...

четверг, 6 декабря 2018 г.

Вариативные и параметрические шрифты — win-win для дизайнеров

От переводчика: дизайнер Анджела Рейчерс рассказывает о том, почему со временем шрифты становятся только лучше.

Разработка новых шрифтов — дело хлопотное, все завязано на технологии, позволяющей создавать и распространять новые шрифты. Хотя идея параметрических и вариативных шрифтов возникла еще в семидесятых годах прошлого века, технологии их создания и изменения появились лишь недавно. Обе категории шрифтов отошли от изначального канона — шрифта как окончательного и неизменного продукта.

Skillbox рекомендует: двухлетний практический курс «Я — веб-разработчик PRO».

Напоминаем: для всех читателей «Хабра» — скидка 10 000 рублей при записи на любой курс Skillbox по промокоду «Хабр».


Прежде чем приступить к самой статье, давайте разберемся, чем вариативные шрифты отличаются от параметрических.

Вариативный шрифт — это, по сути, один шрифтовой файл, на основе которого можно создавать множество вариаций ширины, толщины начертания («веса шрифта») и других свойств шрифта. Основное требование — чтобы все создаваемые на основе мастер-файла шрифты интерполировались с основным.

Параметрические шрифты являются программно определяемыми. Они изменяются в пределах набора заданных атрибутов, включая расстояние между буквами, ширину литер. Дизайнер задает параметры, такие как ширина букв, расстояние между ними, высота и т.п., после чего на основе этих параметров генерируется шрифт.

Вариативные шрифты помогают создавать отзывчивый макет, адаптивный дизайн — как, например, FIT Hebrew.

Еще один пример — FF Beowolf, это один из первых вариативных шрифтов, он появился в 1980-х.

После этого дизайнеры стали искать новые инструменты для разработки вариативных шрифтов. Рывок в развитии они получили в 2016 году, когда крупнейшие компании вроде Google, Microsoft, Apple объединили усилия для разработки OpenType Font Variations. Это технология, которая позволяет использовать один шрифтовой файл для бесконечного множества начертаний.

Для понимания того, какие возможности открывает эта технология, стоит взглянуть на гифку ниже. На ней изображены различные вариации шрифта Neue, модифицируемого при помощи специализированного алгоритма. Взгляните на редизайн логотипа New School из Нью-Йорка. Новое лого является демонстрацией гибкости вариативных шрифтов.

Параметрические системы работают несколько иначе: изменения выполняются путем интерполяции (морфинга) начертаний из нескольких базовых. Наиболее продвинутые системы позволяют генерировать новые шрифты из одного хорошо продуманного мастер-шрифта.

Термин «параметрический» попал в дизайн из математики. Там он описывает уравнения, которые используют один или более независимых параметров для выражения координат, определяющих очертания геометрического объекта или поверхности. Впервые параметрический шрифт появился в 1977 году, когда математик Дональд Кнут представил Metafont, язык программирования, предназначенный для разработки векторных шрифтов. Параметрическое кодирование позволяет юзеру применять изменения к элементам буквенного формата глобально, на основе алгоритмических значений. Оно дает возможность дизайнерам быстро настраивать параметры шрифта при помощи ползунков — и мгновенно видеть конечный результат. Пример — Antique Gothic.

Дэн Ратиган, руководитель Adobe Type, считает, что параметрические шрифты поддерживают идею, согласно которой шрифт не обязательно должен быть «заморожен», иметь окончательные очертания.

Шрифты, созданные при помощи традиционных инструментов, могут быть загружены в Metapolator путем использования формата Unifed Font Object (UFO). После этого программа интерполирует шрифты, создавая бесконечное число вариантов. Этот инструмент позволяет дизайнеру создать, например, шрифт, который становится тоньше с увеличением размера символов. Причем это не рандомизированная система, все шрифты подчиняются набору установленных дизайнером правил.

Работа с Prototypo экономит много времени при создании или модификации шрифтов. Можно взять любой шрифт и изменить его, добавляя и удаляя различные элементы. Возможностей — огромное количество.

Графическим дизайнерам как вариативные, так и параметрические шрифты дают возможность тонко настраивать гарнитуру под свои потребности. В частности, дизайнер может найти оптимальный вариант для мобильного устройства или браузера. В будущем возможностей будет еще больше. Важное значение шрифты имеют для новых технологий вроде виртуальной и дополненной реальности, где параметры контента генерируются, а не задаются заранее. Но пока что это лишь будущее, стандарты и правила для него еще не созданы.

Skillbox рекомендует:

Let's block ads! (Why?)

Комментариев нет:

Отправить комментарий