Как все начиналось
Я Community Manager в компании Plesk. Десять лет назад, после шести лет работы в службе технической поддержки, меня пригласили в отдел R&D заняться построением сообщества пользователей Plesk. Последние 10 лет я занимался созданием и развитием сообщества вокруг нашего продукта.
В то время у компании были крупные партнеры и клиенты, приходящие в службу технической поддержки. Компания использовала бизнес-модель B2B2C, и поэтому конечные пользователи Plesk не имели доступа в саппорт. Однако был форум компании, куда приходили эти пользователи продуктов компании, не имеющие доступа в саппорт, и которых никто не слышал. В лучшем случае на форум периодически приходили сотрудники саппорта и помогали этим людям в решении их конкретных проблем. Таким образом, форум был тогда чем-то вроде бесплатного Support Helpdesk. Системно никто этими людьми не занимался.Только везунчики получали там какую-то помощь от людей из компании или от других пользователей. Отдел R&D не получал от этих людей никакого полезного фидбэка. Движок форума, запущенного еще в 2003 году, был устаревшим и непригодным для развития сообщества на нем.
Для исправления ситуации было решено объединить этих людей в крепкое и эффективное сообщество вокруг нашего продукта. Чтобы сообщество было таковым, оно должно было иметь своих лидеров, свое авторитетное ядро, своих звезд, в конце концов. Я подумал, что этих людей было бы неплохо назвать гуру, Plesk Guru. Высшей степенью развития гуру стал бы Евангелист — выдающийся эксперт в области, который продвигает продукт, заражает людей энтузиазмом и приводит к нам новых, лояльных и преданных клиентов, который при этом не является сотрудником компании и не получает от нас денег. Как говорил отец IT евангелизма Гай Кавасаки, движущей силой евангелизма является желание каждого человека сделать мир лучше. Евангелисты распространяют свои рекомендации и привлекают новых клиентов благодаря своей вере, а не за материальные поощрения.
Гуру должны были принять на себя проблемы конечных пользователей Plesk, которые не могли получить официальную техподдержку. Кроме помощи клиентам, гуру должны доносить до нас их боль, желания и предложения. Используя свой авторитет и экспертизу, они продвигали наш продукт и на других площадках, вроде StackOverflow, Webhostingtalk, FaceBook, Twitter и т.д.
Стратегия компании заключалась в том, что она вкладывается только в одного Community Manager-а, который управляет сообществом и клубом экспертов, выполняющих часть работы саппорта и сотрудников компании. Community Manager создает условия, подготавливает почву для того, чтобы появилось мощное экспертное ядро, клуб экспертов-гуру. Это близкая и реальная цель. Дальней целью, путеводной звездой было появление у компании собственного Евангелиста на базе подготовленной почвы.
За прошедшие 10 лет состав элитного клуба Plesk Guru постоянно менялся. По разным жизненным причинам одни эксперты уходили, другие появлялись. На сегодняшний день в элитном клубе Plesk Guru состоит 12 человек. Большинство из них системные администраторы, разработчики или хостеры.
Подавляющее большинство гуру из Европы, но есть и один эксперт из США. Их текущий вклад в сообщество можно увидеть на следующем слайде:
В приведенной формуле сделаны допущения о том, что ответ эксперта, помеченный как Best Answer, можно считать как решенный тикет в саппорте. Таковыми же можно считать и треть лайков. $75 — это цена решенного тикета для компании на сегодняшний день.
Таким образом, 12 экспертов из клуба гуру приносят компании доход, соизмеримый с доходом от работы с сообществом сотрудников компании. А это люди из саппорта, разработчики, Community Manager и другие. По-моему, совсем неплохо.
Итак, как же подготовить почву, создать условия?
Итак, что нужно сделать для того, чтобы создать элитный клуб экспертов-гуру вашего сообщества и вырастить из них хотя бы одного настоящего Евангелиста для вашего продукта?
- Для начала нужно создать метрики измерения эффективности пользователя вашего форума. Одним лишь количеством оставленных сообщений не обойтись. Для этого я запустил мощную систему геймификации на новом движке форума с рядом важных метрик. Например, количество лайков, количество ответов, отмеченных другими пользователями, как Best Answer, процент ответов с лайками и Best Answer, количество опубликованных статей и их рейтинг, наличие Plesk сертификата и другие. Для этих трофеев были придуманы забавные иконки и описания. Таким образом, помимо моих личных впечатлений о качестве экспертизы того или иного участника, появились вполне объективные численные показатели происходящие из оценок всего сообщества. Детальный рассказ о том, как вводилась геймификация, можно почитать в моей статье.
- Следующим шагом было, собственно, создание элитного клуба экспертов — Plesk Guru. Для этого были созданы и опубликованы четкие правила клуба и условия попадания в него.
В частности, было указано, что стать членом клуба можно лишь по приглашению, что по канонам демократического сообщества, любой член клуба может выдвинуть кандидатуру нового участника, а сам кандидат должен представить свою заявку для рассмотрения. В уставе клуба прописаны обязанности, права и привилегии члена клуба. Например, члены клуба имеют закрытый раздел на форуме для приватных обсуждений проблем и прямого общения с сотрудниками компании. Они имеют особенное публичное признание на сайте компании, собственные графические бейджи, возможность получать доступ к ранним версиям продуктов компании, бесплатным лицензиям, приглашения в офисы и на официальные мероприятия компании. Для них проводится ежегодный конкурс на лучшего Гуру года с вручением крутых брендированных призов (например, одному из давних победителей конкурса из Уганды мы с трудом отправили его приз iPad, другие получили Apple Watch и брендированный дрон, оплачивалось их участие в конференциях) Подробно устав клуба экспертов описан тут.
- Одним из условий участия в клубе экспертов и в то же время, одной из метрик экспертизы, была сертификация в Plesk University.
Для широкой публики Plesk University был открыт в феврале 2016. Сейчас в нем примерно 2000 активных пользователей (тех, кто закончил хотя бы один курс). Примерно, 820 студентов сертифицированы — это 40% от общего числа и 50% от числа тех, кто закончил курсы, необходимые для экзаменов (у нас не все курсы с экзаменами). Каждый месяц в университет приходят примерно 500 уникальных пользователей. В каталоге университета 23 курса, и эта цифра увеличится — мы продолжаем работать и создавать новый контент. - Для получения обратной связи было создано два основных канала:
- Форма для отправления четко структурированных репортов с форума в третью линию техподдержки. На сегодняшний день через эту форму разработчики Plesk получили и обработали более 260-ти репортов. Интересная деталь: в форме отправки репорта ожидание от третьей линии техподдержки можно выбрать как “Подтвердите баг”, “Помогите разобраться” и “Ответьте на вопрос”.
- Для сбора и работы с Feature Request-а от сообщества был запущен проект Plesk UserVoice, где люди пишут свои пожелания, а другие люди голосуют за них. На данный момент база собранных Feature Request-ов насчитывает более 1300 запросов, находящихся в разных статусах работы над ними. Около 650-ти запросов были так или иначе реализованы в разных версиях Plesk.
- Для того, чтобы наши гуру могли делиться своими решениями, опытом, лайфхаками, был создан специальный раздел на форуме Resources. Раздел имеет мощную систему рейтингов, комментирования. К сожалению эта форма вклада в сообщество не стала настолько популярной, насколько я ожидал. Пока наибольший вклад в нее идет от сотрудников компании. Пользователи и эксперты пока предпочитают делиться своими решениями прямо в темах форума.
- Для быстрой и не требующей сложных и долгих исследований коммуникации на базе форума был запущен Discord чат. Наши эксперты, для которых удобен такой формат помощи, активно его используют.
Перечисленные инструменты позволяли нам выявить наиболее активных и эффективных экспертов. Появился вопрос их роста и дальнейшего использования их потенциала. Самые эффективные получали предложения от отдела технической поддержки о сотрудничестве. Они продолжали делиться своей экспертизой на открытом форуме и при этом получали возможность работать внештатными сотрудниками техподдержки. Да, это очевидно противоречит духу евангелизма, но во-первых это были редкие исключения, а во-вторых даже высокодуховные епископы порой поддавались искушениям. Кроме того, это был в чистом виде внутренний евангелизм, который весьма распространен во многих компаниях.
В конце концов, наша выстроенная стратегия развития клуба экспертов принесла результат. Наибольшего роста достиг один из наших экспертов из Германии.
Он появился на форуме внезапно и в первые же месяцы своего присутствия показал феноменальные результаты. Ответы на проблемы клиентов летели от него практически круглосуточно и отличались великолепным стилем, тщательной проработкой и высочайшего качества экспертизой. Многие на форуме считали его сотрудником компании. Авторитет в сообществе был высочайшим. При этом его основная работа не была связана с хостингом вообще, а работа в сообществе Plesk была лишь его хобби. Он быстро нашел общий язык со мной, а через меня и с менеджментом компании. Он стал вносить очень полезные предложения по работе с сообществом и участвовал в проектах совершенно безвозмездно. Его лояльность компании и зараженность идеей продвижения Plesk завораживали. Вклад в сообщество был неоценим, и было принято решение о том, что терять эксперта такого уровня компания не может себе позволить. Тут надо заметить, что эксперты обычные люди со своими проблемами, болезнями, интересами и так далее. И в силу этих или иных причин они часто просто исчезали через какое-то время. Эту особенность работы в режиме короткой вспышки “сверхновой звезды” нужно всегда иметь в виду в работе с такими людьми. И поэтому звезду такой величины мы никак не могли потерять. В какой-то степени нам повезло. На долго и тщательно подготовленной нами почве Евангелист вырос, он раскрылся, и нам очень хотелось продлить срок его активности любыми способами при том, что у него было множество причин исчезнуть, о которых мы знали. В итоге в его город приехал начальник отдела маркетинга и провел с ним прямые переговоры с предложениями, от которых ему было трудно отказаться. Он, по сути, получил должность внутреннего Евангелиста в рамках отдела маркетинга. Его активность на многочисленных конференциях по всему миру была впечатляющей. Он побывал в нашем Новосибирском офисе, на нашем ежегодном летнем корпоративе и заразил всех вокруг своей увлеченностью и преданностью продукту. Он генерировал огромное количество идей и предложений. Это был Евангелист в самом точном понимании этого термина. Вклад его по той же приблизительной формуле, что была приведена выше, можно оценить в сравнении с экспертным клубом:
Видно, что один Евангелист стоит четырех-пяти обычных экспертов!
Но как и Гай Кавасаки для Apple, так и наш Евангелист послужил компании недолго. Талантливые люди не стоят на месте, а всегда идут дальше. Так и наш Евангелист пошел дальше своим путем, к своим новым целям. Они появляются редко, помочь им появиться, вырастить их крайне непросто, но это не повод отказываться от этого, не повод не верить в появление нового Евангелиста. Для любой компании настоящий Евангелист ее продукта — это необыкновенно ценная удача.
Заключение и рецепт
Десять лет назад у нас не было настоящего сообщества Plesk. У нас не было экспертов и Евангелистов. А на сегодняшний день мы имеем:
- Сообщество людей, называющих себя Pleskians
- 13 экспертов-гуру из разных стран
- Сотни обращений по каналам связи
- Присутствие на FaceBook, Twitter, StackOverflow и т.д.
- Крутой Plesk University
- Один 100% Евангелист выращен
- Часто слово Евангелиста более весомо для сообщества
- Новые Евангелисты на подходе
Сейчас наша боль в том, что фидбэка стало так много, что мы не успеваем оперативно работать с ним, вычленять из него ценное и как можно быстрее реализовывать это в продукте. Теперь люди жалуются не на то, что их никто не слышит, а на то, что их просьбы и предложения реализуются не так быстро, как им бы этого хотелось. Мы построили сообщество, и теперь мы должны научится максимально эффективно использовать то, что оно нам дает. Мяч на нашей стороне.
На самом деле рецепт для вашей компании достаточно прост:
- Создайте гибкую и эффективную систему метрик для оценки вклада любого члена вашего сообщества
- Создайте четкие и прозрачные правила, устав вашего сообщества
- Дайте членам вашего сообщества возможность развиваться, учиться новым аспектам вашего продукта
- Поощряйте успехи выдающихся членов вашего сообщества
- Станьте открытыми для ваших клиентов, откройте каналы для общения с вами
- Будьте внимательными и не пропустите вспышку сверхновой звезды
- Постарайтесь создать в компании такие условия, чтобы звезда Евангелиста светила для вашей компании как можно дольше
Тогда вы создадите идеальные условия для того, чтобы ядро вашего сообщества было мощным и эффективным, чтобы однажды вам повезло, и из этого ядра появился ваш собственный Евангелист, человек, который своей харизмой и энергией зажжет любовь к вашему продукту в сердцах множества людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий