Часто социальное предпринимательство путают с благотворительностью. Конечно, что-то тут есть некие его элементы. Но все же, это не совсем благотворительность.
Социальные предприниматели это предприниматели, действующие на стыке благотворительности и традиционного бизнеса, решая социальные проблемы, популяризируя благотворительность и филантропию, и придавая бизнесу человеческое лицо.
Социальные предприниматели улучшают мир, придумывая и распространяя новые подходы для решения социальных проблем, используя как традиционные бизнес-практики, так и инновации, изобретая новые формы бизнеса, или нетрадиционно адаптируя традиционные бизнес подходы к социальным задачам.
Skoll Foundation предложили вот такую формулировку: Социальные предприниматели — агенты перемен общества, создатели инноваций, нарушающие статус-кво и меняющие мир в лучшую сторону.
Социальное предпринимательство это большой тренд в Кремниевой Долине. Уже существуют даже образовательные программы, предлагающие программы в области социального предпринимательства. Например, Стенфордский Университет предлагает программы для социальных предпринимателей: Центр Социальных Инноваций (Center for Social Innovation), HAAS Center for Public Service, Стенфордский центр филантропии и гражданского общества (Stanford Center on Philanthropy and Civil Society).
Вот статистика социальной активности американцев:
Социальное предпринимательство становится все более и более популярным в последнее время и в России, что, конечно же, не может не радовать.
БИЗНЕС МОДЕЛЬ
В социальном предпринимательстве принята гибридная бизнес-модель, где коммерческие и некоммерческие цели плотно связаны друг с другом.
ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ
KIVA — платформа, ставящая своей миссией борьбу с нищетой. Кива позволяет людям давать взаймы нуждающимся маленькие суммы на различные бизнес нужды — например, женщине в Зимбабве занять денег на покупку коровы, чтобы она могла зарабатывать с продажи молока. Зарабатывает Кива на взносах от заемщиков (около 15% от суммы займа).
Вот тут можно посмотреть финансовую отчетность: www.kiva.org/annualreport/2012
RAZOO — краудфандиногвая платформа для социальных целей. Миссия Razoo — создавать новое поколение филантропов. На Razoo можно создавать собственные мероприятия, и собирать деньги нуждающимся. Не очень понятная российском менталитету концепция, в США и Европе очень популярна.
Causes.com — крупнейшая платформа поддержки различных программ.
SunnyKarma — благотворительный аукцион встреч, популяризирующий благотворительность. Площадка, где каждый может пожертвовать встречу с собой, встретиться с другими людьми, и тем самым помочь нуждающимся.
GlobeIn — великолепная площадка, помогающая ремесленникам по всему миру, и связывающая их с глобальным рынком. Тут можно купить великолепные изделия ручной работы, и одновременно помочь людям. Кстати, площадка основана нашими соотечественниками.
Lyft — служба частных такси, где можно не просто доехать до дома, а также получить новых друзей. Великолепная альтернатива нашим частникам — безопасно, надежно, весело.
Многие бизнесы в рамках своего основного направления запускают социальные инициативы. К примеру, TOM's это не только хипстерская обувь, но также мощный социальный проект.
Также SleepTrain — компания, производящая матрасы, стала известна по их социальной активности. Они проделывает огромную социальную активность, помогая детским домам — организуют сбор игрушек, которые потом распределяют в детские дома.
Ассоциация AmBAR запустила социальный проект AmBAR Philanthropy, в рамках которого поддерживает социальные стартапы, особенно те, основателями которых являются наши соотечественники. В этому году в рамках конференции SVOD пройдет специальная сессия социальной направленности. Перед инвесторами выступят компании GOODdler, SunnyKarma и другие.
РОССИЙСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
LavkaLavka — Пожалуй один из самых ярких и красивых социальных стартапов в России – это фермерский проект, который ставит своей целью возрождение сельского хозяйства и утерянных гастрономических традиций в России и других странах. LavkaLavka – это онлайн проект, помогающий фермерам продавать свои продукты жителям больших городов, минуя рынки и сложную систему перекупщиков. Слова одного из основателей LavkaLavka, Бориса Акимова, точно отражают дух социальных предпринимателей: «У меня есть такое приобретенное с возрастом качество – сделать то, что в моих силах на данный момент. Меня, безусловно, волнует то, что происходит с моей страной.»
Никола-Ленивец — Еще один проект – природно-творческий кластер «Никола-Ленивец», расположенный в Калужской области, и включающий в себя несколько деревень. Миссия Никола-Ленивца – создание естественной саморегулируемой среды для жизни, отдыха, работы и творчества в гармонии с природой.
Теплица социальных технологий – помогает реализовать социальные стартапы онлайн. Миссия «Теплицы социальных технологий» – развивать культуру создания гражданских онлайн-приложений. Ребята делают потрясающую работу, связывая гражданских активистов и IT-специалистов.
ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Общаясь с социальными предпринимателями, всегда ощущаешь нечто, связывающее их. Я бы выделила несколько черт, которые объединяют этих людей:
• Вера во врожденную способность всех людей вносить значимый вклад в экономическое и социальное развитие общества.
• Желание сделать мир лучше.
• Решимость, позволяющая им рисковать и вырваться из общепринятых рамок.
• Здоровое нетерпение – не могут сидеть, сложа руки, и ждать изменений, они сами меняют мир.
Полезные ресурсы:
— business model canvas для социальных стартапов
— различные полезные ресурсы о социальном предпринимательстве Стенфордского Центра Социальных Инноваций
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.
Комментариев нет:
Отправить комментарий