Пару недель назад в Москве прошло такое интересное мероприятие, как
FabLab Weekend — хакатон с паяльниками и 3d-принтерами. Я поучаствовал в этом мероприятии и преисполнился эмоциями, которыми и хочу поделиться с хабрасообществом.
Внимание: внутри сочинение и фотки.
Хакатон – популярное в последние годы развлечение. Традиционный формат состоит из нескольких бестолковых выступлений с презентацией идеи, бесплатного кофе, пиццы, интернета и мешков-кресел. Компания-промоутер получает несколько сотен молодых, пассионарных пользователей, а иногда и несколько толковых идей.
Идеальное развлечение для гикующего студента или фрилансера. Другое дело, что даже что-то условно похожее на продукт или хотя бы зачатки стартапа в результате хакатонов получается довольно редко.
Тем загадочнее выглядел проспект предстоящего «хардварного хакатона», с 3d-принтерами и паяльниками прямо в воркзоне: размещение оборудования и его предоставление его всем желающим явно выходило за рамки промошн-акции. Порог вхождения в хардварный бизнес выше, корпорации предпочитают статичные выставки в экспоцентрах, максимум, что можно от них получить — чашку кофе и демосет. Вспоминая опыт предыдущих хакатонов, мы воображали трэш и толпу восторженных школьников, и с этими мыслями дружно записались на мероприятие.
Вообще, делать что-то железное – занятие более рисковое, чем изготовление программных продуктов, и оттого неприятное. Оборудование стоит денег, выходит из строя, требует навыков обращения, да и сам процесс конструирования приборов требует дополнительных знаний и опыта. Сложно было ожидать от нескольких групп энтузиастов успеха в рамках формата и даже объективного концепта.
Пятница
Вечером пятницы мы собрались в офисе Ernst&Young, где, по программе, должна была пройти регистрация участников. Переговорная «Париж», больше похожая на небольшой лекторий, оказалась заполнена довольно плотно. Шаблон презентации, предоставленный организаторами, большей частью состоял из частей бизнес-плана, что выглядело необычно для трехминутного питча.
Нужно было придумать «серьезный» продукт, и мы распаковали наши студенческие работы: наша кафедра занималась медицинской электроникой, и почти у всех работы были связаны с электрофизиологией, так что в презентации описали мы портативный кардиограф. Расчет был на то, что мы скомпонуем железо по проекту из дипломов, поместим в красивый корпус, развернем по отработанной технологии сервис на Azure и добавим интеграцию с соц. сетями – вроде достаточно, чтобы впечатлить экспертов.
Скромно сидим и делаем презентацию — за полчаса до выступления. Стыдно.
На этапе заявления презентации к нам подошел другой участник, и предложил объединить усилия. Это был Михаил Шагиев, который искал команду для стартапа, который как раз связан с кардиографией. Команда у нас была даже более, чем укомплектована: мы пригласили как можно больше своих знакомых по учебе и работе, да и просто знакомых. Поэтому в девять ноль ноль, в Макдональдсе на Тверской. Ясно.
Суббота
Цифровой Телеграф похож на другие площадки, размещенные в исторических монументах, такие как Артплей или Цифровой Октябрь, и совсем не похож на маленькие подвалы-антикафе или комнаты-офисы в зданиях советских институтов. В Телеграфе очень просторно, пусто и холодно: кирпичные стены совсем не покрыты отделкой, а в откосах окон зияют щели. Захватив стратегический ресурс – мебель и перегородки-доски, мы принялись распаковывать привезенный материал.
Вскоре прибыли и виновники торжества со своими хозяевами – три Picaso Designer и три MakerBot. Все это напоминало микроскопическую выставку кошек: хозяева нервно берегли своих питомцев, а посетители жадно разглядывали диковину умиленными глазами. Как оказалось, все аппараты предоставлены различными организациями: MakerBot привёз Иван из Лаборатории Трёхмерной Печати, Picaso – Сергей Герасимов из Bionic Lab и ребята из HSE Lab. Я больше всего ожидал увидеть компактный ЧПУ гравер, вроде Roland MDX, но никто из «хозяев» с собой его брать не собирался. Паяльников тоже не было, и несколько человек уехали в свои офисы исправлять эту оплошность.
Принтеры приехали.
Объявленный формат предполагал лишь один чекпоинт по железной части – в самом конце, а по маркетингу мероприятий запланировано было много. От команды требовалось провести опрос целевой аудитории, нарисовать landing page еще несуществующего продукта, скомпоновать «бизнес-план». Кроме того, по площадке все время ходили странные люди и задавали разные вопросы: просили сформулировать концепцию «в два слова» или «продать» устройство так, как если бы оно было готово.
Подвезли остальное оборудование: две станции Lukey с феном, китайский осциллограф Rigol на 100 МГц, стендовый мультиметр, россыпь паяльников и ящик барахла «на компоненты».
Мы планировали собрать на макетной плате нехитрую схему на пару каналов, состоящую из балансного усилителя, активного фильтра и сигма-дельта АЦП. В качестве «головы» была заготовлена Raspberry Pi с линуксом на борту. Фильтры и усиление были посчитаны в дипломах, компоненты куплены по перечням, оставалось только все это собрать.
По плану каждый занимался своим делом: разворачивал ASP-сервис на Azure, orinichev писал клиент для WinRT, simbik верстал веб-морду и рекламные проспекты для конкурса, alexzero собирал схему, а я настраивал «клубничное» окружение на сбор данных и отправку.
Нам очень повезло – общение по «продажной» части нам полностью компенсировали присоединившиеся участники – Михаил и Оганес, в том числе и задание опросить несколько десятков людей на улице и составить облик целевой аудитории.
Работа пошла.
Ночь
Вечером в Телеграфе становится по-особенному холодно, а организаторы не предусмотрели никакого утепления – ни пледов, ни обогревателей. За окном лил проливом дождь. На барной стойке весьма удачно материализовалась кофемашина Юра, которая выглядела единственным, не считая паяльников, источником тепла. Вокруг нее, как будто тотема, собралось почти все население хакатона.
«Зря вы пледы не заказали. На всех хакатонах, что я был, пледы были».
Как обычно бывает, неосторожно брошенная фраза очень быстро развилась в длительный разговор о формате, целях и судьбе мероприятия. Инициатива проведения такого нетипичного для Москвы конкурса принадлежит Дмитрию Кирсанову из REAL Inventors, создающему площадку для старта «железячных» стартапов. Они тесно сотрудничают с московскими ЦМИТами, и опираются на их оборудование, но стартапу площадки прототипирования мало: по мнению Дмитрия, нужно варить инженеров, маркетологов и потребителей в одной кастрюле, добиваться, чтобы хорошая идея находила своего клиента, и поэтому на мероприятие приглашены люди из ВШЭ и Сколково. Это первое мероприятие такого рода, и подготовка велась в спешке, кто-то из гостей не приехал, ожидали очень маленький охват аудитории, но получилось лучше, чем ожидали.
Когда Дмитрий и другие организаторы уехали ночевать, пришло время продолжать работу над проектом. Одиноко стоящий осциллограф был экспроприирован и началась борьба между сном и отладкой. Подсистемой взаимодействия с АЦП являлся драйвер spidev, логику системы реализовывал python — достаточно просто и удобно для RPi.
Ночью тоже работаем.
В периоды, когда сон и голод одолевали всякие продуктивные мысли, я подходил к стойке с 3d-принтерами в надежде застать простаивающий аппарат и изготовить себе какой-нибудь сувенир на память. Наконец, мне повезло: большая часть участников уснула, и два аппарата из трех моргали режимом ожидания. Скачав на казенный ноутбук несколько заранее заготовленных моделек из своей научно-профессиональной деятельности, я поставил их на печать. Оценка длительности печати была не очень оптимистичной — работа должна была закончиться только к утру.
Пусто в лесу — только птичка поет.
К сожалению, данные с АЦП представляли собой мусор, линия готовности переключалась без всякого порядка, и даже не удавалось провести один цикл чтения-записи регистра. Вопросы вызывала логика работы с линией CS, предварительное стробирование и внутреннее тактирование. Наиболее продвинутый электронщик решил, что исправлять будем последний вариант. Подходящего кварца вокруг не было, rPi из пользовательского режима выдавала только 10 кГц, поэтому нужно было собрать генератор из подручных материалов.
Было четыре утра и сон одолевал. Со стеклянными глазами alexzero написал ассемблерный блинк на 1 МГц и отправился проверять, но кто-то нажал случайно программный модификатор х10. Пятьдесят вольт с выхода ардуины отправили в нокаут всех :(
Воскресенье
Утром стало ясно, что с АЦП ничего не выйдет, и его нужно заменить. Пока ребята завтракали, я успел посетить ближайший «Чип и Дип». Новая микросхема конфигурировалась с линий и имела хороший мануал работы. Подключив и чуть-чуть подправив существующий код, я увидел, что данные вполне осмысленны.
Когда устройство стало возвращать что-то внятное, началась работа по связыванию его с веб-сервисом. К питону был подключен requests, который отправлял порции сигнала на сервер. На сервере тем временем я накидал детектор пульса и отправил плату на упаковку в корпус.
Печать моих «сувениров» завершилась. Я первый раз экспериментировал с 3d-печатью, и для меня стало неожиданным заполнение отверстий и втулок частыми ребрами жесткости, послойные трещины и случайное смещение некоторых слоев. В принципе, я был готов к невысокому качеству деталей и результат меня вполне обрадовал. Для сравнения я попросил Ивана изготовить несколько деталей на MakerBot, и результат был в чем-то лучше: не было повреждений при снятии детали и отделения заполнений, но качество внешних поверхностей мне больше понравилось на Picaso. Отдельное спасибо хочется сказать сотруднику Picaso Евгению за помощь в снятии деталей.
А вот и результат.
На площадке вновь появились «трекеры» из ВШЭ. На сей раз им был интересен уже прототип, и мы даже могли что-то им продемонстрировать. После обеда на площадку приехал молодой человек творческого вида, который провел тренинг речи и уверенности на сцене. Этот тренинг, полный хореографии и нестандартных звуков, довольно сильно контрастировал с усталыми лицами участников и имел большую популярность.
Антон Ланде овладевает.
Вскоре стало ясно, что ни сил, ни времени больше нет. Устройство было окончательно упаковано в прозрачную коробку, подключено к аккумуляторам и запущено. Сервис отработал на ура, сигнал приходил с большой сетевой помехой, но на ее фоне удавалось как-то различать пульс. Клиент для телефона получился простой, но довольно симпатичный.
Презентации проектов проходили совершенно спокойно. Ребята действительно собрали работоспособные прототипы. Наиболее провальным аспектом выступления стала длительность питча, в которую не уложился никто. Длительная наладка аудитории атмосферой стартап-инкубатора привела к тому, что разговоры о позиционировании продукта вытесняли и собственно идею, и прогресс за выходные, а изложить хотелось-то все.
На сцене — Миша Шагиев и orinichev .
В конечном итоге нам отмерили второе место и приз зрительских симпатий, так что мы себя считаем победителями – две номинации здесь только у нас. Здесь же и капля разочарования: материальных призов не было. Спустя несколько дней, правда, пришло письмо с подтверждением бесплатного месячного доступа в три ЦМИТа – скромно, но замечательно для первоначального общения с самими ЦМИТами.
Вау.
Послевкусие
В чем-то хакатоны немного напоминают ярмарку деревенских невест перед барином, в чем-то – рекламную тусовку, вроде фестиваля «Ред Булл», а в чем-то – мертвую корпоративную конференцию с реверансами и паршивым кофе. Здесь получилось нечто иное: рекламировать организаторам было нечего, приглашенные гости выглядели «вишенкой на торте», барина не было, реверансы делать никто не умел. И ведь довольно интересно получилось!
С другой стороны, отсутствие рекламной инициативы привело к организационным промахам, связанным с нехваткой финансирования. Корпорация может позволить себе, конечно, намного больше.
Вообще, мне непонятно, почему ЦМИТам не хватает аудитории, ведь грубо – это изобретатели-одиночки, стартапы, студенты и дети, и все они потенциально обладают собственной активностью и ищут возможности для реализации своих идей. Есть какой-то концептуальный провал между освоением денег на оборудование и его использованием, и «хардварный хакатон» — одна забитая свая в выстраивании этого мостика.
Успешность пилотного мероприятия показывает, что «порог вхождения» упал, и даже группа восторженных школьников способна за два дня продемонстрировать прототип в железе. Тем не менее, опытные электронщики и конструктора среди участников значительно подняли б общий уровень мероприятия (это приглашение электронщикам на хабре!).
Дмитрий обещал, что подобные хакатоны будут проводиться раз в два месяца, значит следующий в сентябре. Будем ждать.
Что до нас – после работы, проведенной за два дня, нам стали поступать предложения о реселлеров. Такая непривычная для нас отдача и усилия Михаила — конечно же повод для открытия стартапа, и мы уже потихоньку работаем над прототипом и общаемся с инвесторами начального этапа. Следите за новостями!
Большая часть фотографий принадлежит организаторам, и я говорю им большое спасибо за них.
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.