Наверно, в играх я понимаю лучше, чем в книгах, музыке или кино, хотя и стараюсь ликвидировать пробелы, поэтому постараюсь не слишком часто отходить от основной линии. (Учитывая, что игр было за историю создано куда меньше, чем, например, книг, их и взглядом охватить куда проще).
Моему поколению, чьё детство и отрочество пришлось на крушение железного занавеса, довелось испытать интересный эффект: хлынувшие из-за границы игры «спрессовались» в единый клубок, и мы не воспринимали их как нечто последовательно развивающееся. Скажем, наши зарубежные сверстники, наигравшись в Super Mario Bros. (1985), наблюдали за лавиной платформеров, растущих как грибы после дождя. Мы же сначала не имели ничего, а потом получили сразу всё, и в этом смысле сантехник Марио был в наших сердцах прямым конкурентом Чипу и Дейлу из одноимённой игры (1990).
Особенно интересно в этом плане изучать ZX Spectrum. Не только потому, что лично я его люблю, а потому что случай совсем чистый: платформа в практически неизменном состоянии прожила примерно 10 лет, к началу 90-х годов все основные коммерческие игры уже вышли (это потом российские программисты подтянутся и создадут несколько шедевров), а каждый уважающий себя синклерист имел громадный каталог игр. Ещё бы, на обычную магнитофонную кассету влезало 10-12 игр, а кассеты легко копировались. На консолях же играли во что придётся (накупить тонну картриджей не каждому по карману было), а на PC время не «спрессовалось», потому что аппаратные возможности за десять лет так сильно изменились, что ставить на одну доску какой-нибудь Alley Cat первой половины восьмидесятых с Dune II (1992) решительно невозможно.
Однако я отвлёкся. Листая книгу, я (ожидаемо) обнаружил там Super Mario Bros., Jet Set Willy и Boulder Dash. Однако не нашёл ни Chip & Dale, ни Darkwing Duck, ни Dynamite Dan, ни Earth Shaker. Для меня это игры той же эпохи, вдохновлённые предшественниками, только интереснее, веселее, разнообразнее. Оставим в стороне Super Mario, у которого масса преданных фанатов, и сосредоточимся на парах Boulder Dash — Earth Shaker и Jet Set Willy — Dynamite Dan.
Boulder Dash | Earth Shaker |
Jet Set Willy | Dynamite Dan |
Вторые члены пар лучше первых во всех отношениях, кроме одного. Они не великие. Авторы Boulder Dash придумали великую идею и предложили достаточно скромную реализацию, в которую я пытался играть несколько раз, но так и не смог получить большого удовольствия. Примерно то же можно сказать про Jet Set Willy. Но эпигоны не дремали: не только на долю «Тетриса» и «Арканоида» выпало множество подражаний; пусть и не в том объёме, но и Boulder Dash, и Jet Set Willy породили жанры. Однако открыватель жанра и пик жанра — это не совсем одно и то же.
Если я читаю книгу по истории искусства (любого), всегда бывает интересно знать, кто пробил дорогу тому или иному направлению. Но не в меньшей степени интересно и то, чего же лучшего породило какое-либо время. Не берусь рассуждать о литературе и кино, а вот в играх ситуация почти однозначная: посмотрите любой список вида «лучшие игры 80-х», и вы в действительности увидите «самые великие игры 80-х». Но я же не историк игр; я просто хочу поиграть в самое лучшее и самое необычное, что было создано. В этом смысле мне всё равно, передо мной великий Boulder Dash или пигмейский эпигон Earth Shaker — это одна эпоха, одна платформа (если брать спекрумовский порт Boulder Dash), и именно по лучшим продуктам с точки зрения меня нынешнего, не отягощённого личным переживанием игры в первый Boulder Dash в годы когда ещё и жанра-то никакого не было, я буду оценивать те времена.
Как вы думаете, действительно ли основавшая жанр игра Boulder Dash настолько высоко подняла планку, что именно она до сих пор кочует из списка в список? Или (боюсь покушаться на святое) великий движитель жанра фэнтези профессор Толкиен с первого захода написал такую выдающуюся книгу, что её и в наши дни с громким успехом экранизируют? А как же эпигоны? Хочу рейтинг лучших, а не великих!..
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers. Five Filters recommends:
- Massacres That Matter - Part 1 - 'Responsibility To Protect' In Egypt, Libya And Syria
- Massacres That Matter - Part 2 - The Media Response On Egypt, Libya And Syria
- National demonstration: No attack on Syria - Saturday 31 August, 12 noon, Temple Place, London, UK
Комментариев нет:
Отправить комментарий