...

пятница, 26 июля 2013 г.

[Из песочницы] Концепция глобального реестра авторских произведений

Перед вами черновой вариант концепции глобального реестра авторских произведений. Проект на основе этой концепции может решить многие юридические, социальные, а главное — технические проблемы, связанные с авторским правом.

Итак, начнём с пути авторского произведения к нам, конечным потребителям. На пункты этого списка будет опираться вся концепция.



  • К автору приходит идея произведения. На своих двоих со стопкой контрактов, или просто так, от вдохновения.

  • Автор обдумывает идею, и принимает решение её разрабатывать. Готовит первоначальные наработки (набросок картины, первую главу книги, прототип приложения...)

  • Автор получает финансирование создания произведения. От краудфандинга. по контракту, из собственных сбережений, находит миллион в кейсе на улице.

  • Автор заканчивает произведение и передаёт в руки распространителю. Возможно, это собственные руки автора.

  • Распространитель (издатель) раздаёт произведение бесплатно, за плату, в рассрочку, в обмен на услугу, за обещание пожертвовать средств автору, себе или больным беременным животным в Африке.

  • Конечный потребитель получает произведение. Теперь он может его использовать по собственному усмотрению, нарушая лицензию или не нарушая.

  • Конечный потребитель получил духовное удовлетворение от произведения и может пожелать дать автору больше средств, чем уже отдал.

  • Конечный потребитель передаёт произведение родным, семерым или тысяче друзей, даёт в пользование кошке или собаке.




Путь произведения формирует некое подобие модели OSI. Каждый этап пути — следующий уровень системы, не возможный без реализации предыдущего. Задача нового проекта авторского права — реализовать все эти уровни. Уровни можно совмещать, делать декомпозицию на несколько подуровней, но нельзя удалять или перемещать в иерархии.
Итоговая иерархия:


  • Идея

  • Предварительная разработка

  • Финансирование

  • Завершение разработки

  • Распространение

  • Доставка

  • Использование

  • Перераспределение


Концепция новой системы будет описана начиная с самого первого уровня. После описания будет указано, какие из существующих на данный момент систем могут быть использованы в ходе внедрения концепции. В завершение — возможности системы с точки зрения правообладателя, конечного потребителя и пирата.


Терминология




В концепции намеренно не используются понятия “цена” и “оплата” по отношению к произведению. Данные понятия формируют неверное понимание концепции.

В ходе описания используется термин “система” для обозначения реализованного проекта, построенного на базе данной концепции.


Термин “автор” обозначает фактического автора или правообладателя произведения. Автор может быть коллективом, юридическим лицом или одним человеком.


Термин “вклад потребителя в произведение” обозначает все средства (денежные, технические, культурные, моральные), зарегистрированные системой как затраченные конечным потребителем в пользу произведения.


В ходе описания используется понятие "отправка средств [на счёт] [произведению]“. Оно обозначает процесс “вклада потребителя в произведение”.


Общее описание системы




Система представляет из себя каталог (реестр) произведений, для которых известны авторы, издатели и источники произведения в интернете. Система включает следующие компоненты:


  • Одноранговую сеть публичных серверов, предоставляющую доступ к реестру. Каждый отдельный сервер (нода) содержит часть базы данных реестра и веб-сервер, отвечающий на запросы к API. Любая нода может служить точкой входа. Распределённая база данных реплицируется и распределяется по кластеру для создания отказоустойчивости. Балансировка нагрузки возможна на уровне DNS, или на уровне каждой ноды (новые запросы на перегруженную ноду переадресуются следующей)

  • Сервера реляционных баз данных. Реляционные базы не используются в повседневной работе системы. Все данные из публичной сети дублируются в РБД. Причин существования слоя РБД две: выполнение сложных выборок данных (например, для получения статистических корреляций), дополнительная сохранность данных.

  • Сервера доставки контента (в том числе, файловые сервера). Система поддерживает как доступ к контенту с использованием CDN издателя, так и размещение на серверах системы.

  • Платёжный терминал и банковский счёт системы. Счёт используется для хранения и передачи средств правообладателям от конечных потребителей.


Поддерживать всю эту систему предполагается за счёт некоммерческой организации по примеру Фонда Викимедиа. Дополнительный поток средств возможен от продажи ресурсов собственной CDN.


Уровень идеи




У автора появилась идея произведения. Автор может сохранить её для себя, или опубликовать в системе. При публикации, произведение заочно заносится в реестр и будет существовать под своим уникальным номером всё последующее время существования. Автор может ссылаться на номер произведения в системе, редактировать информацию о произведении, скрывать произведение от массового пользователя и открывать доступ небольшой группе лиц.

Автор может начать разработку произведения как своими средствами, так и с использованием внешнего ресурса: гитхаба, девианарта, собственного блога. API системы должен поддерживать автоматическую регистрацию произведения при его создании на внешнем ресурсе.


Предварительная разработка и финансирование




В ходе предварительной разработки автор дополняет данные о произведении в системе. Предполагается, что основная масса данных будет храниться на внешнем ресурсе, а внутри системы будет лишь ссылка.

Для получения финансирования автор может объявлять краудфандинговую программу, искать издателя, просить деньги у государства, при этом использовать ссылку на реестр для подтверждения существования наработок по произведению.


Интересующиеся творчеством автора люди уже смогут пожертвовать средства на разработку произведения, если автор разрешит это. По своему желанию, автор может принимать такие пожертвования безвозмездно или за определённые бонусы.


Завершение разработки и распространение




Когда произведение готово, автор или издатель могут начинать распространение. На данный момент предложено три модели распространения:


  • Классическая. Потребитель покупает готовый продукт. Система даёт ссылку на магазины либо предлагает купить произведение с использованием собственного терминала. Потребитель становится владельцем произведения.

  • [Условно-]Бесплатная. Система даёт ссылку на прямой доступ к произведению. В произведение может быть встроен способ получения средств (реклама, встроенные покупки).

  • [Условно-]Справедливая. Пользователь может получить произведение, основываясь на вкладе в поддержку произведения. Вклад может быть как в виде вложенных материальных средств, так и в виде поддержки CDN, фан-клубов, помощи в маркетинговой компании.


Доставка




Так или иначе, потребитель будет отмечен в системе, как получивший доступ к произведению. Вклад пользователя так же фиксируется системой. Теперь факт получения доступа и вклад можно будет проверить с использованием API системы. Так, зритель может вложить в фильм свои 100 баксов на этапе производства, после чего придти в кинотеатр и посмотреть этот фильм бесплатно.

Потребитель может получить доступ к произведению всеми доступными способами: по ссылке на CDN издателя в системе, по ссылке на “пиратскую” библиотеку в системе, по магнет-ссылке на торрент, сходив в кинотеатр или магазин, запросив произведение почтой.


Использование




Система не регулирует использование полученного произведения. Потребитель сможет использовать его по своему усмотрению.

Регулировать использование произведения каждым конечным пользователем нереально (что наглядно показывает всевозможный анти-DRM софт), поэтому от подобной идеи стоит отказаться.


Взамен, мы знаем, что потребитель получил доступ к произведению.Таким образом, мы можем регистрировать форки исходного произведения, как ответвления от него. Мы разрешаем пользователям копировать и изменять исходное произведение в рамках закона (а не лицензионного соглашения). Новое произведение будет зарегистрировано системой как ветвь оригинального. Другие потребители смогут отправить средства форку, при этом средства будут поделены между оригиналом и форком, в зависимости от относительного вклада. Относительную стоимость вклада устанавливает автор оригинального произведения.


Например:



  • Американский правообладатель приобрёл в своё распоряжение фильм и зарегистрировал его в системе.

  • Русская студия озвучания получила в своё распоряжение экземпляр фильма и выполнила переозвучание.

  • Русский энтузиаст создал субтитры к исходному фильму.

  • Американский правообладатель заметил форки и выставил отношения: 1% для озвучки, 0.1% для субтитров.

  • Теперь, при отправке средств фильму с русским озвучанием, студия будет получать 1% от суммы, а энтузиаст при выборе его субтитров — 0.1% от суммы. Остальные средства получит издатель.


Перераспределение




То, что сейчас зовётся “пиратством”, может таковым и не являться. При передаче произведения, в него должна быть добавлена запись со ссылкой на глобальный реестр. Даже если эта ссылка удалена, реестр предоставляет средства для идентификации произведения. При идентификации или получении произведения со встроенной ссылкой потребитель отмечается, как получивший доступ к версии произведения.

Таким образом, “пират” становится легальным пользователем и может вкладывать средства в произведение.


Интеграция с существующими системами и протоколами




Система может использовать BitTorrent как CDN, при встраивании в клиент (а то и в плеер) службы идентификации контента в реестре.

Система может использоваться “пиратскими” библиотеками, которые становятся легальными распространителями контента, и по прежнему могут получать свои барыши с рекламы. Библиотеки могут улучшать свои системы поиска, удобство использования, встраивать удобные системы просмотра и другими способами привлекать пользователей. Для них практически ничего не меняется. Но пользователь сможет легко найти авторский счёт в реестре и заплатить за произведение.


Легальные магазины так же могут использовать систему и привязывать к контенту его номер в реестре.


Точка зрения




Правообладатель может:


  • Добавлять произведения в реестр

  • Следить за дубликатами и решать вопрос в досудебном или судебном порядке, доказывая свои права

  • Получать средства, отправляемые пользователями на счёт произведения

  • Просматривать статистику по оплате и использованию произведения

  • Разрешать или запрещать оплату произведения. Устанавливать минимальный порог вклада для доступа к произведению




Конечный потребитель может:


  • Искать и идентифицировать произведения в реестре

  • Отправлять средства на счёт произведения на любом этапе жизни произведения

  • Получать доступ к произведению




“Пират” может:


  • Стать легальным пользователем, идентифицировав себя как получателя произведения и оплатив (при желании или необходимости) произведение




Оператор реестра может:


  • Добавлять произведения без участия правообладателя. При этом, правообладатель будет уведомлен о добавлении произведения в реестр, и сможет получить доступ к счёту при подтверждении владения правами на произведение.




Дополнительно:


  • Система может предоставлять сервис (BaaS) для создания систем комментирования, оценки, поиска произведений.

  • Возможность создания API для подключения к системе сторонних сервисов (как сервисов создания и размещения произведений, так и краудфандинговых площадок)

  • Возможность связывания произведений на основе авторства и распространения “конструкторов” готового произведения (например, отдельно визуальный ряд, отдельно звук, отдельно субтитры, всё выбирается из готового каталога произведений)

  • Возможность прямой связи с авторами, размещающими произведения в системе.


А как же недостатки?





  • Основной недостаток концепции: такой системы пока ещё нет.

  • Другой: некоторые правообладатели, упёршись рогом в старую систему авторского права (прошу прощения, но другие определения этого явления были менее цензурные), считают, что любая новая концепция авторских прав приведёт с финансовым потерям. С прискорбием сообщаю своё личное мнение: исходя из тенденций, сохранение нынешней концепции грозит много большими потерями финансовыми и культурными.

  • Третий: для работы подобной системы нужны договора о сотрудничестве с массой правообладателей, магазинов и библиотек. И если “пиратские” библиотеки готовы с радостью побежать легализоваться без потерь прибыли, с легальными магазинами могут быть сложности.

  • Четвёртый: для сторонников анонимности, набор приобретённых произведений и личный номер потребителя можно использовать для идентификации пользователя. С другой стороны, сам подход, описанный в концепции, избавляет от необходимости скрывать факт пиратства.

  • Пятый, возможно, не такой уж недостаток: вклад потребителя в произведение является в то же время и оценкой произведения с точки зрения потребителя. Таким образом, “пираты” приравниваются к другим потребителям, которых данное произведение не устроило или не интересует. Понятие “недополученной прибыли” решается радикально в сторону пользователей.


Источники и вдохновители




This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers. Five Filters recommends: 'You Say What You Like, Because They Like What You Say' - http://www.medialens.org/index.php/alerts/alert-archive/alerts-2013/731-you-say-what-you-like-because-they-like-what-you-say.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий