...

суббота, 28 марта 2020 г.

Самодельный лазер на парах марганца

В этой, юбилейной 10ой статье я опишу, что же является логическим следствием, продолжением моего самостоятельного лазеростроения. После построения источника питания, который подходит для накачки импульсных лазеров на парах металлов и приобретения опыта работы с готовыми активными элементами лазеров на парах меди и её соединений оставалось только изготовить активный элемент лазера полностью самостоятельно, при этом с новой рабочей средой.

image

К выбору рабочей среды предъявлялись следующие требования: излучение в видимой области, сравнительно высокая достижимая мощность, приемлимый КПД, легкодоступность и дешевизна, не слишком высокая рабочая температура.

Генерация лазерного излучения была получена практически для всех возможных химических элементов, но вышеуказанным условиям отвечают лишь считанные единицы. Как ни странно, самым лучшим выбором является все та же медь и её соединения, но для меня это уже во многом пройденный этап. В качестве кандидатов остается ещё ряд металлов, которые обладают более-менее приличным КПД лазерной генерации при режиме возбуждения аналогичному для лазеров на парах меди: барий, стронций, марганец, свинец, золото. Барий и стронций сразу отпадают, поскольку их линии генерации лежат в ИК диапазоне, а это скучно и некрасиво. Остаются марганец, свинец и золото. Золото тоже отпадает по причине высокой стоимости и слишком высокой рабочей температуры (1600+ градусов Цельсия). Остались только 2 кандидата – свинец и марганец. Оба металла дешевы и должны быть сравнительно доступны – свинец можно найти буквально под ногами, распотрошив подобранный на помойке аккумулятор или кусок бронированного высоковольтного кабеля, марганец же широчайше применяется в черной металлургии и производится колоссальными объемами.

Марганец способен генерировать на длине волны 534 нм (основная линия) и ещё нескольких сильных линиях в ИК и примерно 3-4 слабых зеленых линиях. Достижимая мощность для хорошо изготовленного АЭ и тщательно отстроенного источника питания превышает 10 Вт суммарно по всем линиям излучения, рабочая температура находится в районе 1000-1100 градусов, что существенно ниже, чем у меди. Оптимальная частота повторения импульсов разнится в зависимости от других условий эксперимента и её нужно подбирать. В любом случае она укладывается в «стандартный» диапазон 5-15 кГц. У свинца основная линия генерации лежит в пограничном с ИК диапазоне – 722 нм и есть ещё один переход с длиной волны порядка 405 нм, достижимая мощность на уровне единиц Вт для линии 722 нм. Особенностью этой среды является рекордный коэффициент усиления – 600 Дб/м. Рабочая температура составляет 800-900 градусов, а оптимальная ЧСИ согласно разным литературным данным ниже 10 кГц. Оптимальным буферным газом для обоих металлов является гелий, хотя возможна работа и с аргоном.

Свой выбор я решил остановить на марганце исходя из вышеперечисленных данных – кпд генерации явно выше, да и длина волны явно приятнее, очень близко к привычным «указочным» 532 нм. После этого нужно было определить конструкцию активного элемента. По марганцевым лазерам нашлось достаточно много материалов в научных журналах вроде «Квантовой электроники» и «Приборов для научных исследований», которые доступны в интернетах или напрямую, как в случае с КЭ или же через сай-хаб (для английской версии ПНИ). Из просмотренных статей стало понятно, что генерация возможна практически при любых габаритах разрядного канала и в достаточно широком диапазоне условий возбуждения, а оптимальный же режим возбуждения и давления буферного газа нужно подбирать под конкретный АЭ. После чего я нарисовал грубый эскиз своего будущего АЭ, исходя из имевшихся в наличии деталей, и приступил к изготовлению.

image

Забегая вперед, скажу что найти, собственно, марганец для этого лазера оказалось неожиданно сложно, и все свои мытарства в этой области опишу в отдельной статье-спиноффе.

Итак, в основе активного элемента лазера находится керамическая трубка с внутренним диаметром 14 мм и длиной 800 мм, которая является разрядным каналом. С помощью втулок изготовленных из газобетона она фиксируется в кварцевой трубе большого диаметра. Пространство между стенками трубок заполняется теплоизоляцией. В качестве первого варианта такой теплоизоляции я решил попробовать использовать тонкий корундовый песочек, как в ранних лазерах на парах меди.

image

image

image

После сборки разрядного канала с корпусом и выскотемпературной теплоизоляцией получилась такое устройство.

image

image

На концах наружной трубы-корпуса фиксируются за счет выжимаемых фланцами резиновых уплотнений электродные узлы. Электродные узлы представляют собой головки с фланцами, выточенные из алюминия. А для их изготовления потребовалось сначала отлить болванки.

image

После токарной обработки получились вот такие детали.

image

image

С внутренней стороны головок на резьбу вкручиваются анод в виде трубки небольшого диаметра и катод конической формы. Оба электрода вытачивались из немагнитной нержавейки

image

image

Алюминиевые головки снабжены ребрами для воздушного охлаждения. К торцам электродных головок небольшими фланцами крепятся зеркала резонатора. Резиновые кольца между зеркалами и электродной головкой выполняют роль вакуумного уплотнения. В то же время они обеспечивают некоторую подвижность зеркал для их юстировки. С боков на электродных головках есть штуцеры для откачки и напуска газа. Дозировка газа выполняется с помощью все той же инсулиновой иглы, вклеенной в один из штуцеров. Таким образом, получилась полностью коаксиальная конструкция АЭ, напоминающая заводскую. Размеры деталей можно увидеть на эскизах, которые я рисовал перед токарной обработкой.

image

image

После изготовления всех деталей я выполнил пробную сборку АЭ, которая тут же выявила «детские болезни». Здесь сами электроды ещё не установлены.

image

image

image

В первую очередь пришлось забраковать песок в качестве изоляции. При первой же откачке трубки, воздух, заключенный в пустотах внутри засыпки стал разрыхлять её, выбрасывая большие объемы песка в те места где его быть не должно, а том числе затягивало в вакуумный насос, что никак ему не пошло на пользу. Выход был найден в виде замены песка керамической ватой. Из ваты уже воздух выходил беспрепятственно при откачке.

image

Ещё одной неожиданной сложностью стала крайняя хрупкость всей конструкции. 2 процедуры сборки-разборки из 3х оканчивались сколом края кварцевой трубы в момент затяжки фланцев электродных головок, хотя стенка трубы, казалось бы толстая. Решение этой проблемы потребовало бы радикальной переделки головок и способа крепления, что пока решено было не делать, поскольку конструкция экспериментальная. В процессе сборки добавил ещё один элемент – алюминиевую трубу вокруг всего АЭ, которая выполняет функцию обратного токопровода и снижает паразитную индуктивность АЭ. Чтобы под весом этой трубы ничего не ломалось – добавил опору с противоположного конца.

image

image

Таким образом, АЭ был готов к пробной откачке и первому включению разряда в нем. Но на этот момент мне не хватало соединительного кабеля. Для его изготовления я использовал все тот же тип коаксиального кабеля, что и для лазера на парах меди и аналогичный разъем от ЛГИ21, который пришлось доработать. После этого можно было впервые включить в нем разряд и попробовать ввести в рабочий температурный режим, пока вхолостую. В качестве рабочего газа я использовал аргон при давлении порядка 10 Торр. Тут выплыла ещё одна недоработка – большое количество энергии разряда стекало через опору обратного токопровода на землю сквозь стенку трубы, вызывая её сильный нагрев, да и в «целевой разряд» уходит меньше энергии, чем могло бы.

image

image

Кроме того, одной внутренней теплоизоляции разрядного канала оказалось недостаточно. Пришлось разбирать АЭ повторно и эту опору перемещать в противоположную сторону, а пространство между кварцевым корпусом и обратным токопроводом набивать дополнительной теплоизоляцией из все той же керамической ваты. На место металлической опоры, где она была раньше, установил втулку из газобетона. Таким образом, утечка энергии и потери тепла были устранены.

image

image

При сборке традиционно скололся край трубы, в результате чего с каждой сборкой весь лазерный АЭ по чуть-чуть укорачивался. В конце концов, собрать его удалось, и я смог начать полномасштабную тренировку без рабочего вещества. Основная задача такой тренировки – дать АЭ нагреться до рабочей температуры и выше, полностью выжечь все остатки летучих примесей которыми буквально кишит как керамическая трубка разрядного канала, так и внутренняя высокотемпературная изоляция, особенно после того, как по неосторожности в трубку попало масло из вакуумного насоса. Чтобы такого больше не повторялось, я в разрыв вакуумного шланга поставил ловушку для масла в виде классической промывалки Дрекселя. Как ни странно, но утечки вакуума по обычному химическому шлифу нет. О выделении примесей свидетельствует белесый цвет разряда. Тренировку пришлось продлить до нескольких часов, чтобы все остатки масла испарились и сгорели и разряд приобрел нормальный розовато-голубой характерный для аргона цвет. В процессе тренировки АЭ удалось разогреть до рабочей температуры, а нагрев электродных головок оказался неожиданно умеренным, несмотря на то, что анод и катод раскалялись докрасна.
Процесс тренировки:

image

image

К концу тренировки цвет разряда стал характерного для аргона цвета.

image

Разрядный канал нагрелся весьма злобно, как и электроды. Свечение видно даже сквозь теплоизоляцию.

image

image

После окончания тренировки трубка наполнялась аргоном до атмосферного давления, штуцеры закрывались, и она сохранялась в таком виде.

Параллельно я искал собственно рабочую среду лазера – марганец. Это обернулось неожиданными трудностями, все знакомые химики разводили руками и знать не знали где брать марганец, интернет-торговцы у которых марганец в наличии был, продавался только бочками-вагонами-кораблями, да и чистота его была далеко «не лазерная» — 95% основного вещества. А ещё в интернете находились уникумы пытавшиеся продать 200 грамм 99% марганца по цене килограмма серебра, да ещё и с требованием «подождать месяц пока доставят из Германии». В местном магазине химреактивов металлического марганца тоже не нашлось, но зато были его соли, из которых я предпринял попытку получить металлический марганец самостоятельно. Подробнее об этом будет в соответствующей статье. Все мои мытарства внезапно закончились, когда по почте пришел маленькой королёк высокочистого марганца от создателя сайта PeriodicTable, за что ему огромная благодарность.

image

После этого оставалось изготовить кварцевые лодочки для рабочего вещества и затолкать их в разрядный канал. Лодочки пришлось заказывать в стеклодувной мастерской. Когда они были готовы, я от королька отделил небольшие кусочки, поместил в лодочки, а сами лодочки легко задвинулись в разрядный канал через отверстия зеркал лазера.

image

Потом зеркала были возвращены на место и начались испытания.

После того как лазерная трубка откачалась до максимального вакуума, я отъюстировал зеркала, юстировать их надо под вакуумом, так как в противном случае юстировка собьется при деформации уплотнений. Кстати, забыл сказать, что в качестве зеркал используются традиционные для таких лазеров алюминированное глухое зеркало и плосокпараллельная кварцевая пластина в качестве выходного окна. Юстировались зеркала с помощью школьного гелий-неонового лазера ЛГН-109.

Лазер перед запуском.

image

Газовая система.

image

Потом я пустил небольшой проток аргона при давлении в 10 Торр. «Разгон» лазера решил делать с аргоном, так как гелия оставалось довольно мало. При таком давлении разряд легко зажегся и начался прогрев лазера. Прогревался он довольно быстро, и когда разрядный канал приобрел темно-оранжевое каление, стало заметно изменение цвета разряда с розового на бирюзовый.

image

Потом в центре пятна от свечения разряда появилось яркое зеленое пятно, в котором угадывалась тень от заложенных в разрядный канал лодочек, которые частично перекрывали световую апертуру канала. Генерация была получена!

image

Вслед за аргоном в АЭ был пущен гелий, а аргон перекрыт, что сразу дало прибавку мощности генерации в несколько раз, а подбором давления гелия добился максимума мощности. Подбор режима накачки (напряжение, ЧСИ) позволил удерживать стационарный тепловой режим лазера и немного присмотреться к излучению. Из выходного окна лился яркий хорошо заметный лазерный луч ядовито-зелёного цвета неправильной формы из-за лодочек, перекрывавших апертуру.

image

image

image

image

При этом мощности достаточно, чтобы обугливать дерево и картон при фокусировке. Из-за никудышней формы пучка фокусировался он довольно плохо. С учетом того что плохо фокусированный луч был способен обугливать фанеру, то я бы его мощность оценил в величину порядка 1 Вт, но не больше.

image

image

image

image

Наигравшись и нафотографировавшись, я выключил лазер и дал ему остыть. После этого эксперимента можно было сделать несколько выводов. Главное заключение – размещение рабочего вещества в лодочках – так себе идея. Очень сильно страдает световая апертура и до 70% потенциала остается нереализованным. Не зря в лазерах на парах меди разрядный канал делается переменного сечения с участками бОльшего диаметра. Вот именно в них и размещается рабочее тело, а апертура канала ограничивается более узкими участками трубки. По возможности перепад диаметров делают как можно меньшим. Создание хорошо работающего «генератора паров рабочего тела» стало отдельной нетривиальной задачей при разработке промышленных АЭ, решение которой потребовало изготовления кучи различных прототипов. В моих условиях проще было смириться с потерей части мощности, но при желании от лодочек можно уйти. Вторым неожиданным сюрпризом для меня стало то, что при разборке лазера в разрядном канале вообще мало что осталось от лодочек. Оказалось, что расплавленный марганец растворяет кварц,. Таким образом, тем более нужно избавляться от лодочек. Но если не избавляться – то как минимум делать их из другого, материала, например лейкосапфира. Похоже это единственный вариант для столь агрессивных условий. Что характерно, подходящую заготовку несложно достать – из лейкосапфира делают горелки натриевых ламп. Ну и таки крепление электродных головок нужно переделывать, так как дальнейшие операции разборки-сборки привели корпус лазера в негодность. А в остальном, этот лазер я могу назвать по праву эксклюзивным в своей практике, так как промышленно марганцевые лазеры не выпускало ни одно предприятие, ни в бывшем СССР, ни в мире. Марганцевый лазер так и не покинул стены лабораторий. Почему – мне непонятно. Возможно, потому что его длина волны очень близка к стандартным 532 нм, которые получают с помощью твердотельных лазеров и удвоения частоты, которым не нужен сложный высоковольтный источник питания и хрупкая лазерная трубка с ограниченным сроком службы. А где нужна дифракционная расходимость излучения с большой мощностью и тоже на видимых длинах волн – есть уже лазеры на парах меди, у которых КПД в 5 раз выше. Тем не менее, я бы сказал, что марганцевый лазер незаслуженно забыт и вполне бы мог промышленно выпускаться до наступления эпохи DPSS. А ещё стен лабораторий не покинул лазер на парах металлического таллия, который генерирует излучение на длине волны 535 нм. Но нет, его я делать не буду, так как зачем работать с крайне высокоопасным веществом и дико сложной накачкой, когда есть гораздо более простой в использовании марганец с длиной волны 534 нм? А вот свинец я попробовал, но об этом побочном эксперименте также будет отдельная заметка.

Ах да. Если эта статья (как и все мои остальные) этого заслуживают, то можно отправить абсолютно добровольный донат dogecoin«ами на следующий адрес: DLLNGqSeyXo786jiurzMAnj8USwaU5u9xY

Let's block ads! (Why?)

Что происходит на рынке космического интернета

В прошлый раз мы рассказывали о космических проектах, в рамках которых инженеры развертывают глобальные системы распределения криптографических ключей. Сегодня продолжим тему и поговорим о спутниковом интернете — о последних майлстоунах компаний, выводящих аппараты на орбиту, и потенциальных трудностях (в том числе, связанных с регулированием).


/ Unsplash / Bill Jelen

Кто строит космический интернет


Один из наиболее известных проектов в отрасли — это Starlink от SpaceX и Илона Маска. Два первых своих аппарата компания вывела на орбиту в 2018 году. С тех пор их количество значительно возросло и превысило 350 штук.

Такое количество устройств позволит компании предложить интернет-услуги первым клиентам в Америке и Канаде. Федеральная комиссия по связи США (FCC) уже одобрила установку миллиона наземных приемников, необходимых для подключения пользователей к Starlink. По словам Илона Маска, задержка при передаче данных составит всего 20 миллисекунд. В перспективе её снизят до 10 миллисекунд. Эти цифры сопоставимы с возможностями проводных сетей.

Другой компанией, занимающейся строительством космической интернет-инфраструктуры, является британская OneWeb. На орбите находится 74 аппарата, 34 из которых запустили с Байконура на прошлой неделе. Всего компания планировала задействовать 600 спутников, но её планам, скорее всего, не суждено сбыться (о причинах поговорим далее).

Свежие посты из нашего блога на Хабре:

Одним из новых игроков на рынке является Amazon со своим проектом Kuiper. В его рамках планируют запустить 3,2 тыс. спутников. Чтобы решить эту задачу, в конце прошлого года компания начала строить новую фабрику для производства космических аппаратов. Но корпорация оказалась в роли догоняющей на развивающемся рынке. Она пропустила дедлайн, установленный FCC, при подаче заявки на работу с необходимыми частотами. Представители компании просят комиссию сделать исключение, но учитывая общую негативную реакцию рынка на подобное решение, Amazon, скорее всего, ждет отказ. Как будет развиваться ситуация дальше — пока непонятно.

Строительством космической инфраструктуры занимаются и у нас в стране. В конце года в Подмосковье началось строительство завода для производства многофункциональной системы «Сфера». Она будет включать 600 аппаратов — их развертку запланировали на 2023–2028 годы.

Перспективы спутникового интернета


Эта идея сама по себе не нова — в 90-х годах сразу несколько компаний запускали десятки спутников. По словам профессора аэронавтики Оливье де Века (Olivier de Weck) из MIT, большую часть проектов свернули из-за отсутствия спроса. С тех пор ситуация изменилась — всемирная сеть стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако примерно половина жителей сельских районов Индии, Китая, Бразилии, Японии, Германии, России, США и Великобритании до сих пор не имеет доступа к сети. И проекты подобные Starlink и OneWeb могут решить эту проблему.

Илон Маск на недавней конференции Satellite 2020 рассказал, что Starlink не будет конкурировать с крупными телекоммуникационными компаниями. Основными клиентами сервиса станут 3–4% населения планеты, проживающие в труднодоступных местах, где нет наземных линий связи. При этом скорость доступа к сети будет достаточно высокой. Та же OneWeb обещает пропускную способность в 10 Тбит/с.

Но есть проблемы


По оценкам аналитиков, космический интернет будет экономически невыгодным до тех пор, пока на орбиту не выведут тысячи спутников. Но такое количество летательных аппаратов увеличивает вероятность столкновений. В сентябре прошлого года Европейскому космическому агентству уже пришлось инициировать маневр уклонения, чтобы увести зонд Aeolus с траектории Starlink.

«Мега-совездия» спутников создают потенциальные проблемы и для астрономов. Ученые обеспокоены, что глобальные системы изменят вид ночного неба. Они могут затемнить изображение с оптических телескопов и помешать радиоастрономическим наблюдениям.


/ Unsplash / SpaceX

Компаниям, развертывающим сети на орбите, также придется уделить особое внимание вопросам информационной безопасности. Если сигнал с одного из аппаратов перехватят хакеры, они смогут повлиять на работу всей «мега-системы». Отрасль может столкнуться и с дополнительным препятствием в виде регулирования. Например, в России в начале прошлого года правительство выпустило постановление, согласно которому иностранные спутниковые системы связи должны иметь станции сопряжения на территории России.

Свою лепту в развитие индустрии внес и коронавирус. Компаниям также пришлось вводить жесткие ограничительные меры на период эпидемии. Учитывая, что на реализацию космических проектов уходит огромное количество денег и ресурсов, пандемия может отразиться на их благосостоянии. Например, вчера стало известно, что OneWeb начала процесс банкротства.

С учетом этих факторов потенциал «интернета с орбиты» пока что неясен. Насколько технология востребована и жизнеспособна станет понятно лишь тогда, когда компании начнут предлагать свои услуги широкой публике.

О чем мы пишем в корпоративном блоге VAS Experts:

Let's block ads! (Why?)

Аккуратнее за рулем: как и почему автомобильные новшества провоцируют ДТП — исследование

Сложная эпидемиологическая ситуация вынуждает людей отказываться от использования общественного транспорта. Машин, а главное — моторайдеров, на дорогах становится больше.

Поэтому особенно важно быть внимательными и избегать аварийных ситуаций. Но, как выясняется, причиной их может стать даже штатная аудиосистема. Специалисты британской НКО IAM Roadsmart предупреждают: невнимательная работа с ними создает больший риск аварий, чем употребление марихуаны. Эксперты призывают производителей улучшит эргономику и интерфейсы, а водителей — заранее выставлять все настройки, чтобы не отвлекаться в поездке. Сегодня расскажем, какие риски появляются с новыми автомобильными технологиями и почему люди оказываются к ним не готовы.


Фото Miguel Ángel Hernández / Unsplash

Следи за дорогой


Организаторы вышеупомянутого исследования провели три раунда испытаний. Водители ездили по одному и тому же треку, но в первый раз они ни на что не отвлекались, во второй — ставили себе музыку в Apple CarPlay и Android Auto через голосовые команды, в третий — использовали тачскрин.

Худшие результаты участники показали в последнем случае. Они отвлекались от дороги в среднем на 16 секунд — за это время на скорости 60 км/ч машина проезжает почти 300 метров. Кроме того, водители начинали отклоняться от курса, хуже держали дистанцию и замедлялись, создавая помехи для других участников движения.

При работе с тачскрином время реакции выросло у них более чем в полтора раза (53-57%), при использовании голосового управления — на 30-36%. По данным исследователей, курение марихуаны увеличивает этот показатель на 21%. Организаторы подчеркнули, что в реальной жизни водители предпочитают именно тачскрин, а не голосовые команды. Сами участники эксперимента сильно недооценили отвлекающий фактор таких манипуляций — когда их спрашивали, как долго они не следили за дорогой, они называли в среднем 11 секунд вместо 16, то есть ошибались в полтора раза.

Проблема — в головах


Причина, по которой мультимедийные системы оказались такими опасными, в том, что они совмещают в себе все три типа отвлекающих факторов:
  • Зрительный — водитель переводит взгляд с дороги.
  • Контролирующий — убирает руку с руля.
  • Когнитивный — начинает думать о выборе музыки, а не о дорожной ситуации.

Еще в 2017 году аналитики американского Университета Юты (University of Utah) признали рискованным использование за рулем любых посторонних приспособлений, без исключения. Исследователи изучили 30 мультимедийных программ, которые встроены в люксовые и массовые модели машин. Ни одно решение не получило низкую оценку угрозы: 12 вошли в группу максимального риска, 11 — в «высокую», семь — в «среднюю».

Эксперты AAA Foundation for Traffic Safety (AAA), которые организовали это исследование, заключили, что водителям мешает чрезмерный набор функций. Например, настройка маршрута через встроенный навигатор занимает в среднем 40 секунд. Если пользователь пытается сделать это в движении, его внимание к дорожным событиям сильно ухудшается. Специалисты полагают, что производителям следует отключать определенные возможности, когда машина трогается с места.

По словам нейрофизиологов, безопасное вождение в принципе несовместимо с какими-либо посторонними действиями. За управление механизмами, планирование и принятие решений отвечает один отдел мозга, так что когда вы упражняетесь в многозадачности за рулем, вы физически перегружаете свои мыслительные способности.

Возраст водителей тоже играет заметную роль. Риски ДТП из-за отвлекающих факторов значительно возрастают у людей старше 55 лет — по сравнению с миллениалами, они тратят на операции с мультимедиа на восемь секунд больше. Этого более чем достаточно для аварийной ситуации, ведь эксперты AAA считают рискованным отвлекаться больше чем на две секунды. Дополнительная опасность возникает, если у пользователей не получается что-то сделать с первого раза. Они впадают в раздражение, что может привести к необдуманным действиям на дороге.

Что еще угрожает дорожной безопасности


В принципе, любой сознательный водитель должен и сам понимать, что ему не стоит отвлекаться на музыку или телефонные звонки. Но что если даже средства безопасности на практике повышают дорожные риски? Производители все чаще рассказывают, как их машины умеют сами следить за дистанцией, поддерживать скорость и прямой курс в дорожной полосе. Разработчики призывают водителей не ослаблять контроль, но многие игнорируют такие предупреждения. Как вновь утверждают специалисты AAA, ложное чувство безопасности из-за таких систем вдвое повышает вероятность, что человек отвлечется от дороги.


Фото Tarutoa / Unsplash

Обращали внимание на мультимедийные билборды, которые транслируют рекламу и полезную информацию вроде погоды? Для водителей это еще одна причина потерять концентрацию.

Иранские ученые выяснили, что такие объекты заставляют автовладельцев игнорировать знаки на перекрестках. Они посчитали по записям с камер видеонаблюдения, что в дневное время около мультимедийных билбордов нарушения допускают 55% водителей, а в ночное — 84%. В обоих случаях время на переключение внимания превысило «безопасные» две секунды.

Как исправить ситуацию


Как известно, современные проблемы требуют современных решений. Специалисты по технологиям искусственного интеллекта уже работают над ассистентами, помогающими сохранить концентрацию за рулем. Например, устройство от компании Nauto, которое с 2017 года проходит тестирование в Долине, крепится к ветровому стеклу и фиксирует все случаи, когда водитель отвлекся. Инженеры смогут использовать эти данные, чтобы повышать надежность автоматики в машинах.

Контролирующие модули наверняка получат применение и в беспилотных автомобилях. Владельцы таких машин не должны отвлекаться от дороги, даже если не принимают активного участия в управлении. Сейчас в некоторых моделях за ними следят вмонтированные в руль камеры — так электроника понимает, что человек смотрит в сторону. Эти устройства также могут распознавать жесты, чтобы у автовладельцев не было проблем с управлением, с которых мы начали эту статью.

Похожие решения скоро смогут испытать и в России. Например, в 2022 году в автомобилях может появиться система контроля и предупреждения о риске ДТП. Камеры будут фиксировать общение по телефону, а дополнительные датчики — превышение скорости и опасные маневры. Все собранные данные будут примеряться к шаблонам аварийных инцидентов, позволяя распознавать риски. Разработчики говорят, что такие системы снизят вероятность несчастного случая в полтора раза.

Другое решение, Drive Safely, разработали в Университете ИТМО (есть на Хабре). Смысл аналогичный — система собирает данные, анализирует их в облаке и дает рекомендации по безопасному вождению. Приложение уже доступно, но пока разработчики улучшают его алгоритмы.

В будущем подобные решения помогут аккуратным водителям сэкономить на страховке, а сотрудникам ДПС обеспечат объективные данные о дорожных происшествиях. Но пока автовладельцам следует полагаться лишь на собственные умения.



Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Магнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях
Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе
10 историй про звук — от шпионских игр и теорий заговора до ASMR



На нерабочей неделе «Аудиомания» продолжит доставлять заказы и консультировать клиентов в онлайн-режиме и по телефону.

Мы заморозили цены на ряд товаров и снизили порог бесплатной доставки: до 2 990 руб. для «двух столиц» и до 4 990 руб. для регионов.


Let's block ads! (Why?)