...

суббота, 24 августа 2013 г.

Переезд на работу в Данию

(Продолжение серии рассказов про Данию)

В данной статье я изложу свою историю устройства на работу, получения визы и переезда в Данию. История во многом субъективная, но не это ли делает такие рассказы интересными?


О себе: мне 31 год, я из Севастополя (да, на Хабре земляков всё больше), окончил СевНТУ. У меня красавица-жена и семилетний сын. До переезда в Данию мы 6 лет жили в Киеве.


Причины переезда




Мы не "поравалитики". В целом, нам отлично жилось вна Украине. Конечно, мы понимали, что кругом многим не сладко. Так или иначе, сбежать из страны, прихватив трактор, не тянуло.

Вся идея изначально исходила от жены, её доводы были таковы:



  1. посмотреть мир,

  2. дать сыну возможность выучиться в мультиязычной среде.




Доводы хорошие, но меня убедили совсем другие вещи:


  1. я уже бывал в Дании и успел сформулировать для себя мысль, что это страна победившего здравого смысла. Почему бы не поехать поучиться жизни у них — посылал же Пётр I молодняк в Европу перенимать тамошний опыт.

  2. переломным моментом стало прочтение статьи о Куренёвской трагедии: в 1961 году в Киеве прорвало дамбу завода, и ранним мартовским утром 14-метровая волна грязи и песка залила целый район Киева и похоронила тысячи людей (она долго оставалась засекреченной — письма люстрировались, советские самолёты облетали место трагедии, и так далее). Я подумал, что потом вот случился Чернобыль, а теперь на носу повсеместно предсказываемый прорыв дамбы Киевского моря, уже очень дряхлой (тут подробнее на эту тему). Причинами всех этих техногенных катастроф, я считаю, является плохой менеджмент, а поскольку проблесков в этом вопросе у нас пока не видно, я решил хотя бы несколько лет переждать ситуацию где-то подальше. Можете считать меня параноиком, и слава богу, что я оказался не прав в этом году, но так ли уж не прав?

  3. в Скандинавских странах все владеют английским языком. Как и мы, они учат его с начальной школы, но, в отличие от нас, они им ещё и пользуются, поэтому объяснится можно со всеми (даже с бомжом).




В какой-то момент у меня даже был выбор между Данией и Англией, но, во-первых, Дания показалась мне какой-то более активной, технологичной. Во-вторых, датская виза позволяла свободно путешествовать по всей Европе, а английская — только по Объединённому Королевству.

Визовые вопросы




Компания, где я работал до этого, сделала мне предложение перебраться в Копенгаген. Я уже хорошо зарекомендовал себя на тот момент, а европейцам, как вы наверно замечали, важно обсуждать рабочие идеи прямо на месте, а не через Skype.

Предложение было таково:



  • мне озвучили зарплату и примерно сумму, которая будет оставаться после налогов. Про деньги ниже.

  • компания оплачивала весь процесс оформления визы, включая меня и жену с сыном,

  • так же оплачивали перелёт и перевоз вещей,

  • разумеется, жильё я должен был оплачивать сам, но обещали помочь в поиске жилья (тут это проблема, тоже ниже)




Шеф прислал мне предзаполенную форму; я вписал в неё свои данные, доложил сверху ещё макулатуры и сдал в визовый центр. Временную визу на 90 дней дали через 3 недели. По деньгам вышло 315 грн ($40) визовому центру и 2112 грн ($260) датскому консульству с каждого человека.

Лёгкость получения визы была связана с тем, что программисты входят в так называемый white list — список профессий, представители которых приветствуются в этой стране. Помимо инженеров, туда входят врачи и учителя. "Наша праця прекрасна, і она нужна людям". Чтобы попасть в white list, нужно приложить диплом по профессии (минимум 3 года обучения) — это был первый раз в жизни, когда мне реально пригодилась «корочка».


Помимо этого, получить визу и вид на жительство проще тем, у кого высокий уровень зарплаты. Справка: зарплата выше 31200 крон считается высокой, а минимальная зарплата веб-разработчиков как раз чуть-чуть выше этой цифры.


Жена и сын подавались на визу, когда я уже был в Дании, и вот тут началась неразбериха. Их документы постоянно терялись. Жена с одной стороны звонила в украинское посольство (те уже выучили наизусть нашу фамилию и узнавали жену по голосу), я со своей стороны дёргал датчан. Посольства обмениваются визовыми документами по емейлу, и отправить и получить сразу 2 файла (пакеты документов на жену и сына) у них вышло только с третьего раза, и каждый раз после очередной попытки нужно было ждать пару недель. Этот процесс занял 4 месяца с постоянными звонками от нас.


Как я уже сказал, даётся временная виза на 90 дней — просто штамп в загранпаспорте. Помимо этого, мне выдали документ, где был указан мой код налогоплательщика — всесильный ID в Дании, как оказалось.


В течение определённого срока (тоже около 3 месяцев), надо в Дании обратиться в Министерство Интеграции, где у вас снимают отпечатки пальцев и делают биометрическое фото, и через несколько недель вы получаете по почте «карточку датчанина». Теперь на четыре года вы временный иммигрант и экспат.


Зарплата, налоги




Финстрип делать не буду, но вы можете узнать среднюю зарплату по профессии на JobIndex: введите в строке поиска «webudvikler» («веб-разработчик») и вы увидете такую картину. Можно попробовать настраивать возраст, опыт и дислокацию — всё, как на ДОУ.



Иллюстрация 1 — средние зарплаты веб-разработчиков в Дании


Налоги платятся сразу по примерной, завышенной ставке (у меня было 38%). Всё платится само, я просто получаю деньги на счёт (я понимаю, что у нас есть бухгалтер, но лично я не делаю для уплаты налогов ничегошеньки). После Нового года налоговая служба SCAT пересчитывает полученные средства и делает налоговые возвраты, сумму которых можно сразу посмотреть на сайте. Я не особо раскатывал губу и ничего нигде не смотрел, хотя на работе многие плотно это обсуждали. Я очень удивился, когда в марте мне капнуло около половины моей месячной зарплаты сверху.



Перевоз вещей




Пока я был в Дании, мои домочадцы погрузили наши пожитки (вещи, книги — разумеется, никакой мебели) в десяток картонных коробок, переправили «Новой почтой» из Киева в Севастополь, а там компанией TNT всё это через Германию уехало в Копенгаген.

По деньгам Севастополь-Копенгаген вышло где-то €320.


Шло около недели. Мне позвонили из курьерской службы, и мы договорились, когда я буду дома. Когда я пришёл с работы, у подъезда уже стоял большой деревянный поддон, а на нём наши коробки, крепко замотанные плёнкой. Удивительно, но всё было на месте — такие порядки. За полчаса я перетаскал вещи в квартиру.


Жильё




Кто искал жильё у нас, знает: задача русского риэлтора — создать ажиотаж. «У нас много желающих на эту квартиру, так что давайте скорее решайте». Столбы у нас уклеяны объявлениями «Сдам недорого».

В Дании всё наоборот: квартиры улетают за час, и на них реально очередь. Выглядит это так: есть специальные сайты недвижимости, где владельцы размещают объявления о жилье (предполагаю, что бесплатно). Желающие оставляют заявку на сайте. Через какое-то время мы поняли, что владельцы нас тупо игнорируют и не перезванивают. Тогда мы купили платную подписку (что-то порядка $20 за квартал), и нам стал виден прямой телефонный номер владельца, и я стал звонить. На том конце провода меня обычно ждала голосовая почта, и я выдавал уже заученный текст, составленный с помощью коллег: мне рекомендовали упомянуть, откуда я и какой у меня состав семьи, а также что у меня есть работа в Копенгагене. Одни говорили, что иностранцам сдают охотнее, другие наоборот. Так или иначе, квартиру я начал искать в июле, а въехали мы в ноябре (семья в это время получала визу в Украине).


При этом совсем не важно, далеко ли от центра квартира, до метро 5 минут или 15. Связано это на мой взгляд с тем, что здесь богатство распределено равномерно. Как сказал мой друг Сергей Комар, «выезжаешь за Копенгаген — и везде у них маленький Копенгаген». Везде есть вело-дорожки, парки, скамейки; чисто. Единственное, что, на мой взгляд, может сильно влияет на цену, это вид на море. Что ещё интересно, фашисты не бомбили Данию, поэтому новостройки котируются наравне с домами конца XIX века.


На первые 2 месяца моя компания подыскала мне квартиру, потом я жил в DanHostel в комнате с 5-7 туристами и туристками, сменявшимися каждый день. В Европе в июне-июле — пора путешествий выпускников, так что было весело. За 3 недели ничего у меня не пропало, хотя я уходил гулять каждый вечер и оставлял MacBook под подушкой. Один раз рядом с книгой Аксёнова меня ждала записка: "Кто ты, русский? Ты приходишь, когда мы уже спим, и уходишь, пока мы ещё спим". Это было мило.


Хостел в центре города обходился 150 крон в сутки ($30) в комнате на 8 человек, 170 крон в комнате на шестерых. В любом случае это не так страшно, как кажется — кровати двухярусные, ощущения конюшни нет, наоборот, у всех отпускное настроение. В хостеле есть кухня, wifi, стиралка. За месяц выходило чуть больше 5000 крон ($1000) — при вселении приходится покупать годовую карточку их сети и комплект постельного белья. Очень рекомендую, DanHostel — один из лучших; требуйте угловой номер на 11-14 этажах, не пожалеете. Он очень в центре города.




Иллюстрация 2 — вид из окна DanHostel на центр Копенгагена.


Ещё я снимал отдельную комнату в Фредериксберге (неплохой район) за 5500 ($1100). Все варианты квартир, которые мы смотрели, были около 8000 крон ($1380) — но это были или небольшие двушки, или далеко, или совсем не феншуй. Свежеотремонтированную квартиру размером с нашу трёшку в Амагере (хороший прибрежный район) мы сняли не торгуясь за 10 000 крон ($1700). Амагер (по-датски просто «Ама») всегда привлекал меня близостью моря и современной датской архитектурой, так что, хоть и дороговато, но нам нравится.




Иллюстрация 3 — район Amager: пляж Amager Strand с видом на ветряки




Иллюстрация 4 — район Amager: знаменитое студенческое общежитие университета ITU (элитное даже для местных)




Иллюстрация 5 — район Amager: то же общежитие, вид изнутри


Интернет




Заявку на подключение к провайдеру Fullrate мы подали перед Новым годом, а подключили нас уже в середине января. Ежемесячная плата составляет 199 крон ($34). Ещё с нас единоразово списали 99 грн за какое-то оборудование, 299 крон за подключение, зато wifi-роутер был гордо заявлен бесплатным.

Щиток находится прямо в квартире — там же вентили водопровода и телефонная розетка, через которую раздаётся интернет. При подключении настройщик в квартиру не входил, а сделал всё как-то на распределителе внизу, в подвале. Роутер пришёл по почте как обещали, так что мы вставили штекер в гнездо и всё.


Школа




Очевидно, что мой семилетный сын не знает датского, так что в школу он пойти не может. Мы попробовали попасть в русскую школу при российском посольстве, но там очень ограниченное количество мест, которые достаются детям консулов и работников Аэрофлота. К тому же, я подумал, что переезжать заграницу, но учится в русской школе — как-то странно. У нас другие задачи — перенимать местный опыт, так что мы стали рассматривать местные варианты.

Сходили в школу при нашем районе. Обходительный директор-турок объяснил, что нам делать: сначала сыну нужно 1-2 года походить в специальную подготовительную школу, где он в игровой форме с другими детьми иммигрантов будет учить датский язык. Потом, если знания языка выйдут на нужный уровень, он сможет ходить в школу по месту жительства.


Подготовительных школ в городе — одна или две. Чтобы решить для нас, родителей, вопрос логистики и безопасности детей, детей из дому в школу возят на такси. Это очень, ну очень дорогое удовольствие оплачивает коммуна — районное управление, смесь райкома с ЖЭКом, только адекватное. Выглядит это так: каждое утро ровно в 7:27 к нашему дому подъезжает стандартного вида местное такси — новый мерседес с водителем-индусом, за год такси не опаздало ни разу. В 8 часов сын в школе, в час дня учителя рассаживают их по машинам. Привезя ребёнка домой, таксист ждёт, пока мы покажемся с балкона и помашем ему рукой, мол, мы дома, всё окей.


В классе у сына 6 человек: помимо моего русака — японка Санксан, индус Обищак, негр-сомалиец Обилахе, поляк Демиен и араб Мохамед. Учительница — турчанка, в платке, английского не знает, только турецкий и датский; она вежливая, но строгая, сыну она очень нравится.


Это большой стресс для ребёнка — у них ведь нет общего языка, только язык тела и здравый смысл. Масса непонятных ситуаций, когда дети плачут от обиды, потому что в их возрасте и так не всё понятно в жизни, плюс они не могут выразить это словами. Поэтому часто, пока ждём такси, мы рассказываем сыну, что понимаем, как ему трудно, но мы им гордимся, что у него получается — и я вижу, что это наполняет его новыми силами. Через полгода он уже начал сносно общаться — играет с местными у нас на заднем дворе.


На тему скандинавского образования ходит много слухов. Я хочу разобраться в его отличиях от нашего, а пока что могу сказать, что детей учат не столько энциклопедическим фактам, сколько самостоятельности и умению общаться.


Жена ходила на родительское собрание. Родители заходили по одному в кабинет директора, где их ждал директор, учительница и переводчик с того языка, которым владеет родитель.


Выплаты на ребёнка




Немного официальной информации. Сумма выплат зависит от возраста ребёнка. Вы получаете фиксированную сумму за каждого ребенка.

Цифры на 2013 год таковы:



  • 0-2-летний ребёнок: 4299 датских крон за квартал

  • 3-6 лет: 3402 крон за квартал

  • 7-14 лет: 2679 крон за квартал

  • 15-17 лет: 893 крон в месяц.




Также есть множитель, зависящий от длительности вашего пребывания в стране:


  • от 6 месяцев — вам платят 25% от этой суммы,

  • через 1 год — 50%,

  • через 1.5 года — 75%,

  • через 2 года — 100%.




Это называется принципом начислений, который относится и к иностранцам, работающим в Дании.

Медицина




От местной медицины у меня диссонанс, который можно выразить так: тут выгоднее болеть раком, чем подхватить насморк. Объясню.

В Дании 2 слоя медицинского обслуживания: назовём их Передний Фронт и Настоящая Медицина соответственно.


Передний Фронт — это врач, к которому вы идёте с любыми вопросами: болит, чешется, беспокоит. Эти терапевты — очень спокойные люди, и основной ответ: «Само пройдёт». Ну могут порекомендовать больше пить чаю (при этом датчане смотрят на тебя во все глаза, если ты кладёшь в чай малиновый джем). Серьёзно, складывается ощущение, что задача Переднего Фронта — не допустить вас к Настоящей Медицине; похоже, так экономят деньги налогоплательщиков. При этом их компетенция оставляет желать лучшего — у кого-то врач, делая укол, чихнула в ладонь, не помыла руки и не протёрла место укола спиртом, у кого-то врачи лечили аллергическую сыпь как простые прыщи, у кого-то ребёнок проболел простудой 4 недели (они ходили к 3 врачам, послушали «само пройдёт» и кажется нашли русского специалиста).




Иллюстрация 6 — Передний Фронт. Приёмная.


Вас приписывают к определённому врачу по месту жительства. Есть список врачей по каждому району, и можете выбрать того, который нравится. Чаще всего в коммуне задают только один вопрос: «Какого пола врача вы бы хотели?». Когда этот щекотливый вопрос решён, по почте приходит карточка на мед. обслуживание — её нужно предъявлять на регистратуре.




Иллюстрация 7 — медкарта


Зато Настоящая Медицина — это белые халаты и новейшая аппаратура.


Интересный момент. На регистратуре вам говорят, как пройти к нужному кабинету так: «Следуйте по зелёной линии на полу» — от стойки расходятся 5-6 разноцветных линий. На этаже — автомат с бесплатным кофе, картины.




Иллюстрация 8 — клиника


Датчане — закалённый народ. Они ходят в футболках тогда, когда мы ходим свитерах с горлом. Я слышал про детские садики, где дети в любую погоду круглый год спят в тихий час на свежем воздухе — конечно, закутанные и под навесом, но всё равно круто.


Не подумайте, что упоминаю вскользь — работа




Место работы указано на «карточке датчанина». Если увольняешься с этого места, надо в течение 2 дней уведомить соответствующий орган (хотя бы по емейлу), и тогда тебе даётся полгода на поиск нового места работы.

Работают в основном с 9 до 17, после 17 народ активно расходится по домам. Перерыв на обед полчаса. Распространена доставка обедов в офис: 50% оплачивает сам сотрудник, остальное — компания.


Обсуждения проходят на английском языке, но каждый датчанин посчитает своим долгом сказать тебе, как было бы здорово, если бы ты начал учить их язык.


Датчане — в чём-то националисты, и они твёрдо верят, что датские разработчики лучше всех. Я считаю, что вопрос национальности мало влияет на профессиональные навыки.


Когда мы искали разработчиков, и я сортировал присланные резюме, было много мусора. Мне запомнилось самое яркое резюме на должность PHP-разработчика: "последнее место работы — уборщик в отеле. Фронт работ: отельные номера, холл, коридоры, конференц-зал, банкетный зал". Похоже, это связано с тем, что люди, удобно сидящие на пособии, обязаны отсылать несколько резюме в месяц для галочки, вот и шлют абы что.


Счастье на работе




Интересно, как слова в определённом языке передают духовные ценности его носителей.

Википедия гласит, что в японском языке есть слово "кароси", означающее смерть на работе от переутомления. Я слышал, что когда азиатские работяги хотят выразить протест, они работают в два раза больше.


В Дании не так. На работе должно быть хорошо и приятно работать. Это они называют специальным словом «arbejdsglæde» («арбайдэ», как известно, «работа», а «glæde» — калька английского слова «glad», радость то бишь). В отличие от греков, которых удовольствие привело к экономическим проблемам, варяги используют эндорфины для увеличения продуктивности работы.




Иллюстрация 9 — счастье на работе как его увидел я. Помимо джойстика да собак в кабине, у него ещё цигарка и музыка.


Чтобы иностранцы могли проникнуться духом этой идеи, был создан специальный сайт What the heck is arbejdsglaede!?. Посмотрите, там минималистическое видео о том, что это такое и как это достигается.


В качестве итога скажу: за границей, конечно, хорошо, но как только мой проект в Дании придёт к логическому завершению, я планирую всей семьёй вернуться жить домой на украинские просторы — у нас лучше. Почему? Читайте в следующей статье «Дания. Сравнительная характеристика».


Сссылки на закуску:


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers. Five Filters recommends: 'You Say What You Like, Because They Like What You Say' - http://www.medialens.org/index.php/alerts/alert-archive/alerts-2013/731-you-say-what-you-like-because-they-like-what-you-say.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий