...

пятница, 17 октября 2014 г.

BeeCamp: о мобильной базовой станции, питании и инфраструктуре

Вот карта покрытия Бугазской косы, где проходил фестиваль по кайтбордингу.



Кайтбординг — это, грубо говоря, сёрфинговая доска, к которой цепляется большой воздушный змей и тащит спортсмена.


У моего подразделения была задача обеспечить связь. Так вот, там нет постоянного питания: зимой место подтапливается (с одной стороны там Чёрное море, а с другой – лиман). Получается такая узкая полоса постоянно шевелящегося песка, где построить что-то капитальное достаточно сложно. Оставлять оборудование на круглый год нельзя. А ещё ближайшая базовая станция находится достаточно далеко: с одной стороны косы — в Благовещенской, с другой — ещё одна в посёлке Весёловка.



Диспозиция




В августе на этой косе начинался фестиваль. Планировалось, что девять дней подряд во время него будут проходить турниры по кайтбордингу, а 23 августа на сцене, установленной прямо посреди косы, выступят с большим концертом музыканты.



Старт с берега


7 лет назад, когда наш фестиваль проводился там первый раз, мы думали, что маленькому сообществу особо ничего не надо, главное — чтобы было, где развернуться спортсменам (а это место для кайтбординга — одно из лучших в мире), и была минимальная инфраструктура, например, горячая еда. Чуть позже выяснилось, что тусовка кайтеров пересекается с тусовкой музыкантов, играющих электронную музыку. И появилась традиция проводить концерты. А, как вы знаете, концерт на сцене на открытом воздухе автоматически означает достаточно сложные требования по инфраструктуре, в частности, по звуку и электроэнергии. Чтобы их удовлетворить, мы стали привозить на площадку дизель-генераторы и грузовики разного вспомогательного оборудования. Постепенно сообщество росло, и в результате последние пару лет людей на Бугазской косе собирается очень много.


И каждый хочет инстаграмить фотографии с кайтерами, слушать свою любимую музыку из контакта, смотреть ютуб (у нас есть школа кайтинга, ученики часто смотрят на прошлые выступления спортсменов с планшетов) и иногда даже удалённо работать с фестиваля. Также очень много требований появилось и у организаторов. Так что каналы интернета нужны были всем.




Вот такие кадры выкладывались просто сотнями в минуту. К счастью, Instagram и мобильный Facebook очень рационально используют трафик.


Решение задачи




Конечно, поскольку мероприятие уже традиционное, то наша первая мысль была поставить там постоянное оборудование. Однако мы посчитали и поняли, что это получается довольно дорого. На круглый год ставить нельзя: во-первых, некому, во-вторых, будет обязательно повреждено. Поэтому мы решили оборудование возить.

У нас есть специальные ресурсы: резервные генераторы, мобильная базовая станция и другие решения для городов, внезапно оставшихся без связи после чрезвычайной ситуации. Соответственно, специалисты по организации инфраструктуры в чистом поле были, и задача казалась очень знакомой.


Для организации связи мы использовали собственную базовую станцию. В Москве есть комплекс, смонтированный на КамАЗе, причём системы БС глубоко интегрированы с бортсистемами машины. У нас же — грузовой автомобиль «Валдай» и автономный блок в кузове (по сути, это мачта c антеннами связи, пылезащищённая серверная стойка с юнитами БС, вспомогательное оборудование, ИБП, генератор). И основание башни, жёстко смонтированное на кузове. Мы возим её почти на все крупные мероприятия, где требуется усиление покрытия, а также держим ради ЧС.



Август-2014 для нашей «палочки-выручалочки» выдался насыщенным: сначала мобильная базовая станция помогала обеспечить связь в районе проведения фестиваля «Кубана» и располагалась в Весёловке. 20 августа её перевезли на Бугазскую косу в районе станицы Благовещенской


Иван Мищенко, старший инженер, начал работать с установкой мобильной базовой станции ещё накануне: 19 августа вместе с инженером отдела эксплуатации транспортной сети Евгением Колодным они встретились с организаторами фестиваля, определились, где будет площадка. Решили, что установить её нужно примерно в 60 метрах от основной зоны. Проблема была в том, что при оптимальном положении БС грузовик туда мог просто не проехать из-за песка. Песок реально был всюду и топил технику не хуже болота. Всё тяжелое завозилось на тракторе, поэтому на следующее утро «одолжили» его на всякий случай.




Это я иллюстрирую песок, а не то, что вы подумали.


На следующий день выяснилось, что грузовик действительно увяз задолго до прибытия в расчётную точку. В итоге мобильную станцию к месту установки тянули тем самым трактором. В 14 часов начались работы по установке. Сначала на земле собрали мачту, установив на неё антенны сотовой связи и придав им нужные направления, чтобы покрыть сетью необходимые участки местности. Затем приступили к самому сложному и трудоёмкому процессу, требующему большой точности и хладнокровия — установке мачты с антеннами в вертикальное положение и её стыковке с нижней секцией стационарно смонтированной мачты на кузове автомобиля.



Подъём выполняли с помощью ручных лебёдок. Трудностей добавлял порывистый морской ветер, для которого установленные антенны работали как парус — не зря на это место едут кайтеры, не зря. К счастью, почти все инженеры имели опыт работы в регионах с минимум третьим классом по ветру, поэтому с задачей удалось справиться без происшествий.


На фестивале




После этого необходимо было организовать канал связи от станции в сеть. В данном случае это была радиорелейная линия до ближайшего существующего объекта в Весёловке. Да, надо отметить, что наши коллеги усилили базовые станции по краям зоны покрытия и немного перенастроили их, чтобы обеспечить большую полосу для абонентов мероприятия.

Т. к. антенны уже были смонтированы, то провели их юстировку, выставили правильные направления излучения. Для этого одновременно на обеих станциях осуществляли поворот антенны, ориентируясь на максимальный уровень сигнала. От точности юстировки зависит защищённость связи от помех и другие показатели качества сервиса. Если кто-нибудь из вас настраивал Wi-Fi пролёты по километру с помощью направленных антенн, либо позиционировал спутниковую тарелку на нужный спутник, то вы примерно представляете ход работ.


Последний этап — подключение базовой станции к электроэнергии. Все кабели, провода и даже собственный генератор изначально есть в машине мобильной БС. С другой стороны, в нашем лагере BeeCamp был установлен более мощный генератор, и подключаться мы заранее решили к нему. Собственно, до него было менее 100 метров. Подвели к генератору кабель, закопали его в песок, — и спустя два часа с начала установки мобильная базовая станция была готова к работе. Около 16 часов 20 августа первые абоненты уже получили 2G и 3G-сервисы.


Ночью монтировалась сцена с помощью тяжёлой техники. Питание пропало где-то около четырёх часов утра, врубились ИБП. Мы пошли по кабелю, просто выкапывая его из песка, и нашли обрыв. Что-то тяжёлое гусеничное решило развернуться прямо на месте, где лежал наш кабель. Поскольку гусеничного вокруг было много, решили не рисковать ещё раз и подняли свой генератор на МБС. Единственный момент — пришлось пару раз подвести дизельное топливо к нему.




Хорошо видно устройство управления змеем в руках спортсмена


Итоги




Объём мобильного интернет-трафика в районе Бугазской косы был до 150 гигабайт в сутки. На мобильную БС приходилось до 60 Гб суточного трафика. Так что весьма кстати мы её там развернули. В общем-то, всё удалось. Связь была всегда. Даже в момент максимального скопления людей, когда выступали хедлайнеры фестиваля, 3G-соту не «сжало», благо рельеф там очень плоский.



Вот вам немного лета в этот осенний день


Демонтаж занял гораздо меньше времени, чем монтаж: мачту спустили с крыши, сняли антенны, часть оборудования поместили внутри машины, часть закрепили прямо на крыше.


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий