...

суббота, 9 июня 2018 г.

[Из песочницы] Исследование рынка вакансий BA/SA

"Исследование рынка вакансий аналитиков" — так звучала вполне реальная задача одного вполне реального ведущего аналитика одной ни большой, ни маленькой фирмы. Рисерчер парсил десятки описаний вакансий с hh вручную, раскидывая их по запрашиваемым скиллам и увеличивая счетчик в соответствующей колонке спредшита.

Я увидела в этой задаче неплохое поле для автоматизации и решила попытаться справиться с ней меньшей кровью, легко и просто.

Меня интересовали следующие вопросы, затронутые в данном исследовании:


  • средний уровень зарплат бизнес- и системных аналитиков,
  • наиболее востребованные умения и личные качества на этой позиции,
  • зависимости (если есть) между определенными навыками и уровнем зп.

Спойлер: легко и просто не получилось.

Если мы хотим собрать кучу данных о вакансиях, то логично hh не ограничиваться. Однако, для чистоты эксперимента простоты начнем с этого ресурса.


Сбор

Для сбора данных воспользуемся поиском по вакансиям через hh API.

Искать буду с помощью простого текстового запроса "systems analyst", "business analyst" и "product owner", потому как активности и зоны ответственности у этих позиций, как правило, пересекаются.

Для этого нужно сформировать запрос вида https://api.hh.ru/vacancies?text="systems+analyst" и распарсить полученный JSON.

Чтобы в выборку попали максимально релевантные вакансии, искать будем только в заголовках вакансий, добавив в запрос параметр search_field=name.

Здесь можно посмотреть, какие поля вакансий возвращаются по этому запросу. Я выбрала следующие:


  • название вакансии
  • город
  • дата публикации
  • зарплата — верхняя и нижняя границы
  • валюта, в которой указана зарплата
  • gross — T/F
  • компания
  • обязанности
  • требования к кандидату

Кроме того, я хочу дополнительно проанализировать скиллы, которые указываются в разделе "Ключевые навыки", но этот раздел доступен только в полном описании вакансии. Поэтому я также сохраню ссылки на найденные вакансии, чтобы впоследствии достать список скиллов для каждой из них.


Смотреть код
# без этих товарищей никуда :)

library(jsonlite)
library(curl)
library(dplyr)
library(ggplot2)
library(RColorBrewer)
library(plotly)

hh.getjobs <- function(query, paid = FALSE)
{
  # Makes a call to hh API and gets the list of vacancies based on the given search queries

  df <- data.frame(
    query = character() # мой исходный запрос  
    , URL = character() # ссылка на вакансию
    , id = numeric() # id вакансии
    , Name = character() # название вакансии
    , City = character()
    , Published = character()
    , Currency = character()
    , From = numeric() # ниж. граница зарплатной вилки
    , To = numeric() # верх. граница
    , Gross = character()
    , Company = character() 
    , Responsibility = character()
    , Requerement = character()
    , stringsAsFactors = FALSE
    ) 

  for (q in query)
  {
    for (pageNum in 0:99) {
      try(

        {
          data <- fromJSON(paste0("https://api.hh.ru/vacancies?search_field=name&text=\""
                                  , q
                                  , "\"&search_field=name"
                                  , "&only_with_salary=", paid
                                  ,"&page="
                                  , pageNum))

          df <- rbind(df, data.frame(
            q,
            data$items$url,
            as.numeric(data$items$id),
            data$items$name,
            data$items$area$name,
            data$items$published_at,
            data$items$salary$currency,
            data$items$salary$from,
            data$items$salary$to,
            data$items$salary$gross,
            data$items$employer$name,
            data$items$snippet$responsibility,
            data$items$snippet$requirement,
            stringsAsFactors = FALSE))

        })

      print(paste0("Downloading page:", pageNum + 1, "; query = \"", q, "\""))
    }

  }

  names <- c("query", "URL", "id", "Name", "City", 
             "Published", "Currency", "From", "To", 
             "Gross", "Company", "Responsibility", "Requirement")
  colnames(df) <- names

  return(df)
}

В функции hh.getjobs() на вход принимается вектор интересующих нас поисковых запросов и уточнение, интересуют нас только вакансии с указанной зарплатой или все подряд (по умолчанию берем второй вариант). Создается пустая dafa frame, а затем используется функция fromJSON() пакета jsonlite, которая принимает на вход URL и возвращает структурированный list. Далее из узлов этого списка мы достаем интересующие нас данные и заполняем соответствующие поля data frame.

По умолчанию данные отдаются постранично, по 20 элементов на каждой странице. Максимально по одному запросу можно получить 2000 вакансий. Все полученные данные мы записываем в df.

Лайфхак 1: совершенно не факт, что по нашему запросу найдется 2000 вакансий, и начиная с какого-то момента нам будут приходить пустые страницы. В этом случае R ругается и выпрыгивает из цикла. Поэтому содержимое внутреннего цикла заботливо обернем в try().

Лайфхак 2: во внутренний цикл также имеет смысл добавить вывод в консоль текущего статуса сбора данных, потому как дело это небыстрое. Я сделала так:

print(paste0("Downloading page:", pageNum + 1, "; query = \"", query, "\""))

После заполнения данными столбцы переименовываются так, чтобы с ними было удобно работать, и возвращается полученная data frame.

Эту и другие вспомогательные функции я буду хранить в отдельном файле functions.R, чтобы не захламлять основной скрипт, который пока выглядит так:

source("functions.R")

# Step 1 - get data
# 1.1 get vacancies (short info)

jobdf <- hh.getjobs(query = c("business+analyst"
                      , "systems+analyst"
                      , "product+owner"), 
                    paid = FALSE)

Теперь из полного описания вакансий вытащим experience и key_skills.

Функции hh.getxp передаем data frame, проходимся по сохраненным ссылкам на вакансии, и из полного описания достаем значение требуемого опыта работы. Полученное значение сохраняем в новом столбце.


Смотреть код
hh.getxp <- function(df)
  {
    df$experience <- NA

    for (myURL in df$URL) {
      try( 
        {
          data <- fromJSON(myURL)

          df[df$URL == myURL, "experience"] <- data$experience$name
        }
      )

      print(paste0("Filling in ", which(df$URL == myURL, arr.ind = TRUE), "from ", nrow(df)))

    }

    return(df)
}

Описание новой вспомогательной функции отправляется в functions.R, а основной скрипт теперь обращается к ней:

# s.1.2 get experience (from full info)

jobdf <- hh.getxp(jobdf)

# 1.3 get skills (from full info)

all.skills <- hh.getskills(jobdf$URL)

В фрагменте выше мы также формируем новую data frame all.skills вида "id вакансии — навык":


Смотреть код
hh.getskills <- function(allurls)
{
  analyst.skills <- data.frame(
    id = character(), # id вакансии
    skill = character() # название скилла
  )

  for (myURL in allurls) {

        data <- fromJSON(myURL)

        if (length(data$key_skills) > 0)
          analyst.skills <- rbind(analyst.skills, cbind(data$id, data$key_skills))

    print(paste0("Filling in "
                 , which(allurls == myURL, arr.ind = TRUE)
                 , " out of "
                 , length(allurls)))

  }

  names(analyst.skills) <- c("id", "skill")
  analyst.skills$skill <- tolower(analyst.skills$skill)

  return(analyst.skills)
}

Препроцессинг

Посмотрим, сколько всего данных удалось собрать:

> length(unique(jobdf$id))
[1] 1478
> length(jobdf$id)
[1] 1498

Почти полторы тысячи вакансий! Выглядит неплохо. И по всей видимости, несколько вакансий попались в результатах поиска дважды — по разным запросам. Поэтому первым делом оставим только уникальные записи: jobdf <- jobdf[unique(jobdf$id),].

Для того, чтобы сравнивать зарплаты аналитиков на рынке труда, мне нужно

1) убедиться, что все имеющиеся данные по зарплатам представлены в единой валюте,

2) выделить в отдельную data frame те вакансии, для которых зарплата указана.

Рассмотрим каждую из подзадач детальнее. Предварительно можно выяснить, какие в принципе валюты встречаются в наших данных с помощью table(jobdf$Currency). В моем случае помимо рублей фигурировали доллары, евро, гривны, казахские тенге и даже узбекские сумы.

Чтобы перевести значения зарплат в рублевые, нужно узнать актуальный курс валют. Узнавать будем у Центробанка:


Смотреть код
quotations.update <- function(currencies)
{
    # Parses the most up-to-date qutations data provided by the Central Bank of Russia
    # and returns a table with currency rate against RUR

    doc <- XML::xmlParse("http://www.cbr.ru/scripts/XML_daily.asp")

    quotationsdf <- XML::xmlToDataFrame(doc, stringsAsFactors = FALSE)

    quotationsdf <- select(quotationsdf, -Name) 

    quotationsdf$NumCode <- as.numeric(quotationsdf$NumCode)
    quotationsdf$Nominal <- as.numeric(quotationsdf$Nominal)
    quotationsdf$Value <- as.numeric(sub(",", ".", quotationsdf$Value))

    quotationsdf$Value <- quotationsdf$Value / quotationsdf$Nominal
    quotationsdf <- quotationsdf %>% select(CharCode, Value)

    return(quotationsdf)

}

Чтобы курсы корректно обрабатывались в R, нужно убедиться, что десятичная часть отделена точкой. Кроме того, стоит обратить внимание на колонку Nominal: где-то он равен 1, где-то 10 или 100. Это значит, один фунт стерлингов стоит ~85 рублей, а, скажем, за сотню армянских драмов можно купить ~13 рублей. Для удобства дальнейшей обработки я привела значения к номиналу 1 относительно рубля.

Теперь можно и переводить. Наш скрипт делает это с помощью функции convert.currency(). Актуальный курс валют в ней берется из таблицы quotations, куда мы сохранили данные из XML, предоставляемой Центробанком. Также на вход функция принимает целевую валюту для конвертации (по умолчанию RUR) и таблицу с вакансиями, значения зарплатных вилок в которой необходимо привести к единой валюте. Функция возвращает таблицу с обновленными зарплатными цифрами (уже без столбца Currency, за ненадобностью).

С белорусскими рублями пришлось повозиться: после получения весьма странных данных в несколько подходов, я провела небольшой рисерч и узнала, что начиная с 2016 года в Беларуси используется новая валюта, которая отличается не только курсом, но и аббревиатурой (теперь не BYR, а BYN). В справочниках hh до сих пор используется аббревиатура BYR, про которую XML от Центробанка ничего не знает. Поэтому в функции convert.currency() я не самым изящным образом сначала заменяю аббревиатуру на актуальную, и только затем перехожу непосредственно к конвертации.

Выглядит все это следующим образом:


Смотреть код
convert.currency <- function(targetCurrency = "RUR", df, quotationsdf)
{
  cond <- (!is.na(df$Currency) & df$Currency == "BYR") 
  df[cond, "Currency"] <- "BYN"

  currencies <- unique(na.omit(df$Currency[df$Currency != targetCurrency]))

  # Нижний порог зарплатной вилки (если указан)
  if (!is.null(df$From))
  {
    for (currency in currencies)
    {
      condition <- (!is.na(df$From) & df$Currency == currency)

      try(
        df$From[condition] <- 
          df$From[condition] * quotationsdf$Value[quotationsdf$CharCode == currency]
      )
    }
  }

  # Верхний порог зарплатной вилки (если указан)
  if (!is.null(df$To))
  {
    for (currency in currencies)
    {
      condition <- !is.na(df$To) & df$Currency == currency

      try(
        df$To[condition] <- 
          df$To[condition] * quotationsdf$Value[quotationsdf$CharCode == currency]
      )
    }
  }

  return(df %>% select(-Currency))
}

Также можно учесть, что некоторые данные по зарплатам представлены в значениях gross, то есть на руки сотрудник будет получать несколько меньше. Чтобы рассчитать зарплату net для резидентов РФ, нужно вычесть из указанных цифр 13% (для нерезидентов вычитается 30%).


Смотреть код
gross.to.net <- function(df, resident = TRUE)
{
  if (resident == TRUE)
    coef <- 0.87
  else
    coef <- 0.7

  if (!is.null(df$Gross))

  {

  if (!is.null(df$From)) # Нижний порог зарплатной вилки (если указан)
  {
    index <- na.omit(as.numeric(rownames(df[!is.na(df$From) & df$Gross == TRUE,])))

    df$From[index] <- df$From[index] * coef
  }

  if (!is.null(df$To)) # Верхний порог зарплатной вилки (если указан)
  {
    index <- na.omit(as.numeric(rownames(df[!is.na(df$To) & df$Gross == TRUE,])))

    df$To[index] <- df$To[index] * coef
  }

    df <- df %>% select(-Gross)
  }

  return(df)
}

Делать этого я, конечно, не буду, потому что в таком случае стоит учитывать налоги в разных странах, а не только в России, либо в исходный поисковой запрос добавлять фильтр по стране.

Последним шагом перед анализом разделю найденные вакансии на три категории: джунов, миддлов и сеньоров и запишу полученные позиции в новый столбец. К старшим позициям будем относить те, в названиях которых присутствует слово "старший" и его синонимы. Аналогичным образом найдем стартовые позиции по ключевым словам "junior" и синонимам, а к миддлам отнесем всех, кто между:

get.positions <- function(df)
{
  df$lvl <- NA

  df[grep(pattern = "lead|senior|старший|ведущий|главный", 
                   x = df$Name, ignore.case = TRUE), "lvl"] <- "senior"

  df[grep(pattern = "junior|младший|стажер|стажёр", 
             x = df$Name, ignore.case = TRUE), "lvl"] <- "junior"

  df[is.na(df$lvl), "lvl"] <- "middle"

  return(df)
}

В основной скрипт добавляем блок подготовки данных.


Добавили
# Step 2 - prepare data

# 2.1. Convert all currencies to target currency

# 2.1.1 get up-to-date currency rates

quotations <- quotations.update()

# 2.1.2 convert to RUR

jobdf <- convert.currency(df = jobdf, quotationsdf = quotations)

# 2.2 convert Gross to Net

# jobdf <- gross.to.net(df = jobdf)

# 2.3 define segments

jobdf <- get.positions(jobdf)

Как упоминалось выше, я собираюсь анализировать следующие аспекты полученных данных:


  • средний уровень зарплат BA/SA,
  • наиболее востребованные умения и личные качества на этой позиции,
  • зависимости (если есть) между определенными навыками и уровнем зп.

Средний доход BA/SA

Как выяснилось, компании неохотно указывают верхнюю или нижнюю границу зарплаты.

В нашей data frame jobdf эти значения находятся в колонках To и From соответсвенно. Я хочу найти средние значения и записать их в новый столбец Salary.

Для кейсов, где зарплата указана полностью, это легко сделать с помощью функции mean(), отфильтровав все остальные записи, где данные по вилке отсутствуют полностью или частично. Но в этом случае от нашей исходной выборки, которая и так невелика, осталось бы менее 10%. Поэтому я вычисляю коэффициент Подгониана, который подсказывает, насколько в среднем отличаются значения To и From в вакансиях, где указана полная вилка, и с его помощью примерно заполняю недостающие данные в кейсах, где пропущенно только одно значение.


Смотреть код
select.paid <- function(df, suggest = TRUE)
{
  # Returns a data frame with average salaries between To and From
  # optionally, can suggest To or From value in case only one is specified

  if (suggest == TRUE)
  {
  df <- df %>% filter(!is.na(From) | !is.na(To))

  magic.coefficient <- # shows the average difference between max and min salary 

    round(mean(df$To/df$From, na.rm = TRUE), 1)

  df[is.na(df$To),]$To <- df[is.na(df$To),]$From * magic.coefficient
  df[is.na(df$From),]$From <- df[is.na(df$From),]$To / magic.coefficient

  }

  else
  {
    df <- na.omit(df)
  }

  df$salary <- rowMeans(x = df %>% select(From, To))

  df$salary <- ceiling(df$salary / 10000) * 10000

  return(df %>% select(-From, -To))
}

Это "мягкая" фильтрация данных, которая в функции select.paid() задается параметром suggest = TRUE. Альтернативно мы можем указать suggest = FALSE при вызове функции и просто выпилить все строки, где зарплатные данные хотя бы частично отсутствуют. Однако с использованием мягкой фильтрации и волшебнго коэффициента мне удалось сохранить в выборке почти четверть от исходного набора данных.

Переходим к визуальной части:

На этом графике можно визуально оценить плотность распределения зарплат BA/SA в двух столицах и в регионах. Но что если конкретизировать запрос и сравнить, сколько получают миддлы и сеньоры в столицах?

Из полученного графика видно, что разница в зарплатных ситуациях у миддлов и сеньоров в Москве и Питере не слишком различается. Так, в Санкт-Петербурге мидлы получают, как правило, в районе 70 т.р., в то время как в Москве пик плотности приходится на ~120 т.р., а разница в доходах старших специалистов уровня в Москве и Санкт-Петербурге отличается в среднем на 60 тысяч.

Также мы можем взглянуть, например, на московские зарплаты аналитиков в разрезе должности:

Можно сделать вывод, что а) на сегодняший день в Москве гораздо больший спрос на специалистов-аналитиков начального уровня, и б) в то же время, верхний порог зарплат таких специалистов ограничен куда более четко, чем у миддлов и сеньоров.

Еще одно наблюдение: средняя зп московских специалистов среднего и высокого уровня имеет довольно большую площадь пересечения. Это может говорить о том, что на рынке довольно размытая граница между этими двумя ступенями.

Полный код для графиков под катом.


Посмотреть
# Step 3 - analyze salaries

# 3.1 get paid jobs (with salaries specified)

jobs.paid <- select.paid(jobdf)

# 3.2 plot salaries density by region

ggplotly(ggplot(jobs.paid, aes(salary, fill = region, colour = region)) +
  geom_density(alpha=.3) +
  scale_fill_discrete(guide = guide_legend(reverse=FALSE)) +
  scale_x_continuous(labels = function(x) format(x, scientific = FALSE), name = "Зарплата, руб.",
                     breaks = round(seq(min(jobs.paid$salary), 
                                        max(jobs.paid$salary), by = 30000),1)) +
  scale_y_continuous(name = "Плотность распределения") +
    theme(axis.text.x = element_text(size=9), axis.title = element_text(size=10)))

# 3.3 compare salaries for middle / senior in capitals

ggplot(jobs.paid %>% filter(region %in% c("Москва", "Санкт-Петербург"),
                            lvl %in% c("senior", "middle")),
       aes(salary, fill = region, colour = region)) +
  facet_grid(lvl ~ .) +
  geom_density(alpha = .3) +
  scale_x_continuous(labels = function(x) format(x, scientific = FALSE), name = "Зарплата, руб.",
     breaks = round(seq(min(jobs.paid$salary), 
                                        max(jobs.paid$salary), by = 30000),1)) +
  scale_y_continuous(name = "Плотность распределения") +
  scale_fill_discrete(name = "Город") +
  scale_color_discrete(name = "Город") +
    guides(fill=guide_legend(
                 keywidth=0.1,
                 keyheight=0.1,
                 default.unit="inch") 
      ) + theme(legend.spacing = unit(1,"inch"), axis.title = element_text(size=10))

# 3.4 plot salaries in Moscow by position

ggplotly(ggplot(jobs.paid %>% filter(region == "Москва"), aes(salary, fill = lvl, color = lvl)) +
  geom_density(alpha=.4) +
  scale_fill_brewer(palette = "Set2")  +
  scale_color_brewer(palette = "Set2") +
  theme_light() +
    scale_y_continuous(name = "Плотность распределения") +
  scale_x_continuous(labels = function(x) format(x, scientific = FALSE), 
                     name = "Зарплата, руб.",
                     breaks = round(seq(min(jobs.paid$salary), 
                                        max(jobs.paid$salary), by = 30000),1)) +
  theme(axis.text.x = element_text(size=9), axis.title = element_text(size=10)))

Анализ навыков (Key skills)

Переходим к ключевой цели исследования — определить наиболее востребованные навыки для BA/SA. Для этого проведем анализ тех данных, что в явном виде указаны в специальном поле вакансии — key skills.


Наиболее популярные навыки

Ранее мы получили отдельную data frame all.skills, куда записали пары "id вакансии — навык". Найти наиболее часто встречающиеся скиллы несложно с помощью функции table():

tmp <- as.data.frame(table(all.skills$skill), col.names = c("Skill", "Freq"))
htmlTable::htmlTable(x = head(tmp[order(tmp$Freq, na.last = TRUE, decreasing = TRUE),]),
          rnames = FALSE, header = c("Skill", "Freq"),
          align = 'l', css.cell = "padding-left: .5em; padding-right: 2em;")

Получится примерно следующее:

Здесь Freq — это количество вакансий, в поле "key_skills" которых указан соответствующий навык из столбца Skill.

"Но это еще не все!"(ц) Совершенно очевидно, что одни и те же скиллы запросто могут встречаться в разных вакансиях в синонимичных выражениях.

Я составила небольшой словарь синонимов названий скиллов и разделила их по категориям.

Словарь представляет собой csv-файл со столбцами category — одно из следующего: Activities, Toools, Knowledge, Standards и Personal; skill — основное название навыка, которое я буду использовать вместо всех найденных синонимов; syn1, syn2,… syn13 — собственно возможные вариации для каждого навыка. Некоторые строки могут содержать пустые столбцы синонимов.

category;skill;syn1;syn2;syn3;syn4;syn5;syn6;syn7;syn8;syn9;syn10;syn11;syn12;syn13
tools;axure;;;;;;;;;;;;;
tools;lucidchart;;;;;;;;;;;;;
standards;archimate;;;;;;;;;;;;;
standards;uml;activity diagram;use case diagram;ucd;class diagram;;;;;;;;;
personal;teamwork;team player;работа в команде;;;;;;;;;;;
activities;wireframing;mockup;mock-up;мокап;мок-ап;wireframe;прототип;ui;ux/;/ux;;;;

Сначала импортируем словарь, а затем раскидаем скиллы заново на основе имеющихся эквивалентностей:

# Analyze skills
# 4.1 import dictionary

dict <- read.csv(file = "competencies.csv", header = TRUE,
                         stringsAsFactors = FALSE, sep = ";", na.strings = "", 
                         encoding = "UTF-8")

# 4.2 match skills with dictionary

all.skills <- categorize.skills(all.skills, dict)

Под катом можно посмотреть начинку функции categorize.skills().


those very guts!
categorize.skills <- function(analyst_skills, dictionary)
{
  analyst_skills$skill.group <- NA
  analyst_skills$category <- NA

  for (myskill in dictionary$skill)
  {
    category <- dictionary[dictionary$skill == myskill, "category"]

    mypattern <- paste0(na.omit(t(dictionary %>%
                                    filter(skill == myskill) %>%
                                    select(starts_with("syn")))), collapse = "|")

    if (nchar(mypattern) > 1) 
      mypattern <- paste0(c(myskill, mypattern), collapse = "|")
    else
      mypattern <- myskill

    try(
      {
        analyst_skills[grep(x = analyst_skills$skill, pattern = mypattern),"skill.group"] <- myskill
        analyst_skills[grep(x = analyst_skills$skill, pattern = mypattern),"category"] <- category
      }
    )

  }

  return(analyst_skills)
}

Я добавляю к исходной data frame с навыками столбец category и skill. group — для категории и обобщающего названия навыка соответсвенно. Затем я прохожусь по импортированному словарю и из каждой строчки синонимов составляю паттерн для функции grep(). Добавляя каждое непустое значение колонки к строке, я разделяю их чертой, чтобы получить условие "или". Так, для всех скиллов из исходной таблицы, в которые входит паттерн uml|activity diagram|use case diagram|ucd|class diagram, я запишу в колонку skill.group значение "uml". И так будет с каждым!.. скиллом из исходной data frame.

Повторно запросив топ наиболее популярных навыков можно увидеть, что расстановка сил несколько поменялась:

В тройке лидеров теперь управление проектами, бизнес-анализ и документирование, а знание UML сместили из топ-7.

Довольно интересно пройтись по категориям и выяснить, какие навыки наиболее востребованы в каждой из них.

Например, для категории Knowledge дело обстоит следующим образом:


Смотреть код
tmp <- merge(x = all.skills, y = jobdf %>% select(id, lvl), 
          by = "id", sort = FALSE)
tmp <- na.omit(tmp)

ggplot(as.data.frame(table(tmp %>% filter(category == "knowledge") %>%
                             select(skill.group)))) +
  geom_bar(colour = "#666666", stat = "identity",
                 aes(x = reorder(Var1, Freq), y = Freq, fill = reorder(Var1, -Freq))) +
  scale_y_continuous(name = "Число вакансий") +
  theme(legend.position = "none",
        axis.text = element_text(size = 12)) +
  coord_flip()

Из графика видно, что наибольшим спросом пользуются знания в области баз данных, методологий разработки ПО и 1С. Далее идут знания в области CRM, ERP-систем и основы программирования.

В том, что касается стандартов, действительно большим спросом пользуется знание SQL и UML, на пятки им наступает нотация ARIS, а вот ГОСТы занимают всего лишь шестое место.


Здесь код
ggplot(as.data.frame(table(tmp %>% filter(category == "standards") %>%
                             select(skill.group)))) +
  geom_bar(colour = "#666666", stat = "identity",
                 aes(x = reorder(Var1, Freq), y = Freq, fill = Var1)) +
  scale_y_continuous(name = "Число вакансий") +
  theme(legend.position = "none",
        axis.text = element_text(size = 12)) +
  coord_flip()

Что касается используемых тулов, — мы лишний раз видим подтверждение тому, что основным инструментом аналитика является голова. Без линейки MS Office и таск-трекинговых систем не обойтись, а в остальном мало кого волнует, в каком именно редакторе аналитик создает свои схемы или набрасывает макеты интерфейсов.


Здесь код
ggplot(tmp %>% filter(category == "tools")) +
  geom_histogram(colour = "#666666", stat = "count",
                 aes(skill.group, fill = skill.group)) +
  scale_y_continuous(name = "Число вакансий") +
  theme(legend.position = "none",
        axis.text = element_text(size = 12)) +
  coord_flip()


Влияние навыков на доход

Наконец, проанализируем, в каком диапазоне зарплат фигурируют упоминания различных навыков. Поскольку ранее мы уже убедились, как сильно влияет город на цифру, указанную в вакансии, мы будем рассматривать влияние навыков в разрезе городов.

Для начала соединим интересующие нас столбцы из таблиц по вакансиям jobs.paidи скиллам all.skills, чтобы было удобнее строить графики на основе полученной data frame.

# 4.4 vizualize paid skills
tmp <- na.omit(merge(x = all.skills, y = jobs.paid %>% select(id, salary, lvl, City), 
             by = "id", sort = FALSE))

Получится таблица следующего вида:

> head(tmp)
        id                skill        skill.group   category salary    lvl     City
2 25781585              android          mobile os  knowledge  90000 middle Владимир
3 25781585 проектный менеджмент project management activities  90000 middle Владимир
5 25781585 управление проектами project management activities  90000 middle Владимир
6 25781585                  ios          mobile os  knowledge  90000 middle Владимир
7 25750025                 aris               aris  standards  70000 middle   Москва
8 25750025        бизнес-анализ  business analysis activities  70000 middle   Москва

Из городов я решила отфильтровать Москву и Питер, т.к. по ним больше всего данных. Сначала взглянем на активности:


Здесь код
ggplotly(ggplot(tmp %>% filter(category == "activities"), 
       aes(skill.group, salary)) +
  coord_flip() +
  geom_count(aes(size = ..n.., color = City)) +
    scale_fill_discrete(name = "Город") +
    scale_y_continuous(name = "Зарплата, руб.") +
  scale_size_area(max_size = 11) +
  theme(legend.position = "bottom", axis.title = element_blank(),
        axis.text.y = element_text(size=10, angle=10)))

Из графика можно сделать вывод, что в вакансиях BA/SA конкретизация предстоящих активностей и требуемых навыков уменьшается прямо пропорционально увеличению зарплаты.

Теперь проанализируем личные качества желаемых кандидатов:


Здесь код
ggplot(tmp %>% filter(category == "personal", City %in% c("Москва", "Санкт-Петербург")), 
                aes(tools::toTitleCase(skill), salary)) +
           coord_flip() +
           geom_count(aes(size = ..n.., color = skill.group)) +
           scale_y_continuous(breaks = round(seq(min(tmp$salary), 
                                        max(tmp$salary), by = 20000),1),
                              name = "Зарплата, руб.") +
           scale_size_area(max_size = 10) +
           theme(legend.position = "none", axis.title = element_text(size = 11),
                 axis.text.y = element_text(size=10, angle=0))

Что касается используемых инструментов, начиная от пакета MS Office и заканчивая софтом для составления диаграмм и создания мокапов, — здесь данных оказалось слишком мало, чтобы на их основании делать какие-то выводы о связи между владением определенным инструментом и уровнем дохода. Более того, чем выше зарплата, обозначенная в вакансии, тем меньше внимания уделяется конкретным инструментам в арсенале аналитика.

В том, что касается стандартов, картина немного отличается: умение обращатсья с нотациями UML и ARIS, а также знания SQL стабильно востребованы (в своих пропорциях) при разных уровнях зарплат, а вот знание IDEF — уже не такой популярный запрос, который и вовсе отсутствует на "максималках".


Анализ текста вакансий

На самом деле, эту часть статьи и работы я хотела отложить на следующий раз, но в ходе исследования стало понятно, что без анализа текста решительно не обойтись. Дело в том, что из найденных по исходному запросу 1478 вакансий лишь четверть содержали в себе упоминания хоть каких-нибудь навыков в поле key_skills. Это означает, что при публикации вакансий самая интересная и полная информация все-таки лежит в ее полном описании.


Импорт и подготовка описаний

Посмотрим, как выглядит типичное описание вакансии в нашей исходной data frame:

> jobdf$Responsibility[[1]]
[1] "Training course in business analysis. ● Define needs of the user/client, understand the problem which needs to be solved. ● "
> jobdf$Requirement[[1]]
[1] "At least 6 months&#39; experience in business analysis. ● Knowledge of qualitative methods such as usability testing, interviewing, focus groups. ● "

Текст, очевидно, не полный. Поэтому пришлось снова пробежаться по исходным URL'ам найденных вакансий, чтобы вытащить необходимую информацию.


Смотреть код
hh.get.full.desrtion <- function(df)
{
  df$full.description <- NA

  for (myURL in df$URL) {
    try(
      {
    data <- fromJSON(myURL)

    if (length(data$description) > 0)
    {
      df$full.description[which(df$URL == myURL, arr.ind = TRUE)] <- data$description
    }

    print(paste0("Filling in "
                 , which(df$URL == myURL, arr.ind = TRUE)
                 , " out of "
                 , length(df$URL)))
      }
    )
  }

  df$full.description <- tolower(df$full.description)

  return(df)
}

Полное описание вакансии может содержать юникод-символы списка, html-теги и пр., от чего нам нужно избавиться в первую очередь. Это можно сделать с использованием уже знакомой нам стандартной функции gsub:

remove.Html <- function(htmlString) { #remove html tags
  return(gsub("<.*?>", "", htmlString))
}

Это, впрочем, не является обязательнм шагом, поскольку сравнивать тексты вакансий я собираюсь все с тем же словарем, составленным вручную. Следующая функция принимает на вход data frame и словарь (также в виде df), пробегается по столбцу с полным описанием вакансии, ищет совпадения со словарем и формирует новую df вида "id, skill.group, category".


Смотреть код
skills.from.desc <- function(df, dictionary)
{
  sk <- data.frame(
      id = numeric()
    , skill.group = character()
    , category = character()
  )

  for (myskill in dictionary$skill)
  {
    category <- dictionary[dictionary$skill == myskill, "category"]

    mypattern <- paste0(na.omit(t(dictionary %>%
                                    filter(skill == myskill) %>%
                                    select(starts_with("syn")))), collapse = "|")

    if (nchar(mypattern) > 1) 
    {
      mypattern <- paste0(c(myskill, mypattern), collapse = "|")
    }
    else
    {
      mypattern <- myskill
    }

    cond = grep(x = df$full.description, pattern = mypattern)

    tmp <- data.frame(
      id = df[cond, "id"],
      skill.group = rep(myskill, length(cond)),
      category = rep(category, length(cond))

    )

    sk <- rbind(sk, tmp)

  }

  return(sk)
}

Снова о самых востребованных навыках

# 5 text analysis
# 5.1 get full descriptions

jobdf <- hh.get.full.description(jobdf)

jobdf$full.description <- remove.Html(tolower(jobdf$full.description))

sk.from.desc <- skills.from.desc(jobdf, dict)

Проверим, что получается?

> head(sk.from.desc)
        id skill.group category
1 25638419       axure    tools
2 24761526       axure    tools
3 25634145       axure    tools
4 24451152       axure    tools
5 25630612       axure    tools
6 24985548       axure    tools

> tmp <- as.data.frame(table(sk.from.desc$skill.group), col.names = c("Skill", "Freq"))
> htmlTable::htmlTable(x = head(tmp[order(tmp$Freq, na.last = TRUE, decreasing = TRUE),], 20), rnames = FALSE, header = c("Skill", "Freq"), align = 'l', css.cell = "padding-left: .5em; padding-right: 2em;")

Да, вот теперь баланс сил точно сместился! Project management, который неожиданно лидировал при анализе полей key_skills, теперь не входит даже в десятку (и в двадцатку тоже).

Если говорить об общем кругозоре, наиболее востребованными теперь представляются знания в области автоматизации процессов, в то время как при анализе полей key_skills эти знания даже не вошли в топ-5.

На следующем графике представлены области знаний, отсортированные в порядке убывания по частоте упоминания вакансиях аналитиков. Поскольку в этот раз мы анализируем тексты всех найденных 1478 вакансий, а не ограничиваемся теми, в которых заполнены key_skills, полученную картину можно считать достаточно достоверной, чтобы представить результат в процентах.

Что касается выбора инструментов, то из графика создается впечатление, что средний сферический BA в вакууме большую часть времени проводит в экселе, таск-трекере и составляет по итогам красивые презентации.


И снова о деньгах

Проверим, как распределились различные навыки и знания на шкале доходности.

Для построения графиков сформируем новую data frame из перечня скиллов, полученных из описания вакансий, и таблицы вакансий с указанными зарплатами. При этом сразу оставим только те записи, которые относятся к Москве и Санкт-Петербургу.

tmp <- na.omit(merge(x = sk.from.desc, y = jobs.paid %>% 
               filter(City %in% c("Москва", "Санкт-Петербург")) %>% 
               select(id, salary, lvl, City), 
               by = "id", sort = FALSE))
> head(tmp)
        id                  skill.group   category salary    lvl   City
1 25243346                          uml  standards 160000 middle Москва
2 25243346      requirements management activities 160000 middle Москва
3 25243346 designing business processes activities 160000 middle Москва
4 25243346         communication skills   personal 160000 middle Москва
5 25243346                    mobile os  knowledge 160000 middle Москва
6 25243346                     ms visio      tools 160000 middle Москва

Следующим графиком я хочу отразить, упоминания каких навыков чаще всего встречаются в описаниях вакансий на позиции джунов, миддлов и сеньоров соответственно, а также на какие деньги может рассчитывать счастливый обладатель тех или иных навыков.


Развернуть код
ggplotly(ggplot(tmp %>% filter(category == "activities"), aes(skill.group, lvl)) +
  geom_count(aes(color = salary, size = ..n..)) +
  scale_size_area(max_size = 13) +
  theme(legend.position = "right",
        legend.title = element_text(size = 10),
        axis.title = element_blank(),
        axis.text.y = element_text(size=10)) +
  coord_flip() +
  scale_color_continuous(labels = function(x) format(x, scientific = FALSE), 
                         breaks = round(seq(min(tmp$salary), max(tmp$salary), 
                                            by = 70000),1),
                         low = "blue",
                         high = "red", name = "Зарплата, руб."))

Что мы видим из этого графика?

Во-первых, то, что наибольшее количество вакансий включают требования в области дизайна бизнес-процессов и документирования. (Это больше похоже на правду, хоть и отличается от результата, полученного нами в первой части исследования, где уверенно лидировал навык управления проектами.)

Во-вторых, несмотря на это, наиболее "денежными" занятиями является непосредственно бизнес-анализ, создание макетов интерфейсов и проведение исследований.

В части стандартов картина также прояснилась и стала более правдоподобной, чем при анализе голых key_skills.

Глядя на график, можно сделать вывод, что на самом деле в зарплатном сегменте свыше 150 т.р. есть необходимость в специалистах со знанием не только UML или ARIS, но и IDEF, и ГОСТов, однако спрос на знание ГОСТов заметно ниже — в этой части первоначальный вывод подтверждается.

Некоторые изменения наблюдаются и в области личностных качеств аналитика:

Из графика видно, что по-прежнему лидируют аналитические и коммуникативные навыки, но при этом креативность, которая в перечне key_skills едва упоминалась, в описаниях вакансий встречается гораздо чаще. Более того, в зарплатном сегменте свыше 150 т.р. это качество ценится больше, чем умение работать в команде и даже способность организовать работу других.


А как же бесценный опыт?

Например, вот так выглядит плотность распределения зарплат в Москве для специалистов-аналитиков с различным стажем:

Интересно, почему на графике так много вакансий, где требуется специалист с более чем шестилетним опытом, но при этом область подозрительно смещена влево? Казалось бы, связь между опытом работы и стоимостью сотрудника должна быть самая прямая. К тому же, обратите внимание, что график затрагивает только столичный рынок вакансий. Я могу предположить, что в бóльшей части таких вакансий (лежащих в красной области графика) требуемый опыт работы указан из оптимизма нестрого.

Для сравнения, в Санкт-Петербурге разделение куда более выраженное:

Проведенный анализ ключевых навыков и текстов вакансий BA/SA показал, что


  • качество такого анализа во многом зависит от словаря категорий навыков. В процессе работы я несколько раз обновляла и дополняла таблицу навыков и инструментов, но и сейчас классификация неидеальна;
  • потолок зарплаты аналитика в Москве (и в целом в России) составляет приблизительно 200 т.р. Все, что выше этой цифры, встречается весьма эпизодически и требует нетипичных скиллов вроде знания статистики или специфической предметной области;
  • на рынке вакансий довольно размытая граница между миддлами и сеньорами;
  • главный инструмент аналитика — по-прежнеу голова (выбор тулов, как правило, остается на усмотрение аналитика и не влияет на доход)
  • поле key_skills в вакансиях на hh заполняется через раз, и на основе только него нельзя делать выводы о наиболее востребованных навыках аналитика;
  • анализ текста вакансий, в свою очередь, оказался достовернее и полезнее, поскольку данных в результате парсинга описаний было собрано в пять(!) раз больше;
  • чтобы прийти к успеху во всех отношениях, аналитику стоит наиболее активно прокачивать навык бизнес-анализа, создания добротного UX и английский язык;
  • нельзя недооценивать коммуникативные навыки. Впрочем, их значимость снижается где-то после отметки в 150 т.р.;
  • в том, что касается стандартов, заслуживает упоминания SQL, а также нотации UML & ARIS. Для меня видеть такую популярность языка запросов довольно неожиданно, т.к. за несколько лет мне не приходилось активно его использовать. И это, пожалуй, единственный вывод данного исследования, который противоречит здравому смыслу личному опыту.
wordcloud2::wordcloud2(data = table(sk.from.desc$skill.group), 
                                     rotateRatio = 0.3, color = 'random-dark')

image

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий