Программирование — это великая Игра. Она поглощает тебя целиком, тело и душу. Когда ты весь погружён в него — для тебя более ничего не существует. Когда ты выныриваешь на свет, ты можешь с удивлением обнаружить, что прибавил 50 кг, возраст твоего исподнего приближается к возрасту первоклашки, и судя по количеству коробок из-под пиццы, уже пришла весна.
Но тебе всё равно, потому что программа работает, код красив, изящен и быстр.
Ты победил.
Ты знаешь, что некоторые считают тебя нердом. И что? Они ведь не Игроки. Они никогда не созтязались с Windows, не выходили один на один с DOS. Для них C++ — это неплохая оценка, почти B (по американской системе оценок) — но не язык. Их почти не видно. Как солдат или художник, тебе всё равно, что там думают эти гражданские. Ты творишь нечто замысловатое и прекрасное. Им не понять.
Пасека.
Секрет, на котором основаны все успешные софтовые компании: программистов нужно приручать так, как пасечник приручает пчёл. С ними нельзя поговорить, но их можно привлечь, чтобы они роились неподалёку. И когда они отвернуться, можно забирать мёд.
Чтобы они не жалили, ты платишь им деньги. Больше, чем они могут потратить. Но это меньше, чем можно было подумать. Просто у всех программистов в голове отцовский голос говорит «Когда ж ты займёшься каким-нибудь реальным делом?». И тебе просто надо платить им столько, чтоб они могли ответить (тоже у себя в голове): «Блин, пап, да я больше тебя зарабатываю». В среднем это не так уж много.
Чтобы они не улетели из улья, им нужны другие программисты — вместе роиться веселее. Для программиста важна похвала только от другого программиста. Менее талантливые будут идеализировать их; равные по силе будут соревноваться и побуждать их. Чтобы рой был годный, убедитесь что у вас есть один сертифицированный гений, на которого они все могут равняться. Даже если он смотрит на чужой код, только чтобы его высмеять.
«Вот он — Игрок!», думает начинающий кодер. «Он на мой код посмотрел!» Больше ничего и не надо.
Если у софтовой компании есть такой улей, кодеры забудут сон, любовь, здоровье и чистую одежду, а компания будет зашибать деньгу.
Выход из-под контроля.
Проблема, которая убивает одну компанию за другой, следующая. У всех успешных компаний был лидер, который взращивал программистов. Но он не может вечно оставаться у руля. Он либо продаёт компанию, либо приводит менеджеров, которые его изживают, либо он сам становится менеджером. Так или иначе, управление переходит в руки маркетологов.
Но управление чем? Вместо ровных сборочных конвейеров с рабочими по бокам, они обнаруживают, что продукция компании производится непредсказуемыми, неконтактными, своенравными, и что хуже всего — непривлекательными людьми, которые сопротивляются попыткам управлять ими изо всех сил.
Засунь их во временные рамки, напяль костюмы — они замкнуться и начнут саботировать продукт. И что хуже всего — менеджеры будут чувствовать, что программисты высмеивают их в каждом разговоре.
Выкуривание.
А для программиста шок ещё больше. Он вдруг обнаруживает, что его контролируют инопланетяне. Митинги, Графики, Отчёты…
И кто-то теперь вдруг требует от него ПЛАНИРОВАТЬ свою деятельность, и потом придерживаться плана! Не улучшать. Не подправлять. Никогда, ни за что не трогать чужого кода.
Теперь начинающий программер, который когда-то ему поклонялся, стал его начальником-тираном. Потому что сыграл в гольф с каким-то хером в костюме.
Улей обречён. Лучшие программисты улетают уходят. Маркетологи чувствуют себя комфортно в окружении людей в ярких галстуках, и у них всё под контролем. Правда, они сбиты с толку — почему-то каждая новая версия программы теряет долю рынка, разрастается и обрастает багами.
Наверно, надо сделать новый дизайн упаковки. Точняк.
PS: Это перевод статьи Орсона Скотта Карда, автора серий книг «Вселенная Эндера», «Сказание об Элвине Созидателе», «Возвращение домой».
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.
Комментариев нет:
Отправить комментарий