...

суббота, 27 марта 2021 г.

[Перевод] Спустя двадцать лет после сведения с орбиты наследие «Мира» живет в современных космических проектах

Уильям Грэм, 23 марта 2021 г.
Первоисточник

Фотография «Мира», вид с космического корабля «Атлантис» STS-74 - НАСА
Фотография «Мира», вид с космического корабля «Атлантис» STS-74 - НАСА

В 05:59 UTC 23 марта 2001 года российская космическая станция «Мир» сгорела, когда она вошла в атмосферу Земли, завершив свою легендарную пятнадцатилетнюю историю. Спустя двадцать лет успехи, опыт и уроки, полученные при эксплуатации «Мира», продолжаются в её преемнице, «Международной Космической Станции», и в будущих космических станциях следующего поколения, разрабатываемых национальными агентствами, международными партнерствами и коммерческими организациями по всему миру.

«Мир» стал первой космической станцией, которая реализовала по-настоящему модульную конструкцию, когда несколько модулей запускаются отдельно и стыкуются на орбите в единое целое. Это позволило построить гораздо более крупный орбитальный комплекс, чем это было возможно с предыдущими станциями «Салют», размер которых был ограничен возможностями ракет «Протон», которые выводили их на орбиту.

Советский Союз начал разработку космических станций ближе к концу космической гонки 1960-х годов. Сосредоточившись на длительных полетах на низкой околоземной орбите, когда стало ясно, что они не смогут победить Соединенные Штаты в высадке человека на Луну.

Первая станция, «Салют-1», была запущена в апреле 1971 года, а её первый экипаж прибыл на борт в миссии «Союз-11» в июне после того, как предыдущая миссия «Союз-10» не удалась. Трое космонавтов на борту «Союза-11» — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев стали единственным экипажем, посетившим «Салют-1». Они трагически погибли во время возвращения на Землю после того, как в капсуле «Союз» вышел из строя клапан и произошла разгерметизация корабля.

После потери следующих трех станций во время запуска и аварий в полете, следующей советской станцией, на которой в 1974 году работал экипаж, стала «Салют-3». Это была одна из трех военных космических станций «Алмаз», которые были быть включены в программу «Салют». Две пилотируемые экспедиции посетили «Салют-3», и такое же количество космонавтов работало на следующих станциях «Салют-4» и «Салют-5», последняя из которых была еще одним военным «Алмазом».

Масштабная модель «Салюта-7» с пристыкованными космическими кораблями «Союз» и «Прогресс» на выставке в Москве, Россия - предоставлено Дон С. Монтгомери, USN (в отставке).
Масштабная модель «Салюта-7» с пристыкованными космическими кораблями «Союз» и «Прогресс» на выставке в Москве, Россия - предоставлено Дон С. Монтгомери, USN (в отставке).

Опираясь на опыт использования первых станций, Советский Союз перешел к станции «Салют 6» — станции второго поколения. Она была рассчитана на более длительный срок работы, с добавлением второго стыковочного узла для стыковки дополнительных космических кораблей.

Это означало, что станция могла быть принять автоматический космический грузовой корабль «Прогресс», а кратковременные пилотируемые миссии в экспедициях посещения могли состыковываться в ходе более длительной основной экспедиции. Это позволило осуществить длительные миссии, поскольку больше не было ограничений по провизии, которую они могли взять с собой, или тем, как долго их космический корабль «Союз» мог оставаться на орбите, поскольку экипаж посещения мог оставить свежий «Союз» и вернуться в основном космический корабль экипажа.

В период с 1977 по 1981 год было выполнено шесть длительных экспедиций на «Салют-6», четвертая и самая продолжительная экспедиция оставалась на борту в течение полугода. Еще одна станция второго поколения, «Салют-7», была запущена в 1982 году и также приняла несколько длительных миссий.

К обеим станциям пристыковались также большие транспортные корабли ТКС. Изначально ТКС разрабатывался как часть военного проекта «Алмаз», и по крайней мере один из кораблей имел системы военной разведки. TKС эффективно служил дополнительным модулем, оставаясь пристыкованным в течение длительного времени и предоставляя дополнительное жилое пространство для экипажа, а также для приборов и экспериментов.

У «Салюта-7» возникли проблемы с надежностью — четвертой основной экспедиции 1985 года пришлось провести ремонт, так как по прибытии он обнаружил, что станция дрейфует без электричества. Рано утром 20 февраля 1986 года (19 февраля по всемирному координированному времени) ракета «Протон-К» стартовала с площадки 200/39 космодрома Байконур с заменой старой станции. Базовый модуль ДОС-7 был развитием станций «Салют» с дополнительными стыковочными узлами, которые позволили бы ему стать базой космической станции нового типа.

Основной модуль "Мир" выделен на снимке с космического корабля «Атлантис» во время STS-71 - НАСА.
Основной модуль "Мир" выделен на снимке с космического корабля «Атлантис» во время STS-71 - НАСА.

Советский Союз объявил название своей новой станции — «Мир».

Основной модуль «Мира» имел шесть стыковочных узлов: один в кормовой части космического аппарат и пять в стыковочном отсеке в носовой части. Это позволит дополнительным модулям оставаться в постоянной пристыковке, не мешая прибытию новых экипажей и грузовых миссий.

Первый экипаж «Мира» — космонавты-ветераны Леонид Кизим и Владимир Соловьев — прибыл на борту корабля «Союз Т-15» 15 марта. Советы намеревались эксплуатировать «Мир» одновременно с «Салютом-7» в краткосрочной перспективе, и в мае два космонавта отправились с «Мира» на короткое посещение на борт более старого «Салюта», прежде чем вернуться на «Мир» в конце июня, а затем на Землю в следующем месяце.

Миссия «Союз Т-15» остается единственным случаем, когда экипаж перемещался между двумя разными космическими станциями на орбите. Также он стал последним разом, когда космонавты посетили «Салют 7». Хотя «Салют» был переведен на более высокую орбиту, чтобы сохранить на будущее. Однако последующие полеты с использованием космического корабля «Союз» или космического самолета «Буран», который тогда находился в стадии разработки, не осуществились, и он сошел с орбиты в 1991 году.

Космонавт Леонид Кизим на борту «Мира» - ТАСС.
Космонавт Леонид Кизим на борту «Мира» - ТАСС.

Прибытие второй основной экспедиции на «Мир», EO-2, в феврале 1987 г. ознаменовало начало более чем двухлетней непрерывной эксплуатации станции с экипажем. Сюда вошли три экспедиционные бригады, при этом запасной экипаж прибыл до отбытия уходящей экспедиции, так что со станции не пришлось снимать экипаж в период передачи.

Во время полета ЭО-2 первый модуль расширения «Мира» — астрофизическая лаборатория «Квант-1» — был доставлен одноразовым модулем на базе ТКС. Он был пристыкован к кормовому узлу основного модуля. «Квант-1» имел носовой и кормовой стыковочные узлы, а собственный кормовой стыковочный узел использовался для последующего приема кораблей «Союз» и «Прогресс».

Именно во время этого первого периода непрерывной работы космонавты Владимир Титов и Муса Манаров стали первыми людьми, которые непрерывно провели в космосе более 365 дней, хотя, поскольку 1988 год был високосным годом, они вернулись домой на 81 минуту раньше, чем полный календарный год пребывания в космосе.

«Мир» ненадолго остался без экипажа, когда экспедиция EO-4 завершилась в апреле 1989 года. Новый экипаж прибыл в сентябре 1989 года, чтобы начать десятилетнее непрерывное присутствие человека в космосе.

Три месяца спустя модуль «Квант-2» с новым шлюзом, системами жизнеобеспечения и научными приборами пристыковался к переднему узлу станции. Два дня спустя стрелу крана «Ляпа» использовали, чтобы повернуть модуль в зенит или верхний левый угол (относительно Земли).

Вид на модуль «Кристалл» с борта космического корабля «Атлантис» во время STS-81 - НАСА
Вид на модуль «Кристалл» с борта космического корабля «Атлантис» во время STS-81 - НАСА

Во время последующей экспедиции ЭО-6 прибыл модуль «Кристалл» — материаловедческая лаборатория. Следуя тому же процессу, что с «Квант-2», он был поставлен в надир, или обращенный к Земле, узел основного модуля.

Модуль «Кристалл» включал в себя пару стыковочных узлов «Андрогинной периферийной системы сытковки» (APAS), предназначенных для будущей стыковки пилотируемого космического корабля «Буран», который Советский Союз разрабатывал, чтобы составить конкуренцию американскому космическому шаттлу. Хотя «Буран» смог полететь в космос только один раз и никогда не летал с экипажем и не посетил «Мир», эти стыковочные узлы позже будут использоваться американскими шаттлами, посещающими «Мир», в новую эру международного сотрудничества.

Основные экспедиции на «Мир» обычно длились от четырех до шести месяцев, хотя некоторые космонавты оставались на борту до двух экспедиций подряд. Типичный основной экипаж станции «Мир» в начале 1990-х годов будет состоять из двух космонавтов.

Когда космический корабль «Союз» использовался для смены экипажа, третий член экипажа обычно сопровождал основной экипаж и проводил несколько дней на борту «Мира», прежде чем вернуться на Землю с уходящим экипажем. Многие из этих краткосрочных посетителей были участниками международного сотрудничества, по программам «Интеркосмос» и «Евромир».

Примером этого был полет Хелен Шарман, первого британца, побывавшего в космосе, которая стартовала на борту «Союз ТМ-12» в мае 1991 года и после пяти с половиной дней на «Мире» вернулась на Землю с уходящим EO-8. Полет Шармана должен был быть оплачен консорциумом британских компаний, но когда они не смогли собрать необходимые средства, президент СССР Михаил Горбачев распорядился, чтобы миссия в любом случае продолжалась.

Экипаж корабля «Союз ТМ-12», слева направо: Анатолий Арцебарский, Елена Шарман и Сергей Крикалёв - ТАСС.
Экипаж корабля «Союз ТМ-12», слева направо: Анатолий Арцебарский, Елена Шарман и Сергей Крикалёв - ТАСС.

На землю в корабле «Шарман» также вернулись космонавты Анатолий Арцебарский и Сергей Крикалев, входившие в состав экипажа станции ЭО-9. Крикалев остался на борту «Мира» в составе ЭО-10, к которому присоединился Александр Волков, прибывший в октябре. Проведя космосе до марта 1992 года два космонавта вернулись в мир, совершенно отличный от того, который они покинули. Советский Союз прекратил свое существование, и Горбачев официально объявил о его роспуске 25 декабря 1991 года. Крикалев и Волков теперь стали российскими гражданами, а недавно обретшая независимость Российская Федерация взяла на себя большую часть бывшей советской космической программы.

Новое Российское космическое агентство, РKA, продолжило эксплуатировать «Мир» до 1990-х годов. В 1999 году это агентство было переименовано в Росавиакосмос, а в 2005 году оно получило современное название Роскосмос.

После подписания в 1993 году между Россией и США соглашения об углублении сотрудничества в космосе были составлены планы участия НАСА в программе «Мир» в качестве первого шага к разработке новой космической станции в качестве совместного предприятия: проекта, который станет «Международной космической станцией». Это партнерство включало совместные миссии и добавление новых модулей к станции «Мир».

В феврале 1995 года космический корабль «Дискавери» доставил космонавта Владимира Титова на борту космического корабля STS-63 и совершил встречу с «Миром». В следующем месяце астронавт Норман Тагард стал первым американцем, побывавшим на борту «Мира», когда он поднялся на борт космического корабля «Союз ТМ-21», оставаясь на борту в течение трех месяцев в рамках экспедиции EO-18.

Space Shuttle Discovery приземляется на взлетно-посадочной полосе 15 в Космическом центре Кеннеди в конце STS-63 - НАСА
Space Shuttle Discovery приземляется на взлетно-посадочной полосе 15 в Космическом центре Кеннеди в конце STS-63 - НАСА

Именно во время EO-18 прибыл новый модуль «Спектр», содержащий жилые и рабочие зоны для экипажа НАСА на борту станции, а также солнечные батареи для увеличения общего производства электроэнергии «Мира». Прибытие «Спектра» потребовало перестановки модулей «Мира»: «Кристалл» переместился в стыковочный узел правого борта, а «Спектр» занял высвободившуюся позицию надира.

Миссия Discovery в феврале 1995 года проложила путь для STS-71, запущенного космическим шаттлом «Атлантис» в июне того же года. Через два дня после старта из Космического центра Кеннеди «Атлантис» состыковался с модулем «Кристалл» станции «Мир», который был временно перемещен снова в передний стыковочный узел, чтобы обеспечить достаточный зазор от солнечных панелей «Мира» для стыковки орбитального аппарата. Миссия «Шаттла» произвела смену экипажа, доставив трех космонавтов ЭО-18 домой и оставив космонавтов Анатолия Соловеева и Николая Бударина на борту «Мира» вместо ЭО-19.

Всего в период с 1995 по 1997 год «Атлантида» посетила «Мир» семь раз. Во время второго визита на станцию STS-74 был доставлен новый стыковочный модуль «Стыковочный отсек». Это обеспечило бы небольшой дополнительный объем внутреннего и внешнего хранилища для «Мира», но его основная цель заключалась в увеличении зазора между космическим шаттлом и «Миром», чтобы стыковки могли происходить с «Кристаллом» в его обычном положении, вместо того, чтобы перемещать его как было сделано для STS-71. Модуль был прикреплен к стыковочному узлу «Атлантиды» до его прибытия к «Миру», и оставлен пристыкованным к узлу в конце модуля «Кристалл», когда Шаттл отбыл на Землю.

Две солнечные батареи были доставлены на «Мир» со стыковочным модулем, а затем присоединены к модулю «Квант-1». В самом стыковочном модуле размещалась внешняя полезная нагрузка «Мир», которая была установлена во время миссии STS-76 и вернулась на Землю через полтора года во время последнего визита «Атлантиды» в миссии STS-86.

В рамках программы «Шаттл-Мир» на «Мир» доставлялись грузы, материалы и оборудование для научных экспериментов, а также американские астронавты на борт станции. Российские экипажи, помимо STS-71, продолжали использовать корабль «Союз».

Шаттл «Атлантис» пристыковался к «Миру» во время STS-71, вид с корабля «Союз ТМ-21» — НАСА
Шаттл «Атлантис» пристыковался к «Миру» во время STS-71, вид с корабля «Союз ТМ-21» — НАСА

Последний модуль «Мира», «Природа», прибыл в апреле 1996 года после запуска на ракете «Протон» и проводил эксперименты по дистанционному зондированию и наукам о Земле. Он был расположен со стороны стыковочного узла базового модуля, напротив «Кристалла».

Появление на горизонте «Международной Космической Станции» стало концом для «Мира», кторый наступил в 1997 году, когда на борту станции произошла серия серьезных аварий. Во-первых, 24 февраля неисправный кислородный генератор «Вика» загорелся как паяльная лампа, заполнив «Мир» дымом. Хотя экипаж смог потушить пожар примерно за четырнадцать минут, худшее было впереди.

Поскольку российская космическая программа терпела неудачи из-за финансовых затруднений, РKA рассматривает возможность исключения автоматизированной системы стыковки «Курс» на своих кораблей снабжения «Прогресс», предложив вместо этого экипажам выполнять стыковку вручную, используя систему дистанционного управления ТОРУ, которая использовалась в качестве резервной. В марте 1997 года было проведено испытание с использованием корабля «Прогресс М-33», но космонавты не смогли завершить стыковку из-за радиопомех, которые помешали им увидеть изображение с камер корабля «Прогресс», но столкновения удалось избежать.

Стыковочные испытания предполагалось повторить со следующим кораблем «Прогресс». «Прогресс М-34» прибыл 8 апреля после запуска на борту ракеты-носителя «Союз-У», и пристыковался с помощью автоматизированной системы «Курс». После выгрузки и повторного заполнения мусором для утилизации «Прогресс» отстыковался 24 июня и вернулся на следующий день для тестирования ручной стыковки.

Космонавт Василий Циблиев взял на себя ручное управление с помощью системы ТОРУ, но экипаж «Мира» не смог визуально отследить космический корабль при приближении к «Миру». Внезапно «Прогресс» появился из-за солнечной батареи на встречном курсе, и космонавты не смогли предотвратить его столкновение с модулем «Спектр».

Поврежденные солнечные панели модуля «Спектр» - НАСА
Поврежденные солнечные панели модуля «Спектр» - НАСА

В результате столкновения корабля «Прогресс М-34» с «Миром» были повреждены солнечные панели модуля «Спектр», ответственного за большую часть выработки электроэнергии «Мира». Также была повреждена обшивка модуля, что привело к утечке воздуха. На борту станции космонавтам пришлось экстренно перерезать силовые кабели и кабели передачи данных в модуле, чтобы закрыть его люк до того, как космическая станция потеряет воздух в результате разгерметизации.

В то время как последующие ремонтные работы позволили частично восстановить питание от солнечных панелей, модуль был оставлен непригодным для работы экипажа, и помимо этого ремонта, который должен был выполняться членами экипажа в полных скафандрах из-за потери герметичности, он был оставлен негерметичным на все время оставшейся карьеры «Мира».

Когда в 1997 году «Атлантис» вступила в период технического обслуживания орбитального аппарата (OMDP) для переоборудования, последние два полета по программе «Шаттл-Мир» были совершены кораблями Endeavour и Discovery: STS-89 и STS-91 в январе и июне 1998 года соответственно. Последний регулярный экипаж «Мира», ЭО-27, стартовал на борту корабля «Союз ТМ-30» 27 августа, впервые с 1989 года оставив станцию без космонавтов.

Последний экипаж, космонавты Сергей Залётин и Александр Калери, был запущен для реактивации «Мира» в апреле 2000 года в рамках частного проекта MirCorp, который намеревался вывести станцию на более высокую орбиту, а также отремонтировать и переоборудовать ее для будущих коммерческих полетов. Пара космонавтов провела на борту «Мира» два с половиной месяца, в последний раз расстыковавшись в 21:24 UTC 15 июня.

После их отлета и прибытия последующей беспилотной грузовой миссии «Прогресса» с припасами для следующего экипажа финансирование MirCorp закончилось. Помня о размерах станции и о вероятности того, что обломки от неконтролируемого входа в атмосферу могут нанести ущерб на Земле, Росавиакосмос решил безопасно утилизировать стареющую космическую станцию путем контролируемого схода с орбиты.

Мир в кадре экипажа космического корабля "Атлантис" во время STS-71 - НАСА
Мир в кадре экипажа космического корабля "Атлантис" во время STS-71 - НАСА

Окончательное решение о сходе с орбиты «Мир» было принято в ноябре 2000 г. и подписано правительством России в следующем месяце, хотя операция была отложена, до момента достижения «Миром» своего пятнадцатилетия на орбите.

Орбита станции могла бы естественным образом снижаться до тех пор, пока высота станции не опустится ниже 250 километров (155 миль, 135 морских миль) — в этот момент пристыкованный космический корабль «Прогресс» запустит свои двигатели и главный двигатель в серии коррекций орбиты, чтобы гарантировать повторный вход в атмосферу над безлюдным районом Тихого океана.

«Прогресс М1-5» был запущен с космодрома Байконур 24 января 2001 года и прибыл на «Мир» после продолжительной трехдневной погони в целях экономии топлива. Корабли «Прогресс-М1» были вариантами стандартных кораблей снабжения «Прогресс-М», которые использовались в то время, и были предназначены для перевозки дополнительного топлива — либо для собственного использования, либо для передачи на космическую станцию — за счет других типов грузов.

«Прогресс М1-5» вмещал 2 678 кг (5 904 фунта) топлива в виде несимметричного диметилгидразина и тетроксида диазота. Стандартная ракета «Союз-У» вывела «Прогресс» на орбиту, а запуск производился с исторической площадки Байконура 1/5.

Параллельно с запуском «Прогресса» был подготовлен космический корабль «Союз-ТМ», который позже полетит на «Международную Космическую Станцию» под названием «Союз ТМ-32», чтобы отправить на «Мир» космонавтов Геннадия Падалки и Николая Бударина, если корабль «Прогресс» не пристыкуется к станции. На эту роль были выбраны Падалка и Бударин, поскольку они ранее проходили подготовку к аналогичной миссии на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы выполнить ручную стыковку с модулем «Звезда» с «Международной Космической Станцией» в случае возникновения трудностей.

В этом случае эта миссия не потребовалась, когда орбита «Мира» опустилась слишком низко для безопасной попытки выполнить пилотируемую миссию.

Сход с орбиты был произведен утром 23 марта в течение трех витков. В первых двух коррекциях орбиты использовались двигатели меньшего размера, что позволило снизить перигей, или самую низкую точку орбиты «Мира», до 188 километров (117 миль, 102 морских миль) и 158 километров (98 миль, 85 морских миль) соответственно.

Окончательный сход начался в 05:07 UTC, при этом работал главный двигатель «Прогресс М1-5» С5.80 и подруливающие устройства. Его работа длилась более двадцати минут, а «Прогресс» получил команду на работу двигателей до полной выработки топлива. В 05:30 были получены последние сигналы с «Мира», станция вышла за пределы зоны действия последней станции слежения по своему маршруту.

«Мир» вошел в атмосферу четырнадцатью минутами позже к востоку от Новой Зеландии и вскоре после этого начал разрушаться. Согласно пресс-релизу Росавиакосмоса, миссия завершилась в 05:59:24, когда «Мир» «прекратил свое существование».

Экипажи STS-71, EO-18 и EO-19 на борту «Мир» - NASA
Экипажи STS-71, EO-18 и EO-19 на борту «Мир» - NASA

Всего на кораблях «Союз» и космических кораблях «Шаттл» было выполнено 39 пилотируемых полетов на станцию «Мир». На них было 104 космических путешественника из 12 стран, в общей сложности 137 индивидуальных полетов на станцию. В их числе 28 основных длительных экспедиций.

С «Мира» было совершено 78 выходов в открытый космос, причем два дополнительных выхода в открытый космос были совершены из шлюзового отсека на стыкованном космическом корабле «Атлантис» во время двух миссий «Шаттл-Мир». Выход в открытый космос, проводившийся с «Мира», включал как выход в открытый космос (EVA) вне космического корабля, так и выход в открытый космос (IVA), когда экипаж входил в разгерметизированные части внутренней части станции, такие как модуль «Спектр» после его столкновения с «Прогрессом М-34».

За пятнадцатилетнюю миссию на борту «Мир» было проведено более 23 000 экспериментов, которые внесли свой вклад в различные научные области — от астрофизики до геологии и материаловедения до наук о жизни.

Величайшее наследие «Мира» остается на орбите в виде Международной космической станции, которая использовала опыт, полученный НАСА и Роскосмосом с помощью «Мира», и применила его для создания самого большого, самого сложного и самого дорогого космического объекта из когда-либо построенных.

Сборка новой станции началась, когда «Мир» еще был в рабочем состоянии на орбите. Первый модуль «Заря» был запущен на борту «Протон-К» в ноябре 1998 года. Спустя две недели космический шаттл «Индевор» стартовал во время первой из 37 миссий космических шаттлов, которые посетят станцию, доставив модуль Unity.

Заря и Единство, первые два модуля Международной космической станции - через НАСА
Заря и Единство, первые два модуля Международной космической станции - через НАСА

Третий основной компонент МКС — служебный модуль «Звезда», присоединившийся к станции в 2000 году. Он был переоборудован из резервного модуля, построенного для базового модуля «Мира», который ранее также рассматривалось как первый элемент станции-преемника только для России.

Как и «Мир», «Международная Космическая Станция» имеет модульную структуру, при этом большинство модулей российского сегмента запускаются на ракетах «Протон» и «Союз», в то время как большая часть американских и зарубежных компонентов доставлялась шаттлами.

Хотя большая часть сборки была завершена к моменту вывода из эксплуатации «Шаттла», компоненты МКС продолжают добавляться в комплекс. Российский лабораторный модуль «Наука», который давно откладывается, планируется запустить в период с мая по июнь, начав новую фазу строительства в российском сегменте. А в прошлом году НАСА выбрало Axiom Space для разработки нового коммерческого расширения в американском сегменте станции.

Визуализация основного модуля Tianhe будущей космической станции Tiangong в Китае - через Мака Кроуфорда для NSF / L2
Визуализация основного модуля Tianhe будущей космической станции Tiangong в Китае - через Мака Кроуфорда для NSF / L2

Вскоре Китай приступит к запуску своей первой модульной космической станции с основным модулем — Tianhe — как ожидается, уже в следующем месяце на борту ракеты Chang Zheng 5B. Как и Россия, Китай использовал две одномодульные станции Tiangong меньшего размера, чтобы получить опыт, прежде чем перейти к более крупной модульной конструкции. Если этот запуск пойдет по плану, грузовой космический корабль Tianzhou присоединится к нему в мае, прежде чем первый экипаж прибудет на борт миссии Shenzhou 12 в июне.

Одной из специфических областей, которыми занимался «Мир», было изучение воздействия длительных космических полетов на человеческий организм. Космонавт Валерий Поляков провел в космосе более 437 суток на борту «Мир», прибыв на космическом корабле «Союз ТМ-18» в составе ЭО-15.

Работая с января 1994 года он оставался на борту EO-16 и EO-17, прежде чем вернуться с «Союзом ТМ-20» в марте 1995 года.

Рекорд Полякова по количеству дней, проведенных на орбите, все еще остается рекордом. Исследования длительного пребывания на борту «Мира» сыграли большую роль в обеспечении безопасности и здоровья экипажей на борту «Международной Космической Станции» и будут использоваться по мере того, как люди начнут выходить за пределы Земли и Луны.

Lunar Gateway совершает маневр, используя свои ионные двигатели - НАСА
Lunar Gateway совершает маневр, используя свои ионные двигатели - НАСА

Lunar шлюз, который NASA планирует построить со своими международными и коммерческими партнерами в течение следующего десятилетия будет один из первых шагов в этом путешествии, стоя на плечах «Мира» и «Международной Космической Станции». Gateway будет использовать модульную конструкцию, впервые разработанную и испытанную на станции «Мир», для поддержки более длительных миссий с астронавтами на лунной орбите.

Тем временем SpaceX разрабатывает космический корабль Starship, который, как она надеется, однажды доставит людей на Марс. Когда это произойдет, это будут уроки длительных космических полетов, извлеченные на борту «Мира», которые сохранят жизнь экипажу в их долгом путешествии.

Хотя «Международная Космическая Станция», возможно, и превзошла рекорды «Мира» по размеру, продолжительности службы и постоянному проживанию, ей удалось это сделать благодаря технологиям, науке и партнерским отношениям, которые ее предшественник «Мир» помогал развивать и совершенствовать. Космические станции будут в авангарде будущего освоения космоса, и эти проекты стали возможными благодаря пути, проложенному «Миром».

Первоисточник:

Let's block ads! (Why?)

В Windows 95 увидели пасхалку, которую четверть века не могли найти

27 марта 2021 года разработчик и исследователь под ником Albacore рассказал в Twitter, что обнаружил ранее неизвестную пасхалку в приложении Internet Mail для Windows 95. Это произошло спустя 25 лет после релиза ОС.
Чтобы запустить это пасхальное яйцо, нужно открыть приложение Internet Mail, войти в меню Help, перейти в раздел About Microsoft Internet Mail and News, кликнуть мышкой на файл comctl32.dll и ввести на клавиатуре MORTIMER. Запустится окошко с титрами, где указаны имена команды разработчиков и тестировщиков этого приложения и проекта Microsoft Athena (Thor).

Открыватель пасхалки не уточнил, есть ли звук при запуске его новой находки, как, например, проигрывается MIDI файл при запуске пасхального яйца «Windows 95 Team». Для его активации нужно трижды переименовывать определенным образом папку, чтобы запустился ролик с именами всех разработчиков операционной системы. Последовательность действий: создать папку с именем «and now, the moment you've all been waiting for» (и сейчас, момент, которого вы все ждали), переименовать ее в папку с названием «we proudly present for your viewing pleasure» (мы с гордостью представляем для вашего просмотра), и третье переименование в «The Microsoft Windows 95 Product Team!»

В этом видео Albacore немного пропатчил файл shell32.dll, чтобы пасхалка запускалась, когда открывается папка с именем «Clouds».

Исследователь пояснил в Twitter, что изучил историю появления общей пасхалки в различных версиях Windows 95 Build 420 и старше, включая 450 и 456.


Фактически пасхалка Windows 95 Product Team дорабатывалась по мере готовности релиза Windows 95.

Windows 95 была официально представлена 24 августа 1995 года. Microsoft прекратила поддержку этой ОС 31 декабря 2001 года.

Albacore обнаружил, что бета-версии Windows NT 4.0 (builds 1130-1175) также содержали подобное пасхальное яйцо, но с меньшим списком разработчиков внутри. Пасхалка была удалена из кода ОС, начиная со сборки Windows NT 4.0 build 1327.

Let's block ads! (Why?)

KODI: собираем удобный и функциональный медиацентр для дома. Часть 3. Ретро-игры

Продолжаем строить домашний медиа-комбайн на Kubuntu с KODI на борту. О том, как разворачивался медиацентр, как его настраивали и какими дополнительными возможностями он оброс, можно прочесть в предыдущих публикациях:

KODI: собираем удобный и функциональный медиацентр для дома. Часть 1
KODI: собираем удобный и функциональный медиацентр для дома. Часть 2

Сегодня добавим нашему медиацентру еще одну обязанность – запуск ретро-игр. Причем, играть будем прямо из KODI и из его библиотеки игр. Загружать сами игры будем там же.

Воплотить идею в жизнь нам поможет RetroArch. Он работает на основе LibRetro API и объединяет множество эмуляторов и игровых движков, а также отлично взаимодействует с KODI – то, что нам и нужно. Каких-то особых трудностей в реализации этой связки нет, но учитывая платформу Linux, есть некоторые нюансы, зная которые вы легко сможете повторить установку и настройку на своем медиацентре. Приступаем!

Первым делом необходимо установить сам RetroArch. Устанавливать рекомендую с помощью snap-пакета, потому как RetroArch включает в себя некоторые необходимые зависимости, которые не удовлетворяет (но это не точно) установка из deb-пакета. Если вы не хотите столкнуться, как я, с некорректным отображением кодировки, «кривого» интерфейса и ручными правками конфигурационных файлов RetroArch – используйте установку именно из snap-пакета.

К слову, даже исправив все видимые проблемы и загрузив все эмуляторы - KODI отказывался запускать игры и жаловался на отсутствие эмуляторов.

Так выглядит первый запуск после установки из deb-пакета
Так выглядит первый запуск после установки из deb-пакета

Устанавливаем RetroАrch. Если демон для управления snap-пакетами snapd отсутствует в системе – будет установлен автоматически

sudo snap install retroarch

Установка завершена, запускаем RetroArch, выполнив в терминале одноименную команду

retroarch
Так выглядит первый запуск RetroArch, если все установлено корректно. Сравните со скриншотом выше...
Так выглядит первый запуск RetroArch, если все установлено корректно. Сравните со скриншотом выше...

Первым делом переходим в раздел «Главное меню/Онлайн» и обновляем всю конфигурацию:
• Обновить информационные файлы ядер;
• Обновить ассеты;
• Обновить профили контроллеров;
• Обновить читы;
• Обновить базы данных;
• Обновить оверлеи;
• Обновить GLSL шейдеры.

Обновляем все доступные конфигурации
Обновляем все доступные конфигурации

В разделе «Главное меню/Load Core/Загрузить ядро» загрузить необходимые ядра. Под ядром понимаем эмулятор игровой платформы. Для надежности я загрузил все доступные ядра, решив, что хуже точно не будет. Особенно, учитывая большое количество поддерживаемых платформ в KODI, выбирать и искать нужные – займет больше времени, чем загрузка и установка всех эмуляторов.

Загружаем все доступные ядра
Загружаем все доступные ядра

Все остальные настройки оставил по умолчанию, кроме «Настройки/Драйверы/Оконный режим» - «Запускать в полноэкранном режиме».

Подготовка RetroArch завершена, можем его закрывать. В дальнейшем KODI будет сам его вызывать при запуске игр, автоматически выбирая нужное ядро (эмулятор).

Переходим к настройке KODI. Для управления играми и их запуска нам потребуется дополнение Internet Archive Game Launcher. Устанавливаем из файла ZIP репозиторий Zach Morris Add-ons, а уже из него нужное нам дополнение.

Если при установке дополнения сталкиваемся с ошибкой «Требуемое дополнение vfs.libarchive версии 0.0.0 не найдено» - не пугаемся!

Ошибка при установке Internet Archive Game Launcher
Ошибка при установке Internet Archive Game Launcher

Закрываем KODI и устанавливаем его вручную из терминала Kubuntu

sudo apt-get install kodi-vfs-libarchive

По завершении установки запускаем KODI и он сам спросит, включить ли дополнение – соглашаемся и повторно пробуем установить дополнение Internet Archive Game Launcher. Ошибок уже быть не должно.

Дополнение установлено, все успешно, можем перейти к его настройке.

Для начала запускаем мастер настройки – «Setup Wizard». Сообщаем дополнению, что у нас нет аккаунта archive.org, в качестве лаунчера использовать «Kodi Retroplayer» и соглашаемся с установкой эмуляторов по умолчанию, а также подтверждаем загрузку всех списков игр.

Далее в настройках указываем размер хранилища для игр, в зависимости от ваших ресурсов (zero – кэш выключен, игра будет загружаться каждый раз). Я бы рекомендовал не скупиться и все же использовать кэш, особенно тем, кто решит играть в «тяжелые» игры от Playstation, например. Размер их исчисляется в ГБ, а скорость загрузки там не самая высокая.

В разделе «External Launchers» выбираем Linux и указываем пути:
• /snap/bin/retroarch/
• /home/имя_пользователя/snap/retroarch/423/.config/retroarch/retroarch.cfg

Если у вас не будет возможности указать путь к конфигурационному файлу, расположенному в скрытой директории (.config), то включите эту возможность в системе – «Настройки/Медиа/Общие/Показывать скрытые файлы и папки».

На этом настройка завершена, запускаем дополнение и проверяем. Сразу хочу оговориться, что запускаются не все типы платформ. Например, при запуске из категории Gameboy, KODI будет жаловаться, что не найден эмулятор. Но проверив несколько десятков игр на других популярных платформах (Dendy, SEGA, SEGA Dreamcast, Nintendo, Playstation, PSP) – все успешно запускается, можно ностальгировать.

Как и говорил, загрузка "тяжелых" игр, объемом даже 500-600 Мб, занимает довольно много времени, вне зависимости от вашего канала связи. Вероятно, ограничение сервера на отдачу. При запуске KODI автоматически вызывает нужный эмулятор. С учетом запуска в полноэкранном режиме, кажется, что игра запускается прямо в KODI.

Геймпад, за его отсутствием, не подключал. Но уверен, никаких проблем с подключением и, при необходимости, переназначением кнопок возникнуть не должно.

Минутка ностальгии...

Хорошего времяпрепровождения!

Let's block ads! (Why?)

[Перевод] Как новый алгоритм преодолевает ограничение скорости решения линейных уравнений

Сантош Вемпала и Ричард Пенг из Технологического института Джорджии, придумали новый, более быстрый способ решения некоторых систем линейных уравнений, «рабочую лошадку современных вычислений». Используя случайность, новый алгоритм предлагает принципиально новый — и более быстрый — способ выполнения одного из самых простых вычислений в математике и информатике.


Учащиеся начальной школы на уроках математики, вероятно, сталкиваются с учителями, которые предостерегают их от простого угадывания ответа при решении задачи. Но новое доказательство показывает, что на самом деле правильное предположение иногда бывает лучшим способом решения систем линейных уравнений (одно из фундаментальных вычислений в математике).

В результате это доказательство устанавливает первый метод, способный превзойти то, что ранее было жёстким ограничением скорости решения некоторых задач этих типов.

«Это одна из самых фундаментальных вычислительных задач, — сказал Марк Гисбрехт из Университета Ватерлоо. — Теперь у нас есть доказательство того, что мы можем вычислять быстрее».

Новый метод, предложенный Ричардом Пенгом и Сантошем Вемпала из Технологического института Джорджии, был опубликован в июле и представлен в январе на ежегодном симпозиуме ACM-SIAM по дискретным алгоритмам, где он получил награду за лучшую работу. 

Линейные системы включают в себя два или более уравнений с переменными, которые показывают различные способы отношения между элементами. Системы «линейны», так как единственная допустимая степень в точности равна 1, а графики решений уравнений образуют плоскости.

Типичный пример линейной системы — также, вероятно, знакомый студентам-математикам — включает в себя скотный двор, заполненный курами и свиньями. Сколько там кур и свиней, если известно, что имеется 10 голов и 30 ног? По мере изучения алгебры студенты знакомятся с определённой процедурой решения этой задачи: записать систему из двух алгебраических уравнений и решить её. 

Однако линейные системы способны на большее, чем просто подсчёт кур и свиней. Они возникают во многих практических ситуациях. Например, строительство более прочного моста или более незаметного самолёта может включать решение систем с миллионами взаимозависимых линейных уравнений. С более фундаментальной точки зрения, линейные системы возникают во многих основных задачах оптимизации в информатике, которые включают в себя поиск наилучших значений для набора переменных в рамках системы ограничений. Если мы сможем быстрее решать линейные системы, то мы также сможем быстрее решать и эти задачи.

«Линейные системы — рабочая лошадка современных вычислений», — считает Вемпала.

В новом доказательстве найден более быстрый способ решения большого класса линейных систем, обходя один из основных методов, обычно используемых в этом процессе. Этот метод, называемый матричным умножением, ранее установил жёсткое ограничение скорости вычисления линейных систем. Он по-прежнему используется в данной работе, но в дополнительной роли. Авторы связывают его с новым подходом, который, по сути, является формой обученного гадания.

«Вы можете угадать свой путь к решениям», — сказал Пенг. И ни один учитель не рассердится на вас за это.

Математика скотного двора

Чтобы получить представление о линейных системах и способах их решения, давайте вернёмся на скотный двор, но представим, что теперь это больше похоже на зверинец: куры, однорогие носороги и двурогие козы. Вы делаете быстрый подсчёт и определяете, что имеется 12 голов, 38 ног и 10 рогов. Можете ли вы выяснить, сколько там животных каждого вида?

Чтобы продолжить, назначьте переменную каждому виду животных (c — для кур, r — для носорогов, g — для коз) и напишите уравнение для каждого признака. Числа, или коэффициенты, перед каждой переменной отражают количественную характеристику признака, которым обладает каждое животное.

c + r + g = 12 голов2c + 4r + 4g = 38 ног0c + 1r + 2g = 10 рогов

Теперь у вас есть три уравнения и три неизвестных.

Один из способов их решения — это преобразовать одно уравнение, выразив одну переменную через две другие. Например, 0c + 1r + 2g = 10 превращается в r = 10 – 2g. Подставьте это выражение вместо r в два других уравнения и продолжите эту процедуру, пока все переменные не будут определены в терминах всего одной переменной, для которой можно найти точное решение. Затем вы можете повторить этот процесс, используя найденную переменную, чтобы найти решение для следующей переменной.

Ещё один, более сложный, способ поиска решения — создать матрицу, элементами которой служат коэффициенты уравнений. Три уравнения превращаются в эту матрицу. 

\begin{equation} \begin{bmatrix} 1&1&1\\ 2&4&4\\ 0&1&2 \end{bmatrix} \end{equation}

Далее неизвестное количество кур, носорогов и коз мы представляем другой матрицей.

\begin{equation} \begin{bmatrix} c\\ r\\ g\end{bmatrix} \end{equation}

Наконец, мы представляем наблюдаемое количество голов, ног и рогов третьей матрицей.

\begin{equation} \begin{bmatrix} 12\\ 38\\ 10\end{bmatrix} \end{equation}

Мы можем объединить эти три матрицы в единую линейную систему, где первая матрица, умноженная на матрицу с переменными элементами, равна третьей матрице — в этот момент мы можем найти решение для второй матрицы с помощью линейной алгебры. 

\begin{equation} \begin{bmatrix} 1&1&1\\ 2&4&4\\ 0&1&2 \end{bmatrix} * \begin{bmatrix} c\\ r\\ g\\\end{bmatrix} = \begin{bmatrix} 12\\ 38\\ 10\end{bmatrix} \end{equation}

При преобразовании уравнений или использовании матричного подхода, в конечном счёте, для решения задачи выполняется одно и то же общее количество вычислительных шагов. Это число равно количеству переменных системы в кубе (n3). В этом случае у нас три переменных, так что решение занимает 33 = 27 вычислительных шагов. Если бы у нас было четыре вида животных и четыре уравнения, для решения задачи потребовалось бы 43 = 64 шага.

За последние 50 лет исследователи нашли способы более эффективного выполнения этой процедуры. Часто можно применять более короткие пути — способы повторного использования или комбинирования операций, которые позволяют решать линейные системы за меньшее количество шагов.

Сантош Вемпала и Ричард Пенг
Сантош Вемпала и Ричард Пенг

В конечном счёте всё сводится к тому, что решение любой линейной системы можно свести к матричному умножению, которое на данный момент, по крайней мере теоретически, можно выполнить за n2,37286 шагов.

В различных технических применениях требуется решать линейные системы еще быстрее — потенциально за n2 шагов. Мы используем матричное умножение, потому что это лучший доступный инструмент, но это не означает, что своего открытия не ожидает ещё лучший инструмент. 

«Нет никаких причин для того, чтобы эта проблема решения линейных систем зависела от улучшений матричного умножения», — сообщил Вемпала.

Угадывание решений

Для понимания нового и усовершенствованного инструмента нужно помнить о другом устоявшемся методе решения линейных систем. Это интуитивный способ, к которому можно обратиться, впервые столкнувшись со стаей кур, грохотом носорогов и перевозкой коз, собранных вместе: угадайте значения всех переменных, подставьте их в уравнения, проверьте, как далека от истины эта догадка, и угадайте снова.мммм

К этому «итеративному подходу» часто прибегают инженеры и учёные. Это хорошо работает для многих практических задач, потому что эксперты, как правило, не гадают вслепую, что сокращает количество итеративных догадок, которые они должны сделать, прежде чем найти решение.

«При решении реальных научных вычислительных задач люди проявляют очень хорошую интуицию, относительно того, какими должны быть ответы», — сказал Пенг.

Итеративные методы полезны в конкретных случаях, когда интуиция может оказать некоторую поддержку. Они также полезны в более общем случае, когда линейная система, которую вы пытаетесь решить, имеет большое количество переменных, коэффициенты при которых равны нулю.

Эта особенность присутствует — и полезна — в примере со скотным двором, где самый простой признак, используемый при решении, — рога. Почему? Поскольку у цыплят нет рогов, член в уравнении, соответствующий цыплятам, исчезает, и задача с тремя видами животных сводится к задаче фактически для двух переменных. Убрав рога из расчётов, вы можете с помощью полученной информации быстро решить уравнения для ног и голов. 

В более сложных линейных системах этот тип отношений, в котором не все признаки относятся ко всем переменным, может быть широко распространён. В системе могут быть миллионы переменных и миллионы уравнений, но каждое уравнение может включать только небольшое количество общих переменных. Линейные системы такого типа называются «разреженными», что отражает тот факт, что большинство переменных входит в большинство уравнений с нулевыми коэффициентами. Такая ситуация часто возникает в реальных линейных системах. И именно в таких системах итеративные методы могут превосходить матричное умножение.

«Это работает только в случае достаточно разреженных матриц», — сказал Уильямс.

Но до этой новой работы никому не удавалось доказать, что итеративные методы всегда быстрее матричного умножения для всех разреженных линейных систем.

Согласованная случайность

В новом методе Пенга и Вемпала используется усовершенствованная версия стратегии итеративных догадок: вместо того чтобы делать только одну догадку, их алгоритм делает много догадок параллельно. Такой подход ускоряет поиск, точно так же и вы быстрее найдёте драгоценный камень в лесу, если поиском занято много людей одновременно.

«Именно параллелизм отвечает за волшебство», — отметил Гисбрехт. 

Может показаться очевидной польза сортировки нескольких одновременных догадок, но это усложняет работу стратегии. Эффективность нового алгоритма во многом зависит от умения делать первоначальные догадки, порождающие итеративный процесс, и разумно объединять плоды параллельных догадок в один окончательный ответ.

Если вернуться к примеру скотного двора, алгоритм может сделать три первоначальных догадки, где каждая догадка — это матрица 3 на 1, определяющая количество кур, носорогов и коз. Алгоритм проверяет, насколько далека от истины каждая догадка, а затем делает новые догадки, продолжая параллельные потоки догадок.

Ключ к конечному успеху алгоритма заключается в том, что три первоначальные догадки он делает случайным образом. Случайность может показаться не очень хорошей основой для догадок, но как универсальный метод она имеет свои преимущества, особенно при решении огромных задач. А именно благодаря случайности вы не будете непроизвольно смещать свой поиск в сторону одной части задачи, потенциально пренебрегая областью, в которой находится фактическое решение. 

«Я должен убедиться, что все мои догадки достаточно случайны, чтобы охватывать все возможные комбинации, — сказал Пенг. — Это ужасный способ делать догадки, который в конечном счёте становится предпочтительным методом, поскольку задача становится очень большой».

Большая часть сложной технической работы в статье Пенга и Вемпала включает в себя доказательство того, что различные нити случайных догадок также работают сообща, включая любую конкретную догадку, которая на самом деле является решением задачи. 

«Существует согласованная случайность», — сказал Вемпала.

Это означает, что случайные догадки не только учитывают точные значения самих догадок, но и охватывают все потенциальные догадки, лежащие между ними. Это похоже на ситуацию, когда два человека ведут поиск в лесу и просматривают не только землю перед собой, но и всю линию видимости между ними. 

«Также покрыта вся область между двумя [догадками]», — сказал Вемпала.

Эта функция поиска гарантирует, что алгоритм где-то обнаружит решение. Но сама по себе она не определяет, что такое решение в действительности. Для этого — чтобы фактически взять решение в свои руки — Пенг и Вемпала должны доказать кое-что ещё.

Алгоритм отслеживает свои случайные догадки, как записи в матрице. Поиск решения среди записей в матрице становится вопросом матричного умножения, что, конечно, является препятствием, которое они намеревались обойти. Но и здесь они пользуются преимуществами случайности, которую использовали для заполнения записей в матрице.

Поскольку записи в матрице случайны и между ними осуществляется координация, сама матрица приобретает определённые симметрии. Эти симметрии делают возможным применение сокращённых способов вычислений. Как и в случае с любым высокосимметричным объектом, достаточно знать, как выглядит одна его часть, чтобы восстановить его целиком. 

В результате алгоритм Пенга и Вемпала может найти решение для такой матрице быстрее, чем для матрицы с тем же числом элементов, но без полезных симметрий. Симметрии матрицы также дают ещё одно важное преимущество: они помогают гарантировать, что догадки (в отношении значений переменных) никогда не вырастут настолько большими, что станут громоздкими, с точки зрения алгоритмической эффективности.

По теме:

  1. Mathematicians Discover the Perfect Way to Multiply

  2. On Your Mark, Get Set, Multiply

  3. A New Approach to Multiplication Opens the Door to Better Quantum Computers

«Нам пришлось контролировать, насколько велико появляющееся число, когда мы делаем эту догадку и координацию», — сказал Пенг. 

Пенг и Вемпала доказывают, что их алгоритм может найти решение любой разреженной линейной системы за n2,332 шагов. Этот результат превосходит показатель степени для лучшего алгоритма матричного умножения (n2,37286) примерно на четыре сотых. Это небольшое улучшение матричного умножения в ближайшее время не будет иметь значения для практических применений, но как доказательство правильности концепции оно представляет собой целую пропасть: оно показывает, что есть качественно лучший способ решения линейных систем.

«С философской точки зрения, мы раньше не знали, есть ли способ вычислений, более быстрый, чем матричное умножение», — сказал Вемпала. Но теперь мы знаем.

А если вам хочется подтянуть свои знания алгоритмов или математики — то будем рады видеть вас в числе наших студентов на курсах "Алгоритмы и структуры данных" и "Математика для Data Science". Возможно, именно вы создадите алгоритм, который поставит новый рекорд скорости вычислений.

Узнайте, как прокачаться в других специальностях или освоить их с нуля:

Другие профессии и курсы

ПРОФЕССИИ

КУРСЫ

Let's block ads! (Why?)

Как я людей на типы делил

Доска Гальтона
Доска Гальтона

«Главный принцип - не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить» Ричард Фейнман.

В статье про рациональность, я оговорился, что рациональность начинается с критики своих убеждений. Расскажу о том, как я обнаружил, что необоснованно верю в неточные убеждения. И как это поставило меня в крайне неловкую ситуацию.

Делитель

В студенческие годы я активно участвовал в различных молодежных форумах. На одном из таких мероприятий я поучаствовал в тренинге по типологии личностей. Я не буду называть конкретную типологию, для целей статьи это значение не имеет. Механизмы подобных систем очень похожи, так что можете смело подставить любую знакомую вам (про Штирлица, козерогов или оральный вектор).

Эта типология обещала научить лучше понимать других людей, и при этом бонусом разобраться в себе. Она открыла глаза на то, что люди думают по разному и ценят разные вещи в жизни. Я быстро вник, определил свои тип, и начал раздавать типы всем своим знакомым. Попутно я прочитал книгу автора типологии, после чего стал распространять идею среди всех до кого вообще мог дотянуться. Так как общественная деятельность в студенческие годы кипела, дотянуться я успел много до кого.

В моём круге общения почти не осталось людей, которые не вникли в тему. Это породило особый жаргон, который внешне выглядел как что-то сектантское, но мы то знали, идея базируется на науке (так заверял автор технологии). Что самое забавное, этот таинственный жаргон скорее привлекал людей, чем отталкивал.

Люди задавали вопросы, высказывали скепсис и получали очень убедительно выглядящие ответы. «Спасибо» курсу дебатных технологий (по формату Карла Поппера). На тот момент я обладал весьма неплохими навыками убеждения. Я ведь упоминал, что риторика это обоюдоострое оружие для любой позиции?

Изнутри все выглядело так, как будто технология работает. Сомнений не возникало, все стандартные возражения были отработаны мною лично и пропущены через себя. Данное убеждение стало частью меня и моей жизни. Что могло пойти не так?

Состав

Не стану вдаваться в детали, но в какой то момент в мою голову влетел локомотив с большими красными буквами «Критическое мышление». Признаюсь, я далеко не сразу сопоставил содержимое вагонов этого поезда и своей головы. Но на каком-то из вагонов для меня стало очевидно, что с типологиями вообще и с нашей в частности что-то не так. Вагоны далее идут примерно в том же порядке, в котором они проезжались по моей неадекватности конкретно в этой теме.

Вагон 1. Эффект Форера (он же - Эффект Барнума).

Психолог Бертрам Форер в далёком 1948 году попросил своих студентов заполнить тест, и пообещал составить точный психологический портрет каждого. 34 из 39 студентов высоко оценили точность описания. Вот только описание было одно на всех и взято было из газетного гороскопа. Свойство нашего мозга считать убедительными расплывчатые описания нашей личности назвали Эффектом Форера. Усиливает данный эффект два основных фактора: если описание подготовлено индивидуально для нас (после опроса или тестирования) и если описание составляет «квалифицированный специалист», то есть авторитет.

Вагон 2. Апофения.

Наш мозг заточен на поиск закономерностей. И это круто, ведь позволяет нам устанавливать причинно-следственные связи. Но есть и побочный эффект, мы вычленяем закономерности даже тогда, когда их нет. Что ещё хуже, корреляции встречаются неизбежно, и тем чаще, чем больше параметров мы анализируем (есть даже сайт с забавными корреляциями). А именно корреляции наш мозг принимает за закономерности и превращает их в предрассудки. Здесь могла бы спасти статистика, но наша интуиция отказывается с ней работать. К тому же и в самой статистике есть сложности с обработкой подобных кейсов. Именно из-за этих сложностей рождаются аргументы вроде «эффекта Марса». 

Вагон 3. Нормальное распределение

Возьмём экстраверсию и интроверсию. Если оценить 100 случайных людей по шкале от 1 до 10 (где 1 = абсолютный экстраверт, а 10 = абсолютный интроверт), то получим мы... примерно вот такую штуку. Большинство людей будет сосредоточено вокруг средних значений, а «абсолютно» крайние значения будут самыми редкими. Это действительно для подавляющего числа характеристик которые «прогнозируют» типологии личности. Люди по любым случайно выбранным критериям будут скорее около средних значений, чем около крайних. 

Вагон 4. Искажение подтверждения

Наш мозг устроен таким образом, что мы «по умолчанию» стремимся увеличить уверенность в уже имеющихся наблюдениях. Такое явление называется рационализацией или мотивированным мышлением (мы к ним ещё неоднократно вернёмся). Яркой демонстрацией этой склонности является эксперимент «задача 2-4-8» Питера Уосона. Попытки опровергнуть то, во что мы верим - деятельность неестественная. Более того, хорошое владение формальной логикой, но ее выборочное применение, зачастую приводит к мотивированному скептицизму. Это как раз моя ситуация. После курса по дебатам, я легко находил ошибки в любых аргументах против моих убеждений. Проблема в том, что я даже не пытался искать такие ошибки в самих убеждениях. Зато я неплохо умел искать источники подтверждающие мои убеждения и «упаковывать» их в убедительно звучащие аргументы. Таким образом я систематически наращивал свою уверенность в убеждениях в отрыве от баланса свидетельств.

Вагон 5. Зависимость от трактовки. 

Этот эффект отлично продемонстрирован в художественной книге «Апофения» Александра Панчина. Там астрологов привлекают в качестве экспертов в суде, но кодекс корпоративной этики запрещает им давать прогноз, если другой астролог уже сделал своё предсказание. Так и я, прежде чем определять тип всегда интересовался, а не определил ли человек сам себя, или не определял ли его кто-то из общих знакомых. Ведь решать задачу гораздо легче, когда знаешь к какому ответу тебе нужно подогнать решение. А вот если ответ не давать, то результаты уже будут отражать силу методики. Например, Джон Макгрю и Ричард Макфол решили проверить шестерых лучших астрологов штата Индиана (США). Они предложили астрологам установить соответствие между анкетами и гороскопами 23 человек. Значимыми были бы хотя бы 4 правильных совпадения для одного астролога. Но число правильных ответов ни разу не превысило 3 (а в среднем составило вообще = 1). При этом астрологов попросили оценить уверенность в правильности каждого сопоставления. Средний уровень уверенности составил 75%. 

Вагон 6. Плавающие убеждения.

Коротко напомню суть: если модель способна описать любой исход это значит, что она не даёт никакого прогноза. В таком случае польза от неё почти нулевая, а вред вполне себе ощутим. А вы ведь помните как работают типологии, если их прогноз не удаётся? 

«Ты целеустремленный человек»
«Что есть, то есть»
«И для тебя очень важная работа, ты готов проводить там все свободное время»
«Ну вообще-то не совсем так»
«А, точно, иногда у представителей твоего типа есть такая особенность. Это делает тебя ещё более крутым»...

P.S.

Перечитав черновик статьи, решил кое-что прояснить. Может возникнуть ощущение, что я знал, что данная типология не работает и намерено вводил людей в заблуждение, используя инструменты убеждения. Однако это не так. Изнутри это ощущалось именно как рабочий инструмент с понятным и прозрачным механизмом. После всех этих вагонов мне пришлось отказаться от использования данной методики. А ещё рассказать людям, многих из которых я лично вербовал и склонял к использованию данной методики, о своих наблюдениях. И конечно же, в этот раз многие из них были куда более критичны по отношению к моим аргументам.


Псс. А ещё у меня есть канал в телеграмме.

Let's block ads! (Why?)

Из однобитной музыки — мяубитную

Прошлая статья, посвящённая обучающей плате Meowbit и реализациям Python для неё, завершалась упоминанием неспособности CircuitPython проигрывать музыку одновременно с игрой: писать на Python обработчики прерываний CircuitPython не позволяет, а без этого – задержка на время перерисовки экрана (порядка 0.15 с) «подвешивает» звук. Тем не менее, фоновый звук бывает нужен достаточно часто, и для большинства поддерживаемых плат (100 из 189) CircuitPython включает модуль audioio либо audiopwmio, реализующий фоновый звук родными для платы способами. К сожалению, для Meowbit (и вообще для плат на основе STM32) не реализован ни тот ни другой модуль; но в opensource-проекте это дело поправимое.


Найдите пасхалку в фото

Прежде всего: почему для проигрывания звука есть два разных модуля с полностью одинаковыми API, и на разных платах поддерживается либо тот, либо другой?
Вот как в аудиоредакторе (например Audacity) выглядит ⅒ секунды обычного (16-битного)
WAV-файлa:


Значение плавно меняется в пределах примерно от −0.2 до +0.2 «условной единицы». Если таким же образом менять напряжение, подаваемое на электродинамический громкоговоритель, то так же плавно будет колебаться мембрана – примерно от 0.2 своего максимально возможного отклонения в одну сторону, до 0.2 отклонения в другую сторону. Модуль audioio реализует именно такое проигрывание звука – через ЦАП плавно меняет напряжение на выводе, соединённом с динамиком.

Но в Meowbit вместо динамика стоит дешёвая пьезопищалка, неспособная отклонять мембрану в промежуточные положения: она из одного крайнего положения очень быстро переходит в другое крайнее, и остаётся там до следующего перехода. Это можно представить как звук с разрешением в один бит на сэмпл:


Таким способом невозможно передавать изменение громкости звука, но теоретически возможно передать все имеющиеся в нём гармоники – если параллельно с 32768-кратным понижением разрешения увеличить во столько же раз (т.е. до сотен мегагерц) частоту дискретизации. Маловероятно, что мембрана пьезопищалки сможет колебаться с такой частотой; но это можно использовать и в свою пользу – если научиться переключать напряжение на пищалке, когда мембрана на полпути, то можно издавать звуки промежуточной громкости! Поиск по патентам подтверждает, что люди действительно исследуют возможности использовать пьезопищалку таким образом. Мы в эти дебри углубляться не будем, и оставим обычную для WAV частоту дискретизации в десятки килогерц. Для музыки, где основные гармоники в районе килогерца, этого достаточно; речь, однако, превращается в едва разборчивый шум. Можете сравнить, как воспринимается использованный мной восьмисекундный образец звука, воспроизведённый на однобитной пьезопищалке: вначале оригинал, затем однобитная версия, затем запись Meowbit-а микрофоном.
Модуль audiopwmio реализует проигрывание звука через цифровой вывод посредством ШИМ: однобитная аудиозапись превращается в последовательность задержек между переключением
вывода на противоположное значение.

Итак, общий план реализации audiopwmio для Meowbit таков:

  1. Переводим переданную пользователем аудиозапись в ШИМ-формат (список задержек между переключениями);
  2. В обработчике прерывания от таймера переключаем вывод и настраиваем таймер на задержку до следующего переключения. Этот код можно с минимальными изменениями позаимствовать из стандартного модуля pulseio, реализующего в точности то, что нам нужно – переключение вывода в соответствии с переданным списком задержек – но не позволяющего коду на Python выполняться параллельно с переключением.

Не сразу было очевидно, что надо позаботиться ещё об одном аспекте реализации – буферизации аудио. Мой тестовый восьмисекундный образец занимает 8·22050·2 ≈ 340 КБ – это втрое больше, чем всё ОЗУ Meowbit; следовательно, загружать его в память придётся по кускам. Стандартная реализация audiocore.WaveFile загружает WAV-файл кусочками по 256 байт, что соответствует 128 сэмплам или 5.8 мс времени проигрывания. Это значит, что в среднем каждые 5.8 мс audiopwmio должен будет запрашивать повторное наполнение буфера; нет выхода, кроме как разместить этот вызов в том же самом обработчике прерывания от таймера – иначе перерисовка экрана может задержать наполнение буфера на добрую сотню миллисекунд. Проблему это, однако, не решает до конца: что произойдёт, если прерывание от таймера случится во время перерисовки экрана? Экран Meowbit подключён через шину SPI, флеш-диск – через неё же, значит обращение ко флешу во время перерисовки экрана всё равно невозможно!

В результате получилась реализация audiopwmio, способная воспроизводить аудиозаписи из памяти (или процедурно генерируемые) в максимально достижимом на Meowbit качестве; но аудиозаписи из файлов воспроизводятся только при отсутствии одновременных с этим обращений к экрану и ко флешу. Для звукового сопровождения несложных игр этого вполне хватит. PR с моей реализацией уже больше недели дожидается ревью, и когда audiopwmio для Meowbit появится в официальной версии CircuitPython – неизвестно; но это не мешает любым желающим самостоятельно скомпилировать себе CircuitPython с моей добавкой.

Let's block ads! (Why?)