...

воскресенье, 26 января 2014 г.

Размер имеет значение. Выбор среднеформатного фотоаппарата

Я думаю многие тут увлекаются фотографией. Степень увлечения бывает разной, а понятие фотограф вообще размыто и не определено. Разные цели, разные бюджеты фотографов и много других отличающих факторов. Кто-то фигачит луки на iphone, а кто-то мучается с громадными пластинами большого формата. Но всех этих людей объединяет интерес к фотографии, а у некоторых может даже и любовь, и даже бывает взаимная. Поэтому решил рассказать о фотоаппарате, который нечасто можно увидеть, заодно поделиться опытом перехода на новый формат.

Почему решил купить




В жизни любого фотографа наступает момент, когда сердце требует чего-то теплого и лампового. Многим хватает дедушкиного Зенита, а кто-то, ведомый неизвестным чувством «надоивсё», стремится перейти на более специфический уровень — рвануть к среднему формату. Почти так же было и со мной, только в промежутке я успел поснимать на 135 пленку чудесным фотоаппаратом Мир. В этот момент я понял, что не люблю дальномеры, или не умею их готовить.

Хотя была идея покупки пленочного Canon, но уже хотелось чего-то нестандартного. «ДАЙТЕ БОЛЬШЕ!!!», — вот именно так и появилось желание покупки среднего формата. Покупка СФ-цифры не то что отпала, она даже не предполагалась, зная замечательный уровень цен.



А вот дальше началась настоящая внутренняя борьба. СФ я покупал больше года. За всё это время у меня было две стадии желания:

• просто хочу СФ

• я знаю, что за СФ я хочу



Варианты среднего формата




Возможно, мне кажется, но при выборе СФ есть аппарат, который сразу приходит в голову — Любитель. Такой весь милый и родной советский двухобъективный СФ. Но меня не устраивало качество и возраст аппарата.

На этом моя тяга к двухобъективным фотоаппаратам не прошла, и я увидел обзор Yashica 124 Mat G. Отличный аппарат со средней ценой, порядка 300-400 usd, при этом достаточно много экземпляров в хорошем техническом состоянии. Кроме того, я рассматривал громадное количество других систем: Mamiya, Hasselblad, Rolleiflex, Pentax. Но в основном это были непонятные метания, просто от желания иметь средний формат.

Это и была первая стадия желания обладать средним форматом.


Ограниченный выбор и другие причины




Дальше уже было логическое осмысление, что мне нужно. Это самое трудное. Хотя я сразу поставил несколько условий, которые сузили выбор до минимума.

Долго рассказывать я не буду, но так сложилось, что с мануальной оптикой я не дружу в силу своего зрения. Именно поэтому первым условием было наличие автофокуса на аппарате. Ну а вторым условием была возможность перехода в будущем на цифру. Просто покупать средний формат для тёплой ламповости я уже не хотел, а вот дополнить ламповость хорошими перспективами развития системы — другое дело.

В результате осталось два варианта:

• Mamiya AFd

• Contax AF


Contax 645 — среднеформатная автофокусная однообъективная зеркальная камера. Размер кадра 4,5×6 см, применяется фотоплёнка типа 120 и 220. К фотоаппарату разработаны цифровые задники. Диапазон выдержек от 32 до 1/4000 сек. Это прекрасная камера, которая удовлетворяет моим требованиям, но есть главные недостатки: их достаточно мало на рынке; стоимость на ebay от 2000 до 4000 usd, в зависимости от комплекта.


Всё это и стало причиной выбора в пользу Mamiya AFd. Дальше были долгие попытки купить его на ebay, но тут мне не везло. В итоге, счастье пришло случайно. Мне достался экземпляр второго поколения в Москве.


Немного про саму компанию и аппарат:

Mamiya была основана в мае 1940 года конструкторами фотоаппаратов Сэйити Мамией (Seiichi Mamiya) и Цунэдзиро Сугаварой (Tsunejiro Sugawara), который обеспечил финансирование новой компании. В 1975 году компания представила компактную камеру Mamiya 645 формата 6×4,5. Это прародитель моей версии.


Камера, которая досталась мне — Mamiya 645AFD II, производилась с 2005 по 2008 год.

А теперь небольшое позитивное отступление. Весной 2009 года компания Phase One A/S стала ведущим акционером компании Mamiya Digital Imaging, приняв на себя «стратегическое руководство», маркетинг и распределение работ. Phase One — это производители цифровых задников, так что переход на цифру с этой камерой только вопрос денег.


Обзор аппарата




Mamiya AFD II представляет собой среднеформатный зеркальный фотоаппарат со съемным задником. Диапазон фокусных расстояний сменной оптики от 28 до 300 мм. Чаще всего, его родной комплектный объектив это 80 мм/2,8. Его объектива вполне хватает. Если любите портреты, то стоит ещё присмотреться к объективу 150 мм/3,5.

Корпус вызывает приятное ощущение мощи и крепости, сделан из магниевого сплава, достаточно тяжелый. Фактически состоит из трёх частей — тушка, задник и объектив. В руке лежит хорошо, эргономика отличная. Благодаря специальному покрытию рукоятки пальцы не скользят. Хотя в целом это то, к чему я привык на зеркалке. Есть минус — хипстерский самолук с олдскульной камерой не получится, у аппарата несъёмная пентапризма. Заменить ее на шахту не получится. Зато, если снять объектив и задник, то аппарат сразу начинает напоминать чужого.


Режимы съёмки также привычны по зеркалкам: стандартный полуавтомат, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и ручной режим. Экспозамер есть как точечный, так и центровзвешенный. Электроника справляется хорошо и на улице, и в помещении. Работа в студии тоже зачёт.




Автофокус. Вот тут надо понимать, что он достаточно допотопный и медленный. Но всё относительно, камера явно не для съёмок спорта. Опять же, если любите портреты — самое то для неспешной съёмки и общения.



Плёнка. Проблемы с заправкой пленки возникли только в первые два раза, и то из-за того, что пробовал я это методом научного тыка. Кто решит обзавестись СФ, советую закупаться нужной плёнкой чуть заранее, товар не самый ходовой, особенно если ищете конкретную плёнку.



На плёночном заднике есть дисплей с характеристиками плёнки и счётчиком кадров. Тут главное не забыть поправить ISO при загрузке новой пленки, за это отвечают две кнопки. Если нажать две — включится регулировка ISO, а дальше уже по стрелочке либо выше показатель, либо ниже.


Дополнительная хитрость плёночного задника — наличие шибера (съёмной заслонки), который одновременно защищает плёнку от засветки при снятии задника и служит в качестве предохранителя, не давая фотоаппарату снимать.


Ещё один момент, это количество кадров. 120 плёнка одна, а вот форматов кадра у СФ много. Вот и получается, что у разных СФ-фотоаппаратов разное количество кадров. У формата 6х4,5 получается 16 кадров.


Сразу после съёмки 16 кадра задник оживает и дотягивает плёнку на катушку. Остаётся только достать её и отнести в проявку.



Я использую плёнку KODAK и Ilford. Очень приятной оказалась плёнка Ilford Delta 3200. Так как я не хардкорный плёночник, то отдаю пленку в проявку в лабораторию. Пока что особых косяков не замечал за лабами, хотя, бывает, слегка мнут плёнку.





Просмотр и оцифровка




С просмотром всё очень просто, если есть смартфон. В большинстве камер есть режим «негатив». Включаем камеру, наводим на плёнку — готово, видим кадр, как он должен быть. Хороший вариант, чтобы отобрать фотографии под скан или печать.

А вот со сканированием значительно тяжелее. Есть допотопный вариант: переснимать на цифровой аппарат, подсвечивая плёнку с обратной стороны. Главное, чтоб это был не экран (монитор, ТВ, ноутбук), потому что будут заметны пиксели монитора. То же верно и для фактурной ткани, если использовать её на просвет— фактура будет заметна на фотографии, даже если на первый взгляд ткань кажется ровной. Вероятно, идеальный вариант это матовое стекло или бумага. Дальше нужно перекинуть на компьютер, сделать инверсию и приправить фотошопом по вкусу.


Второй вариант — купить бюджетный принтер с возможностью сканирования слайдов и широкой плёнки. Такая радость может обойтись до 20 000 рублей. И даст сносный результат по качеству. В эту тему можно глубоко влезать, анализируя качество линз, равномерность подсветки, чистку от артефактов и так далее.


Ну и самый ленивый вариант — хороший сканер для плёнки, например, Nikon COOLSCAN 8000 или 9000. Сааамый главный минус — стоит такой сканер немногим меньше 100 000 рублей. Если сканировать плёнку в максимальном качестве в лабе, то каждый кадр обойдётся в 500-700 рублей. Лучше иметь друзей со сканером :) Также на специализированных форумах для фотографов есть немало предложений от владельцев подобных сканеров, у которых стоимость сканирования среднего формата в высоком разрешении составляет 60-100 руб за кадр.


Фотографии







This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий