...

воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Солдаты и роботы


Самые передовые достижения науки и техники человечество в первую очередь использует для создания очередного оружия. Робототехника не избежали этой участи. Сегодня наибольшее количество роботов, выполняющих различные прикладные задачи, находится в армиях разных стран. Америка, как самая богатая страна, на текущий момент обладает самым большим и разнообразным «парком» роботов в войсках, действующих на территориях Ирака и Афганистана. Сразу хочу оговориться, что в данном случае под «роботами» я подразумеваю не беспилотники, а сухопутные машины.



Не секрет, что людям свойственно наделять предметы и машины теми или иными человеческими свойствами. Ещё с детства мы зачастую даём своим игрушкам, — а с годами автомобилям и компьютерам, — имена, считаем их «мальчиками» или «девочками», знаем особенности их «характеров» и ищем к ним подход, когда они «не в настроении». А чего стоит феномен восприятия многими моряками (как военными, так и гражданскими) своих кораблей как живых существ? Достаточно почитать воспоминания тех из них, кто видел тонущие корабли: почти каждый описывает это не как катастрофу, а как гибель большого живого существа.


В связи с этим учёных заинтересовало, формируется ли у солдат, эксплуатирующих роботов, какое-то особое отношение к своим «подопечным», влияет ли их отношение к роботам на выполнение повседневных обязанностей и приказов? Не будут ли солдаты слишком заботиться о безопасности роботов в опасной ситуации?


Современные военные роботы ещё не являются полноценными боевыми единицами. В основном они используются для разминирования, разведки и транспортировки грузов. Внешний вид этих роботов далёк от антропоморфного или зооморфного. Фактически, подавляющее большинство этих роботов представляют собой гусеничную или колёсную платформу с видеокамерой и манипулятором. Прямо скажем, вид у них не самый располагающий.



Тем не менее результаты интервью, взятых у 23 сапёров-операторов этих роботов, говорят о том, что солдаты склонны «очеловечивать» эти машины. И это приводит к появлению эмоциональной привязанности оператора к своему роботу. Надо сказать, что все опрошенные являются не молодыми новобранцами, а высококлассными специалистами, чья квалификация позволяет работать со всеми видами боеприпасов, включая биологические, химические и ядерные. Их моральные и профессиональные качества позволили им получить допуск к работам, связанным с безопасностью президента и важных международных мероприятий. Так что нельзя упрекнуть этих людей в излишней эмоциональности или легкомысленности.


Опрошенные подтвердили, что их отношение к машинам не влияет на выполнение ими своих обязанностей. В то же время бойцы сообщили что испытывали расстройство, гнев и досаду, когда их роботов уничтожали или повреждали. Частично это было обусловлено высокой стоимостью и редкостью роботов, но всё-таки некоторые солдаты испытывали чувство потери. Несколько человек даже устраивали своим роботам похороны:



Парни, с которыми я работал, потеряли своего MARCBot. Они наградили его Пурпурным Сердцем и Бронзовой Звездой, а потом устроили полноценную церемонию похорон с 21 торжественным салютом. Кого-то это раздражает, но эти маленькие засранцы действительно имеют личность и спасли очень много жизней.




Некоторые из солдат также признались в том, что воспринимают роботов как некое продолжение, «расширение» себя самих. Более того, такое восприятие машин как части своего тела также влияло на эмоциональное состояние операторов, которые болезненно воспринимали технические ограничения и несовершенство роботов.


Несмотря на сказанное выше, все опрошенные очень ясно осознавали, что речь идёт просто об инструментах. Тем не менее, многие из солдат давали своим роботам клички, обычно в честь своих жён и подруг (но никогда бывших). Некоторые из солдат даже наносили имена на корпуса машин. Но такая привязанность не мешала сапёрам посылать своих «любимцев» на опасное задание.

Сегодня разработка роботов имеет тенденцию к приданию им антропо- и зооморфных форм и поведения. Достаточно посмотреть на достижения одного из лидеров в этой области, компании Boston Dynamics, недавно купленной Google.




Это позволяет придать роботам большую мобильность, способность пересекать сложный рельеф, быть более устойчивыми. Однако теперь учёные задаются вопросом, как роботы, очень похожие на людей и животных, повлияют на эмоции солдат и, в конце концов, на принятие ими рациональных решений в бою.


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий