...

пятница, 24 января 2014 г.

[Из песочницы] С небес на землю. Или почему мы не переходим в облака

Причиной написания данной статьи послужил этот пост, повествующий о том, что в самом ближайшем будущем большинство компаний малого и среднего бизнеса перейдут от «целого отдела с непонятными людьми, которых надо оформлять в штат, платить зарплату, обеспечивать рабочим местом, плюс к этому выделенная серверная, с кондиционированием, стойками, серверами, потребляющими электричество со скоростью огромного никогда не выключающегося утюга» к «человеку в костюме, который в конце каждого месяца приходит с бутылкой французского коньяка и счетом за ИТ-услуги».

Под катом размышления о том, что можно, а что нельзя перенести в облака на примере реального предприятия.


Осторожно: отсутствуют картинки и не сильно много текста





Небольшое введение



Я работаю на ликероводочном заводе с пятью линиями производства. Из ИТ оборудования чуть больше сотни рабочих мест, десяток серверов, немного специфического оборудования, море витой пары, пара оптоволоконных кабелей и колосально-широкий интернет-канал в 4Mbps (планируем поднять до 10Mbps)

На момент моего трудоустройства рабочих мест было почти в два раза меньше, один сервер и два «недосервера» (интернет шлюз и файлопомойка на ubuntu 12.04 без raid) и полное отсутствие документации чего либо и даже без домена. На единственном сервере крутился 1С.


ИТ отдел состоит из, собственно, двух человек: меня (начальник отдела + администратор 1С) и системного администратора (коего ни как не удается найти — за пол года сменилось 4 человека)


Содержание



Не секрет, что ИТ — расходы, сказывающиеся на себестоимости, а значит и на конкурентоспособности/доходности предприятия. Попробуем их урезать и отдать на корм внешнему облаку.

Рассмотрю в таком порядке:


  • Сервера

  • Рабочие станции

  • Спец. оборудование

  • Персонал


Сервера



  • Интернет шлюз с биллингом и куртизанками — не переводится, иначе просто не будет того самого интернета для подключения к облаку

  • Принт-сервер (для управления очередью печати + хранилище драйверов) — переводить глупо — пустая трата интернет канала, да дополнительные задержки

  • Сервер 1С — теоретически возможно, однако доступность для него критична, а это не позволит существующий интернет канал

  • Сервера видеонаблюдения — трафик с 50 ip камер через 4 мегабита? Вы серьезно?

  • Файловый сервер — с таким интернетом он потеряет весь смысл

  • Контроллер домена и резервный контроллер — на аутсорс наплевав на информационную безопасность? Ну уж нет


С рабочими станциями несколько интересней — можно поставить RDP или Hyper-V клиенты, но во первых мощности большинства машин не далеко ушли от такого оборудования, да и опять таки интернет-канал не позволит держать облачный сервер виртуализации рабочих станций.


На счет специального оборудования все просто — нельзя. Ни сервера и рабочие станции ЕГАИС, ни сервера и контроллеры купажа, ни компьютеризированные счетчики спирта и бутылок на линиях, ни машины с подключенными различными датчиками. Это оборудование и ПО не приспособленно ни коим образом к облачным вычислениям, более того, в большинстве аппаратных и программных спецификаций черным по белому печатным шрифтом и с синей печатью это запрещено. И никак иначе.


Достаточно быстро мы подошли к главной проблеме (ну не умею я воду лить и сочинять длинные посты) — персонал. Даже если забыть про все вышесказанное, и отправить все-все в облако со своими админами, то по прежнему потребуется 2 айтишника. Как это не прискорбно, но основная работа системного администратора — включение принтеров, правильное вдвигание лотка бумаги, установка картриджей, нажатие «ок» на предупреждающих сообщениях, выключение режима Caps Lock и прочая ерунда. Я же, как администратор 1С в основном слежу за тем, чтобы бухгалтера не ставили костылей, чтобы данные не расходились с фактическими и постоянное обучение сотрудников, ведь из 80+ пользователей 1С около 60 первый раз увидели ее в глаза лишь у нас на заводе. Если убрать из нашей работы истории с баша, то вполне хватило бы одного человека на пол ставки, но такова суровая правда жизни.


Итог



Основными проблемами для общей виртуализации и облаковизации (кривое слово — просто оставлю его здесь) является:


  • отсутствие широкополосного и стабильного доступа в интернет, кроме больших городов

  • вычислительно-ресурсные требования к клиентскому оборудованию достаточно малы, что делает бессмысленным перевод на виртуализацию

  • Некоторая «заторможенность» разработчиков специализированного ПО относительно новых технологий, связанное, скорее всего, с тестированием и обеспечением максимальной надежности

  • Практически полное отсутствие «компьютерной грамотности» работников других служб




Статья donjenya актуальна, на мой взгляд, только для мегаполисов и компаний оказывающих услуги, а не занимающихся производством — еще очень не скоро облачные вычисления смогут «захватить» производственные предприятия глубинки.

P.S. Глубинка = 200км от центра Москвы. За МКАДом интернета нет


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий