...

воскресенье, 9 июня 2013 г.

Говорим о «научных кризисах»

Тьма сгущается. Я чувствую это в воде, я чувствую это в земле… В общем — сгущается.




image



Конечно же ничего не сгущается, но вот шума хватает.
Время от времени слышал, что есть какие-то «научные кризисы», что всё плохо. Было немножко интересно, но руки не доходили вглядеться подробнее. А тут что-то нашло: вгляделся, расстроился и предлагаю вашему вниманию, чтоб расстраиваться не в одиночестве. Речь пойдет про общественное мнение о «научных кризисах».








Начать хотелось бы с той благодатной почвы, в которую падают слова о «научных кризисах»


Несколько неожиданно выяснилось, что есть люди, которые как-то не довольны наукой, и их мнения даже имеют названия. Например:
1 неолуддизм — научно-технический прогресс плохо влияет на человека и общество (компьютеры — особенно). Когда-то давно предки этих ребят массово ломали станки на заводах.

2 антисциентизм — наука заняла слишком много пространства, поправ искусства. Наука не имеет права претендовать на истину.

Но в основном люди не парятся разными трудновыговариваемыми обзываниями своих мыслей, а просто имеют какое-то аморфное мнение, вроде: «ох уж эти яйцеголовые — опять каку-то ядрёну чорну дыру придумали на нашу голову». Хотя среди нелюбителей науки встречаются и вроде бы образованные люди.

Вот некая квинтэссенция аргументов с неожиданным началом



Тезис

Науку следует запретить




Аргументы
1. Наука не является необходимой: дикие племена же до сих пор живут

2. Наука приносит вред биосфере: техносфера, мощные источники энергии (оружие), экология, перенаселение.

3. Наука отрицательно влияет на общество и человека: научный подход через критичность и изначальное неверие ко всему способствует развитию индивидуализма, через техносферу происходит приучение к ленности и инфантилизму, знания влекут плохое самочувствие (знать и не уметь предотвратить: метеорит, гибель Солнца, собственную смерть — это печально).

4. Наука перестанет быть востребованной с исчезновением техносферы, а техносфера основана на энергоносителях. Через несколько сотен лет ископаемых энергоносителей не останется, альтернативы ископаемым нет.

5. Занятия наукой бесполезны и бессильны:

— космические исследования или интегралы Римана — это все забава некоторых, тогда как ученые не могут даже предсказать стихийные бедствия и уберечь людей,

— все равно человечество погибнет, так пусть оно живет счастливым.





и цитата на тему «надо бы как-то менять ситуацию»


Казалось бы, ну и пусть себе верят — лишь бы были здоровенькие. В конце концов, благодаря научному прогрессу большая часть народонаселения в развитых странах имеет полную возможность жить припеваючи, вообще ничего не зная и не понимая. Ан нет, ведь есть же еще и политическая сторона вопроса. В современном демократическом обществе именно от этих невежественных масс зависит в конечном счете государственная политика в таких «наукоемких» областях, как изменения климата, генетически модифицированные организмы, стволовые клетки, клонирование, вакцинация и т. д.

источник




Возникает вопрос: это что же, на улице ученого и побить могут? За решетку ученых, кстати, садят вполне реально.



Теперь о «научно-кризисных» семенах и сеятелях




1. Примеры кризисов, раздирающих науку изнутри
а) Докладчик говорит примерно следующее: «Науку финансируют всё больше, а количество статей падает. Наверное научные открытия — это такие „груши на дереве“, скоро сорвем все нижние „груши“, а до макушки не дотянемся. Сингулярность близится. Похоже, что наука уйдет на второй план. Жаль, с нею было хорошо.» — как-то так. Докладчик убеждает слушателей при помощи некоторой ухваченной им зависимости финансирования и количества публикаций от времени (которая как мне показалось напоминает влияние количества пиратов на глобальное потепление) и ссылается на Станислава Лема.



б) Рассуждения такого типа: «Фундаментальная физика отстала от прикладной лет на 300. Где-то примерно с Ньютоном в обнимку гуляет. Она ничего не понимает и не может объяснить. Неясно как устроен фотон, как устроено гравитационное и магнитное поле, не говоря уж о молнии… Никчемная какая-то»

прозвучала даже подрезанная в нужных местах цитата Фейнмана


«Так что, как видите, наша хвале­ная современная физика — сплошное надувательство: мы начали с магнитного железняка и янтаря, а закончили тем, что не понимаем достаточно хорошо ни того, ни другого. Зато в процессе изучения мы узнали огромное количество удиви­тельных и очень полезных для практики вещей» (Р. Фейн­ман. Фейнмановские лекции по физике. М.: Т. 7. 1999. 186 с).





(нотариально заверенный) скриншот
image






в) По ссылке автор описывает свое видение современных околонаучных проблем: некие «ученые» прохиндеи (не будем показывать пальцем) вылезли на первый план, дурят и запугивают всех вокруг, чтобы вытрясать деньги, выдумывают людям новые ценности… в общем все из-за денег. А тем временем настоящая наука вместе с настоящими учеными в глубокой спячке да еще и без денег.

2.Примеры внешних кризисов, которые спровоцировала наука, агрессивная в отношении мироздания

а) глобальное потепление, истощение ресурсов и общее ухудшение экологии — это все из-за успехов индустриализации и химизации,

б) разные метеориты нацеленные на Землю — ну чего на них глазеть? чего нас нервировать? все равно отвернуть не сможем,

в) перенаселение — медицина, дрянь такая, не может рождаемость проконтролировать,

г) сокращение рабочих мест — автоматизация и роботизация постарались.

Короче, жить на Земле становится неуютно из-за этой вашей науки.

д) лезут клонировать Человека!, а моральный аспект тем временем не рассмотрели,

е) указывают всем, где истина, а ведь каждый имеет право на свое уникальное мнение!

ж) понаделали этих ядерных бомб, вирусов, и химической отравы — а вдруг политик неумелый в руки возьмет, а оно бабахнет?!

з) кормят ГМО, не спросясь.

В смысле — не любит наука людей, совсем не думает о людях.





В сухом остатке возникает смутное подозрение, что ученые — это злыдни, которые занимаются какой-то вредной ерундой (на кровные деньги налогоплательщиков)




Но это же неправда. Потому что

Во-первых, ученые — это такие же люди, как и все остальные. Странно, что им приписывают удивительные желания:

— уничтожить Землю,

— отравить всех людей генетически модифицированными организмами,

— оскорбить чьи-нибудь чувства клонированием или опытами над эмбрионами,

— затеять войну с искусствами и убедить в своей «истине» тонко чувствующих «поэтов и художников» (господа тонко чувствующие, прошу прощения, что упомянул),

посмеяться над астрологией, порчей и приворотами.

Ученым вообще-то вроде как неинтересно да и некогда заниматься чепухой.
Во-вторых, наука очевидным образом полезна и приятна:

— у каждого индивидуума (но не в каждой «деревне») есть принципиальная возможность пользоваться «техно-благами цивилизации»

— государства стараются дружить с наукой из военно-силовых соображений

— промышленность симпатизирует науке (все получается быстрее и красивее)

— бизнес тянется к науке (все получается дешевле, экономнее и понятнее, больше прибыли)

— чиновникам приятно пилить деньги на науку (а почему бы и нет?)

— даже церковь любит науку, потому что авторитет науки можно использовать для доказательства чудес

В-третьих, все эти беды: этические, экологические и демографические — с наукой не связаны ни морально, ни физически.

Вообще вакханалия какая-то творится с этим авторитетом науки: кто-то его шатает, кто-то использует.

Ладно еще как-то можно понять, что используют, но шатать-то зачем?




Конец




1. Хотелось бы выразить благодарность популяризаторам науки. Не знаю, что кроме популяризации еще можно сделать для выравнивания ситуации с общественным мнением — не то чтобы все фатально, но крен становится заметным.

2. Кризисы в науке есть, но слово «кризис» лучше бы понимать не в смысле: «все плохо, ай-яй-яй! что же делать?!», а в смысле: «тропинок много, куда повернуть?». И пусть обсуждением подобных вопросов занимаются не домохозяйки, а например Нобелевские лауреаты — они и пожили подольше, и к науке поближе.


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers. Five Filters recommends: 'You Say What You Like, Because They Like What You Say' - http://www.medialens.org/index.php/alerts/alert-archive/alerts-2013/731-you-say-what-you-like-because-they-like-what-you-say.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий