Наши эксперты:
Даниил Козлов — директор по развитию бизнеса и партнер Global Venture Alliance. Запустил пять компаний по всему миру, в течение 10 лет работал более чем с 400 стартапами из 16 стран.
Алексей Ермолин — управляющий партнер Three Peak Communications. Более пятнадцати лет опыта операционной и руководящей работы в маркетинге в ведущих мультинациональных компаниях в секторах B2С и B2B (Sony, Grohe AG).
Николай Бобров — коуч Global Venture Alliance. CEO в Picaso 3D — первом российском производителе 3D принтеров.
Пришла в голову хорошая идея, но не представляю дальнейших действий. Как перестать беспокоиться и начать жить сдвинуться с мертвой точки в сторону бизнес-развития?
В России много талантливых инженеров и разработчиков с классными идеями. Но на пути этих идей в светлое будущее встают негативные убеждения. Вот самые популярные примеры:
- «В крупные корпорации можно зайти только за взятку».
- «Не хочу показывать свою идею инвестору, потому что она сырая».
- «Мне просто нравится создавать, не хочу заниматься продажами».
- «У меня настолько классная идея, что это должно быть очевидно каждому».
С таким настроем далеко не уйти. Что если отталкиваться от более приятных мыслей:
- «В корпорациях много порядочных людей, готовых меня поддержать».
- «Для меня ценно делиться идеями с окружающими и улучшать их благодаря обратной связи».
- «Я создаю что-то полезное и мне нравится обменивать свой продукт на деньги».
- «Я могу легко изменить продукт, учитывая пожелания клиентов и партнеров».
Это первый этап, этап работы с головой. Только после него разумно переходить к идее. Самый простой вариант: представьте себя инвестором и попросите знакомого продать вам ваш продукт. Готовы ли вы вложить собственные средства, принять инвестиционное решение?
Хорошо если вы умеете убеждать и оценивать идею с разных точек — клиента, инвестора, партнера. Тогда можно применить известные методы разработки идеи: customer development и business model canvas. Методология cusdev позволяет через серию интервью и тестов уточнить соответствие продукта рынку (product market fit). А бизнес-моделирование (business model canvas) — сформулировать бизнес-модель и под нее подготовить простой финансовый расчет возврата средств на инвестиции.
Увы, девять из десяти инвестиционных предложений содержат только просьбу о привлечении средств, без расчета возврата на инвестиции. Не стоит им пренебрегать.
Когда можно быть достаточно уверенным, что бизнес-идея будет иметь успешное развитие? И что делать дальше?
Здесь важно учесть три составляющих:
- Достаточное количество потенциальных потребителей выразили готовность заплатить вам деньги, когда продукт будет готов.
- Вы четко понимаете, как будете зарабатывать на продукте, и экономика сходится хотя бы на уровне финмодели.
- Вы понимаете, что вам потребуется, чтобы запустить проект, и где вы это возьмете.
Не нужно после этого ударяться в перфекционизм, сделайте minimum viable product (MVP) и собирайте предзаказы. И конечно, не прекращайте общаться — с потенциальными потребителями, партнерами, инвесторами и другими стартаперами.
Какие инструменты помогают получить оценку своей идеи? В чем специфика хакатонов, акселераторов и прочих мероприятий для этих целей?
Лучший способ получить оценку — это рассказать о проекте 20-30 экспертам из отрасли и/или потенциальным клиентам. Пусть рынок оценит и раскритикует. Можно также выступить на открытых питч-сессиях.
Хакатоны проверяют способности команды, демо-дни – готовность продукта. Акселераторы помогают оценить уровень развитости бизнеса, способность выходить на новые рынки или расти на текущем. Акселераторы — это программы развития, которые прокачивают стартап, в идеале дают ему положительную «дельту» по ряду показателей.
Для проверки идеи есть разные известные методики — lean-метод, тест первой мили и т.п. Что вы думаете о них? Что можете посоветовать?
Методики — это прекрасно. Любая методика, которую вы понимаете и которая работает на вас, — хороший инструмент. Главное — не забывать простую истину: бизнес — это не наука и не искусство, бизнес — это здравый смысл.
Невостребованность продукта — основная причина провалов стартапов. Если ваш продукт не нужен потребителю, то даже самая элегантная «бумажная» бизнес-модель тут не поможет. Иногда стартаперы чрезмерно увлекаются методиками и забывают об этом. Единственный более-менее надежный способ убедиться в том, что продукт нужен — спросить об этом самих потребителей, причем не одного-двух, а как можно больше.
Правильно заданный вопрос — это половина ответа, так что здесь тоже есть свои методики. Чтобы правильно спросить и получить в ответ данные, которые действительно помогут создать успешный продукт, советую ознакомиться с техниками проблемного и решенческого интервью.
К кому стоит обращаться разработчикам, если они созрели для представления своей бизнес-идеи?
Для начала нужно собрать команду, в которой будут люди с бизнес-компетенциями. Такая команда сможет выбрать, куда обратиться — к акселераторам, корпоратам, институтам развития, государственным или частным фондам.
Если даже с бизнес-людьми команда остается в полной растерянности, лучше всего пройти легкую программу акселерации. Или что-то вроде GVA Bootcamp, где идея два дня разбирается на составляющие разными опытными людьми, оценивается с точки зрения ее бизнес-состоятельности.
Есть распространенное мнение, что в России могут поддержать только ту бизнес-идею, которая рассчитана на быстрое получение денег. Это правда? Что делать с долгоиграющим проектом?
Здесь вопрос не в национальных особенностях. Любой инвестор ожидает увидеть разумный взвешенный пошаговый план развития бизнеса. А предприниматель часто запрашивает сразу большое количество средств, без гарантии результата. Вместо того, чтобы снизить риски для всех и разбить развитие компании на маленькие шаги с измеримыми результатами.
Представим, что вы предлагаете высокотехнологичный проект с необходимостью проведения НИОКР на несколько лет. Если его можно разбить на квартальные этапы, в России найдется достаточное количество заинтересованных инвесторов. Была бы хорошая команда с экономически оправданной связкой между продуктом и рынком.
На какие показатели инвестор обращает внимание в первую очередь?
Перед представлением инвестору нужно глубоко проработать несколько сторон проекта. Перечислю их по убыванию приоритета:
- Наличие выручки: научились ли люди продавать (даже прототип) или есть только идея.
- Баланс юнит-экономики. Есть денежный показатель LTV (Lifetime Value), который демонстрирует, сколько клиент останется с компанией и сколько будет потреблять. Он должен быть больше показателя CAC (Customer Acquisition Cost), который выражает стоимость привлечения одного клиента для компании. Проблема в том, что в большинстве случаев ситуация противоположная. И бизнес напоминает ведро без дна, в которое можно бесконечно сливать деньги.
- Внутренняя норма доходности (IRR) и чистый дисконтированный доход (NPV).
Как защитить свою бизнес-идею от кражи на этапе проверки? Это регулируется законодательством, или Россия отстает в этом вопросе? Куда и с чем идти, если идею украли?
Саму идею защитить от кражи практически невозможно. Может быть, если только ее никому не рассказывать. Но это путь в никуда, так как без обсуждения невозможно понять, насколько идея вообще востребована и где ее слабые места. Надо делиться с другими, особенно с людьми из отрасли, и внимательно слушать, что они скажут. Пока нет продукта, защищать нечего, предмета для защиты нет. А если идею украли, надо быстрее воплотить ее в жизнь, а не горевать, что кто-то подслушал. Страх потерять идею — яркий признак неопытного предпринимателя.
Вопрос защиты встает более остро, когда уже есть какой-то продукт. Определенные виды изобретений можно эффективно защитить патентом, но в случае с программным обеспечением это сложно и дорого. Здесь лучше использовать регистрацию ноу-хау.
И напоследок: какие самые распространенные ошибки совершают стартаперы? Где чаще всего проваливаются бизнес-идеи?
Ошибок много, но выделим три главных.
- Фокус на продукте и технологии вместо фокуса на потребителе и его проблемах. Самая распространенная проблема у российских стартапов
- Непроработанная бизнес-модель.
- Нежелание учиться рассказывать о продукте. Это сложная проблема, куда входит и организация грамотного питча с публичными выступлениями, и создание презентаций, и нетворкинг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий