...

суббота, 18 сентября 2021 г.

Дизайнер Cyberpunk 2077 опубликовала свои наработки и не вошедшие в игру иконки и панели

Художник и игровой дизайнер Анна Кузминьска, работавшая над созданием Cyberpunk 2077, опубликовала свои концепты, ранние версии интерфейса, а также не вошедшие в игру иконки, панели и уведомления. Она создавала эти мелкие и очень существенные элементы игрового мира в течение пяти лет работы в CD Projekt Red. В конце 2020 года Кузминьска ушла из студии и теперь получила возможность показать свои наработки поклонникам игры.
Дизайнер уточнила, что часть иконок было создано автоматически с помощью программ для 3Д-моделирования. Однако, большинство концептов художники рисовали вручную и переносили в цифровой вид.

Кузминска со своей командой занималась созданием интерфейсов и меню для игровых ретро-аркадных автоматов, систем управления лифтами, музыкальных и вендинговых автоматов и даже придумала тысячи изображений на многочисленных мониторах, которые можно найти в Найт-Сити. Каждый элемент и иконка, которую она создала, предназначался для определенных устройств в игровом мире и не повторялся в другом месте.

Она отрисовала почти все компоненты инвентаря, курсоров, прицелов, уведомлений, траекторий бросков различного летального оружия. Часть выложенных в презентации концептов показаны в анимированном режиме, где хорошо заметны очень мелкие графические детали и их изменения, особенно в картинках, связанных с медицинскими изображениями и детальной прорисовкой таблиц и графиков.

Дизайнер также занималась созданием отличительных элементов для разнообразия моделей игровых персонажей. Она похвасталась, что модель ее головы также есть в игре.

Кузминска рассказала, что ей нельзя было некоторое время после увольнения публиковать свои наработки по игре, но теперь запрет снят и она может поделиться со всеми своим вкладом в сложный, красивый и запутанный пользовательский интерфейс мира Cyberpunk 2077.

10 декабря 2020 года вышла Cyberpunk 2077. Спустя пару дней выяснилось, что в игре большое количество ошибок и проблем. Фактически CD Projekt Red выпустила недоработанный продукт. Компания уже более полугода пытается его исправить и пообещала продолжать это делать бесплатно для покупателей.

В конце августа этого года CD Projekt Red наняла модеров доделать Cyberpunk 2077 и добавить в него поддержку пользовательских расширений.

Adblock test (Why?)

Google совершенствует беспроводной интернет в Кении при помощи «оптоволокна без волокна»


Корпорация Google тестирует разные возможности передавать данные на большие и не очень расстояния. Не так давно компания активно развивала Project Loon, но, к сожалению, пришла к выводу, что коммерчески выгодным этот проект не станет. Поэтому, несмотря на очевидные успехи в развитии этой технологии, Project Loon было решено закрыть. Возможно, его просто отложили до лучших времен, но когда они настанут, неясно.

Тем не менее, у компании есть и другой проект, не менее интересный, хотя и не такой глобальный Речь идет об экспериментальной беспроводной сети, которая на основе света. Это не оптоволокно, основа системы — луч света, который фокусируют на удаленной точке приема — приемной станции. Сейчас Google смогла добиться успехов в развитии проекта.


Что за проект?


Он получил название Project Taara, в его рамках компания смогла добиться передачи данных на расстояние примерно в 20 км без развертывания проводной инфраструктуры. Тесты показали неплохой результат, и если испытания в полевых условиях пройдут хорошо, то проект будет расширен и на другие страны африканского континента.

Google работает не в одиночку, а вместе с другими компания и организациями, включая Econet, Liquid Telecom и Econet Group. Сейчас Taara реализуется в Кении, поэтому и большинство партнеров — африканские компании и организации. Для того, чтобы понять принцип работы технологии, стоит посмотреть на гифку ниже.


Город поддерживает связь с поселком на другом берегу реки при помощи лазерного луча. Принимающая станция в поселке получает оптический сигнал и преобразует его в радиосигнал. Пропускная способность системы — 20Gbps+. Этого вполне достаточно, чтобы тысячи людей могли одновременно подключиться к сети и смотреть YouTube.

Гифка немного упрощена по сравнению с реальностью. На самом деле, в проекте используется не один линк, а цепочка световых базовых станций, которые размещаются в населенных пунктах без связи или с не очень качественной связью. Вышка базовой станции гораздо проще, чем те, что используются для размещения базовых станций сотовой сети. Соответственно, размещать такие объекты можно практически повсеместно, единственное условие — располагаться базовая станция должная на возвышенности.


Такой способ передачи информации позволяет сэкономить на прокладывании дорогостоящей сетевой инфраструктуры. Технология называется Free Space Optical Communications (FSOC).
Новости современных интернет-технологий — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:
Объединение проектов в разных дата-центрах
Введение в SSD. Часть 5. Контроллерная
Selectel File Storage (Beta): места много не бывает

Нюансы работы технологии и успехи проекта


В целом, ничего особо инновационного нет, поскольку лазеры использовались в ряде регионов СНГ еще на заре «домашних локалок». Некоторые умельцы использовали лазеры из лазерных ручек, обеспечивая интернет-канал для объектов, которые не могут быть подключены обычным кабелем по той либо иной причине. Конечно, это не очень дальнобойные системы, но в критических ситуациях они спасают.

В Африке интернет и сетевая инфраструктура не особо развиты, хотя, конечно, есть регионы, где интернет есть и пропускная способность каналов достаточно высокая. Но проблем еще много, и некоторые из них можно решить при помощи лазера.

Одну из них — настройку приемника на передатчик, решить удалось. Система полностью автоматизированная, так что связь, при условии оптимальной установки вышек, не прерывается. Сбоев в работе такой сети нет даже в том случае, если через луч пролетает птица или идет дождь. Лазерная сеть смогла передать около 700 ТБ данных с 99,9% аптаймом.

Что касается Taara, то, по мнению разработчиков, это не самостоятельная технология, обеспечивающая интернет-связь в удаленных и труднодоступных регионах. Она должна использоваться совместно с другими технологиями. И уже вот такая гибридная сеть отлично подходит для африканских условий.

Adblock test (Why?)

Google требует удалить google-документы со списками «Умного голосования» [Обновлено 22:05 по МСК]

Google потребовала у сторонников Навального удалить два документа Google Docs, содержащих списки «Умного голосования». Требование представлено в виде письма от команды Google. Запрос на блокировку также опубликован на сайте Lumen.

Согласно письму, компания получила от Роскомнадзора уведомление, что некоторые материалы автора нарушают 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Если сторонники откажутся удалять документы, указанные по ссылке, Google грозит самостоятельно ограничить доступ к ним.

В свою очередь на сайте Lumen написано, что Роскомнадзор потребовал заблокировать документы в Google Docs, поскольку в них содержатся материалы «Фонда борьбы с коррупцией». Деятельность ФБК признана экстремистской на территории России, а сам фонд — иностранным агентом.

Текст уведомления от Роскомнадзора с обоснованием требования об удалении опубликовал Telegram-канал Михаила Климарева «За Телеком».

Новость о требовании об удалении google-документов появилась сразу после сообщения об удалении Telegram-бота «Умного голосования». Основатель Telegram Павел Дуров написал в своём канале, что мессенджер ограничит работу всех ботов, связанных с предвыборной агитацией. Своё решение он обосновал проходящими в России «днями тишины» на время выборов.

Кроме того, вчера (в первый день выборов) Apple и Google удалили приложение «Навальный» из App Store и Play Market. Apple объяснила блокировку требованием Роскомнадзора. Google в свою очередь указала, что удалила приложение из-за угроз со стороны Правительства начать уголовное преследование в отношении российских сотрудников компании.

[Обновлено 17:50 по МСК]

Роскомнадзор потребовал удалить три ролика на YouTube-канале «Навальный». Об этом в своём микроблоге рассказал директор ФБК Иван Жданов. Текст уведомления, направленного к видеохостингу, совпадает с текстом, опубликованным Telegram-каналом «За Телеком». GitHub также публиковал списки «Умного голосования», но сервис не сообщал о поступившем к нему требовании об удалении.

[Обновлено 22:05 по МСК]

YouTube заблокировал два видео с рекомендациями и представлением кандидатов «Умного голосования» на выборах в Госдуму — все они указаны в уведомлении Роскомнадзора. Об этом сообщили Telegram-каналы команды Навального и «За Телеком».

Adblock test (Why?)

Почему и как Индия стала глобальным IT-гигантом?


В начале 2020-х годов всё чаще говорят о превращении Индии в глобальный IT-хаб и «индийском информационном чуде».

Глобальные информационные компании вроде Facebook, Google, Amazon вместе с американскими и арабскими инвестиционными фондами выстраиваются в очередь, чтобы вкладываться в индийскую информационную сферу и развивать сотрудничестве с индийскими IT-корпорациями – такими, как Jio Platforms. Трое из четырёх айтишников на мировом рынке – индийцы. Город Бангалор, где производится 38% IT-экспорта Индии, в ближайшие годы может обойти Сан-Франциско с его Кремниевой долиной в качестве важнейшего мирового центра информационных технологий.

▍ Как так получилось?



В Индии перспективность информационных технологий осознали очень рано. В 1970-е годы в США только зарождался интернет как разработка DARPA, а первые персональные компьютеры казались смелой и слегка сомнительной идеей. В Китае хунвейбины избивали «брошенных» на рисовые поля университетских преподавателей. А в Индии уже приняли государственную программу, которая обеспечивала максимально выгодные условия для компаний, занятых разработкой программной продукции. Для них предусматривались субсидии, льготные кредиты и сниженные таможенные ставки.

Под Мумбаи в 1973 году появилась первая специальная экономическая зона SEEPZ, специализирующаяся на экспорте программного обеспечения для зарубежных заказчиков. Первой же индийской IT-компанией стала основанная в 1968 году Tata Consultancy Services, уже в 1975 году продававшая софт для банков Швейцарии, Канады и ЮАР — а к 2021 году превратившаяся в транснациональную IT-корпорацию с крупнейшей среди таковых рыночной капитализацией в 200 миллиардов долларов США.


Впрочем, в последующие четверть века IT-сфера Индии была не слишком заметной и на национальном, и на мировом рынке. Ещё в 90-е годы вся информационная отрасль Индии состояла из нескольких тысяч айтишников и исчезающе малого — на фоне колоссальной по населению страны — экспорта в сфере информационных технологий объёмом порядка 100 миллионов долларов США.

Однако под этой невзрачностью крылась долгая, серьёзная и систематичная работа индийского руководства и компаний, которая велась все 80-е и 90-е годы, и предопределила дальнейшие успехи. К примеру, в 1986 году в Индии была принята новая государственная программа развития и экспорта программного обеспечения, которая обозначила развитие IT-сферы в качестве ключевого для будущего национальной экономики. Для информационных технологий предоставлялись все возможные преференции и льготы, снимались ограничения, развёртывались образовательные программы. Всё больше индийских айтишников работали на зарубежные компании, уезжали в США и Европу. Часть из них оставались там, часть возвращалась домой с массой новых знаний и навыков.

После этого индийская IT -сфера уверенно оседлала волну информационной революции и стремительной интернетизации начала XXI века. Переломным моментом для неё стала полузабытая ныне, но наделавшая много шума в конце 1990-х «проблема 2000-го года», она же Y2K. Напомню, многие старые программы, написанные в ХХ веке, использовали для записи года только последние две цифры. В результате 1999-й, то есть, год в них должен был смениться 1900-м, что могло привести к масштабным компьютерным сбоям – включая критически важные системы. Для исправления старого кода понадобилась целая армия айтишников – которую оказалась в состоянии предоставить мировому рынку именно Индия.


Уже в начале 2000-х годов Индия вырывается в лидеры по объёму экспорта продукции ИТ-отрасли и занимает доминирующее положение на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга. Правда, львиную долю на тот момент составляли специалисты, чьим основным достоинством была готовность работать за гроши по западным меркам. Некоторые из них садились писать код после двухнедельных курсов подготовки. Зато их было очень много, и они были готовы работать примерно на тех же условиях, на которых работали китайские рабочие в 80-е и 90-е: почти что за еду.

Из-за этого на рубеже 2000-х и 2010-х «индусский код» был среди русскоязычных айтишников мемом, обозначающим нечто фантастически кривое, написанное левой пяткой во время народных танцев, и как-то работающее только милостью Шивы с Ганешей. Однако время шло, люди и компании учились, IT-сфера Индии стремительно развивалась и оказывалась в состоянии браться за всё более крупные и серьёзные заказы, делая их всё менее криво и всё более профессионально.


При этом IT-специальности с почти бесконечным рынком зарубежных заказов оказались спасением из бедности для миллионов амбициозных и умных молодых людей. Помимо Мумбаи стали оформляться крупные IT-хабы сначала национального, а затем и мирового значения: Бангалор, Хайдарабад, Ченнаи.

Параллельно с этим индийские IT-гиганты вроде Jio Platforms и усилия правительства превратили Индию в страну интернета. Если в 2010 году лишь 7,5% граждан Индии пользовались всемирной сетью, то в 2020 году, благодаря дешевизне доступа в интернет и смартфонов местного производства, эта цифра достигла почти 700 миллионов, более половины населения страны. Это сделало Индию второй в мире страной по числу пользователей всемирной сети после КНР. И поэтому глобальные IT-гиганты в 2019-2020 году решительно двинулись в Индию.

▍ Есть в этом и политико-стратегический аспект.


При президенте Трампе США повернули от сотрудничества с КНР в сторону противостояния – и администрация Байдена этот курс, в отличие от большинства начинаний предшественника, поддерживает. Индия уже много десятилетий находится в состоянии вялотекущей «холодной войны» с соседом. Потому и для Вашингтона, и для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспокоенных растущими амбициями Пекина, она оказывается естественным союзником и партнёром. Вкладываться в рост Китая для всех этих стран всё больше выглядит чрезмерным риском и стрельбой себе по ногам — особенно в свете американских санкций за сотрудничество с компаниями, «аффилированными с китайскими коммунистами». Зато Индия представляет сходный по масштабам огромный рынок и инвестиций, и аутсорса, и сбыта.

Параллельно компартия Китая на фоне конфликта с США, санкций и ростом недовольства образованных горожан решила крепко «закрутить гайки» и внутри страны, и в мятежном Гонконге. Былой свободы рук и гарантий капиталовложений в КНР даже нейтральные инвесторы больше не ощущают, а вкладываться куда-то нужно. Китайский интернет огромен – но он жёстко регулируется и цензурируется властями. И сотрудничество своих айтишников с международными (то есть, обычно – западными) корпорациями недремлющее око компартии не слишком одобряет, во избежание чрезмерного восприятия «подрывных идей».

В то же время, удар пандемии коронавируса вынудил исторически склонные к патернализму и госрегулированию индийские власти ослабить ограничения и контроль в надежде привлечь инвесторов — и инвесторы действительно бросились в Нью-Дели. 700 миллионов индийских интернет-пользователей на 2020 год – это тоже очень интересно для IT-корпораций, и эта цифра продолжает расти. Власти Индии – и правящая партия БДП, и основная оппозиционная ИНК — ничего против сотрудничества своих граждан и айтишников с западными компаниями не имеют, скорее совсем наоборот: ведь это приносит в страну огромные деньги и способствует её развитию. Попутно с 2015 года в рамках проекта правительства Моди были созданы весьма удобные условия для стартапов – превратив Индию в один из трёх крупнейших в мире центров IT-предпринимательства.


Правда, индийские власти тоже в последние годы «закручивают гайки» в своём сегменте сети из-за множества внутриполитических проблем, конфликта с КНР и Пакистаном, но уже в этом случае американские корпорации демонстрируют решительную готовность «войти в положение уважаемых партнёров и понять их обеспокоенность вопросами безопасности».
В настоящее время Бангалор, столицу южноиндийского штата Карнатака, справедливо называют «Силиконовой долиной Азии». В 2017 году он один производил около 38% всего IT-экспорта Индии – и многие прогнозы обещают ему уже в ближайшие годы превращение в крупнейший мировой IT-кластер.

К слову, речь не идёт только об Индии: по числу фрилансеров в IT-аутсорсе следующие две позиции занимают её соседи по Южной Азии.


На 2019 год на втором месте находился Бангладеш — ещё недавно считавшийся сферическим в вакууме символом отсталости, необразованности и безнадёжности, а теперь сделавший ставку на массовую цифровизацию, и ворвавшийся на глобальный рынок аутсорса как второй по важности игрок. Что интересно, в структуре бангладешского аутсорса доминирует не разработка софта, а мультимедиа и креативщики. На третьем – Пакистан. И лишь после них следуют США и КНР. В десятке также оказались, в порядке убывания, Великобритания, Филиппины, Украина, Россия и Вьетнам.

Несмотря на все успехи в интернет-технологиях, Индия – всё ещё довольно бедная страна с колоссальными социальными и экономическими диспропорциями. Сияющие небоскрёбы цифровых корпораций и центров разработки соседствуют с жуткими трущобами и сотнями миллионов всё ещё неграмотных крестьян: такого выпуклого «high tech low life» не представляли даже отцы-основатели киберпанка, в Индии победивший киберпанк местами соседствует едва ли не с натуральным паропанком, а то и постапокалипсисом.

И всё же успехи Индии в IT-сфере впечатляют, её перспективы выглядят весьма интересными, а умелое использование мировой конъюнктуры может превратить середину XXI столетия в «индийскую эпоху» мировой экономики так же, как его начало можно назвать «китайской эпохой».

Adblock test (Why?)

Разбираем редкого зверя от Nvidia — DGX A100


Крупные IT-компании располагают дорогими «игрушками», которые скрыты от взоров большинства пользователей. Сегодня мы приоткроем завесу тайны и расскажем про систему, которая оптимизирована для работы с искусственным интеллектом.

Задачи ИИ предъявляют высокие требования к вычислительным и сетевым ресурсам, поэтому наш сегодняшний «гость» приятно порадует своей конфигурацией. Встречайте: NVIDIA DGX A100.

Встречают по одежке


Техника безопасности предписывает использовать механический лифт для работы с сервером
NVIDIA DGX A100 — это стоечный сервер, высотой в 6U и массой более 130 килограмм. Сервер даже в коробке способен повергнуть в легкий трепет. Большой корпус и красивый золотистый цвет притягивают взгляды проходящих мимо коллег.

Сервер прибыл в сопровождении инженера, который оказывал нам как физическую, так и моральную поддержку. Пока наши сотрудники снимали упаковку и готовили инструменты для транспортировки сервера к месту установки, инженер рассказывал интересные факты об этом сервере. Так, техника безопасности предписывает использовать лифт для монтажа в стойку, а для разборки сервера нужно минимум два человека.

Количество портов ввода-вывода на этом сервере зашкаливает
Корпус сервера не открывается сверху. Вместо этого в задней части сервера есть два трея — это составные части сервера, которые содержат «начинку» сервера. Обратите внимание, что винты-фиксаторы треев в шасси окрашены в зеленый цвет, а фиксаторы крышки трея — в черный.

В глаза бросается шесть блоков питания по 3 КВт каждый с возможностью горячей замены. Интересно, что максимальное заявленное энергопотребление — 6.5 КВт. Разгадка проста: блоки питания работают по схеме 3+3, то есть резервирование 2N. Большинство обычных корпусов для GPU предоставляют 4 блока питания и схему 3+1.

На нижнем трее видно десять портов сетевых карт с пропускной способностью до 200 Гбит/с. По умолчанию двухпортовая карта сконфигурирована в режиме Ethernet, а остальные — в режиме Infiniband. Эти сетевые карты используются для объединения нескольких DGX в вычислительный кластер. У нас всего один DGX, поэтому порты не используются.

Один из суперкомпьютеров России, Кристофари, собран из 75 серверов DGX-2, в основе которого лежат графические ускорители предыдущего поколения.
Восемь вентиляторов способны сдуть тебя, %USERNAME%
Передняя панель сервера выглядит ожидаемо для сервера с GPU: много больших вентиляторов. Они способны развивать скорость до 18000 оборотов в секунду, что позволяет эффективно охлаждать богатый внутренний мир сервера. Софт сервера сам управляет скоростью вращения вентиляторов и не предоставляет пользователю возможности вмешаться в этот процесс.
Сперва мы хотели попытаться запустить DGX самостоятельно, но, к сожалению, столкнулись с неожиданной проблемой. Во время пуско-наладочных работ сервер вывел ошибку связи с BMC и раскрутил все вентиляторы до 18 000 оборотов в минуту. При помощи сопровождающего инженера ошибка была устранена, и сервер стал работать в штатном режиме. Даже в процессе стресс-тестирования на такие обороты он больше не выходил.
Фронтальная крышка на месте
Передняя панель закрывается специальной крышкой на магнитных креплениях. Издалека кажется, что на передней панели изображен белый шум, но на самом деле это металл с множеством отверстий, пропускающих воздух.
В ходе тестов было выявлено, что данная крышка не имеет значительного влияния на теплоотвод, вентиляторы сервера отлично справляются со своей работой.
После внешнего осмотра сервер был перенесен на прочный стол и разобран.

Филигранная техника


Специфические коннекторы GPU-трея
Как уже говорилось ранее, сервер состоит из двух треев: CPU и GPU. Каждый трей — это часть сервера, заключенная в свою железную коробку, которая установлена в шасси. Связь между треями, вентиляторами и корзинами на передней панели обеспечивает объединительная плата, установленная в корпусе. В некотором смысле DGX — это классическое blade-шасси, только вместо отдельных серверов (лезвий) устанавливаются части одного сервера.
GPU-трей. Много радиаторов
Вверху находится GPU-трей, занимающий 3U. Он тяжеловат даже для двух человек. На верхней крышке трея также есть предупреждающий знак о тяжести объекта и необходимости работать с ним вдвоем.

В этом трее установлены восемь видеокарт NVIDIA Tesla A100 в модификации 40 GB. Их особенностью является форм-фактор SXM4. Данная версия видеокарты отличается мезонинным исполнением и повышенным тепловыделением: 400 Вт против 300 у PCIe-версии.

Помимо восьми больших радиаторов видеокарт, на трее расположены шесть радиаторов поменьше. Эти радиаторы охлаждают микросхемы, которые реализуют интерконнект видеокарт. Технологии NVLINK и NVSWITCH соединяют восемь видеокарт многосвязной топологией (каждая видеокарта соединена с каждой) с пропускной способностью 600 Гбит/с.

CPU-трей. Здесь тоже много радиаторов
CPU-трей имеет два способа извлечения: полное и частичное.

Во втором случае трей выезжает из шасси чуть больше чем на длину части с PCIe-слотами и фиксируется, а крышка трея открывается вверх. Это позволяет провести работы с сетевыми картами или накопителем для ОС, не извлекая трей целиком.

Со стороны CPU-трей выглядит как обычный 2U сервер без блоков питания. Под большими радиаторами прячется пара процессоров AMD EPYC 7742, суммарно 128 физических ядер или 256 логических. Рядом стоят шестнадцать планок DDR4 с частотой 3200 МГц и объемом 64 ГБ каждая. Суммарный объем оперативной памяти 1 ТБ.

Интересно, что радиаторы процессоров расположены друг за другом, то есть второй процессор охлаждается теплом первого. Тем не менее, с системой охлаждения DGX это выглядит незначительно. Непривычно большие радиаторы заметны и на этом трее. Взаимодействие с GPU-треем создает большую нагрузку на PCIe-мосты, которые тоже требуют охлаждения.

Электронный город
Между слотами находится небольшая плата с максимальной плотностью электронных компонентов. Это выглядит как маленький электронный город. Здесь узнается чип ASPEED, который является «сердцем» BMC-модуля. Помимо этого, здесь есть модули доверенной загрузки, которые обеспечивают безопасность платформы.

Существует «старшая» модификация DGX A100 на 640 ГБ видеопамяти. В ней объем оперативной памяти расширен до 2 ТБ, а также увеличен объем постоянного хранилища.

На этом знакомство с внутренним миром DGX закончено. Давайте посмотрим на него в работе.

Душа титана


Для отображения всех ядер в htop разрешения 203x53 мало
В коробке с DGX лежит флешка, а на флешке — подготовленный образ операционной системы для начала работы. Основой образа является операционная система Ubuntu 20.04.3 LTS с предустановленными драйверами и специальными утилитами.

Сервер, который мы запускаем, прошел длинный путь, в ходе которого был разобран и собран. После транспортировки и манипуляций стоит проверить целостность систем сервера. По регламенту установки операции, сопряженные с первым запуском DGX, должен проводить сопровождающий инженер, но нам было очень любопытно, поэтому все операции проводились совместно.

Часть операций производится через утилиту nvsm, консольный интерфейс для nvidia system management. Всего одна команда проверит «теоретическое» состояние сервера:

nvsm show health

Команда проверяет все, до чего может «дотянуться», а именно:
  • наличие всех заявленных PCIe-устройств: NVMe, сетевых карт и видеокарт;
  • использование PCIe 4.0 и максимально доступного количества линий для каждого устройства;
  • топологию видеокарт и доступность всех соседей для каждой видеокарты через NVLINK;
  • количество установленных планок памяти и их P/N;
  • количество логических ядер процессора.

В конце мы получили ожидаемую строчку о полном здоровье платформы.
Health Summary
--------------
168 out of 168 checks are healthy
0 out of 168 checks are unhealthy
0 out of 168 checks are unknown
0 out of 168 checks are informational
Overall system status is healthy

100.0% [=========================================]
Status: healthy

Следующий этап регламента — запуск стресс-теста. Это не только проверит систему в работе, но заодно предоставит нам информацию о максимальном практическом энергопотреблении и температуре на различных компонентах сервера. В этой задаче также помогает утилита nvsm.
nvsm stress-test

Стресс-тест сделан достаточно удобно. Утилита нагружает процессор, видеокарты, оперативную память и постоянное хранилище и начинает отслеживать системные события, температуры, обороты вентиляторов и энергопотребление. Через 20 минут, в конце теста, выводится табличка статистики.
System Resource Metrics
Component      Pre-test       Min            Avg            Max            Unit           
CPU_LOAD       76.65          0.69           87.79          103.12         %              
CPU_TEMP       46.50          46.50          66.61          68.50          C              
DISK_LOAD      0.11           0.00           16.44          37.87          %              
GPU_LOAD       0.00           0.00           84.72          100.00         %              
GPU_TEMP       33.13          33.13          62.49          67.88          C              
MEM_LOAD       0.88           0.88           74.11          89.56          %              
MEM_TEMP       33.75          33.75          36.10          36.75          C              
FANSPEED       4812.09        4812.09        7269.36        7538.64        RPM            
POWERDRAW      1586.00        1586.00        4437.73        4745.00        W              


System stress test successful.
No alerts seen.

Здесь видно, что температура процессоров и видеокарт не превышала 69 градусов, при этом вентиляторы работали чуть меньше, чем в полсилы. Энергопотребление составило 4.7 КВт, что почти на два киловатта меньше заявленного в спецификации. Впрочем, данный стресс-тест не учитывает десяти внешних сетевых карт, да и наша версия DGX не старшая.

Теперь, когда сервер проверен и готов к работе, хочется провести тесты, чтобы узнать, на что способна эта машина для вычислений. Хотя данный сервер больше предназначен для задач ИИ, желания провести обычные тесты никто не отменял.

Мы начали с GeekBench 5 Compute. К сожалению, данный бенчмарк не задействует интерконнект между видеокартами и тестирует исключительно одно устройство за раз. Тем не менее, с его помощью можно сравнить, насколько SXM4-версия Tesla A100 лучше, чем PCIe-версия.

Второй тест, который мы провели, — ai-benchmark, тест производительности, который замеряет скорость обучения и применения различных нейронных сетей на задачах распознавания и классификации. Хотя данный тест использует Tensorflow GPU и даже в логах отмечает наличие интерконнекта между видеокартами, но запускается только на одной видеокарте. Таким образом этот тест показателен только для сравнения разных форм-факторов Tesla A100.
В качестве тестирования задач ИИ был выбран MLPerf от MLCommons. На сайте NVIDIA упоминается этот тест, а в турнирных таблицах MLPerf встречаются результаты старшей версии DGX A100 за авторством производителя.

Несмотря на наличие инструкции и четкий регламент, большинство тестов не запускалось из-за ошибок в зависимостях Docker-контейнеров. Однако вместе с DGX A100 поставляется контракт на техническую поддержку, который включает в себя в том числе возможность пообщаться с экспертами в области ИИ, а также удаленную помощь с настройкой ПО.

На данный момент у нас нет возможности сравнить DGX A100 с сервером с восемью Tesla A100 без интерконнекта, поэтому тестирование MLPerf пока отложено до момента появления тестового стенда с необходимой конфигурацией.

Заключение


NVIDIA DGX A100 — мощный сервер, призванный ускорить решение задач, связанных с искусственным интеллектом. DGX имеет множество сложных технических нюансов и особенностей, но их нельзя прочувствовать на паре общих тестов производительности. Чтобы узреть настоящую мощь этого сервера, нужно «потрогать» его самостоятельно.

Adblock test (Why?)

Берта Бенц и старт эры автомобилей

Утром 5 августа 1888 года Берта Бенц, с помощью сыновей, 13-летнего Ойгена и 15-летнего Рихарда, тихонечко, чтобы не разбудить спящего мужа, выкатила за ворота дома коляску с мотором, которой её муж дал имя Motorwagen. Это творение известно нам сегодня, как первый в мире автомобиль. На нём Берта отправилась в путешествие длинной в 104 километра - из Мангейма, где жили Бенцы, в Пфорцхайм, городок, где проживала мама Берты.

В то время для того, чтобы проделать такой путь, нужно было нанимать лошадей. Вот только такие траты семья Бенцев позволить себе не могла, а собственного выезда её муж, инженер, постоянно занятый совершенствованием своего непродаваемого изобретения, позволить себе не мог тем более. Зато в сарае дома стояло другое средство передвижения – тот самый Motorwagen, который Карл создал за три года до описываемых событий и с тех пор был занят его бесконечным улучшением.

До этого Карл и Берта не раз уже выезжали на улицы Мангейма. Иногда (не часто) им удавалось вернуться домой, что называется, в седле, хотя чаще всего они толкали коляску до дома руками.

Берта Бенц, её транспортное средство и её маршрут
Берта Бенц, её транспортное средство и её маршрут

До нас доносятся смутные сведения о том, что автомобиль как-то врезался в городскую стену, напугал лошадь, которая опрокинула груз (за него Карлу пришлось заплатить), и даже о том, что двигатель взорвался посреди города, и сейчас невозможно установить, было ли все это на самом деле или горожане, которых изумлял этот механизм, сочиняли о нем не только злые шуточки, но и страшилки. Испытатели перешли к поездкам в безлюдные предутренние часы, когда на улицах не было никого. Берта неизменно сопутствовала Карлу – для того, чтобы тронуть автомобиль, нужно было минимум два человека, где один выжимал сцепление, а другой крутил рукоятку запуска двигателя. Так Берта научилась отлично управлять непослушной машиной.

Так или иначе, мысль о том, что эту коляску можно будет когда-то использовать вместо телеги с лошадью, никому, кроме нескольких энтузиастов на планете наверное, из видевших её на дороге не приходила в голову.

Зато эта мысль пришла в голову Берте, которая рискнула отправиться в такое путешествие.

Разумеется, само путешествие, уже значительно позже, породило огромное количество легенд, и сегодня невозможно разобраться, что правда, а что художественный вымысел (которые особо смешались после экранизации этой истории). Рассказывают, что в дороге путешественники останавливались у аптек, скупая лигроин (популярный тогда пятновыводитель на основе нефти – он вполне подошел в качестве замены бензину). Кроме того, в дороге случались поломки, и Берта прочистила забившийся топливопровод шпилькой для волос, а вышедшую из строя систему зажигания изолировала своим поясом для чулок. Деревенский шорник сделал кожаные накладки на вышедшие из строя тормоза, деревенский кузнец починил выскакивающую из шестеренок цепь, воду для радиатора подливали, останавливаясь буквально у каждого колодца и даже – из лужи.

Мангейм, XIX век. Здесь видно состояние дорог в самом городе и можно легко представить, какими они были за пределами городской черты
Мангейм, XIX век. Здесь видно состояние дорог в самом городе и можно легко представить, какими они были за пределами городской черты

Нашим современникам сложно даже представить себе, насколько дороги тех лет не походили на знаменитые сейчас немецкие автобаны. Почти на всем своем протяжении это обыкновенный проселок, с ямами и ухабами, колейностью и грязью. Лишь иногда встречались участки, мощенные камнем или щебенкой.

Промчавшись довольно лихо первый час своего пути, дальше путешественники столкнулись с тем, что автомобиль не всегда мог преодолеть колею, оставленную телегами. Иногда машина, сама по себе плохо управляемая, въезжала в  высокую траву, растущую на обочинах дорог, и маломощный двигатель не справлялся с нею, автомобиль приходилось выталкивать своими силами. Первый Motorwagen был трехколесным, с одним колесом впереди (Карл Бенц тогда еще не решил проблему одновременного поворота двух передних колес). Но тяжелее всего давались подъемы – двухскоростная машина одолеть их была не в состоянии. В сложные моменты за руль садился Ойген (как самый легкий), а его мама и старший брат толкали повозку. Сложными были и спуски: тормоза держали разогнавшуюся тележку плоховато, а управляемость, как уже отмечалось, была не на высоте. Вдобавок ко всему, когда они, наконец, добрались до Пфорцхайма, наступила темнота, а никакого фонаря ни в конструкции автомобиля, ни в багаже путешественников не оказалось. Тем не менее им повезло обойтись без столкновений, и, через 12 часов после начала путешествия, Берта отправляет телеграмму своему мужу, извещая, что они успешно закончили свой автопробег.

Кадр из фильма "Берта и Карл", Германия, 2011 год. Путешествие Берты и её сыновей
Кадр из фильма "Берта и Карл", Германия, 2011 год. Путешествие Берты и её сыновей

Позже Берта вспоминала, что везде, где бы они не останавливались, а остановок было очень много, надо было еще постоянно спрашивать дорогу.  Машину мгновенно окружала толпа изумленных зевак, все-таки первая в мире телега без лошади не могла не вызывать удивления. Впрочем, вряд ли те, кто увидел это чудо своими глазами, мог предположить, что скоро подобных машин на улицах появится много.

Часто можно прочесть о том, что поездка Берты Бенц, по сути, первый в мире автопробег, стал настоящим прорывом, что именно с этого момента автомобиль был признан равноправным транспортным средством и что прогрессивно мыслящие люди по всей планете сразу же кинулись покупать автомобили. Ну, в самом деле, позднейшим описателям этого решительного поступка сложно было наступить на горло собственной песне и не домыслить такой хэппи-энд.

Увы, все было вовсе не так сказочно.

Возможно, наоборот, поступок женщины скорее напугал мужчин, потенциальных покупателей, которые понимали, что в столь сложных обстоятельствах могли бы справляться с проблемами не так блестяще, как это вышло у женщины.

Зато этот автопробег сильно вдохновил её мужа Карла и других изобретателей. Он продемонстрировал всей отрасли (если можно было тогда назвать этих гаражных фантазеров «отраслью») что они  на верном пути, а их фантазии наверняка будут востребованы.

Двигатель внутреннего сгорания Николауса Отто
Двигатель внутреннего сгорания Николауса Отто

Надо сказать, что отрасль эта рождалась буквально на глазах, и, возможно, даже сам Карл Бенц тогда еще не понимал, у истоков какого невероятного, по своей мощи, явления, он стоит.

Мечту об автомобиле (назовем это современным нам и не существовавшим в описываемое время словом) люди пробовали реализовывать давно, причем осуществление мечты началось с парового и электрического двигателей. Двигатель внутреннего сгорания был изобретен позже. Николаус Отто, его изобретатель, шел к вершине своего творения, четырехтактному двигателю, патент на который он получит в 1876 году, почти два десятилетия.

Впрочем, двигатель Отто, хотя и сильно впечатлил современников, все еще представлялся им несовершенным, и много талантливых инженеров занялись поиском его улучшений.

Тот же Карл Бенц, два года спустя после изобретения Отто, получит патент на собственный двухтактный двигатель. А бывшие сотрудники моторостроительного завода Отто Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах вскоре представят миру двигатель бензиновый.

Даймлер и Майбах шутя называли свой двигатель "напольными часами". В один прекрасный момент им пришло в голову установить этот двигатель на коляску, и...
Даймлер и Майбах шутя называли свой двигатель "напольными часами". В один прекрасный момент им пришло в голову установить этот двигатель на коляску, и...

Карл Бенц оказался одним из тех, кого захлестнул мир моторов. Начало его карьеры никак не предвещало великого будущего: в 19 лет он, проучившись 4 года на факультете технической механики университета Карлсруэ, вынужден был, не окончив курса, идти работать, благо спрос на знания, которыми юный инженер обладал, восходил в зенит. Карл, ученик знаменитого Редтенбахера, два года проработал механиком на заводе в Карлсруэ, а затем подоспело и место инженера: сначала в Мангейме, а затем в Пфорцхайме, где он был занят в железнодорожном строительстве.

Легенда (история Бенцев окружена множеством слухов, и многие, кажется, сочинялись сильно позже) рассказывает, что Карл пришел на помолвку Берты в надежде найти инвесторов для создания своего двигателя. Отец Берты, плотник, обладатель скромного состояния, как и отец жениха (мы знаем о нем мало, известно лишь, что к его фамилии прилагалась благородная приставка «фон»), рассказами Бенца и его партнера Августа Риттера никак не впечатлились, чего нельзя сказать о Берте.

Помолвка (скандал, скандал!) была расторгнута, а Берта и Карл стали встречаться. Карл тогда занимался проектированием железнодорожных мостов. Он буквально бредил всем тем, что имеет колеса, а мечтой его, сразившей Берту, был электрический трамвай. Правда, примерно в это время он узнает об экспериментах Отто и увлекается двигателями внутреннего сгорания.

Сказать, что Берта увлечена Карлом и его идеями, – ничего не сказать. Они решают пожениться, и до свадьбы Берта успевает инвестировать в бизнес будущего мужа свое приданное (по немецким законам жена не могла быть инвестором, поэтому, махнув на предрассудки рукой, она, до официального оформления отношений с Карлом, вносит очень солидную сумму – около 4,5 тысячи марок, включавшую свадебный подарок её отца и личное имущество).

Берта и Карл Бенцы
Берта и Карл Бенцы

В 1888 году, после шести лет напряженной работы, Карл Бенц получает патент на двухтактный двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Вскоре появляются патенты и на основные узлы двигателя: систему зажигания, акселератор, свечи, коробку передач, сцепление, карбюратор и систему охлаждения, водяной радиатор.

Все эти годы Берта постоянно занимается делами мужа: ломает голову и обсуждает с ним устройство двигателя, наматывает проволоку на индукционные катушки, помогает буквально на всех этапах работы.

Бенц одно за другим организовывает несколько акционерных обществ, находя для этого партнеров с капиталами. Но только в 1883 году появляется компания, которой будет суждена долгая история: на базе велосипедной мастерской появляется фирма «Benz & Cie». Говорят, что больших предпринимательских талантов за Карлом не водилось, и гениальный инженер зависел в этом от способностей и порядочности своих партнеров. Именно эти качества он нашел в своих новых компаньонах.

Начиная с 1883 года дела в семье Бенцев потихоньку идут на лад – двигатели Карла начинают продаваться.

Но для Бенцев двигатель – всего лишь средство для создания «самодвижущейся коляски». Партнеры не слишком одобряют эксперименты Карла. Все-таки, как ни крути, но лошадь есть лошадь, смешно думать, что что-то способно заменить её. Но мешать чудаковатому инженеру не стали, в конце концов, он – интеллектуальная сила их компании.

Это уже начало ХХ века - из небольшой мастерской в сарае дома Бенцев вырос довольно заметный завод
Это уже начало ХХ века - из небольшой мастерской в сарае дома Бенцев вырос довольно заметный завод

Позже Берта скажет, что она в те годы была, наверное, единственным человеком на свете, твердо уверенном в том, что на смену лошади придет автомобиль.

И в 1886 году происходит чудо, о котором мы уже говорили, Motorwagen, первый в мире автомобиль, построен.

Эта, самая первая модель в мире, продавалась до 1893 года и постоянно совершенствовалась. Можно сказать, что двух одинаковых машин не существовало, так как каждая изготавливалась вручную.

Неизвестно, сколько всего их было выпущено и продано, исследователи готовы признать цифру в 25 машин близкой к реальности.

Примерно к 1890 году в отношении общественности к автомобилям наблюдается некий переворот, и промышленники готовы уже вкладывать в автомобилестроение существенные деньги. Причиной тому стали успехи немецких инженеров – не только Карла Бенца, но и его предшественника Зигфрида Маркуса из Вены и упомянутых уже Даймлера и Майбаха. В 1891 году первый автомобиль был построен в Америке, в 1895 – в Англии. Там же, годом раньше, начали изготавливать по лицензии третий из автомобилей Карла Бенца, уже четырехколесный Benz-Velo.

Автомобиль Готлиба Даймлера и его ученика Майбаха появляется всего на год позже, чем Motorwagen. Готлиб покупает для своей жены подарок на день рождения – конный экипаж, который обходится ему в кругленькую сумму в 778 марок. Это щедрый подарок, вот только до вручения его имениннице дело не доходит.  Даймлер и Майбах водружают на него созданный ими двигатель.  В итоге получается автомобиль номер 2 в истории человечества, давший начало будущему концерну «Мерседес».

Готлиб Даймлер и его первый автомобиль
Готлиб Даймлер и его первый автомобиль

Самый большой спрос на автомобили в то время – во Франции, а самый удачливый из дилеров – австрийский консул в Ницце, некий Эмиль Еллинек. Во времена, когда автомобили еще не стали мировым трендом, узкий круг специалистов обсуждал, какую пользу могло бы извлечь человечество из этого изобретения (и, надо сказать, к однозначным выводам о том, что эта игрушка может иметь хоть какое-то полезное применение, специалисты никак не приходили). Еллинек рекламирует автомобили Даймлера среди сливок общества, собирающихся на самом пафосном курорте мира. И его реклама имеет невероятный успех. Он регулярно проводит автомобильные гонки, которые становятся очень популярным спортом среди буржуа. Еллинек придумывает для одной из моделей Даймлера красивое имя – «Мерседес», которое становится очень популярным названием для автомобилей этого производителя.

Первый автомобиль, получивший, с легкой руки Еллинека, имя "Мерседес"
Первый автомобиль, получивший, с легкой руки Еллинека, имя "Мерседес"

Заметим, Еллинек, безумно любивший свою дочь, все называет её именем: и свою яхту, и свою усадьбу, и свой отель, и свое казино. И эта его страсть дала имя самой популярной на сегодня марке в мире.

В 1889 году в  мире появляется первая компания, специализирующаяся исключительно на производстве автомобилей – «Панар и Левассор», разумеется, учитывая самый быстрорастущий спрос именно в этой стране – французская. Через два года во Франции же появляется «Пежо». А в 90-е гг. марок автомобилей появляется уже несколько сотен. Не только конструкторы Германии и Франции, но и британцы, бельгийцы, голландцы, итальянцы, австрийцы, шведы, датчане, швейцарцы, чехи начинают выпускать собственные марки.

Модель Benz-Velo, оказавшаяся настолько удачной, что её копировали в Париже, Праге, Риге и Лондоне, возможно, и еще во многих местах. Патент на её производство был выкуплен в Англии и Франции, эта машина вдохновила десятки конструкторов на создание собственных моделей
Модель Benz-Velo, оказавшаяся настолько удачной, что её копировали в Париже, Праге, Риге и Лондоне, возможно, и еще во многих местах. Патент на её производство был выкуплен в Англии и Франции, эта машина вдохновила десятки конструкторов на создание собственных моделей

Но и это было еще только цветочками.  Настоящий бум автомобильной индустрии наступил в XX веке, когда наращивают свою мощь немецкие концерны, по-прежнему остающиеся законодателями мод, к тому же первыми сильно расширившие линейку производимого: выпускаются  грузовики,  автобусы (считается, что первыми их стал выпускать Бенц) и мотоциклы (тут, как принято считать, первенство принадлежит Даймлер, хотя это не точно).

Автомобильные компании появляются массово. Некоторые из них не выживают и становятся фирмами-однодневками. Некоторые названия компаний, появившихся в конце позапрошлого – начале прошлого века, впишут свое имя в историю – это американские “Кадиллак”, “Олдсмобиль”, “Студбейкер” и “Форд”, итальянский “Фиат”, французские “Рено” и “Пежо”, чешские “Шкода” и “Татра”, британские “Лендровер” и “Роллс-Ройс”, и, конечно, немецкие – кроме упомянутых нами Бенца и Даймлера стоит упомянуть “Опель” и BMW.

В 1908 году, в Риге, 25-летний конструктор Эмиль Поттера, которого переманили из бельгийского завода «Фондю», создает копию «бельгийца»  и дает начало первым серийным российским автомобилям — «Руссо-Балт». Впрочем, считается, что еще раньше, в той же Риге, предприниматель Петр Фрезе делал копии Benz-Velo.

Что касается упомянутых Даймлера и Майбаха, то их пути вскоре расходятся: Майбах основывает собственную компанию, которая прославится выпуском мощных двигателей, его основным покупателем станет концерн «Цепеллин».

Пути Вильгельма Майбаха с компанией “Даймлер” разошлись в начале ХХ века. После смерти своего учителя и друга Готлиба Даймлера Вильгельм покинул компанию, основав свой собственный бизнес. Его новая компания специализировалась на производстве моторов большой мощности, в частности, для дирижаблей и винтовой авиации. Первый автомобиль был выпущен компанией только в 1919 году, конечно же, оснащенный мотором большой мощности - 16 л.с. А в 1960 году Компания “Даймлер-Бенц” купила компанию “Майбах”, и эти имена теперь объединены вновь
Пути Вильгельма Майбаха с компанией “Даймлер” разошлись в начале ХХ века. После смерти своего учителя и друга Готлиба Даймлера Вильгельм покинул компанию, основав свой собственный бизнес. Его новая компания специализировалась на производстве моторов большой мощности, в частности, для дирижаблей и винтовой авиации. Первый автомобиль был выпущен компанией только в 1919 году, конечно же, оснащенный мотором большой мощности - 16 л.с. А в 1960 году Компания “Даймлер-Бенц” купила компанию “Майбах”, и эти имена теперь объединены вновь

Готлиб Даймлер умер в 1900 году. Бума в отрасли и даже новое имя своему детищу, которое позже для всех станет называться «Мерседес», он не застанет. Но его предприятию будет уготована долгая и счастливая жизнь, а  место конструктора займет его сын Пауль, который покинет компанию в 1923 году, перейдя в “Хорьх”. Освобожденное им место главного конструктора компании вскоре займет Фердинанд Порше. Правда, создатель знаменитого «жука» проработает в этой должности недолго, зато станет автором самых передовых разработок своего времени. Можно сказать, этот инженер был обречен создавать автомобили-легенды, и созданный им в 1927 году Mercedes-Benz Typ S станет именно такой машиной.

Да, к этому времени детища Карла Бенца и Готлиба Даймлера станут одной компанией. Затяжной кризис заставит их объединиться, отныне они выпускают новые модели под маркой “Мерседес-Бенц”, а три луча Даймлера будут вписаны в венок Бенца.

Карл Бенц доживет до 1929 года. Ему выпадет редкое счастье застать такой уровень автомобилизации, о котором он, начиная свои эксперименты за 42 года до своей смерти, не мог даже мечтать.

Карл и Берта Бенц
Карл и Берта Бенц

Берта Бенц скончается в 1944 году, через несколько дней после своего 95-летия.

Её роль в автомобилестроении оценивают чрезвычайно высоко. Связывают это, как правило, с её довольно экстремальной поездкой (сейчас даже сам маршрут из Мангейма в Пфорцхайм, можно сказать, «канонизирован», признан историческим наследием), а также в связи с дополнительной передачей, которая помогала машинам преодолевать подъемы, и автомобильными фарами – это следствие той самой поездки Берты. Кроме этого, считается, что именно благодаря ей в обиход всех автомобильных компаний вошли обязательные испытания и тест-драйвы. Её путешествие признано первым автопробегом в истории, то есть вклад этой женщины в развитие отрасли общепризнан.

Берта Бенц с сыновьями Рихардом и Огеном, 40-е г.г. прошлого века
Берта Бенц с сыновьями Рихардом и Огеном, 40-е г.г. прошлого века

Но, возможно, её роль и в появлении первого автомобиля, и в создании отрасли более важен, и воплотился он не в экстравагантном поступке, а в ежедневной вере в талант своего мужа и в то, что он делает важное и нужное человечеству дело.

На склоне своих лет Карл Бенц посвятит ей такие, полные поэзии, строки: «Только один человек остался со мной на маленьком корабле жизни, когда ему, казалось, суждено было затонуть. Это была моя жена. Она храбро и решительно поставила новые паруса надежды».

Автор: Александр Иванов

Adblock test (Why?)

Редкая вещь – калькулятор TI для финансового инженера

Изображение с сайта виртуального музея www.datamath.org
Изображение с сайта виртуального музея www.datamath.org

Как бы вы отреагировали, если бы увидели на панели калькулятора кнопки: в первом ряду - CAL и PUT, а в следующем - BUY и SEL? Если вы хотя бы немного знакомы с финансами и инвестициями, то, скорее всего, подумали бы (про себя): ну, ладно, BUY и SEL – купить/продать – это понятно. А CAL и PUT – это что, опционы что ли?!! И я тоже так подумал, потому что в опционах немного разбираюсь. Но на калькуляторе?! Да еще 1979-го года выпуска? Это же прошлый век …

Но это оказалось правдой …

Начну эту историю с того, что со студенческих лет (а именно, с 1977 г.) эксплуатирую программируемый калькуляторик Texas Instruments SR-56. Вот уже более сорока лет машинка служит верой и правдой, и не раз выручала в трудных делах, когда нужно было быстро и очень точно что-нибудь посчитать, набрать небольшую программку, синусы-тангенсы, дробные корни, логарифмы – всё под рукой. Надёжная до неубиваемости, время для неё как будто остановилось.

Здесь, на ХАБРе, случайно увидел, что уже не раз обсуждались подобные машинки. А дальше – потянул за ниточку, и через поиск вышел, куда бы вы думали? Ни много ни мало – на виртуальный музей калькуляторов Texas Instruments! Скажу честно: я был не удивлён, а просто потрясён разнообразием, исполнением, функционалом этой техники. Представьте себе (а лучше – убедитесь сами), там есть:

- обычные и программируемые калькуляторы;

- продвинутые научные, математические, финансовые, инвестиционные машины;

- особые специализированные калькуляторы страховых компаний, причём для каждой крупной компании – свой;

- а как вам название Pumpulator (пампулятор?) для расчета параметров насосов и потоков жидкостей?

В общем, материала оказалось очень много. У каждой модели есть краткая историко-техническая справка, плюс фирменные описания, доступные для скачивания в pdf. По некоторым наиболее популярным моделям ведётся даже реестр владельцев с серийными номерами и прочими атрибутами их калькуляторов.

В этом огромном массиве я обнаружил экземпляр с интригующим названием Investor Analyst, и, имея в этой сфере профессиональный интерес, стал разбираться – что это за чудо такое? Оказалось, что штуковину эту иначе как чудом и не назовёшь. Про кнопочки выше я уже написал, но дальше – больше! Для всех подробностей места не хватит, но профессионалы, думаю, оценят вот такой фрагмент оглавления мануала:

Расчёты по акциям (с разбором примеров и полными алгоритмами):

- обыкновенные акции;

- привилегированные акции;

- конвертируемые привилегированные акции;

- покупка/продажа акций с маржой;

- короткая продажа (отдельно, более подробно).

Расчеты по облигациям:

- корпоративные облигации;

- муниципальные облигации;

- отзывные облигации;

- конвертируемые облигации;

- краткосрочные ноты;

- закладные бумаги.

Расчеты по опционам:

- операции на стороне покупателя (коллы, путы, спреды);

- операции на стороне продавца.

Плюс раздел «Другие виды инвестиций», в котором: аренда, лизинг, золото, товарные контракты и т. д. Просматривая эти тексты, я вдруг поймал себя на мысли: постой, но ведь регулярные торги биржевыми опционами начались в Чикаго всего-то в 1973-м году? Причем, начали торговать очень осторожно, сначала только коллами. А здесь (1979 г.) уже полноценная финансовая инженерия! Не верите? Показываю примерчик из раздела опционов (см. стр. 78 манула):

Фрагмент оригинального текста
Фрагмент оригинального текста

Читаем в переводе:

Пример 4. Очень волатильная акция продается 23 июня 1980 г. за $39и1/8. Вы считаете, что акция, вероятно, переоценена, и скорее понизится в цене, чем вырастет. Поэтому вы принимаете решение купить стрип за $11и1/2 (стрип = 2 пута + 1 колл), т.к. это дает вам некоторую страховку на случай, если акция всё же вырастет. Цена исполнения стрипа равна $40. Комиссия при покупке стрипа составляет 3%. Дата исполнения стрипа – 15 августа 1980 г.

Вопрос: Если на дату исполнения стрипа акция будет продаваться за $25, каким будет ваш доход за период владения, если вы исполните два пута? Комиссия по биржевым сделкам с акциями составляет 2,5%. Ставка налога на краткосрочный прирост капитала равна 33%.

Далее, естественно, полное решение со всеми нюансами, комиссиями, ставками налога и прибылью.

Еще и еще раз повторю – год выпуска этой модели – 1979! Сейчас мы уже легко жонглируем этими терминами. Но если оглянуться назад, то следует честно признать, что впервые мы (большинство из нас) увидели их в книгах уважаемого Алексея Николаевича Буренина где-то уже в конце 90-х, начале нулевых [1]. Добротная и цельная книга Маршалла – Бансала [2] по финансовой инженерии в русском переводе появилась в 1998-м, но и в штатах она вышла только в 1992-м. Тем удивительнее видеть сейчас это чудо 1979-го года.

Вероятно, этот, чисто инвестиционный калькулятор сильно опередил время, т.к. продолжения этой ветки я не вижу (по крайней мере, у Texas Instruments). Но что можно сказать точно – разработка не пропала даром, а просто была интегрирована в модели с более широким функционалом, которые получили название Business Analyst (BA). Кнопок, похожих на CALL и PUT для опционов вы на них, конечно, не увидите, зато NPV и IRR (не менее приятных для специалиста) – пожалуйста! Уверен, что пользователи, которым приходится много и часто (на ходу) прикидывать параметры эффективности своих будущих проектов, ценят это, и спрос на такие машинки есть. Например, навскидку можно убедиться, что модель BA II Plus Professional продаётся до сих пор.

Не лишним будет отметить, что и в обычных калькуляторах Texas Instruments имеются немалые возможности для финансовых расчетов. Например, в библиотеке для моего старенького SR-56 есть раздел с дюжиной готовых программ для финансовых вычислений.

Литература:

  1. Буренин А.Н. Форварды, фьючерсы, опционы, экзотические и погодные производные. – М.: НТО, 2005.

  2. Маршалл Джон Ф., Бансал Викул К. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям: Пер. с английского. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Adblock test (Why?)

На заре вычислительной техники, часть 1

Предисловие

В моей предыдущей статье на тему истории вычислительной техники речь шла о цифровых устройствах. К ним мы еще вернемся, а сегодня разговор пойдет про принципиально иной способ считать вычислять, а именно про аналоговые вычислительные машины (АВМ), т.е. вычислительную технику, которая оперирует напрямую аналоговым представлением данных. Оговоримся сразу, что задача данной статьи — не каталогизация всяких латунных механизмов, а рассмотрение развития принципов построения аналоговой вычислительной техники, так что некоторые устройства могут быть намеренно забыты.


Как закалялась бронза

Первой известной нам АВМ является т.н. антикитерский механизм. Этот непонятный бронзовый девайс был найден в 1900 году близ греческого острова Антикитера.

antikitera_orig
Фото антикитерского механизма из Википедии

Длившийся в течение почти всего XX века реверс-инжиниринг продемонстрировал, что этот кусок бронзы мог показывать положение Луны, Солнца, предсказывать лунные и солнечные затмения, не хватало только WiFi и AMOLED-дисплея. Основным инструментом исследования антикитерского механизма стало рентгенографическое исследование:

antikitera_xray
Антикитерский механизм, радиографическое исследование. The Antikythera Mechanism Research Project

В этом ролике можно ознакомиться с механизмом работы этого бронзового вычислителя. Попробуем разобраться с общими принципами:

antikitera_front
Внешний вид передней панели механизма

Верхняя стрелка указывает положение Солнца на Эклиптике (относительно знаков Зодиака), стрелка с шариком на конце показывает текущую фазу Луны (шарик сам по себе еще может вращаться) и её положение. Справа на корпусе установлена ручка, которая и приводит весь механизм в движение. Никакого фиксированного источника времени, как в механических часах, в схеме нет.

antikitera_back_up
Внешний вид верхней части задней панели механизма

Эта часть отвечает за показ текущего положения в 19-летнем Метоновом цикле, разбитом на 235 лунных месяцев. Вдоль надписей выточена спиральная бороздка, по которой скользит подвижная игла, установленная на стрелке.

antitkitera_back_down
Внешний вид нижней части задней панели механизма

Эта часть позволяет предсказать лунные и солнечные затмения в течение драконического периода. Механически индикатор устроен аналогично верхнему.

antikitera_gearbox
Внутреннее устройство механизма

Не смотря на кажущуюся сложность, идея очень проста. От приводной ручки вращение передаётся на большую передаточную шестерню, с которой, через шестерни различных диаметров, раздаётся на стрелки. Таким образом все соотношения между угловыми скоростями валов линейные, т.е. вида

$ \omega_{input} = K_{n} \omega_{n} $

где $\omega_{input}$ — угловая скорость приводной ручки, $\omega_{n}$ — угловая скорость $n$-й стрелки, $K_{n}$передаточное число. Как видно, такое устройство уже может умножать и делить вещественные числа, но только на фиксированные коэффициенты.


Я нашел в закромах у дедушки странную линейку

Следующий значимый шаг в развитии аналоговой вычислительной техники сделал английский математик Уильям Отред, который предложил прообраз логарифмической линейки. Принцип этого девайса прост и изящен, он использует следующий факт:

$ log(x) + log(y) = log (xy) $

$ log(x) - log(y) = log (\frac{x}{y}) $

Таким образом, если мы научимся получать логарифмы чисел, то будем легко умножать и делить. На первый взгляд, мы только усложнили себе задачу, но рассмотрим следующую конструкцию:

log_line

Схема простейшей логарифмической линейки из Википедии

У нас есть 2 линейки, каждая из которых размечена в логарифмическом масштабе, теперь мы хотим умножить 2 на 3. Для этого сдвигаем верхнюю линейку до шкалы 2 на нижней. Длинна суммарного отрезка от шкалы 1 на нижней линейке до шкалы 3 на верхней линейке будет равна искомому произведению $log (2*3) = log(2) + log (3) = log (6)$. Реализация деления в таком устройстве тоже очевидна, Поделим, например, 8 на 4, т.е. совместим шкалу 8 нижней линейки со шкалой 4 верхней (получится та же ситуация, что и на рисунке), т.е $log (\frac{8}{4}) = log (8) - log (4) = log (2)$. Логарифмические линейки позволили помимо этого получать значения тригонометрических функций и возводить в степень, а также банально складывать. Как это делается на их потомках из XX века можно почитать тут. Логарифмические линейки поселились на столах всех инженеров и научных работников и активно использовались вплоть до 80-х годов XX века, когда их, наконец, смогли выселить оттуда инженерные калькуляторы и персональные компьютеры.


Как реализовать логарифмическую шкалу?
Когда я дописал этот раздел, я несколько призадумался. Вот я такой умный, придумал логарифмическую линейку. А как, собственно, нанести логарифмическую шкалу, если у меня нет калькулятора? Честно говоря я не нашел упоминании о способе, которым пользовались создатели первых линеек, но мне на ум пришло 2 варианта:

1. Создать шкалу на базе $log_{2}(x)$, т.е. эквидистантно расставить 1 2 4 8…
2. Воспользоваться тем фактом, что функция $ln(x)$ [обратна](https://ift.tt/3AkP0Dp) к функции $e^{x}$ и найти такой процесс, график какой-либо из величин в котором даёт такую кривую. Например затухающие колебания. Пишите ваши варианты в комментариях.

Как найти площадь Ленина?

Итак, настал XIX век, мы умеем вычислять значения функций, производить арифметические операции над натуральными числами. Настало время решить следующую насущную задачу — нахождение определённого интеграла функции $y = f(x)$ в промежутке $[a, b]$, где $a < b$. В русских словах — научиться находить площадь под кривой вида $y = f(x)$. Рассмотрим задачу, что называется, на пальцах:

integral
Разбиение площади под интегрируемой функцией на прямоугольники равной ширины

Определённым интегралом данной функции будет сумма площадей таких прямоугольников при стремлении их ширины к нулю. Находить площадь прямоугольника просто, нужно умножать ширину на высоту, что умеет делать даже антикитерский механизм, но высота его в каждой точке графика разная, а значит нам нужен хитрый вариант антикитерского механизма, который умеет менять передаточное число произвольным образом. Такой девайс сконструировал в 1804 году Иоганн Герман.

planimetr_orig
Оригинальный чертёж планиметра Германа

По этому чертежу не так-то просто понять, что происходит, так что посмотрим на 3D модель, представленную в статье [1]:

planimetr_3D
3D-модель планиметра Германа

На схеме 1 — игла, которая идет вдоль интегрируемой кривой, 2 — подвижная штанга, при помощи тросика вращающая конус 4, установленный в раме 3, которая может свободно перемещаться вдоль станины 8. Конус вращает колесико 5, положение которого на конусе задаётся треугольной планкой 6. Колесико связано со счетчиком оборотов 7. Штанга двигается вдоль оси X, вращая конус. В зависимости от текущего значения Y система конус-колесико имеет разное передаточное число, так как чем меньше значение Y в данной точке кривой (задаётся перемещением рамы по станине), тем выше по треугольной планке поднимается колесико и тем меньше радиус конуса в этом месте, а значит тем меньше оборотов оно сделает за один оборот конуса. В этом ролике можно ознакомиться с действом в динамике, а также увидеть, что это устройство легко находит и площади замкнутых фигур.

planimetr_real
Отличная иллюстрация из этой статьи

Отметим, что планиметры дожили до наших дней и их даже можно купить в магазине. Их принцип действия несколько отличается от приведенных мной примеров, это так называемые полярные планиметры, но они являются прямыми потомками первых интеграторов.


Латунная Ванга

В XIX веке появился еще один интересный класс вычислительных устройств. Если не по сути, то по размерам он уже напоминал будущие шкафы первых компьютеров и был значительно сложнее, чем рассмотренный выше планиметр. Как и все рассмотренные нами ранее устройства, он был строго специализирован. Его предназначение — предсказание приливов. И тут многие удивятся. Тоже мне задача! Вон греки предсказывали движение планет и затмения, а тут какие-то приливы. А задача то оказалась не так проста. Не хочу углубляться в теорию приливов, буду смотреть на неё как гробовщик на людей (с) мой научник.


Перл моего научника
Как-то раз, на очередном аспирантском отчете, я перед толпой скучающих математиков несколько вольно что-то брякнул про численные методы. А диссертация моя не столько про сами численные методы, сколько про оптимальные архитектуры для них. На меня почуяв запах крови сразу набросились с расспросами про всякие сходимости и невязки. Когда меня уже почти зажали в угол моих математических познаний, встал мой научник и сказал следующее: «Вот смотрите, коллеги. Аркадий Петрович, например, хороший художник, Валерий Сергеевич неплохой спортсмен, а Иван Трофимович отлично поёт. А гробовщик смотрит на Аркадия Петровича — видит метр восемьдесят, смотрит на Валерия Сергеевича — видит метр шестьдесят пять. Вот и Александр смотрит на численные методы, как гробовщик на людей. Они ему интересны только с т.з. их свойств, как программы, исполняемой на железе.»

Итак, для предсказания уровня прилива нам требуется вычислить значение выражения следующего вида:

$ F(t) = A_{1} cos(\omega_{1}t + \phi_{1}) + A_{2} cos(\omega_{2}t + \phi_{2}) + A_{3} cos(\omega_{1}t + \phi_{3}) + ... $

Как видно, мы можем посчитать отдельные точки на логарифмической линейке, но наши текущие наработки не позволяют получить непрерывный график $F(t)$. С этой задачей смогла справиться машина предсказания приливов, созданная в 1872 году небезызвестным Уильямом Томсоном. Его машина стала родоначальником целого семейства аналогичных агрегатов, проживших почти до середины XX века. Основным структурным элементом этой машины являлось остроумное устройство, т.н. шотландский механизм.

yoke

Наглядная гифка с Википедии

В этом механизме, при постоянной угловой скорости $\omega$ вала со штырем, амплитуда движения ползуна имеет следующий вид:

$ F(t) = A cos(\omega t + \phi) $

Где $A$ — расстояние от оси вала до штыря, $\phi$ — начальная фаза. Если не понятно, почему так:

cosinus

Чуть отредактированная иллюстрация, что такое косинус, из Википедии

Как видно, проекция радиус-вектора точки $A$ на ось $X$ равна $cos(\omega t)$.

Итак, у нас есть источник гармонической составляющей для нашего вычислителя. Теперь нужно как-то их сложить. Решается эта задача просто — при помощи связи многих шотландских механизмов через систему блоков:

tide_predictor

Схема устройства машины. Оригинал тут

Здесь 1 — шотландские механизмы (вид сбоку), отвечающие за члены выражения 4. 2 — система блоков. 3 — отвес, 4 — приводной вал, 5 — барабан с бумагой для построения графика. Как видно, такая система обладает масштабируемостью для достижения большей точности. На сайте AMS есть очень наглядная модель на жабе.

tide_brazil
Машина предсказания приливов типичной конструкции. Фото отсюда


Вычислители из LEGO

Итак, мы научились интегрировать, вычислять синус и даже складывать. Но любой физик вопросительно посмотрит на нас и скажет, что это, конечно, замечательно, но ему бы решать дифференциальные уравнения, а лучше системы дифференциальных уравнений. Примерно это они и сказали. Настал XX век, потребовалось множество прикладных расчетов. Цифровые вычислители только-только пытались начать работать. На помощь пришли дифференциальные анализаторы. К сожалению эта глава получилась непропорционально большой, но тут уж ничего не поделать, устройства эти были значительно сложнее, чем все, построенное ранее. Будем разбираться в его блоках, постепенно усложняя целевое дифференциальное уравнение. Важной особенностью этих устройств стала блочная структура, которая сделала их практически универсальными решателями дифференциальных уравнений. Будем вводить их и рассматривать на ходу по мере усложнения решаемого уравнения. Первой нашей задачей станет:

$ y^{,} = y $

Если вам не знакомо обозначение $y^{,}$, то это упрощенная запись $\frac{dy(x)}{dx}$. В такой постановке совершенно непонятно, с чего начать. Но можно переписать его в следующем виде:

$ y = \int ydx $

И что теперь? А теперь мы вспомним, что интегрировать то мы уже умеем! Одним из основных блоков дифференциальных анализаторов стали интеграторы.

integrator

Схема работы интегратора [2]

Здесь каретка B может двигаться влево или вправо по параллельным направляющим в зависимости от направления вращения винта, задающего значение $y$ интегрируемой функции. Диск D вращается с постоянной скоростью, задавая скорость изменения аргумента функции $y(x)$. С диском соприкасается ролик радиуса R, угловая скорость вращения которого очевидно меняется, при изменении y. Чувствуете эффект дежа вю? Да, это выглядит, как будто мы расплющили планиметр. Так и есть. А теперь мы провернем следующую хитрость:

solver1

Схема решения уравнения (6)

В этой конструкции с вала 2 мы будем получать текущее значение функции $y$. Давайте убедимся, что это так. Пусть угловая скорость диска $\omega$. Длина дуги, которую проходит ролик за $dt$ времени:

$ dL = \omega y(t) dt $

Тогда приращение числа оборотов ролика $dn$:

$ dn = \frac{\omega}{C} y(t) dt $

Где $C$ — длина окружности ролика. Теперь, вспоминая, что мы соединили входной и выходной вал интегратора, т.е. $dn = \frac {dy}{dt}$ :

$ \frac {dy(t)}{dt} = K y(t) dt $

Здесь в $K$ мы спрятали все коэффициенты. Если потребуется, мы можем свести их к 1 меняя передаточное число обратной связи. Итак мы показали, что наша схема эквивалента уравнению (6) и получили машину для его решения.

1st_sch

Схема решения уравнения 6

На $x$ подается постоянная угловая скорость, с вала $y$ получаем решение. На пересечениях валов кружками отмечены передачи с вала на вал. Значок снизу — интегратор.

Для закрепления понимания попробуйте разобраться, как работает схема решения для следующего уравнения:

$ y^{,} + \int ydx = c $

И схема для него:

2nd_sch

Схема решения уравнения 11

Теперь перейдем к более сложному и полезному на практике случаю:

$ y^{,,} + F(y) = 0 $

Или в более удобоваримом для имеющейся у нас аппаратуры виде:

$ y^{,} = -\int F(y)dx + c $

Как подать в нашу систему $F(y)$? Для этого нам понадобится еще одно устройство, операторная доска.

operator_board

Схема работы операторной доски отсюда

Motor подает на вал вращение с постоянной угловой скоростью. Круг снизу — диск уже знакомого нам интегратора, только у него двигается на диск D, а рамка с роликом W. I — операторная доска. Вертикальный червяк перемещается с постоянной скоростью, т.к. его двигает горизонтальный червяк с приводом от Motor. Оператор при помощи ручки вращает вертикальный червяк таким образом, чтобы указатель на нем удерживался графике. Таким образом червяк точно передаёт значение оси $y$ на интегратор. Теперь давайте вставим этот девайс в нашу схему для решения дифференциального уравнения.

op

Схема для решения уравнения 12

Здесь появился еще один элемент, обозначенный на пересечении валов, как 2 концентрических круга. Это такая же передача с вала на вал, только меняющая направление вращения вала на противоположное. Заметим также, что на схеме работы операторной доски появился еще один полезный элемент, приёмная доска O, на которой строится график решения задачи. Принцип как и у операторной доски, только вместо собственно оператора у неё схема для решения задачи.

Двигаемся дальше. Теперь мы познакомимся с еще одной важной арифметической операцией. Сложением. Для начала рассмотрим задачу, для которой оно нам понадобится [3]:

$ y^{,,,} = (2yy^{,,} - sin(y^{,}))^2 $

adder

Схема для решения уравнения 14

Здесь прямоугольником со значком $\Sigma$ обозначен сумматор. Хочется обратно в раздел про логарифмическую линейку, правда? Базируется принцип действия сумматора на дифференциальной передаче. Более известен он в среде автомобилистов (очень рекомендую всем, кто не знает, что это такое, посмотреть этот ролик ), нежели среди разработчиков вычислительной техники.

adder

Схема сумматора, взятая из [4]

На схеме коническая шестерня a жёстко закреплена на валу A, на валу B коническая шестерня b. Конические шестерни c и d закреплены на валу D, но могут свободно вращаться вокруг него. Вал D закреплен в корпусе дифференциальной передачи. На этом же корпусе закреплена цилиндрическая шестерня S$_{1}$ (вал B просто проходит сквозь неё без зацепления). Шестерня S$_{1}$ сцеплена с шестерней S$_{2}$, которая приводит в движение вал C (для простоты будем считать их передаточное число равным 1). Давайте разберемся, как это работает.

Для начала будем считать вал B неподвижным, а вал A вращающимся с угловой скоростью $\alpha$, а радиусы всех конических шестерней положим равными $r$. Тогда в точках соприкосновения шестерней a и c и a и b линейная скорость вращения очевидно будет $r\alpha$, а в центах шестерней c и d (помним, что b неподвижна) очевидно $r\alpha /2$. Таким образом корпус дифференциальной передачи, а значит и шестерня S$_{1}$, и вал C, сцепленный с ней через S$_{2}$, будут вращаться с угловой скоростью $\alpha /2$. Если мы теперь запустим вал B с угловой скоростью $\beta$, то, проделав аналогичные выкладки, получим на валу C угловую скорость $(\alpha + \beta)/2$. Мы научились складывать! Вычитать, кстати, тоже, можете этот факт легко проверить, изменив знак одной из скоростей.

real_adder

Сумматор "в железе" из IPSJ Computer Museum

Здесь разобранная нами конструкция вывернута наизнанку. Роль валов A и B играют большие шестерни слева и справа, а вал C пропущен внутри левой шестерни и жёстко закреплен в валу D. Вот в этом видео можно самостоятельно найти все описанные мной детали конструкции дифференциального анализатора. На большие шестерни на выходах из интеграторов пока не обращайте внимания, это усилители, о которых я сделаю отдельную небольшую заметку, т.к. это технологический нюанс, не имеющий отношения непосредственно к математике.

real_device

Реальный музейный анализатор отсюда

Здесь можно видеть сразу 3 интегратора, на дальнем плане операторная доска, на переднем — приемная доска. И все-таки, не смотря на наши возросшие возможности, чего-то не хватает… Умножения! Рассмотрим пример из [5]:

$ v(x) = \frac{1}{x} \int \Psi(x)^{2}dx + \int \frac{\Psi(x)^{2}dx}{x} $

mult

Схема решения уравнения 15

Как видно, нам здесь потребовалось умножать $\int \Psi(x)^2dx$ на $\frac{1}{x}$. Имеющимися у нас средствами сделать это не получается, так что на помощь нам приходит т.н множительная доска, (или MULTYPLIER UNIT на схеме). Две входящие в неё стрелки — валы, передающие значения сомножителей. На выход соответственно подаётся результат умножения в виде произведения угловых скоростей входящих валов. Как же это работает и зачем там сбоку приделана ручка?

mult_sch

Структурная схема множительной доски

Что за ужас тут творится, спросите вы? Все просто. На валы $В_1$ и $В$ подаются сомножители. Таким образом вращение вала $В_1$ при помощи ползушки $П_3$ и штыря S поворачивает вокруг оси O линейку D. Вал В, двигая ползушку $П_2$, двигает влево или вправо станину с закрепленной на ней ползушкой $П_2$, которая в свою очередь приводится в движение вращением вручную ручки H. Пусть угол поворота винта $В_1$ будет $f_1$, а угол поворота вала В будет $f_2$. Так как $\Delta OCП_3$ и $\Delta OPU$ подобны, то:

$ \frac{f_1}{h} = -\frac{y}{f_2} $

Таким образом, если оператор при помощи винта H будет удерживать марку U на прямой OD, то угол вращения вала, связанного с винтом H будет пропорционален y. Таким образом мы можем получить на этом валу искомую угловую скорость.

Механические дифференциальные анализаторы пережили Вторую мировую войну. Их более простые собратья отважно сражались на ней, наводя зенитные пушки и прокладывая курс самолетам. Компьютеры тех лет были еще слишком слабы, чтобы тягаться с анализаторами в их задачах, так что эволюция продолжилась. Про электронные и гидравлические АВМ продолжу в следующей статье. А пока, спасибо за внимание.

PS: У меня упорно не работают спойлеры маркдауна. Что я делаю не так?

[1] Cones, Disks, Wheels and Spheres for Area and Integration from Bavaria to Boston and beyond Stefan Drechsler, Barbara Haeberlin Cambridge, MA, September 2011

[2] И.С. Брук, Машина для интегрирования дифференциальных уравнений, Москва, 1941

[3] Clayton Brooks, Saeed Keshavarzian, Bonita A. Lawrence, Richard Merritt, The Marshall Differential Analyzer Project: A Visual Interpretation of Dynamic Equations, Huntington, West Virginia, 2007

[4] Joseph Emil Kasper, Construction and application of a mechanical differential analyzer, State University of Iowa, 1955

[5] Samuel Hawks Caldwell, THE EXTENSION AND APPLICATION OF DIFFERENTIAL ANALYZER TECENIQUE IN THE SOLUTION OF ORDINARY DIFFERENTIAL EQUATIONS, Massachusetts Institute of Technology, 1926

Adblock test (Why?)