SCRUM? Какой SCRUM?
Впервые подход SCRUM (англ.
scrum «схватка вокруг мяча») описали Хиротака Такэути и Икудзиро Нонака, которые заметили, что небольшие команды (5 — 9 человек), укомплектованные разнопрофильными специалистами, дают лучшие результаты. Наиболее полное описание SCRUM впервые представил в своей книге Джефф Сазерланд. Книга так и называется — SCRUM. Джефф начинал свою карьеру как военный летчик, во время войны во Вьетнаме выполнивший более ста боевых вылетов. Затем Джефф занимался наукой, но мир его запомнит как одного из родоначальников SCRUM. Книга начинается с реальной истории из жизни ФБР, тратившего миллионы долларов на разработку автоматизированной системы, предназначенной для поиска и отслеживания преступников. Проблема заключалась в том, что по истечении сроков проекта подрядчики демонстрировали ФБР абсолютно нерабочий продукт. Это означало лишь одно — американские налогоплательщики потратили миллионы впустую. Ситуация казалась безвыходной до тех пор, пока руководство ФБР не обратилось к тогда еще зарождавшемуся методу управления проектами SCRUM. Этот метод описан доступным языком в вышеупомянутой книге, которая, кстати, переведена на русский язык. Далее в статье рассмотрены основные заблуждения и мифы, которые могут отпугнуть топ менеджеров, задумавших внедрить SCRUM в свои проекты.
1. Тотальный контроль, который убивает творческий подход
В SCRUM как достичь бизнес-цели, решает проектная команда, а не руководство. Такой метод мотивирует и стимулирует творческий подход, в отличие от классического менеджмента, где сотрудникам делегируют выполнение конкретных низкоуровневых действий, а те, в cвою очередь, часто даже не понимают, для чего это и как это повлияет на проект в целом. Таким образом, в SCRUM руководство не контролирует действия проектной команды, а та, в свою очередь, отчитывается только о результатах в конце каждого спринта (установленного заранее промежутка времени, например, 2 недели). Прозрачность существует только среди членов проектной команды. В чем она она проявляется? Во первых, ежедневные stend-up митинги, на которых каждый участник проектной команды рассказывает, что он сделал вчера, что сделает сегодня, какие проблемы у него возникли. Такая практика не преследует цели проконтролировать объем работ, выполненный каждым сотрудником. Stend-up митинги предназначены для того, чтобы помочь каждому члену команды устранить препятствия в работе и посвятить коллег в свои планы, чтобы каждый понимал куда движется проект сегодня и осознавал свою роль в развитии продукта. Для этих же целей, кстати, служит общая SCRUM доска со стикерами, которую может посмотреть каждый, и опенспейсы, которые уничтожают препятствия для свободного общения членов команды.
2. SCRUM лишает прав самых опытных инженеров, потому что они подчиняются решению команды
SCRUM создает такую среду, в которой авторитетом пользуются не титулы и должности, а навыки и опыт. Ярким примером обратной ситуации является иерархия у военнослужащих, где власть основывается на должности и на звании. Капитан может быть много более талантливым и эрудированным, чем полковник. Несмотря на это, капитан должен неукоснительно подчиняться. Такая жесткая структура идеально подходит для экстремальных условий, таких как боевые действия, где решения должны приниматься быстро, а их обсуждение приводит к промедлению, которое приводит к гибели людей. SCRUM не отменят титулов. Каждый сотрудник имеет свою должность в соответствии с его опытом и матрицей компетенций. Тем не менее, в процессе обсуждения того или иного решения главенствующим фактором является четкая и обоснованная позиция, подкрепленная личным опытом сотрудника в обсуждаемой области, а не его титул. Таким образам, вопреки мифу, SCRUM дает власть именно тем членам команды, кто ясно формулирует здравые идеи. А как известно — кто ясно мыслит, тот ясно формулирует.
3. SCRUM нацелен на краткосрочные ценности бизнеса, а не на долгосрочное развитие проекта
Данная проблема, действительно, актуальна. К счастью, на вопрос «Что же делать?» есть ответы. Следует начать с того, что если проект не долгоиграющий, с продолжительностью не более полугода, то данная проблема скорее всего не всплывет. Другое дело, когда софт развивается 2-3 и более лет. Существует множество статей, в которых авторы изливают свою боль касаемо таких проектов. Армия джунов и мидлов (синеры, как известно, стоят дорого и их мало) уверенно коммитит в master своё творчество, а заказчик спринт за спринтом пожинает блестящие результаты SCRUM. Но вот незадача, через 5-10 спринтов добавлять новые фичи становится проблематично, и чем дальше, тем сложнее. Результат: SCRUM — это хорошо, но о стратегии и об архитектуре задумываться надо. Предотвратить подобную ситуацию можно. Во-первых, на проекте должны работать
как минимум 1-2 как можно больше опытных инженеров, которые буду пропускать через себя все коммиты в репозиторий во время code review. Во-вторых, уделять много времени обучению (не менее 3 часов в неделю) младших и средних инженеров архитектуре ПО, паттернам проектирования и тому, как это накладывается на существующий проект. Такие занятия должны сопровождаться практикой и минимальным домашним заданием для лучшего усвоения. Выполнение практических заданий можно встраивать в backlog проектных спринтов. Это не сильно ударит по рентабельности проекта, зато ускорит процесс роста сотрудников и предотвратит потенциальные проблемы с архитектурой ПО. Проведение периодических meetup-ов позволит проектным командам перенимать опыт друг у друга, что не навредит качеству выпускаемого софта.
4. SCRUM не дает развиваться инженерам
SCRUM предполагает, что все решения, касаемые способа достижения бизнес-целей делегируются команде. Владелец продукта решает, что нужно сделать, а команда решает — как. Из этого вытекает, что команда должна быть достаточно компетентной, чтобы принимать эффективные решения. Таким образом, краеугольным камнем методологии SCRUM является обучение. Вот почему во всех крупнейших банках и IT аутсорсерах так много внимания уделяется развитию: тренингам, семинарам, курсам. Профессиональный рост сотрудников — это неотъемлемая составная часть SCRUM. За счет того, что SCRUM команды относительно маленькие, членам команды приходится осваивать весь стек технологий в рамках проекта, над которым они работают. По окончании проекта инженер получает новые навыки, что увеличивает его стоимость на рынке труда.
Промежуточный итог
SCRUM, как и любой другой метод управления проектами, имеет свои особенности и шероховатости, которые надо знать и учитывать. Несмотря на это, он дает лучший результат среди известных на сегодняшний день методов.
1. Джефф Сазерленд // SCRUM 2017.
Let's block ads! (Why?)