? exp) (app? exp)) )
; Ссылки записываются символами.
(define (ref? exp) (symbol? exp))
; Абстракция — это список из трёх элементов.
(define (lam? exp)
(and (list-of? 3 exp)
; Где первый — это символ lambda.
(eqv? 'lambda (first exp))
; Второй — это список из одного символа.
(list-of? 1 (second exp))
(symbol? (first (second exp)))
; А третий — это терм.
(term? (third exp)) ) )
; Аппликация — это список из двух термов.
(define (app? exp)
(and (list-of? 2 exp)
(term? (first exp))
(term? (second exp)) ) )
Далее определим функцию
eval
, которая будет интерпретировать термы, различая их по синтаксису:(define (eval exp)
(cond ((ref? exp) (eval-ref exp))
((lam? exp) (eval-lam (first (second exp)) (third exp)))
((app? exp) (eval-app (first exp) (second exp)))
(else (error "eval: syntax error" exp)) ) )
Отлично. Но как реализовать
eval-ref
? Откуда интерпретатор узнает значение переменной? Для этого существует такое понятие как окружение (environment). В окружениях сохраняются связи между переменными и их значениями. Поэтому eval
на самом деле выглядит так — с дополнительным аргументом:(define (eval exp env)
(cond ((ref? exp) (eval-ref exp env))
((lam? exp) (eval-lam (first (second exp)) (third exp) env))
((app? exp) (eval-app (first exp) (second exp) env))
(else (error "Syntax error" exp)) ) )
Теперь вычисление ссылки на переменную определяется просто — это поиск значения переменной в окружении:
(define (eval-ref var env)
(lookup var env) )
Значением абстракции должна быть анонимная функция одного аргумента. Эту функцию вызовет аппликация, когда придёт время. Смысл абстракции состоит в том, чтобы вычислить своё тело
exp
в окружении, где переменная абстракции var
имеет значение переданного аргумента arg
. О создании такого окружения позаботится функция bind
.(define (eval-lam var exp env)
(lambda (arg)
(eval exp (bind var arg env)) ) )
Значения остальных переменных могут варьироваться, но конкретно в лямбда-исчислении принято, чтобы они оставались такими же, как и в месте определения абстракции (то есть брались из окружения
env
). Из-за свойства сохранения исходного окружения подобные функции называются замыканиями.Наконец, аппликация — применение значения абстракции fun
к значению аргумента arg
.
(define (eval-app fun arg env)
((eval fun env) (eval arg env)) )
Здесь сначала вычисляется абстракция и её аргумент, а потом уже происходит вызов. Соответственно,
eval
выполняет редукцию лямбда-термов в аппликативном порядке (с вызовом по значению).Осталось только определить пару функций для работы с окружениями. lookup
для поиска значения переменной в окружении и bind
для создания новых окружений:
(define (bind var val env) ; Для окружений используются ассоциативные списки:
(cons (cons var val) env) ) ; (bind 'x 1 '((y . 2))) ===> ((x . 1) (y . 1))
; (lookup 'x '((x . 1) (y . 2))) ===> 1
(define (lookup var env) ; (lookup 'y '((x . 1) (y . 2))) ===> 2
(let ((cell (assq var env))) ; (lookup 'z '((x . 1) (y . 2))) ===> #<ERROR>
(if cell (cdr cell)
(error "lookup: unbound variable" var) ) ) )
Супер! У нас есть интерпретатор лямбда-исчисления, написанный в чистом функциональном стиле. (Весь исходник.) И он даже работает:
(eval '((lambda (x) x) B)
(bind 'B 42 '()) ) ; ===> 42
Но что за скобки? И при чём здесь C++?
Глядя на исходный код интерпретатора на Scheme, можно относительно легко догадаться, как писать интерпретатор лямбда-термов на шаблонах C++. Напомню, что сами термы записываются следующими шаблонами:
template <char Var> struct Ref;
template <char Var, class Exp> struct Lam;
template <class Fun, class Arg> struct App;
Шаблонные функции (не те)
Функция-интерпретатор называется
Eval
. Так как в шаблонах нет функций, то нам придётся обойтись одними шаблонами:template <class Exp, class Env> struct Eval;
Вызовом такой функции является инстанциирование шаблона:
Eval<Exp, Env>
. Возвращаемое значение этого вызова должно быть типом C++. Условимся, что Eval
определяет внутри себя тип value
, если её значение определено для переданных аргументов:typename Eval<Exp, Env>::value
Подобный код позволяет получить значение вызова
Eval
с аргументами Exp
и Env
(в виде типа value
). Если конкретный вызов ошибочен (не имеет смысла), то тип value
не будет определён и мы получим ошибку времени компиляции. Подобным образом определяются и другие «шаблонные функции».Eval и Apply
Теперь с помощью частичной специализации шаблонов мы можем декларативно описать поведение
Eval
. Например, вычисление ссылки на переменную — это поиск значения переменной в окружении с помощью функции Lookup
(она возвращает значение через result
):template <char Var, class Env>
struct Eval<Ref<Var>, Env>
{
typedef typename Lookup<Var, Env>::result value;
};
Результат вычисления абстракции — это замыкание, представляемое шаблонным типом
Closure
. Замыкание сохраняет в себе (анонимную) функцию и окружение определения этой функции:template <char Var, class Exp, class Env>
struct Eval<Lam<Var, Exp>, Env>
{
typedef Closure<Lam<Var, Exp>, Env> value;
};
Результат вычисления аппликации — это применение вычисленного замыкания к вычисленному аргументу (выполняемое функцией
Apply
):template <class Fun, class Arg, class Env>
struct Eval<App<Fun, Arg>, Env>
{
typedef typename Apply<typename Eval<Fun, Env>::value,
typename Eval<Arg, Env>::value>::result value;
};
Таким образом,
Eval
определена только для Ref
, Lam
, App
(и окружений вторым аргументом). Вызовы Eval
с другими аргументами просто не скомпилируются.Идём дальше. Замыкания — это просто структуры данных интерпретатора, хранящие два значения (функцию и окружение её определения). Реализуются, естественно, ещё одним шаблоном:
template <class Abs, class Env> struct Closure;
Вся суть лямбда-исчисления сконцентрирована в определении функции
Apply
. Замыкания вычисляются в окружении своего определения, которое Bind
расширяет привязкой аргумента вычисляемой функции к его фактическому значению:template <class Fun, class Arg> struct Apply;
template <char Var, class Exp, class Env, class Arg>
struct Apply<Closure<Lam<Var, Exp>, Env>, Arg>
{
typedef typename Eval<Exp, Bind<Var, Arg, Env>>::value result;
};
(Заметьте, что
Apply
в принципе можно определить вообще для чего угодно, не только для применения абстракций.)Lookup и Bind
Осталось разобраться с окружениями. Для начала, неплохо было бы иметь пустое окружение:
struct NullEnv;
Далее, необходимо реализовать механизм расширения окружений с помощью
Bind
. Этот тип данных определяет новое окружение, в котором переменная Var
связана со значением Val
, а значения остальных переменных определяются окружением Env
:template <char Var, class Val, class Env> struct Bind;
Получили своеобразный связный список на шаблонах.
Наконец, нам необходимо уметь находить в этом списке значение нужной переменной — оно будет в первом элементе списка с совпадающим именем. Поиск выполняет функция Lookup
:
template <char Var, class Env> struct Lookup;
В пустом окружении ничего нет. Если искомое значение есть в текущем окружении, то возвращаем его. Иначе рекурсивно просматриваем остальные окружения:
template <char Var>
struct Lookup<Var, NullEnv>;
template <char Var, class Val, class Env>
struct Lookup<Var, Bind<Var, Val, Env>>
{
typedef Val result;
};
template <char Var, char OtherVar, class Val, class Env>
struct Lookup<Var, Bind<OtherVar, Val, Env>>
{
typedef typename Lookup<Var, Env>::result result;
};
Конец
Вот так в 50 строках мы полностью определили синтаксис и семантику лямбда-исчисления с помощью шаблонов C++, что доказывает Тьюринг-полноту механизма раскрытия шаблонов C++ (при условии неограниченного объёма доступной памяти).
Определение машины Тьюринга (англ.) можно втиснуть в примерно такой же объём строк, но оно всё равно будет более многословным из-за более сложной конструкции. Определение мю-рекурсивных функций (англ.) будет наверняка короче, но ненамного. Интересно было бы ещё посмотреть на реализацию цепей Маркова, но её я не нашёл, оценить размеры исходного кода сложно, а писать самому лень.
Окей, попробуем провести простейшее вычисление, используя полученные возможности (полный код):
/* Определения, показанные выше */
#include <iostream>
int main()
{
// 1 = λfx.f x
typedef Lam<'f', Lam<'x', App<Ref<'f'>, Ref<'x'>>>> One;
// 2 = λfx.f (f x)
typedef Lam<'f', Lam<'x', App<Ref<'f'>, App<Ref<'f'>, Ref<'x'>>>>> Two;
// + = λab.λfx.a f (b f x)
typedef Lam<'a', Lam<'b', Lam<'f', Lam<'x',
App<App<Ref<'a'>, Ref<'f'>>,
App<App<Ref<'b'>, Ref<'f'>>, Ref<'x'>>>
>>>> Plus;
// Output := (+ 1 2)
typedef Eval<App<App<Plus, One>, Two>, NullEnv>::value Output;
// Э-э-э... А как вывести результат?
Output::invalid_field;
}
ilammy@ferocity ~/dev/tlc $ g++ -std=c++11 lc.cpp
lc.cpp: В функции «int main()»:
lc.cpp:79:5: ошибка: неполный тип «Output {aka Closure<Lam<'f', Lam<'x', App<App<Ref<'a'>, Ref<'f'> >, App<App<Ref<'b'>, Ref<'f'> >, Ref<'x'> > > > >, Bind<'b', Closure<Lam<'f', Lam<'x', App<Ref<'f'>, App<Ref<'f'>, Ref<'x'> > > > >, NullEnv>, Bind<'a', Closure<Lam<'f', Lam<'x', App<Ref<'f'>, Ref<'x'> > > >, NullEnv>, NullEnv> > >}» использован во вложенном спецификаторе имени
Output::invalid_field;
^
Такой способ исполнения программ в общем-то тоже неплох, но хотелось бы поудобнее.
Расширение множества термов
Во-первых, замыкания шаблонного интерпретатора — это его внутренние структуры данных. Им соответствуют только типы C++, но не значения. С ними необходимо работать внутри самого интерпретатора и никогда не выносить за пределы механизма шаблонов. (Поэтому они специально оставлены неопределёнными типами.)
Во-вторых, очевидно, что в случае представления аргументов в виде чисел Чёрча, результат их сложения тоже будет числом Чёрча — функцией двух аргументов, которая N раз применяет первый аргумент ко второму. (Потому-то мы и получили на выходе именно замыкание, как говорит выдача gcc.) Но что нам делать с этой функцией? Ведь в качестве аргументов мы ей можем передавать лишь такие же функции!
Действительно, сейчас наш интерпретатор понимает только чистое лямбда-исчисление, в котором есть лишь абстракции, аппликации и переменные (которые ссылаются на абстракции или аппликации). Синтаксис позволяет составлять лямбда-термы исключительно из этих трёх компонентов. Любое нарушение этого правила приводит к ошибке компиляции.
Чтобы получить возможность расшифровки результатов вычислений, необходимо использовать прикладное лямбда-исчисление — в нём множество термов расширено элементами некоторого предметного множества. В нашем случае это будет множество типов данных C++.
Введём для них соответствующий терм:
template <class T> struct Inj;
Он обозначает инъекцию типа
T
во множество термов лямбда-исчисления.После расширения синтаксиса необходимо уточнить семантику языка — определить с помощью Eval
значение новой синтаксической конструкции. Ну… так как T
— это произвольное значение, то Eval
о нём известно лишь то, что такое значение существует. Единственный смысл, который можно придать функции в подобных условиях — это тождество:
template <class T, class Env>
struct Eval<Inj<T>, Env>
{
typedef T value;
};
Теперь мы можем передавать в качестве аргументов числа (представленные типами):
struct Zero
{
static const unsigned int interpretation = 0;
};
Осталось придумать, как передать функцию, и мы сможем превращать числа Чёрча в нормальные числа
int
. Ведь если N раз применить функцию инкремента к нулю, то в итоге получится натуральное число N.Представим, что каким-то образом мы смогли это сделать, передав в интерпретатор типы Succ
(successor) и Zero
. Проследим, что происходит при вызове такой функции:
Eval<App<Inj<Succ>, Inj<Zero>>, Env>::value
Apply<Eval<Inj<Succ>, Env>, Eval<Inj<Zero>, Env>>::result
Apply<Succ, Zero>::result
Бинго! Для определения поведения
Succ
необходимо специализировать Apply
для неё! (Подобные преобразования называются дельта-правилами.)Например, вот так определяется функция инкремента:
struct Succ;
template <class N>
struct Apply<Succ, N>
{
typedef struct _ {
static const unsigned int interpretation = N::interpretation + 1;
} result;
};
Возвращаемое значение
Apply
должно быть типом, объявленным как result
. Поэтому результатом инкремента является тип данных, структурно идентичный описанному выше Zero
. Это позволяет представить натуральные числа нешаблонными типами данных, сохраняя возможность получить обычный int
с соответствующим значением.Теперь наконец можно вывести результат сложения! (Полный код.)
/* Определения, показанные выше */
#include <iostream>
int main()
{
// 1 = λfx.f x
typedef Lam<'f', Lam<'x', App<Ref<'f'>, Ref<'x'>>>> One;
// 2 = λfx.f (f x)
typedef Lam<'f', Lam<'x', App<Ref<'f'>, App<Ref<'f'>, Ref<'x'>>>>> Two;
// + = λab.λfx.a f (b f x)
typedef Lam<'a', Lam<'b', Lam<'f', Lam<'x',
App<App<Ref<'a'>, Ref<'f'>>,
App<App<Ref<'b'>, Ref<'f'>>, Ref<'x'>>>
>>>> Plus;
// Sum = (+ 1 2)
typedef App<App<Plus, One>, Two> Sum;
// Result := (Sum +1 =0)
typedef App<App<Sum, Inj<Succ>>, Inj<Zero>> Output;
typedef Eval<Output, NullEnv>::value Result;
std::cout << Result::interpretation;
}
ilammy@ferocity ~/dev/tlc $ g++ -std=c++11 lc.cpp
ilammy@ferocity ~/dev/tlc $ ./a.out
3
Глобальное окружение и свободные переменные
Я думаю, вы уже заметили, что в
main()
мы всегда вызываем Eval
с пустым окружением, а все необходимые абстракции «инлайним». Но это вовсе не обязательно. Если передать в первый вызов Eval
какое-то окружение, то оно будет играть роль глобального для вычисляемого терма: именно оно задаёт значения свободных переменных — тех, которые ни с чем не связаны лямбда-абстракциями.Однако, нельзя просто так взять и положить функцию-тип в окружение. В окружениях лежат значения, так что сначала их требуется вычислить (полный код):
/* ... */
#include <iostream>
int main()
{
/* Определения One, Two, Plus пропущены */
// Unchurch = λn.(n +1 =0), преобразование чисел Чёрча в int
typedef Lam<'n', App<App<Ref<'n'>, Ref<'I'>>, Ref<'O'>>> Unchurch;
// Result := (Unchurch (+ 1 2))
typedef Eval<App<Ref<'U'>,
App<App<Ref<'+'>, Ref<'1'>>, Ref<'2'>>>,
Bind<'+', typename Eval<Plus, NullEnv>::value,
Bind<'1', typename Eval<One, NullEnv>::value,
Bind<'2', typename Eval<Two, NullEnv>::value,
Bind<'U', typename Eval<Unchurch,
Bind<'I', Succ,
Bind<'O', Zero,
NullEnv>>
>::value,
NullEnv>>>>
>::value Result;
std::cout << Result::interpretation;
}
Окружения представляют память интерпретатора. Если бы это был компилятор с линкером, то там должны были бы лежать скомпилированные функции. В случае же интерпретатора они находятся в «предвычисленном» состоянии — уже пропущенные через
Eval
.Ещё стоит обратить внимание на свободные переменные Unchurch
. Они входят в окружение безо всяких Inj
вокруг. Это тоже потому, что в памяти интерпретатора эти значения представляются именно таким образом. Inj
необходима только для записи их в тексте программ (в лямбда-термах).
Макросы
Никого ещё не достало, что для записи функций нескольких аргументов их необходимо вручную каррировать? И все эти постоянные
Ref<'foo'>
?А между прочим, даже в лямбда-исчислении приняты удобные сокращения:
До | После |
---|---|
Давайте реализуем такие же.
Существует множество подходов к реализации макросов. Для нашего случая стоит избрать самый простой: внешний препроцессор. «Внешний» означает, что определения макросов находятся вне обрабатываемой программы. То есть мы не будем вводить какой-либо новый синтаксис для лямбда-исчисления, чтобы выражать внутри него макросы; это было бы слишком сложно. Макропроцессор просто «натравливается» на программу и на выходе выдаёт чистый лямбда-терм — так же, к примеру, работает MOC в Qt.
Две фазы
До этого момента в жизни наших программ было только одно важное событие — определение их значения с помощью
Eval
. Теперь к нему прибавится ещё раскрытие макросов с помощью Expand
. Всё, что подаётся на вход Eval
, сначала необходимо пропустить через Expand
. Введём новую удобную функцию Compute
, которая объединяет эти действия:template <class Exp> struct Expand;
template <class Exp, class Env>
struct Compute
{
typedef typename Eval<typename Expand<Exp>::result, Env>::value value;
};
Expand
принимает только один аргумент. Будем считать, что это чёрный ящик: на входе программа с макросами, на выходе — без них. В нашем простом случае не нужны какие-либо макроокружения.Реализация макросов
Теперь макросы, очевидно, необходимо реализовать внутри
Expand
. Нам нужны некие Lam_
и App_
, которые раскрываются следующим образом:До | После |
---|---|
Lam_<'x', 'y', ..., 'z', B> | Lam<'x', Lam<'y', ..., Lam<'z', B>...>> |
App_<A, B, C, ..., Z> | App<...App<App<A, B>, C>, ..., Z> |
App_<'a', ...> | App_<Ref<'a'>, ...> |
В C++11 появились шаблоны произвольной арности, что порядком облегчает задачу. Обладателям компиляторов C++03 остаётся только страдать и писать тысячу и одну специализацию:
Lam_2
для двух аргументов, Lam_3
для трёх, App_4
для четырёх, и т. д. Ну, или извращаться ещё сильнее и повторить всё, что показано ниже, с помощью родного препроцессора C++.Lam_
Правда, даже у шаблонов С++11 есть свои ограничения, поэтому синтаксис придётся ещё чуть-чуть подпилить. Пачка аргументов может быть только последним аргументом шаблона, поэтому для
Lam_
необходимо ввести специальную «держалку аргументов»:template <char... Vars> struct Args;
template <class Args, class Exp> struct Lam_;
template <char Var, class Exp>
struct Expand<Lam_<Args<Var>, Exp>>
{
typedef typename Expand<Lam<Var, Exp>>::result result;
};
template <char Var, char... Vars, class Exp>
struct Expand<Lam_<Args<Var, Vars...>, Exp>>
{
typedef Lam<Var, typename Expand<Lam_<Args<Vars...>, Exp>>::result> result;
};
Обратите внимание на повторные вызовы
Expand
в процессе раскрытия. Они необходимы, так как Expand<...>::result
всегда должен быть чистым лямбда-термом без макросов.App_
А ещё шаблоны C++11 не позволяют смешивать в пачке аргументы-числа и аргументы-типы, поэтому у
App_
будет два соответствующих варианта. Печалька.Реализации App_s
(для символов) и App_i
(для типов) более объёмные, поэтому объяснения и код спрятаны под спойлер.
struct Nil;
template <class First, class Rest> struct RefList;
И ещё две функции, преобразующие пачки в подобные списки. Каждый символ из пачки имён переменных надо завернуть в
Ref
:template <char... Vars> struct ToRefList_s;
template <char Var>
struct ToRefList_s<Var>
{
typedef RefList<Ref<Var>, Nil> result;
};
template <char Var, char... Vars>
struct ToRefList_s<Var, Vars...>
{
typedef RefList<Ref<Var>, typename ToRefList_s<Vars...>::result> result;
};
Пачку термов можно оставить как есть, просто превратив в список. Проверка синтаксиса и раскрытие макросов в ней будут выполнены позже.
template <class... Exps> struct ToRefList_i;
template <class Exp>
struct ToRefList_i<Exp>
{
typedef RefList<Exp, Nil> result;
};
template <class Exp, class... Exps>
struct ToRefList_i<Exp, Exps...>
{
typedef RefList<Exp, typename ToRefList_i<Exps...>::result> result;
};
Теперь полученный список аргументов вызова необходимо обработать. Функция
App_wrap
реализует горячо любимый всеми алгоритм — переворачивание списка на Прологе! Только в процессе список RefList
преобразуется в «список» App
. Её первый аргумент — это собираемый «список» App
, а второй — ещё не перевёрнутая часть RefList
.Первый элемент списка RefList
надо применить ко второму. Затем к этому результату последовательно применяются остальные элементы. Останавливаемся, когда элементы закончатся (дойдём до Nil
).
template <class Apps, class RefList> struct App_wrap;
template <class A, class D, class R>
struct App_wrap<Nil, RefList<A, RefList<D, R>>>
{
typedef typename App_wrap<App<A, D>, R>::result result;
};
template <class Apps, class A>
struct App_wrap<Apps, RefList<A, Nil>>
{
typedef typename App_wrap<App<Apps, A>, Nil>::result result;
};
template <class Apps, class A, class D>
struct App_wrap<Apps, RefList<A, D>>
{
typedef typename App_wrap<App<Apps, A>, D>::result result;
};
template <class Apps>
struct App_wrap<Apps, Nil>
{
typedef Apps result;
};
Заметили её? Да, это хвостовая рекурсия.
В конечном итоге мы пишем следующие простые определения. Они вызывают рассмотренные под спойлером функции, которые выполняют всё чёрную работу, после чего сами ещё раз прогоняют результат через
Expand
, чтобы на выходе не осталось нераскрытых макросов.template <char... Exps> struct App_s;
template <class... Exps> struct App_i;
template <char... Exps>
struct Expand<App_s<Exps...>>
{
typedef typename Expand<
typename App_wrap<Nil,
typename ToRefList_s<Exps...>::result
>::result
>::result result;
};
template <class... Exps>
struct Expand<App_i<Exps...>>
{
typedef typename Expand<
typename App_wrap<Nil,
typename ToRefList_i<Exps...>::result
>::result
>::result result;
};
Остальное
И последнее, но важное дополнение. Экспандер должен правильно обрабатывать встроенные конструкции языка, раскрывая макросы там, где они могут встретиться:
template <char Var>
struct Expand<Ref<Var>>
{
typedef Ref<Var> result;
};
template <char Var, class Exp>
struct Expand<Lam<Var, Exp>>
{
typedef Lam<Var, typename Expand<Exp>::result> result;
};
template <class Fun, class Arg>
struct Expand<App<Fun, Arg>>
{
typedef App<typename Expand<Fun>::result,
typename Expand<Arg>::result> result;
};
Кто заметил в работе
Expand
параллели с Eval
и Apply
, тот молодец.(Полный код с поддержкой макросов.)
Рекурсия
Сказав про полноту по Тьюрингу полученного вычислителя, мы как-то обошли стороной один момент, удовлетворившись простой арифметикой. Ведь Тьюринг-полная система позволяет выразить циклы! Рассмотрим циклические вычисления на примере (барабанная дробь) факториала.
В лямбда-исчислении нельзя выразить рекурсию напрямую, так как у абстракций отсутствуют имена. Для записи рекурсии в привычном виде потребуется магический оператор Rec
, который подобен обычной абстракции Lam
, но создаёт абстракции с дополнительным аргументом — ссылкой на саму определяемую абстракцию.
Однако, хитрые математики нашли способ обойти это ограничение: так называемый Y-комбинатор позволяет выражать рекурсивные функции как решения функциональных уравнений о неподвижных точках. Что это такое и как расшифровывается предыдущее предложение, можете прочитать в другом месте, а сейчас важно, что Y-комбинатор записывается вот так:
// Y = λf.(λx.f (x x)) (λx.f (x x))
typedef Lam<'f', App<Lam<'x', App<Ref<'f'>, App_s<'x', 'x'>>>,
Lam<'x', App<Ref<'f'>, App_s<'x', 'x'>>>>> Y;
Чтобы выразить с его помощью рекурсивную функцию, вычисляющую факториал, сначала нужно определить необходимые для неё математические и логические операторы: умножение, вычитание, сравнение. Также не помешают и более удобный способ записи чисел Чёрча. Все определения можно посмотреть здесь (последние четыре раздела), они являются стандартными определениями подобных функций в лямбда-исчислении. (Если вы осилили чтение до этого момента, то проблем с пониманием их реализации возникнуть не должно.)
В конечном счёте, все нужные определения связываются с соответствующими символами и укладываются в окружение StandardLibrary
. Теперь можно красиво и удобно записать производящую функцию для факториала:
// F = λfn.if (= n 0) 1
// (* n (f (- n 1)))
typedef Lam_<Args<'f', 'n'>,
App_i<Ref<'?'>, App_s<'=', 'n', '0'>,
Ref<'1'>,
App_i<Ref<'*'>, Ref<'n'>,
App_i<Ref<'f'>, App_s<'-', 'n', '1'>>> > > Fact_gen;
Она отличается от обычной унарной тем, что принимает дополнительный аргумент
f
— функцию вычисления факториала (уже обычную). Роль Y-комбинатора состоит в том, чтобы по производящей функции Fact_gen
определить такую функцию Fact
, чтобы App<Fact_gen, Fact>
≡ Fact
— это и называется: «найти неподвижную точку».Окей, попробуем применить всё это вместе, вычислив (Y F 1) — факториал единички:
/* ... */
#include <iostream>
int main()
{
/* Определения Y и Fact_gen */
typedef Compute<App<Ref<'U'>,
App_i<Y, Fact_gen, MakeChurch(1)> >,
StandardLibrary>::value Result;
std::cout << Result::interpretation;
}
ilammy@ferocity ~/dev/tlc $ g++ -std=c++11 lc.cpp 2>&1 | wc -c
64596
Не компилируется. И лог ошибок на 64 килобайта. Почему?
Всё дело в порядке вычислений. Обычный Y-комбинатор записывается из расчёта на нормальный порядок вычислений. В нём кусочек f (x x)
сначала вызовет подстановку (x x)
в тело f
, и только потом, если это понадобится, значение (x x)
будет вычислено (тоже с ленивой подстановкой).
В случае аппликативного порядка (вызова по значению) это выражение вычисляется сразу же, что очевидно приводит к бесконечному циклу (если посмотреть, чему должен быть равен аргумент x). Например, интерпретатор лямбда-исчисления на Scheme, показанный ранее, зацикливается.
Если расшифровать лог, выплёвываемый gcc, то там так и написано, что:
struct Apply<
Closure<
Lam<'x', App<Ref<'f'>, App<Ref<'x'>, Ref<'x'>>>>,
Bind<'f',
Closure<Fact_gen, StandardLibrary>,
StandardLibrary > >,
Closure<
Lam<'x', App<Ref<'f'>, App<Ref<'x'>, Ref<'x'>>>>,
Bind<'f',
Closure<Fact_gen, StandardLibrary>,
StandardLibrary > > >
не определяет типа
result
, то есть этот вызов не имеет смысла. Компилятор увидел и разорвал бесконечный цикл подстановки шаблонов, который по стандарту является неопределённым (14.7.1/15).Шаблоны C++ тоже проводят вычисления в аппликативном порядке, потому что вызовом функции typename Eval<Exp, Env>::value
является инстанциирование шаблона. Инстанциирование Eval
очевидно требует инстанциирования Exp
и Env
.
В языках с аппликативным порядком вычислений следует применять Z-комбинатор — модификацию Y-комбинатора, в которой выражение (x x)
завёрнуто в абстракцию, что предотвращает его преждевременное вычисление:
// Z = λf.(λx.f (λy.x x y)) (λx.f (λy.x x y))
typedef Lam<'f', App<Lam<'x', App<Ref<'f'>, Lam<'y', App_s<'x', 'x', 'y'>>>>,
Lam<'x', App<Ref<'f'>, Lam<'y', App_s<'x', 'x', 'y'>>>>>> Z;
Теперь ошибок компиляции не видно, равно как и её конца. Очевидно, в этот раз мы перехитрили компилятор и заставили его что-то бесконечно рекурсивно раскрывать. Разумно предположить, что этим чем-то может быть только рекурсивный вызов факториала.
Стоп! А когда компилятор вообще должен прекратить подставлять факториал сам в себя? В смысле, когда мы хотим, чтобы он прекратил так делать? По идее, за это отвечает оператор If
: когда аргумент факториала равен нулю, то нужно вернуть единицу, а не пытаться делать рекурсивный вызов. А как определяется If
?
typedef Lam_<Args<'c', 't', 'f'>, App_s<'c', 't', 'f'>> If;
Как абстракция. Вроде бы всё хорошо, стандартное определение для булевых констант Чёрча… Вот только рассчитано оно тоже на нормальный порядок редукции! При аппликативном порядке
If
вычисляет обе ветки сразу вместе с условием, и только после этого делает выбор.Проблему можно решить способом, аналогичным Z-комбинатору: завернуть отложенные вычисления в абстракцию. Однако, в случае If
условие заворачивать как раз не надо. Поэтому, к сожалению, If не может быть удобной функцией в аппликативных языках. Однако, его можно сделать макросом!
template <class Cond, class Then, class Else> struct If;
template <class Cond, class Then, class Else>
struct Expand<If<Cond, Then, Else>>
{
typedef typename Expand<
App_i<Cond, Lam<'u', Then>,
Lam<'u', Else>,
Lam<'u', Ref<'u'>> >
>::result result;
};
Строго говоря, переменная
'u'
не должна совпадать ни с одной свободной переменной Then
или Else
. Такой возможности (гигиены) наша макросистема не предоставляет. И вообще, имён переменных у нас весьма ограниченное количество. Поэтому зарезервируем идентификатор 0
в качестве ни с чем не совпадающего идентификатора:template <char Var>
struct Lookup<Var, NullEnv>;
template <class Env>
struct Lookup<0, Env>;
template <char Var, class Val, class Env>
struct Lookup<Var, Bind<Var, Val, Env>>
{
typedef Val result;
};
Вот теперь наконец-то факториал заработает. (Полный код.)
ilammy@ferocity ~/dev/tlc $ time g++ -std=c++11 lc.cpp -DARG=6
real 0m12.630s
user 0m11.979s
sys 0m0.466s
ilammy@ferocity ~/dev/tlc $ ./a.out
720
К сожалению, дождаться вычисления факториала семи мне не удалось, не говоря уже о том, что на 32-битных системах компилятор попросту умирает от переполнения стека. Но всё равно!..
Заключение
Практической инженерной пользы от этого интерпретатора, наверное, никакой нет, но сама по себе идея восхитительна. Шаблоны C++ — это она из «нечаянно Тьюринг-полных» вещей в теоретической информатике. Схожее ощущение у меня возникло разве что тогда, когда я узнал, что подсистема управления страничной памятью x86-процессоров тоже полна по Тьюрингу. Если этот интерпретатор позволяет выполнять вычисления, не выполняя ни одного оператора C++, то MMU позволяет выполнять вычисления, не выполняя ни одной машинной инструкции программы.
К сожалению, DCPL я дочитал пока только до восьмой главы, поэтому написание интерпретатора типизированного лямбда-исчисления оставляется читателям в качестве упражнения. У меня пока ещё слишком слабая математическая подготовка для этого.
P.S. Всё время, пока я писал пост, меня не покидала мысль: «Это или уже есть в Бусте, или пишется там в три строки».
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Комментариев нет:
Отправить комментарий