Ты помнишь, как все начиналось?
Все началось холодной и дождливой осенью 2012 года. В то время я работал проектным менеджером в крупной IT-компании и прошел ровно год с той поры, когда я решил забросить свою веб-студию и вернулся к «работе на дядю». Сам я по образованию программист и прошел по цепочке «программист ->тимлид -> проектный менеджер ->менеджер среднего звена -> собственный бизнес». В компании я занимался проектами по разработке и внедрению ПО и заведовал развитием новых направлений и продуктов (дальше буду употреблять к месту и не к месту избитый термин «стартап», потому что так короче).
Russian Startup Tour (апрель 2013)
Как и в любой другой компании, занимающейся разработками, кадров катастрофически не хватало. Причем, как разработчиков, так и тех, кто мог бы ими руководить, да и с действительно классными идеями было туговато. Естественно, как и любая другая серьезная компания мы выращиваем кадры, но этот процесс не быстрый и трудоемкий, кадров в итоге все равно не хватает. Чтобы восполнить этот пробел было решено пойти по пути корпораций и начать заниматься чужими стартапами, либо интегрируя их в группу компаний, либо черпая оттуда хорошие кадры, либо инвестируя в них с целью вхождения в долю (да-да, сейчас я раскрыл страшную тайну альтруистических компаний).
Решили начать с конкурса стартапов «Startup Search», который был проведен в октябре 2012 года. Конкурс был очень важен в плане того, что, к моему удивлению, нашлись проекты и команды, о которых я и не слышал никогда, но, с другой стороны, стоящих проектов оказалось крайне мало. Основная причина этого – отсутствие вменяемой экосистемы в нашем городе (да и не только в нашем, это проблема любого города-миниполиса). Профессиональных сообществ нет, тусовки нет, конференций и образовалок толковых нет, хороших работодателей по пальцам руки пересчитать можно. Конечно, новостью это не стало, и уже давно в голове среди тараканов, борющихся со штормовым ветром, витала идея создания профессионального сообщества и площадки, где оно бы могло жить и развиваться.
Так появился проект, позже названный «LIFT», – бизнес-инкубатор и коворкинг, который станет столпом надежды IT в Астрахани, а позже будет масштабирован на другие регионы. А после разговора с Дэвидом Уикли (DavidWeekly) и Тимом Сиасом (TimSears) из HackerDojo (о нем уже недавно писали тут), их положительного опыта и работы Зоны Действия (о нём тут), стало понятно, как все это дело должно выглядеть и работать. Как и в любом другом проекте есть региональные особенности, которые и побудили меня написать этот пост.
Первым делом самолеты
Как и любой другой проект, бизнес-инкубатор начинался с разработки концепции и бизнес-модели. Все это вылилось в ряд гипотез, которые мы ринулись проверять.
Клиенты
Начали, естественно, с того, нужен ли коворкинг в Астрахани и есть ли проекты для инкубатора. Мы составили примерный портрет посетителя коворкинга и начали искать этих людей. Людей-то нашли, но вот в коворкинг они идти не особо хотели: формат был для них новый, выгод особых они от переноса своего «офиса» из квартиры или кафе к нам не видели.
С проектами, как я уже говорил, было тоже довольно грустно (3-4 проекта, большей частью студенты без денег и команды). Мода на стартапы в наш город ещё не пришла (что может быть и к лучшему). Студенческие стартапы у нас оказалось явлением настолько же редким, как и появление Несси на глаза широкой публики.
Санузлу нужна твоя одежда и мотоцикл.
В общем, с клиентами, которые бы окупали площадку и её использовали, все было совсем туго. Поскольку проект коммерческий и без государственных вложений, то стало грустновато. Нет стартапов и сообщества, потому что нет экосистемы, а экосистемы нет, потому что нет стартапов и сообщества. Замкнутый круг, который надо было разрывать. Для этого пришлось плыть против течения и нести дополнительные расходы, но от идеи отказываться не хотелось. Если не мы, то кто?
Площадка
Тут было попроще, потому что уже стартовал проект Астраханского IT-парка и «LIFT» идеально вписывался в его идеологию. Поэтому удалось получить помещение в 350 кв. м. на первом этаже, раньше на этом месте был мебельный магазин, оставивший после себя большую квадратную площадь, с довольно высокими потолками, которую с минимальными вложениями можно было превратить в то, что душе хотелось.
Быстренько подготовили план будущих помещений: рабочей зоны, конференц-зала, переговорной комнаты, кухни, туалетов, зоны отдыха.
Гамак и барабашки в зоне отдыха. Тут действительно иногда спят.
В рабочей зоне умещается 37 стационарных мест примерно на 180 кв. м. Вместимость конференц-зала – около 60 человек, от рабочей зоны он должен быть отделен ширмой, чтобы можно было проводить там мероприятия в рабочее время. Из расчета, что здесь будут проходить мероприятия под 150 человек, было решено сделать сразу 3 туалета (во время тусовок сисадминов, которые проходят с пивом, туалеты пользуются большой популярностью).
Зона отдыха оснащена диваном, гамаком и барабашками. В планах поставить сюда какую-нибудь консоль, но пока деньги на это тратить не хочется (все жду, может, кто подарит или принесет свою), да и дополнительный шум будет мешать работать.
Комната, где ведутся важные переговоры.
В переговорке можно уместить до 12 человек, она пользуется популярностью, несмотря на проблему с эхом, которую уже знаем, как решить, но пока ищем ковры с оленями.
На кухне может одновременно питаться 20 человек. Практически каждая зона оснащена приспособлениями для записи мыслей, которые могут неожиданно прийти в голову: начиная от пластиковых панелей на кухне, приспособленных под маркеры, до черной стены под мел в конференц-зале.
Конференц-зал со стеной под мел.
Естественно, по всей территории работает Wi-Fi, все как положено: Интернет-канал 20 Мбит/с резервирование, класс N, роуминг и все дела. Максимально выдерживал одновременное подключение 140 пользователей. По колоннам в центре зала идет проводной интернет для десктопов.
Дальше начался долгий процесс дизайна, который отнял много времени и сил, в результате было отвергнуто несколько вариантов, в ходе проектирования меняли дизайнера и т.п. Конечный вариант получился хорошим, но мой совет – не уделяйте так много внимания внешнему виду. Сосредоточьтесь на удобстве и эргономике, красоту оставьте на потом. Если бы мы увидели HackerDojo (не тот, который сейчас, а тот который был) не в феврале, а раньше, то проблему дизайна мы бы решили меньшими силами. Сейчас я понимаю, что на косметический ремонт можно было забить, атмосферу создают мелочи и люди, которые в дизайне не учитываются.
План помещений
Если бы я заново проектировал помещения, то сейчас бы не делал выделенный конференц-зал, поскольку большую часть времени он простаивает.
Финансы
Пожалуй, дошли до самого интересного места. Пока рано говорить о доходах, потому что площадку только запустили. Сейчас она генерирует около 200 000 рублей расходов ежемесячно, без учета ЗП, поскольку пока наемных работников нет.
Рабочая зона и мотивирующие плакаты.
Ценовая политика у нас такая: 3000 рублей в месяц за плавающее рабочее место, 5000 рублей – за фиксированное. Плюс есть часовые тарифы, можно снять на время переговорку или конференц-зал. Несложно подсчитать, что даже при 100% загрузке коворкинга постоянными резидентами нельзя окупить даже постоянные издержки, не говоря уже о наемных сотрудниках и доходах.
Что же делать? Мы нашли ответ в образовательных программах и проведении на нашей площадке крупных мероприятий. По моим расчётам, это должно приносить столько же дохода, сколько и коворкинг. Сейчас стабильно раз в неделю тут проходят тематические события, в основном в выходные дни, так что эта гипотеза, скорее всего, подтвердится.
Третья статья доходов – спонсорство и партнерство. Тут все неочевидно, поскольку пока практики такой не имеем. Уже есть партнеры, правда, их поддержка не денежная, но вдруг. Исключать этого не могу, если у кого уже есть такой опыт – скажите.
Все вышеперечисленное относилось к коворкингу. Что касается бизнес-инкубатора, то тут сложнее. Практические все проекты, которые к нам приходят, не платежеспособны и сами ищут деньги, поэтому пока мы на них денег не зарабатываем. Где-то мы берем символические деньги за наши услуги, где-то кредитуем до момента получения проектом денег, где-то входим в долю с прицелом на то, что когда-то наши инвестиции вернутся живыми деньгами.
Продвижение
Сейчас целенаправленное продвижение идет по трем каналам: сарафанное радио, мероприятия на площадке, самостоятельное продвижение в соцсетях. Проведение разноплановых мероприятий – наиболее действенный инструмент, поскольку автоматически приводит за собой нужные СМИ, подтягивает аудиторию из соцсетей и запускает сарафанное радио.
Одна из традиционных игротек в выходные.
Важно проводить на площадке не только тематические мероприятия. Например, почти каждую неделю у нас на площадке проходят игротеки, интеллектуальные игры клуба «Что? Где? Когда?», был опыт проведения благотворительных мероприятий. В итоге, если о том, что такое «LIFT», раньше никто не знал, то сейчас среди целевой аудитории есть нужный нам информационный шум, который в результате приводит к нам именно тех, кого мы ищем.
Что есть сейчас и чего добились?
Как ни странно, официальный запуск у нас только 14 июня (если успели прочитать до открытия, то приглашаю в 16:00!). На данный момент у нас в коворкинге ежедневно работает около десятка человек, в инкубаторе находится 4 молодых стартапа (сейчас процедуру отбора проходят ещё 3), в неделю стабильно проходит 3-4 мероприятия. После открытия пускаемся в активную фазу работы и планируем к концу июля полностью забить коворкинг, довести количество инкубируемых проектов до 10, запустить несколько образовательных программ. 5-7 июля проводим хакатон, 29 июля запускаем школу для стартапов, в конце июля – регулярные четырехнедельные школы для программистов и минишколы по программированию по конкретным тематикам.
У нас уже проходили экспресс-школа для молодых программистов ЮФО «IT-Start», зональный этап «Microsoft Imagine Cup», роуд-шоу институтов развития «RussianStartupTour» (кстати, именно наш резидент «Bravo Motors» стал победителем «StartupVillage» с проектом «e-Trike») и многое другое.
Кусочек кухни. Практически вся мебель – из Икеи.
Количество партнеров и помогающих нам друзей достигло полусотни, совсем недавно стали партнерами Microsoft (по программе BizSpark и образовательным программам), знакомы практически со всеми крупными венчурными фондами, работающими в России, а в нашей сети экспертов – специалисты со всего мира, начиная от Казахстана и заканчивая Долиной. Сейчас активно работаем над образовательными и акселерационными программами и ищем менторов для проектов в инкубаторе, поэтому, если можете помочь – милости просим.
Что дальше?
А дальше еще гигантский пласт работ. В этом году планируем запустить у себя лабораторию быстрого прототипирования «FabLab» (в прошлом году не удалось, а для «железячных» проектов, которые нам очень нравятся, такая штука необходима), создать несколько историй успеха из проектов наших резидентов, обучить несколько сотен программистов, создать полсотни стартапов и привлечь для них десятки миллионов.
P.S. Надеюсь, что было интересно. Как всегда, готов ответить на вопросы в комментариях, будет интересно получить обратку. Следующую статью напишу, когда все заработает в полную силу, может быть, расскажу о проектах. А что хотели бы услышать вы?
P.P.S. В статье использованы фотографии проекта «AstFutur», Ивана Ротанова, Романа Шейна и других посетителей нашей площадки, за что им огромная благодарность.
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers. Five Filters recommends: 'You Say What You Like, Because They Like What You Say' - http://www.medialens.org/index.php/alerts/alert-archive/alerts-2013/731-you-say-what-you-like-because-they-like-what-you-say.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий