...

четверг, 6 декабря 2018 г.

The New iOS Mobile Enterprise. Часть #1: Кодогенерация для ресурсов

Всем привет!

Меня зовут Дмитрий. Так получилось, что я являюсь тим лидом в команде из 13 iOS разработчиков уже на протяжении двух лет. И вместе мы трудимся над приложением Тинькофф Бизнес.

Хочу поделиться с вами нашим опытом о том, как релизить приложение в неожиданный момент с максимальным набором фич или баг фиксами и при этом не поседеть.

Расскажу о практиках и подходах которые помогли команде заметно ускориться в разработке и тестировании и заметно сократить количество стресса, багов, проблем при внеплановом или срочном релизе. #MakeReleaseWithoutStress.


Поехали!


Описание проблемы

Представьте себе следующую ситуацию.

Идет очередной релиз. Ему предшествовало регрессионное тестирование, тестировщики снова нашли место, в котором вместо текста в приложении отображается ID строки.


Localization bug

Это была одна из самых частых наших проблем с которой мы сталкивались.

Вы можете не столкнуться с данной проблемой, если у вас не локализовано приложение на другой язык, или вся локализация пишется строками прямо в коде без использования Localizable.strings файла.

Но вы можете столкнуться с другими проблемами, которые мы поможем вам решить:


Причина → Следствие

Почему это все происходит?

Есть программный код, который компилируется. Если вы что-то написали не так (синтаксически, или неправильное название функции при вызове), то ваш проект просто не соберется. Это понятно, очевидно и логично.

А как быть с такими вещами, как ресурсы?

Они не компилируются, просто добавляются в bundle уже после компиляции кода. В связи с этим может возникать большое количество проблем в runtime, например, тот случай, что описан выше — со строками в локализации.


Поиск решения

Мы задумались, как подобные проблемы решаются вообще, и как мы можем это исправить. Я вспомнил одну из конференций Cocoaheads в mail.ru. Там был доклад про сравнение инструментов для кодогенерации.

Посмотрев еще раз, что эти инструменты (библиотеки/фреймворки) из себя представляют, мы наконец-то нашли то, что было нужно.

При этом, похожий подход уже годами используется разработчиками под Android. Google подумал о них и сделал им такой инструмент из коробки. А ведь нам Apple даже стабильный Xcode не может сделать...

Оставалось выяснить только одно — какой именно инструмент выбрать: Natalie, SwiftGen или R.swift?

У Natalie не было поддержки локализации, от него было решено сразу отказаться. У SwiftGen и R.swift были очень похожие возможности. Мы сделали выбор в пользу R.swift, просто исходя из количества звезд, зная о том, что в любой момент мы можем поменять на SwiftGen.


Как работает R.swift

Запускается pre-compile build phase скрипт, пробегает по структуре проекта и генерирует файл, под названием R.generated.swift, который нужно будет добавить в проект (о том, как это сделать мы детальнее расскажем в самом конце).

Файл имеет следующую структуру:

import Foundation
import Rswift
import UIKit

/// This `R` struct is generated and contains references to static resources.
struct R: Rswift.Validatable {
    fileprivate static let applicationLocale = hostingBundle.preferredLocalizations.first.flatMap(Locale.init) ?? Locale.current
    fileprivate static let hostingBundle = Bundle(for: R.Class.self)

    static func validate() throws {
        try intern.validate()
    }

    // ...

    /// This `R.string` struct is generated, and contains static references to 2 localization tables.
    struct string {
        /// This `R.string.localizable` struct is generated, and contains static references to 1196 localization keys.
        struct localizable {
            /// en translation: Активировать Apple Pay
            /// 
            /// Locales: en, ru
            static let card_actions_activate_apple_pay = Rswift.StringResource(key: "card_actions_activate_apple_pay", tableName: "Localizable", bundle: R.hostingBundle, locales: ["en", "ru"], comment: nil)

            // ...

            /// en translation: Активировать Apple Pay
            /// 
            /// Locales: en, ru
            static func card_actions_activate_apple_pay(_: Void = ()) -> String {
                return NSLocalizedString("card_actions_activate_apple_pay", bundle: R.hostingBundle, comment: "")
            }

        }
    }
}

Использование:

let str = R.string.localizable.card_actions_activate_apple_pay()
print(str)
> Активировать Apple Pay

"Зачем нужен Rswift.StringResource?", — спросите вы. Я сам не понимаю, зачем его генерировать, но, как объясняют авторы, то нужен он для следующего: ссылка.


Применение в реальных условиях

Небольшое пояснение контента ниже:

*Было — пользовались подходом какое-то время, в итоге, ушли от него
*Стало — подход который используем при написании нового кода
*Не было, но у вас может быть — подход, которого никогда не существовало в нашем приложении, но я встречал его в различных проектах, в те далекие времена, когда еще не работал в Tinkoff.ru.


Localization

Мы начали применять R.swift для локализации, это избавило нас от проблем, о которых мы писали в самом начале. Теперь, если поменялся id в локализации, то проект не собирется.

*Это работает только при условии, если вы поменяли id во всех локализациях на другой. Если же в какой-то из локализаций осталась строка, то при компиляции будет warning, что данный id локализован не на всех языках.


Warning
Не было, но у вас может быть:
final class NewsViewController: UIViewController {

    override func viewDidLoad() {
        super.viewDidLoad()
        titleLabel.text = NSLocalizedString("news_title", comment: "News title")
    }
}

Было:
extension String {

    public func localized(in bundle: Bundle = .main, value: String = "", comment: String = "") -> String {
        return NSLocalizedString(self, tableName: nil, bundle: bundle, value: value, comment: comment)
    }
}

final class NewsViewController: UIViewController {

    private enum Localized {
        static let newsTitle = "news_title".localized()
    }

    override func viewDidLoad() {
        super.viewDidLoad()
        titleLabel.text = Localized.newsTitle
    }
}

Стало:
titleLabel.text = R.string.localizable.newsTitle()

Images

Теперь, если мы что-то переименовали в *.xcassets, и не поменяли в коде, то проект просто не соберется.


Было:
imageView.image = UIImage(named: "NotExist") // иконка не видна пользователям
imageView.image = UIImage(named: "NotExist")! // crash
imageView.image = #imageLiteral(resourceName: "NotExist") // crash

Стало:
imageView.image = R.image.tinkoffLogo() // иконка всегда видна пользователям

Storyboards


Было:
let someStoryboardName = "SomeStoryboard" // Change to something else (e.g.: "somestoryboard") - get nil or crash in else
let someVCIdentifier = "SomeViewController" // Change to something else (e.g.: "someviewcontroller") - get nil or crash in else
let storyboard = UIStoryboard(name: someStoryboardName, bundle: .main)
let _vc = storyboard.instantiateViewController(withIdentifier: someVCIdentifier)
guard let vc = _vc as? SomeViewController else {
    // логируем ошибку в какой-нибудь хипстерский сервис, вроде Fabric или Firebase
    // или просто вызываем fatalError() ¯\_(ツ)_/¯}

Стало:
guard let vc = R.storyboard.someStoryboard.someViewController() else {
    // логируем ошибку в какой-нибудь хипстерский сервис, вроде Fabric или Firebase
    // или просто вызываем fatalError() ¯\_(ツ)_/¯
}

И так далее.


Валидация Storyboard

R.validate() — это замечательный инструмент, который бьет по рукам (вернее просто выкидывает error в catch блок), если вы сделали что-то не так в storyboard или xib файлах.
Например:


  • Указали название картинки, которой нет в проекте
  • Указали шрифт, а потом перестали его использовать и удалили его из проекта (из info.plist)

Использование:

final class AppDelegate: UIResponder {

    func application(_ application: UIApplication, didFinishLaunchingWithOptions launchOptions: [UIApplicationLaunchOptionsKey: Any]? = nil) -> Bool {
        #if DEBUG
        do {
            try R.validate()
        } catch {
            // смело вызываем fatalError и передаем туда текст ошибки
            // так как этот код вызывается только в debug режиме то делать это можно не опасаясь
            // если что-то пойдет не так, то данный код отловится на этапе тестирования и ни в коем случае не должен попасть в production
            fatalError(error.localizedDescription)
        }
        #endif

        return true
    }
}

И вот вы уже готовы купить два!


Shut up and take my money!

Как внедрять?

*Component-based system — wiki, концепция разработки кода, при которой компоненты (набор экранов/модулей связанных между собой) разрабатываются в замкнутой среде (в нашем случае в локальных подах) с целью уменьшения связанности кодовой базы. Многим известен подход в backend, который основан на данном концепте — микросервисы.

*Монолит — wiki, концепция разработки кода, при которой вся кодовая база лежит в одном репозитории, и код тесно связан между собой. Данная концепция подходит маленьким проектам с конечным набором функций.

Если вы разрабатываете монолитное приложение или используете только сторонние зависимости, то вам повезло (но это не точно). Берете tutorial и выполняете все строго по нему.

Это был не наш случай. Мы втянулись. Так как мы используем component-based system, то, помимо встраивания R.swift в основное приложение, мы решили встраивать его еще и локальные поды (которые являются компонентами).

Из-за постоянного обновления локализаций, картинок и всех элементов, которые влияют на файл R.generated.swift, возникает много конфликтов в сгенерируемом файле при мерже в общую ветку. И чтобы этого избежать, следует убрать R.generated.swift из под власти git репозитория. Автор так же рекомендует это делать.

Добавляем в .gitignore следующие строки.

# R.Swift generated files
*.generated.swift

Еще, если вы не хотите генерировать код для каких-то ресурсов, всегда можно воспользоваться игнорированием отдельных файлов или целых папок:

"${PODS_ROOT}/R.swift/rswift" generate "${SRCROOT}/Example" "--rswiftignore" "Example/.rswiftignore"

описание .rswiftignore

Как и в основном проекте, нам было важно не добавлять R.generated.swift файлы из локальных подов в git репозиторий. Мы начали рассматривать варианты, как это можно было бы сделать:


  • и еще вариант… все же добавить R.generated.swift в git

Мы временно остановились на варианте: "магия в Podfile", при том, что у него был ряд недостатков:


  • Запускать его можно было только из корня проекта (хотя cocoapods может запускаться почти из любой папки в проекте)
  • У всех подов должна быть папка с названием Sources (хотя это не критично, если в подах порядок)
  • Он был странный и непонятный, а поддерживать рано или поздно пришлось бы (это все же костыль)
  • Если какая-то сторонняя библиотека лежит в папке, в пути которой есть "LocalPods", то он попытается и туда добавить R.generated.swift файл или упадет с ошибкой

prepare_command

Живя какое-то время со скриптом и страдая, я решил поизучать эту тему шире и нашел еще один вариант.
В Podspec есть prepare_command, которая предназначена, как раз для создания и изменения исходников, которые затем будут добавлены в проект.

*News — название пода, которое нужно заменить на название именно вашего локального пода
*touch — команда для создания файла. Аргументом является относительный путь до файла (включая название файла с расширением)

Далее мы будем производить махинации с News.podspec

Данный скрипт вызывается при первом запуске pod install и добавляет нужный нам файл в папку исходников в поде.

Pod::Spec.new do |s|

    # ...

    generated_file_path = "News/Sources/R.generated.swift"
    s.prepare_command = 
    <<-CMD
        touch "#{generated_file_path}"
    CMD

    # ...

end

Далее идет еще один "финт ушами" — нам нужно сделать вызов скрипта R.swift для локальных подов.

Pod::Spec.new do |s|

    # ...

    s.dependency 'R.swift'

    r_swift_script = '"${PODS_ROOT}/R.swift/rswift" generate "${PODS_TARGET_SRCROOT}/News/Sources"'
    s.script_phases = [
        {
            :name => 'R.swift',
            :script => r_swift_script, 
            :execution_position => :before_compile
        }
    ]
end

Правда, есть одно "но". C локальными подами prepare_command не работает, вернее работает, но в каких-то особых случаях. Есть обсуждение этой темы на Github.


Fatality

*Fatality — wiki, финальный удар в Mortal Kombat.

Проведя еще немножечко ресерча, я нашел еще одно решение — гибрид подходов c prepare_command и pre_install.

Небольшая модификация магии из Podfile:

pre_install do |installer|
    # map development pods
    installer.development_pod_targets.each do |target|
        # get only main spec and exclude subspecs
        spec = target.non_test_specs.first
        # get full podspec file path
        podspec_file_path = spec.defined_in_file
        # get podspec dir path
        pod_directory = podspec_file_path.parent

        # check if path contains local pods directory
        # exclude development but non local pods
        local_pods_directory_name = "LocalPods"
        if pod_directory.to_s.include? local_pods_directory_name
            # go to pod root directorty and run prepare command in sub-shell
            system("cd \"#{pod_directory}\"; #{spec.prepare_command}")
        end
    end
end

И тот же самый скрипт, что не запускался для локальных подов

Pod::Spec.new do |s|

    # ...

    s.dependency 'R.swift'

    generated_file_path = "News/Sources/R.generated.swift"
    s.prepare_command = 
    <<-CMD
        touch "#{generated_file_path}"
    CMD

    r_swift_script = '"${PODS_ROOT}/R.swift/rswift" generate "${PODS_TARGET_SRCROOT}/News/Sources"'
    s.script_phases = [
        {
            :name => 'R.swift',
            :script => r_swift_script, 
            :execution_position => :before_compile
        }
    ]
end

В итоге это работает так, как мы и ожидаем.

Наконец-то!

P.S.:

Пытался сделать еще кастомную команду вместо prepare_command, но pod lib lint (команда для валидации контента podspec и самого пода) ругается на лишние переменные и не проходит.


Нелокальные поды

В удаленных подах (те, что находятся каждый в своем репозитории) не нужно всей этой скриптовой магии, что описано выше, ибо там кодовая база строго привязана к версии зависимости.

Достаточно просто встроить в сам Example (проект, генерируемый после команды pod lib create <Name>) R.swift скрипт и добавлять R.generated.swift в пакет с библиотекой (подом). Если в проекте нет Example, то уже придется писать скрипты, которые будут похожи на те, которые я привел.

P.S.:

Есть небольшое уточнение:
R.swift + Xcode 10 + new build system + incremental build != <3
Подробнее о проблеме на главной странице библиотеки или тут
R.swift v4.0.0 не работает с cocoapods 1.6.0 :(
Думаю в скором времени уже поправят все проблемы.


Вывод

Всегда нужно держать планку качества как можно выше. Особенно это важно для приложений, которые работают с финансами.

При этом не нужно перегружать тестирование и находить баги как можно раньше. В нашем случае это находится либо в момент компиляции кода разработчиком, либо на прогоне проверок для Pull Requests. Тем самым, отсутствие локализации мы находим не внимательным взглядом тестировщиков или автоматизированными тестами, а обычным процессом сборки приложения.

Также нужно учитывать тот факт, что это — сторонний инструмент, который завязан на структуру проекта и парсит ее контент. Если поменяется структура файла проекта, то и инструмент придется менять.
Мы пошли на этот риск и, в случае чего, всегда готовы поменять данный инструмент на любой другой или написать свой.

А выигрыш от R.swift — огромное количество человеко-часов, которые команда может потратить на куда более важные вещи: новые фичи, ресерч новых технический решений, повышение качества и так далее. R.swift сполна вернул то количество времени, которое было потрачено на его интеграцию, даже с учетом возможной замены его в будущем на другое похожее решение.

R.swift


Bonus

Вы можете поиграться с примером, чтобы сразу своими глазами увидеть профит от кодогенерации для ресурсов. Исходный код проекта "на поиграться": GitHub.


Спасибо огромное, что прочитали статью или же просто долистали до этого места, мне в любом случае приятно)


That's all.

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий