В середине октября платформа для распространения видеоигр Steam запретила разработчикам выкладывать в сервисе обновление и распространять новые приложения, построенные на технологии блокчейн, которые выпускают криптовалюты или невзаимозаменяемые токены (NFT), либо позволяют обмениваться ими (добавлен пункт 13 правил и рекомендаций платформы для партнеров).
Steam и раньше не разрешала использование в тайтлах игровых предметов, которые могут иметь реальную ценность. Однако, среди пользователей сервиса уже много времени популярны для перепродажи скины для CS:GO и шляпы для Team Fortress 2.
Valve считает, что использование подобных технологий может создать серый рынок виртуальных товаров, имеющих реальную денежную стоимость, а пользователям это не нужно, так как они будут только в проигрыше из-за большого количества мошеннических схем в интернете, которые основаны на различных блокчейн-активах.
Примечательно, что основатель Epic Games после обновления правил Steam заявил, что их платформа открыты для игр, поддерживающих криптовалюту или активы на блокчейне, но без NFT. Также разработчики не смогут использовать внутренний платежный сервис Epic для приема криптовалют, а должны задействовать для этого сторонние платежные системы, которые соответствуют законам стран, откуда их пользователи. Сама Epic не использует криптовалюту в своих играх, но хочет выступать за инновации в сфере технологий и финансов, а также в этом сегменте обойти своего конкурента Steam.
После анализа модели Танцующие горы Ирана по данным спутниковой интерферометрии мне захотелось проверить набор гипотез и улучшить качество результатов. Как оказалось, ни один из существующих интерферометрических пакетов не позволяет этого сделать так, как мне нужно. Оценив фронт работ, я решил, что за месяц фулл-тайм работы я смогу написать свою систему спутниковой интерферометрии для радарных снимков Sentinel-1 на основе открытого продукта GMTSAR, реализовав собственные алгоритмы обработки данных и обеспечив удобную работу в среде Jupyter Python. По образованию я радиофизик и мой диплом магистра по моделированию голограмм в оптически нелинейных средах (равно моделированию интерференции) в свое время был признан победителем во всероссийском конкурсе, так что мне удалось уложиться в поставленные сроки и реализовать все запланированное — больше свободного времени на этот проект у меня просто нет. Итак, встречайте PyGMTSAR (Python GMTSAR) — по ссылке вы найдете готовые ноутбуки, которые в один клик можно запустить на Google Colab и прямо в браузере увидеть результаты и, при желании, тут же поработать с ними. Для Debian Linux я сделал скрипт инициализации облачного инстанса GMTSAR.install.debian10.sh, а на Google Colab ноутбуки автоматически установят все необходимые зависимости, что позволяет легко запускать их в "облаках".
Введение
Спутниковая интерферометрия представляет собой обработку фазовых изображений космической съемки. При этом, каждая пара снимков позволяет получить одну интерферограмму, три снимка — три интерферограммы и так далее. Поскольку значение фазы циклическое, то смещение в направлении луча радара в размере половины длины волны соответствует одному кольцу интерферограммы, так что, при наличии навыка, можно и вручную проанализировать интерферограммы, см. левое изображение на картинке ниже. Процесс же автоматического вычисления реального смещения по интерферограмме называется разворачиванием фазы (unwrapping), см. правое изображение на картинке:
Задача разворачивания фазы отнюдь не однозначная и решается разными способами, в том числе, известный продукт SNAPHU — Statistical-Cost, Netowrk-Flow Algorithm for Phase Unwrapping использует методы двумерного растрового роутинга для решения этой задачи. Да, и здесь нужен роутинг, про который я тоже много писал ранее. Будущим методов разворачивания считается трехмерный подход, поскольку таким способом можно получить однозначное решение для всего стэка интерферограмм. Как оказалось, этого же результата можно достичь и с помощью постобработки результатов двумерной развёртки фазы.
Ранее я много раз писал про обработку амплитудных изображений, как оптических, так и радарных, и рассказывал, как прекрасно различные модели совмещаются между собой и с результатами интерферометрии, смотрите, например, статью Построение достоверных геологических моделей. Чем интересна именно интерферометрия, так это возможностью оценивать сверхмалые смещения поверхности — от долей миллиметра. Существуют разные методы постобработки результатов интерферометрии, а вот непосредственно интерферограммы строятся одним и тем же методом (почти). Самое интересное заключается в том, что разные методы постобработки имеют свои уникальные преимущества, при этом ничто не мешает совместить преимущества разных подходов, как показано далее.
Small BAseline Subset (SBAS) и Persistent Scatterer Interferometry (PSI)
Эти два часто противопоставляемых метода на самом деле прекрасно совмещаются. SBAS техника основывается на выборе пар снимков с малым поперечным расстоянием между лучами радара, что обеспечивает прекрасную точность вычисления смещений (но не годится для построения рельефа). PSI метод работает только с последовательными парами снимков и анализирует лишь пикселы снимков, между которыми на всех интерферограммах обеспечивается высокая корреляция. Вот классическая диаграмма всех 9ти пар снимков (интерферограмм), удовлетворяющих заданным ограничениям для временной и пространственнной разницы:
Техника PSI для этого же набора снимков предполагает анализ лишь 4 последовательных интерферограмм. Анализируя все 9 интерферограмм, но выбирая только пикселы с высокой когерентностью для всех пар, мы получаем комбинированный метод SBAS+PSI. Впрочем, следует учитывать, что далеко не все интерферограммы показывают смещения поверхности, поскольку атмосферные помехи могут скрыть все детали поверхности, обратите внимание на субдиагональные полосы на 5ти из 9ти интерферограмм, как показано ниже:
При этом, карты когеренции пар снимков для интерферограмм не позволяют отличить изображения с высоким уровнем атмосферных помех:
Посмотрим результат разворачивания фазы, где также явно видны полосы:
На самом деле, здесь в стэке снимков лишь один снимок с атмосферными помехами, который и портит 5ть интерферограмм из 9ти. И мы можем его найти методом анализа всех треугольников на SBAS диаграмме. Рассмотрим треугольник из трех снимков A,B,C и трех интерферограмм AB, BC, AC. Очевидно, что сумма изменений за два интервала должна равняться изменению за эти же два интервала, то есть выполняется тождество AB +BC = AC. Если это условие не выполняется, тогда как минимум один из снимков содержит помехи. Составив и решив систему уравнений для всех треугольников на диаграмме SBAS, мы найдем все корректные и зашумленные изображения. Кроме того, можно использовать корреляционный анализ для выбранных триплетов, как показано ниже, в случае зашумленных снимков возникает ложная высокая корреляция одного знака с любым снимком. Смотрите интерферограммы для одного триплета и значения корреляции для всех триплетов, очевидно, здесь зашумленным является снимок 2015-04-27:
Удалив зашумленные изображения, мы можем получить намного более точный результат. Поскольку у нас анализируются множество пар SBAS диаграммы, а нам достаточно лишь одной пары без помех и с высокой когерентностью, даже пары изображений за интервал в полгода уже достаточно, чтобы получить результат (хотя и разреженный, так как многие пикселы снимков за такой интерфал времени будут иметь низкую когерентность, не позволяющую вычислить достоверное смещение). Используя снимки, полученные с интервалом 1-2 недели, практически всегда можно использовать метод исключения снимков, поскольку оставшихся более чем достаточно для вычислений. Вот такой результат скорости среднегодового смещения получается после исключения вышеуказанного снимка, где слева приведено изображение в радарных координатах и справа в географических, сверху показаны вычисленные значения для пикселов в высоким значением когерентности и снизу приведены карты после интерполяции пустых пикселов:
Замечу, что есть и другие способы проверки результатов — например, провести анализ для инвертированных пар интерферограмм и считать ошибочными все пикселы, смещения которых не равны по амплитуе и противоположны по знаку для прямых пар. Таких пикселов обычно немного и соответствуют они областям низкой когерентности, их значения могут быть интерполированы по ближайшим. Все вышеописанное продемонстрировано в GitHub ноутбуке S1A_Stack_CPGF_T173_TODO.ipynb, который я на Google Colab не загружал, так как он требует достаточно длительного выполнения.
Заключение
В процессе выполнения проекта мной написан программный код для проведения всего необходимого анализа, выполнена проверка на известных примерах и результаты анализа доступны в виде "живых" ноутбуков на Google Colab, смотрите ссылки на странице проекта PyGMTSAR (Python GMTSAR). Кроме того, я реализовал распараллеливание стэкирования снимков и собственные оригинальные алгоритмы, в частности, почти мгновенное матричное преобразование радарных и географических координат, что позволяет на лету выполнять это преобразование в любой момент, как это и сделано в ноутбуках. А еще пример из GMTSAR S1A_Stack_CPGF_T173.ipynb вычисляется втрое быстрее и к нему добавлены средства поиска и исключения зашумленных снимков, см. S1A_Stack_CPGF_T173_TODO.ipynb Обработка рельефа также сделана аккуратно за с помощью метода интерполяции с контролем непрерывности первой производной, что исключает артефакты наподобии тех, которые возникают в GMTSAR (смотрите мои тикеты в багкрекере проекта, там много интересного для специалистов). Многие используемые утилиты из GMTSAR мне пришлось править и процесс приема патчей в основной репозиторий идет, но не быстро, так что с установкой оригинального GMTSAR указанные ноутбуки пока работать не могут.
Проект не коммерческий и выполнен в мое свободное время для удовлетворения моего научного интереса, и хотя у меня еще много идей, я не знаю, когда я доберусь до их воплощения. Возможно, в следующей статье я продемонстрирую использование этих же инструментов для поисков рудного золота и других ценных ископаемых в Сибири и не только.
1. Нужно найти тему для диплома, причем чем скорее, тем лучше.
2. Проект должен производить впечатление.
3. Перспективы для монетизации и расширения.
4. Процесс подготовки не должен быть смертельно скучным.
Ух ты, выглядит, как целая куча условий. Проблема осложняется еще и тем, что я едва ли представляю себе, как именно выглядит хороший дипломный проект. За три года бакалавриата меня никогда не учили как построить робота или написать сложную программу от и до – как это ни странно. Конечно, у нас была пара семестров современных языков программирования, но в основном матан.
Мой опыт в чем-то подобном по крайней мере наполовину обеспечен увлечением программированием на микроконтроллерах и C++. Проблема в том, что как небольшой студенческий проект, так и курсовая работа зачастую состоят из похожих действий: Скопировать, прочитать, проанализировать, изменить. Именно так, и именно в таком порядке.
Сделать, например, небольшого робота, совсем не сложно. Нужно лишь установить законы, по которым сигналы на вход будут определять сигналы на выход и соединить провода, где нужно.
Именно поэтому я готов здорово выйти за пределы изученного в своей выпускной работе – благо установленные ограничения не очень строгие: это может быть робот или программа. Это все. Все ограничения.
Раз уж я почти не ограничен в выборе, то почему бы не поставить себе вызов, изучив – действительно, на самом деле изучив – немного полезного материала? А как бонус можно засчитать интересное времяпрепровождение, общую полезность и, разумеется, хорошую отметку. Еще с 10 класса я помню, как у людей отвисает челюсть при виде мигающего светодиода. Ну, и нескольких датчиков, но, я уверен, в светодиоде было все дело.
Итак, отсутствие каких либо привязок открывает невообразимые перспективы. На самом деле, даже слишком. Можно искать хорошие темы по очереди, проверять их на целесообразность и оригинальность, но, с другой стороны, я, кажется, больше люблю придумывать идеи, чем проверять их. Вполне возможно, что на фоне остальных действительно хорошая идея будет выделяться, как жемчужина на песке, так почему бы с этого не начать? Конечно, остальные будут слишком сложны, слишком банальны, дороги, бесполезны, не по теме, политизированны, неэтичны или что похуже, но ведь в этом и смысл – лучше загрузить мозг той работой, где он действительно может разгуляться.
Я решил провести мозговой штурм и придумать сотню идей.
Должен признаться, что, как и у любого человека, ни разу не бравшегося за дело, у вашего покорного слуги есть список идей, которыми он ни с кем и ни за что не делится, потому что они слишком хороши. (Эй, как насчет лифтшопа? Атракцион-магазин для шоплифтинга! Полностью легально и супер-весело!). Техническая часть этого списка вполне сойдет за первые пунктов восемь.
Однако, заготовленные варианты закончились. Придется садиться за стол и генерировать идеи.
Для разогрева, несколько идей для применения технологии распознавания жестов с помощью ЭМГ, которую какой-то подросток уже разработал, пока я тормозил. Нда.
1. Распознавание личности. Жесты очень трудно забыть. Или повторить за другим — мы же все отличаемся.
2. Интерфейс для геймеров
3. Работа с абстракциями, вроде программы-редактора музыки. Как в фильмах.
4. Рисование.
5. Управление дронами.
6. Помощь в освоении сложных последовательностей жестов и движений — танцев, трюков.
7. Уникальная трехмерная раскладка клавиатуры?
А вот боты:
8. Бот, который за вас доводит всяких чинарей, жалуется в жэк и все такое.
9. Тиндер бот, который подсказывает, как общаться.
10. Бот в помощь для создания «дневников благодарности.
11. Бот чтобы торговаться на сайтах для продажи вещей.
Ладно, теперь никаких объединений.
12. Найти нечто, на основе чего еще не собирали простое вычислительное устройство, и сделать это.
13. Вики-сервис для создания своей собственной игры в двадцать вопросов. Пусть множество профессиональных сообществ будет дополнять свои опросники— тогда любой человек сможет быстро понять, как починить машину, почему где-то болит, основы защиты в суде и все такое.
14. Стандарт размеров обуви, который работает нормально, а не как сейчас. Математическая модель и аппаратура, чтобы избежать примерки и сразу узнать, подойдет ли тебе обувь.
15. Фальшивое казино, которое демонстрирует, почему именно там все проигрывают.
16. Программирование для слепых или детей — с физическими блоками типа кубиков.
17. Фотоаппарат с цифровыми подписями на основе данных в том числе о координатах, целостности корпуса и прочем. Для решения проблемы фейков. Плюс за соответствие специальности. Минус за сложность.
18. Квантовый робо-кактус, за которым два человека смогут ухаживать из разных мест, чтобы хоть в чем-то проживать совместный быт, будучи разделенными. Думается мне, эта идея нуждается в развитии.
19. Программа создающая из json-файла pdf с диалогами вк, чтобы распечатать книжку.
20. Соцсеть, где можно писать раз в год и каждое слово будет иметь вес.
21. Соцсеть для завещаний.
22. Вариация предыдущего. Сайт для компромата. После вашей смерти ваши противники гарантированно будут наказаны раскрытием припасенных вами компрометирующих данных. Несколько человек, таким образом, могут оказаться в дилемме заключенного и смогут доверять друг другу.
23. Распознавание деревьев по листьям.
24. Генератор курсачей. (Уверен, комиссии не часто такое предлагают)
25. Обертка, благодаря которой qr-код который будет визуально узнаваем. Два qr кода или больших числа трудно отличить друг от друга. Там, где нужно их проверить, используются векторные картинки на основе хэш-сумм. Но что, если использовать цветные фрактальные структуры, что-нибудь, что человек привык запоминать (например, человеческое тело), или просто какую-нибудь фрактальную хрень, например, лист или кристалл?
26. Генератор научно-фантастического мира со всякими условиями, формами жизни, и прочим.
27. Приложение, которое ищет места недалеко от вашего дома, где вы ни разу не были и предлагает цель для прогулки.
28. Напоминалка. Это как планировщик, но сообщает уже после. Хз почему, но меня это смешит, а значит, оно того стоит.
29. Мерцающий амулет. Частота зависит от ваших координат. Что-то вроде возвращателя, только чуть более таинственный и странный?
30. Генератор музыки на основе формулы, которая строится по нескольким точкам и с помощью рандомайзера. Что? Уже было? Не важно!
31. Автогенерируемый тест на IQ, чтобы задачи были менее предсказуемыми.
32. Коробка с лекарствами для слепых — говорит название, когда залезаешь рукой в ячейку.
33. Генератор оригами по заданному контуру.
34. Генератор фенечек по пиксельному рисунку.
35. Сбор параметров вашего тела или любой надежный способ для идентификации и, эм, половинной деанонимизации, чтобы точно знать, что вы переписываетесь с реальным человеком, а не с ботом из антиутопии.
В этом месте я понял, что на сегодня с меня хватит идей. Я старался не оценивать их, поскольку не хотел уменьшать список и увеличивать объем работы – сто тем более чем достаточно для одной хорошей, однако не мог не заметить, что они здорово различаются по сложности.
В следующий раз я преступил к задаче через пару дней.
36. Симулятор предсказателя-разводилы: гороскоп, мишура, все такое.
38. Что-нибудь для облегчения планировки дня, если у тебя дефицит внимания. Чтобы заставляло планировать на завтра.
39. Гененератор уникальных рецептов выпечки. Нейросеть на основе лучших сочетаний?
40. Брошь, которая заставляет ровно держать спину.
41. Сервис онлайн для надомного мелкого бизнеса, чтобы можно было выпить кофе, сваренный соседом снизу и починить ботинки у соседа сверху, а незнакомец там бы даже зарегистрироваться не смог бы.
42. Криптовалюта (или просто платежная система), деньги на которой либо приходят, либо остаются на счете. По сути, она просто будет в два и больше раза обесценена, и не факт, что пригодится, но звучит смешно, а, значит, мы в деле.
43. Приложение, которое генерирует уникальные узоры для вязания.
44. Приложение рецептов с векторными гифками-иллюстрациями.
45. Приложение “Твой звонарь.” Распознает по стилю игры одного из тысячи звонарей (или сколько там их осталось) и выдает тебе его контакты.
46. Электронный подсвечник для церкви, где за оплату зажжется одна свеча.
47. Генератор обязательных пунктов для обзора бэдкомедиана по фильму.
Слишком простые идеи, которые все равно сойдут за диплом:
48. Сайт, который ищет в числе пи ваш конкретный набор данных.
49. Автозамена написанного на боярский язык.
50. Автопоиск остроумных идей для нейминга (берем синоним слова, ищем слова, которые с ним часто ассоциируется, просеиваем те, что нормально звучат. Готово.)
Я понял, что на сегодня больше идей придумать не смогу. А еще я слишком позволяю себе ориентироваться на юмор. Конечно это положительное подкрепление для меня – я могу позволить себе девяносто девять плохих тем, однако некоторые идеи это полная чушь.
Еще несколько дней – еще несколько мыслей.
51. Аппарат с камерой наружного наблюдения, который автоматически затирает лица или что-то еще важное, или убирает каких-то людей из кадра.
52. Поиск противовеса, чтобы предыдущая идея не уничтожила мир.
53. Программа, которая нарезает трехмерную модель на кирпичи, каждый из которых может произвести разными способами один человек, если сотня или тысяча решит, например, создать памятник кому-то.
54. Маячок, для защиты от похищения – активация через нажатие кнопки/ненажатие кнопки/ввод неправильного пароля/отсутствие обратной связи.
55. Генератор карт для КС, или во что там сейчас играют дети, чтобы вместо текстур были тексты из конспектов. Мне правда интересно, что бы из этого вышло.
56. Коробка для раздражающих стримеров, которая колет их в руку, если кто-то задонатит. И да, это аналог сами знаете чего на сами знаете каких сайтах.
57. Нейросеть, отличающая подлинные эйрподсы от китайской подделки по фото.
58. Нейросеть, заменяющая стеклопакеты в видео на деревянные рамы. (Пора бы прекращать просто брать от балды проблемы и прибавлять нейросети. Суть в том, чтобы найти легко решаемые проблемы.)
59. Программа, ограждающая вас от политических новостей в интернете.
А теперь парочка идей настолько идиотских, что они никогда в жизни не сработают, потому что мне просто хочется немного отдохнуть.
60. Манипуляторы, чтобы ледокол мог вести ближний бой. (Ох, это вообще не близко к моей специальности. Я буквально не представляю себе, как создать нечто подобное. Хорошая работа!)
61. Умный полицейский жезл. Умный спининг. Ну, хоть у чего-то применения будет больше, чем у вк-шной колонки.
62. Электронный дозатор для чего-либо, что вы желаете продать в тайне ото всех, на улице, под покровом ночи. Разместить это, например, в водосточной трубе и контролировать через интернет.
63. Фондовая биржа для преступников и преступлений, чтобы криптовалюту можно было вложить в исследования и нелегальный бизнес.
64. Автонастраивающаяся скрипка.
65. Программа для умных часов, которая делает каждую шахматной фигурой. С помощью тридцати двух, подключенных к одному wifi, наверно, можно будет сыграть партию. Осталось только придумать правила, вроде “иногда слон меняется местами с рандомной пешкой.”
66. Часы для вечеринок. Вечер идет быстрее, ночь медленнее.
67. Квадрокоптер для принудительного ввода вакцины на улице опознанным людям.
68. Зажим-струбцина, оборудованный двигателем, чтобы не прилагать физическую силу.
69. Стакан переменного объема. Дорого, круто, сплющивается, если был украден.
Все, отдохнул, погнали дальше.
70. Уникальные процедурно-генерируемые формы для печенья.
71. Программа, которая находит смешные слова из других языков для вашего языка.
72. Программа-самоучтель катания на скейтборде. (Вообще ничего уникального, но как диплом сойдет.)
73. Устройство, автоматизирующее профессию маникюрщика, которое хотя бы частично работает, а не слилось 4 года назад после краудфандинга.
74. Утилита, которая будет показывать размер предмета, который вы намерены купить, как если бы он лежал прямо на экране.
75. Гарнитура для телефона в виде перчатки (все еще лучший диплом, чем мигающий светодиод).
Здесь идеи как будто совсем закончились. Хотя, честно говоря, меня начало пугать, что в списке может быть десяток неплохих идей, лучше которых мне в жизни не придумать. Стоит ли показывать их хоть кому-то? Держать в тайне подобные списки кажется каким-то незрелым поведением. Кажется, я просто хотел доказать себе, что могу придумать сколько угодно тем, но так ли это на самом деле?
В любом случае, задача должна быть завершена. Перед следующим списком я хорошенько отдохнул во время небольшого похода и постарался набраться впечатлений.
76. Робот, который критикует вас за низкую физическую активность.
77. Программа, которая находит все моменты в фильме с рейтингом 18+ и оставляет только их.
78. Генератор брусчатки (помогает вам найти оригинальную фигуру, которой можно замостить пространство)
79. Переводчик манги и комиксов (поиск текста на картинке, замена на перевод в том же пузыре)
80. Программа-календарь. Когда сажать цветы, редис, бонсаи и все такое. Опционально напоминание о поливе и сборе урожая, если вы посадили что-то.
81. Соцсеть для кооперации забастовок.
82. Анализатор сообщения на пассивную агрессию.
83. Автомат, который позволяет общаться с ботом в телеграме с помощью нескольких кнопок и текстового экрана, чтобы не прикасаться к экрану лишний раз.
84. Аппарат-копилка, который подключается к интернету и пересылает часть ваших денег на накопительный счет (мб в крипте). (Да, мне нравится идея вынесения обычных программок за пределы компьютера)
85. Построение карты полости рта по нескольким фотографиям внутри и снаружи (понять, где проблемы с зубами или опознать личность).
86. Бот для стариков. Подрубается к разговору по телефону, если сказаны кодовые слова, вероятно исходящие от мошенника. Говорит общими фразами и тратит его время, при этом оповещая жертву, что идет спам-звонок.
87. 3D редактор специально для того, чтобы смастерить свой значок-пин.
88. Робот, который развязывает узлы. А еще робот, который завязывает узлы. Два робота в одном.
89. Алгоритм, который берет от вас немного данных, идентифицирующих вас среди населения земли, и строит на основе их особую снежинку.
Вот и все. Тем совсем не много. Теперь, когда я перечитываю список, я замечаю, что новые темы во многом похожи на предыдущие. Закончились вещи, которые можно улучшить или дело в моем кругозоре?
С другой стороны, я впервые в жизни пытаюсь придумать столько не-мгновенно-отметаемых идей. Вполне вероятно, что мозг просто устал от этой задачи. Тем не менее нужно придумать еще 11 идей. Самый тяжелый отрезок пути, по классике. Каждая из этих идей тратила не меньше 20 минут.
90. Бот, который выдает в ответ на проблему из жизни серию какого-то сериала, где она поднимается. Или цитату классика. Или исторический эпизод.
91. Аппарат для новостей и оповещений из соцсетей с регулируемой шкалой важности от “оповещать о любом сообщении” и до “беспокоить только в случае войны.”
92. Блокчейновый убер, чтобы не башлять посреднику. С привязкой к правам и отзывами по номеру машины, чтобы тебя не зарезали.
93. Робот-расклейщик объявлений.
94. Алгоритм, который анализирует новые мемы, находит область культуры, никак не связанную ни с одним из них и рекомендует что-то из нее, что бы помочь создать новый популярный мем.
95. Бот-иммитатор, который помогает тебе понять свои ошибки в чатах с девушками или просто с людьми.
96. Программа, превращающая трехмерную модель в выкройку для бумажной фигуры ( то есть разделяющая поверхность на группы треугольников с ярлычками)
На последние три идеи ушло несколько дней. Не хотелось оставить задачу нерешенной, не хотелось, чтобы последние идеи были банальщиной.
97. Доска для листочков, удерживающая их электростатикой.
98. Аппаратный электронный дневник, показывающий последние отметки.
99. Лампочка и гудок, оповещающие тебя каждый раз, когда происходит некое событие (смотря как настроишь). Космический запуск, подорожание нефти на пять процентов, митинг.
100. Сайт-агреггатор вакансий на редкие профессии.
Бонусная идея, которая пришла мне в голову неделю спустя:
101. Программа для решения проблемы: Я пролил чай на свой ноутбук и мне жизненно важно с ним поработать. Чтобы можно было максимально оперативно и комфортно поменять раскладку, если половина клавиш не нажимается и даже тачпад не работает. Звучит как интересный вызов.
Кажется, я вполне укладываюсь в нормальное распределение и хорошо оценил свои способности к творчеству. Полагаю, именно так и следует оценивать эту работу, как творческий проект. Пока я не приступил к выбору из этих ста тем, но если вам что-то приглянется, не забудьте занести мне кучу денег. Ну, или взять меня на работу.
Читая эти идеи еще раз, я замечаю, что, хоть большая часть этих идей и совершенно бесперспективна, не так уж и много откровенно невозможных. И совсем не мало тех, которые бы я с удовольствием использовал бы самостоятельно. Возможно, я сделаю еще один пост, где выберу из этих идей несколько лучших. Возможно, наконец придется воспользоваться ТПР.
В целом это были крайне занимательные несколько часов и я почти уверен, что буду вспоминать свой диплом с теплотой, если конечно, меня не отчислят через месяц за провал экзамена, который, кстати, завтра. Я не шучу. Всего хорошего и спасибо за комментарии!
На КДПВ креветка-щелкун. Распространённый рачок, реальные способности которого больше подходят для сверхъестественной твари:
100 км/ч — скорость струи воды, которую выпускает из клешни креветка при охоте и строительстве.
80 кПа — акустическое давление, которое создает креветка на расстоянии 4 см от когтя.
4 427 °C — температура при схлопывании кавитационного пузыря во время «щелчка» (в 4 раза горячее, чем лава).
Регенерация. У креветки-щелкуна только одна клешня умеет «щелкать». Если рабочую клешню оторвать, вторая перестроится, чтобы начать «щелкать».
200 дБ — с такой громкостью схлопывается кавитационный пузырь, поэтому креветка-щелкун — самый громкий обитатель морей (перепонки человека лопаются при 160 дБ).
ВМФ США обучали своих операторов гидролокаторов отличать звуки креветок-щелкунов от шума подлодок врага во время Второй мировой.
Креветка-щелкун
Варианты русскоязычных названий семейства Alpheidae: раки-щелкуны, креветки-щелкуны, креветки-пистолеты, щелкающие креветки.
Креветок-щелкунов больше тысячи видов, внешне они могут немного различаться, но у всех есть общая черта: ассиметричная клешня, которой они издают громкий щелкающий звук.
Ареал обитания — примерно везде, хотя большинство видов предпочитает тропические и умеренные прибрежные и морские воды:
Щелкающие креветки издают такой громкий треск, что мешают акустической передаче под водой.
Супер-сила креветки
До 2000 года ученые считали, что громкий звук возникает от удара двух половинок клешни друг о друга. Но потом доказали, что в громком звуке замешана гидродинамика.
Креветка может сомкнуть клешню очень быстро: кончик подвижной части ее клешни движется со скоростью 20 м/с. Вода, находящаяся между половинками клешни, выдавливается и образует водную струю со скоростью 30 м/с, или 100 км/ч. Скорость водяной струи настолько высока, что мы получаем падение давления ниже давления водяного пара, что приводит к кавитации.
Кавитация
Кавитация возникает, когда скорость воды очень высока, и в этом случае давление значительно падает из-за принципа Бернулли. Давление падает даже ниже давления водяного пара, и вода будет испаряться, т.е. закипать, при температуре окружающей среды. Из-за низкого давления образующийся паровой пузырь вырастет примерно до 1 см. Но когда давление снова повысится, этот пузырь схлопнется, высвободив энергию.
Ученые записали на гидрофон и сняли креветок на высокоскоростную видеокамеру, которая записывает 40 000 кадров в секунду, т.е. каждые 25 микросекунд камера делает снимок. Только при такой скорости записи стало возможно рассмотреть закрытие когтя, рост пузыря и схлопывание пузыря.
Камеру настроили так, что щелчок — стал триггером для срабатывания камеры, но при этом камера все равно писала кадры до триггера. Все эти танцы с бубном, чтобы в супер-слоумо заснять, что произошло в промежутке сразу после закрытия когтя.
Потом ученые свели записи звука и видео по времени и выяснили, что во время закрытия клешни не было звука, и что очень сильный сигнал приборы уловили именно во время схлопывания пузыря. Клешня закрывается за долгое время (долгое по шкале времени высокоскоростной камеры, 600 микросекунд) до того, как пузырь схлопывается, и приборы регистрируют очень громкий взрыв в 200 дБ.
130 дБ — Болевой порог (самолёт на старте)
140 дБ — Контузия (звук взлетающего реактивного самолета)
160 дБ — Шок, травмы (ударная волна от сверхзвукового самолёта) При уровнях звука свыше 160 дБ возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 — смерть.
Кавитационная эрозия в двигательных установках судов — серьезная проблема. Когда вода обтекает гребной винт корабля с большой скоростью, создается разрежение, и возникающие кавитационные пузыри повреждают гребной винт корабля. Большие металлические лопасти повреждаются из-за схлопывания пузырьков, образующихся вокруг пропеллера.
Дельфины не могут плавать со скоростью более 15 м/с их «кавитация» за бочок кусает. А тунцы могут, у них болевых рецепторов на плавниках нет, им все равно на повреждения тушки.
В этой статье прям подробно и с терминами описывают предположительную физику всего процесса.
По сути, клешня креветки-щелкуна — это механизм, который работает по принципу «молот бьет по наковальне».
(a ) Щелкающие компоненты клешней креветки: d соответствует дактилю, p — поршню и s — гнезду.
( б ) закрытая клешня; виден канал, через который выходит поток.
( c ) Визуализация упрощенной геометрии когтя, используемой в исследовании выше.
Выстрел схематично:
Креветка использует кавитационный пузырь, чтобы повредить, оглушить или даже убить свою добычу.
Фото ниже — покушение на бедного краба.
Высокоскоростные видеозаписи
Кавитационный пузырь креветки-щелкуна — дерзкий, как пуля резкий. Ладно, не как пуля. В 4 раза медленнее, чем пуля выходит из пистолета ТТ. Но всё же, невооруженным глазом фиг что рассмотришь. Вот подборка слоумо-гифок и ссылок на видео, где что-то можно разглядеть.
Высокоскоростная съемка креветок (40 500 кадров в секунду) на виде сверху.
150 x 150 пикселей, 24 бита, 110 кадров, 10 000 кадров/cек, 662 КБ/сек,
время экспозиции без сжатия 25 мкс.
Вид сбоку
Высокоскоростная съемка креветок (13 500 кадров в секунду) при виде сбоку.
128 x 128 пикселей, 24 бита, 75 кадров, 10 000 кадров/cек, 480 КБ/сек, без сжатия.
Время выдержки 75 мкс.
Вид спереди (раз)
Высокоскоростная съемка креветок (2000 кадров в секунду) спереди.
512 x 144 пикселей, 8 бит, 101 кадр, 10.000 кадров / сек, 720 КБ / сек,
время экспозиции без сжатия 25 мкс.
Вид спереди (два)
Высокоскоростная съемка креветок (2000 кадров в секунду) спереди.
512 x 144 пикселей, 8 бит, 101 кадр, 10.000 кадров / сек, 720 КБ /сек, время экспозиции без сжатия 25 мкс.
Кстати, ультовать кавитацией при охоте могут не только креветки-щелкуны. У креветки-богомола есть пара молоткообразных хищных придатка, которыми она лупит добычу.
Ученые думают, что кавитация у креветок-богомолом скорее баг, чем фича. Кавитационные пузыри калечат хищные придатки — со временем поверхность придатков покрывается ямками и углублениями. Креветки-богомолы линяют чаще котиков, так что борются с побочкой, обновляя панцирь.
У креветок-богомолов столько фишек интересных, что я уже хочу отдельно про них написать. А пока просто посмотрите какие они красивые:
В ходе другого эксперимента, выяснили, что кавитационные пузыри креветок еще и светятся.
Ученые увидели короткую интенсивную вспышку света при схлопывании пузыря. Из-за сходства с сонолюминесценцией это явление назвали «shrimpoluminescence», что-то вроде «креветколюминисценция».
Длительность вспышки менее 10 нс. Общее количество фотонов, испускаемых изнутри горячего пузыря, составляет до 5 × 104 фотонов, что обычно на один-два порядка меньше, чем сонолюминесценция от одного схлопывающегося пузыря. Поэтому свечение креветок не может быть обнаружено невооруженным глазом.
Излучение света при схлопывании пузыря может не иметь биологического значения, возможно это просто побочка коллапса пузыря.
Более того, в 2019 году чуваки заморочились, купили на e-Bay креветку-щелкуна, собрали ее панцири после линьки, напечатали на 3D-принтере аналог клешни, только в 5 раз больше и добыли с помощью него плазму. Теперь думают, как эту бандуру применять, предлагают продукты дезинфицировать. Вот ссылочка на статью про исследование.
Зрение у рыбки лучше, чем у креветки. Так что креветка делает всю грязную работу, вроде рытья норки или охоты на добычу, а рыба-бычок палит за обстановкой.
Креветка-щелкун держится своими антенками за хвост рыбы-бычка. Если рыба-бычок видит опасность, она дергает хвостом и оба чувака прячутся в норке. Но такая тема есть не всех креветок-щелкунов и не у всех рыб-бычков, у которых больше двух тысяч видов.
Во время Второй мировой войны треск креветок-щелкунов начал мешать работе гидролокатора, который военные США использовали для обнаружения подводных лодок противника.
ВМФ нужно было знать, откуда исходит шум, поэтому они обратились к исследователям из отдела военных исследований Калифорнийского университета, которые обнаружили его источник: многочисленные сообщества крошечных креветок-щелкунов, населяющие коралловые рифы.
Военно-морской флот даже записал звуки креветок-щелкунов в учебный протокол, чтобы операторы гидролокаторов научились распознавать креветок, когда они их слышали.
В природе, шум кораллового рифа обычно индикатор его здоровья. Активная охота = сбалансированная экосистема.
Креветка-щелкун в культуре
Рок-музыка
Профессор биологии Университета Сиэтла Кристин Халтгрен и ее коллеги из Великобритании назвали свою находку Synalpheus pinkfloydi в честь своей любимой рок-группы Pink Floyd. Вот этот красавчик:
Даже в культуру эту креветку встроили. Если бы Synalpheus pinkfloydi украсил обложку альбома Pink Floyd 1977 года «Animals», а не знаменитая надувная свинья. (Изображение Криса Джарвиса).
Супергероика
Netflix подсветили креветку-щелкуна через персонажа Джейми Фокса в фильме «Project Power», в эпизоде, где чувак уничтожает противников каплями дождя. Понятно, что вопрос о возможности провернуть все нарисованные спецэффекты не стоит, как минимум из-за масштаба. Но Netflix распиарили креветку-щелкуна, зрители после выхода фильма активно гуглили запрос «pistol shrimp».
Аниме
Смесь краба и черепахи с клешнями как у рака щелкуна — черекраб. Его выдумали 3 школьницы из аниме «Руки прочь от киноклуба» для своей короткометражки:
Сверхъестественная сила черекраба основана на реальных способностях креветки-щелкуна.
В разных статьях о релокейте мы касались темы недвижимости: наши герои рассказывали, за какую сумму арендуют квартиры и с чем столкнулись при аренде. Решили собрать в один материал информацию про несколько стран: Бразилию, Великобританию, Польшу и Словакию. Читайте и пишите в комментарии, про недвижимость в каких еще странах хотели бы узнать.
Все цены мы перевели в доллары, чтобы было удобнее сравнивать.
До недавнего времени я платила 1700 долларов за двухкомнатную квартиру, которая вызывала эмоции «не сильно нравится, но жить можно».
При заезде нужно внести залог за 5 недель аренды. А при выезде скорее всего придется заплатить за профессиональную уборку и чистку ковров — в Лондоне квартиры часто застелены ковролином.
Я считаю, что за такие деньги качество квартир низкое. Есть альтернатива, «ответвление» high end rental, посмотреть можно на сайте https://www.thisisvertus.com/. Но 2400 долларов за однушку — за пределами бюджета большинства людей.
Бразилия, Сан Пауло. Цены сильно разнятся, в среднем около 700 долларов в месяц. Есть залог в размере аренды за 3–5 месяцев. Иногда требуют поручителя — человека, который поручится за арендатора и выставить как гарантию свою недвижимость.
В обоих случаях арендатор внимательно изучает арендодателя: не числится ли он в базе неплательщиков, где работает, какой доход подавал в последней налоговой декларации.
Польша, Люблин. В Люблине двухкомнатную квартиру с современным ремонтом в хорошем районе можно снять за 400–450 долларов. Есть варианты дешевле. Трешки на 50 долларов дороже.
Залог обычно в размере месячной аренды.
Словакия, Братислава. Цены на жилье стартуют от 400 долларов за небольшую студию. Однушки стоят от от 520 долларов. Я снимаю 2,5 комнатную квартиру в центре Братиславы за 750 долларов в месяц.
Кроме суммы аренды нужно приготовить залог в стоимость аренды за 1–2 месяца и сумму аренды за месяц риелтору. Примерно как в России.
Особенности жилья: меблировка, соседи, спортзал в доме
Великобритания, Лондон. Среди молодых людей очень распространены квартиры с соседями, flatshare. Но я так никогда не жила.
Большинство квартир сдают вместе с мебелью и встроенной бытовой техникой, но качество в лучшем случае среднее, а порой и ниже. Я искала квартиру специально без мебели и техники, и найти хоть что-то было очень сложно.
В современным многоэтажных домах бывают спортзалы или общее пространство для работы с ноутбуком. Но подобное жилье встречается только в районах современной застройки: Wembley park, Elephant & Castle, Canary Wharf. Обычно квартиры все-таки без «наворотов».
Вообще опций для аренды очень много. Есть ультрасовременные жилые башни-небоскребы. А есть обшарпанные ex-council flats. Они когда-то были социальным жильем, но потом их продали в частный сектор. Есть крохотные квартирки в victorian houses. И даже крохотные домики, terraced house, когда у тебя своя входная дверь, маленький садик за домом, но общая площадь всего — 50 квадратов, из которых 10 занимает лестница с первого этажа на второй.
Бразилия, Сан Пауло. Сан-Пауло — городская агломерация, здесь живет более 21 миллиона человек. Поэтому много районов со своими характеристиками и особенной недвижимостью. Например, есть районы почти без деревьев с маленькими домикам. Есть зеленые с люксовыми многоэтажками и бассейнами. Жилье можно найти на любой вкус и кошелек.
Польша, Люблин. Здесь все почти также, как в России. Обычно есть мебель, места для хранения, техника и посуда. Может понадобиться что-то докупить, вроде чайника. Пустые квартиры тоже сдают. Ремонт зависит от бюджета — есть и премиум, и бабушкин.
Дома бывают разные. Премиум-комплексы с бассейнами встречаются нечасто, для Люблина вообще редкость. В основном везде самые обычные многоэтажки.
Из интересного — вместо балкона у первого этажа часто есть свой огороженный кусочек земли, «огородик».
Словакия, Братислава. В основном все квартиры в Братиславе комфортные, без изысков, но со светлыми стенами и всей обстановкой. Хотя встречаются советские варианты с мебелью из 80-х. Советую присматриваться, есть ли в квартире кондиционер. Лето тут довольно жаркое, а местные почему-то редко ставят климатические системы даже в дорогих квартирах.
Поиски жилья: риелторы, агентства, сложности
Великобритания, Лондон. Жилье найти легко — город огромный, вариантов много. Но рынок очень быстрый, так что хорошие варианты надо хватать — через неделю они уже не будут свободны.
Можно общаться прямо в агентство недвижимости — тогда есть шанс за один день посмотреть сразу несколько квартир. Но они очень навязчивые: будут постоянно писать, звонить и предлагать варианты, причем часто неподходящие.
Бразилия, Сан Пауло. Предложений реально очень много, но бывает сложно найти подходящую квартиру по нескольким критериям: чтобы в хорошем районе, с бассейном и спортзалом в доме, парком рядом.
Обычно арендовать можно через платформы: QuintoAndar, Loft и VivaReal. Там, как правило, риелторы, но есть и собственники.
Польша, Люблин. Жилья много, проблем найти что-то нет, даже если вы с домашними животными и детьми. Если вы вообще не говорите по-польски, лучше обратиться к риелтору. Если в состоянии связать два слова — лучше искать напрямую, в Польше рынок жилья риелторы подмяли еще не полностью.
Словакия, Братислава. Выбор жилья поменьше, чем в крупных городах России и Украины, но подобрать можно. С детьми и животными снять сложнее, могут попросить дополнительный залог. Плюс иностранцам не всегда с радостью сдают квартиры, потому что приезжим нужен документ о проживании от хозяина квартиры для полиции. А его хотят оформлять не все.
Искать квартиры можно на Фейсбуке и на специализированных сайтах. Но без риелтора квартиру вы снимете вряд ли, особенно первую, так что можно сразу пойти в агентство недвижимости.
Что с коммунальными платежами и другими «неожиданными» расходами
Великобритания, Лондон. Два человека в двухкомнатной квартире с плохой теплоизоляцией в месяц платят:
50 долларов за интернет.
145 долларов за газ — отопление и нагрев воды.
140 долларов муниципального налога, зависит от размера квартиры и района.
40 долларов за воду.
Бразилия, Сан Пауло. Коммуналка в среднем около 200 долларов в хорошем здании, может быть от 400 долларов там, где много охраны, бассейны и мало квартир.
Польша, Люблин. Точно не скажу, но в целом коммуналка у нас дороже, чем в России.
Словакия, Братислава. Коммуналка обычно включена в стоимость и прописана в договоре. Но иногда в договоре пишут например 116 долларов — и если потратите больше, придется компенсировать сумму перерасхода. В среднем расходы на квартиру около 230 долларов в месяц.
Все о покупке квартиры: цены, ипотека, условия для экспатов
Великобритания, Лондон. Мы с мужем купили квартиру, когда прожили в Великобритании 2 года. Потому что хотелось жить в квартире с качественной мебелью и бытовой техникой, которую мы выбрали сами. А платежи по ипотеке сравнимы со стоимость аренды.
Для ипотеки нужен первый взнос минимум 10% от стоимости жилья. Есть депозит на 5%, но не знаю, доступен ли он людям с ВНЖ, плюс для его получения надо соблюсти кучу условий.
Процент по ипотеке зависит не от дохода или статуса человека, а от первого взноса — чем больше взнос, тем ниже процент. В среднем это 2–3% годовых.
Стоимость недвижимости зависит от района, но дешевле 300 тысяч долларов тут ничего нет, даже однушек. Мы с мужем купили квартиру в районе Canary Wharf: однушки тут стоят от 350 тысяч, двушки — от 500 тысяч долларов.
Иностранцу для покупки квартиры нужно прожить в стране два года или иметь визу на три года вперед. Ипотеку даст не любой банк, иногда требуют более высокий депозит. Максимальная сумма, на которую одобрят ипотеку — пятикратный годовой доход семьи до вычета налогов.
Бюрократии особой нет, а вот финансово купить квартиру непросто. например, вы выбрали жилье за 500 тысяч. Нужно будет заплатить:
50 тысяч — 10% депозит, это минимум. Для буквоедов, да есть специальный 5% депозит, но с ним в нагрузку идет куча условий что банк разрешит или не разрешит купить. Также я не знаю доступна ли ипотека с таким депозитом для для людей с ВНЖ.
5 тысяч — услуги solicitors, они организуют все бюрократические вопросы по покупке.
Вообще рынок недвижимости в Лондоне стабильный, цены всегда растут. Так что если планируете оставаться тут минимум на 5 лет и есть накопления, лучше купить квартиру, чем снимать.
Бразилия, Сан Пауло. Город в котором я живу, Сан-Пауло, самый дорогой в Бразилии. Недвижимость здесь стоит до 4,130 долларов за метр, причем цены растут. Самая дешевая недвижимость — около 480 долларов за метр.
Процент по ипотеке для экспатов почти такой же, как для местных. В 2021 году было 7,5%. Иностранцу для ипотеки достаточно получить местный ИНН, это просто.
Сам я подумываю покупать квартиру, жду такой возможности.
Польша, Люблин. Мы купили здесь квартиру спустя пару лет после переезда. Платежи по ипотеке почти такие же, как по аренде. Процент по ипотеке очень низкий даже для неместных, около 3%. Скоро ставку планируют повышать, но она все равно будет невысокая.
Трехкомнатная квартира в хорошем районе недалеко от центра Люблина стоит 100,000–200,000 долларов. Цены сильно отличаются в зависимости от состояния квартиры, метража, расположения. Дом с участком в пригороде может стоить от 250,000 долларов.
Взять ипотеку с ВНЖ можно хоть сразу после переезда. Есть требования к зарплате, желателен бессрочный трудовой договор.
Я считаю, что покупать жилье в Польше не нужно, только если вы планируете остаться тут ненадолго. В остальных случаях стоит взять ипотеку — выйдет недорого. Плюс это выгодное вложение — наша квартира с 2016 подорожала на 38,000 долларов.
Словакия, Братислава. Процент по ипотеке тут 1%–2%. Для экспатов может быть на пару десятых процента выше, из-за короткой кредитной истории в стране. Недвижимость довольно дорогая, средненькая двушка стоит около 230,000 долларов. Ипотеку взять несложно, хотя я сам пока не планирую покупать квартиру — считаю, что рынок недвижимости перегрет.