...

суббота, 3 мая 2014 г.

Профессии в мире информационных технологий. Лекция в Яндексе

Информационные технологии развиваются настолько стремительно, что не оставляют традиционной системе образования шанса на то, чтобы своевременно готовить специалистов под актуальные потребности сферы IT. За несколько лет платформы и инструменты успевают кардинальным образом измениться, в отличие от учебных планов.

В лекции, которую мы представляем в этом посте, Виктор Ашик из Школы анализа данных Яндекса постарался использовать опыт Яндекса, чтобы рассказать старшеклассникам о существующих на данный момент специальностях и знаниях, нужных для работы. А также объяснить, почему фундаментальное образование так важно и необходимо для будущего в этой индустрии.






Выбор профессии




Бытует мнение, что в начале жизненного пути человек должен выбрать себе профессию и двигаться к этой цели. Но чаще всего мы сами не знаем, чего мы хотим, а представления об идеальной профессии могут меняться с течением жизни. Кроме того, мы не можем знать с уверенностью, какие профессии будут востребованы в будущем.

Попробуем ответить на вопрос, почему профессии, связанные с информационными технологиями настолько востребованы на сегодняшний день? В значительной степени это связано с экспоненциально возрастающей сложностью областей, применяющих вычисления. Если бы программист мог самостоятельно протестировать все возможные пути выполнения и все возможные состояния написанной им программы, жить стало бы гораздо легче, профессия тестировщика стала бы не нужна, да и программистов нужно было бы значительно меньше. Во-вторых, сама IT-отрасль настолько разрастается, появляется такое разнообразие технологий и нюансов, что владеть всем уже невозможно, необходима специализация. Уже нельзя просто решить работать в области IT и учиться этому, нужно выбирать более узкую специальность.


Проблемы образования в IT




Одна из главных проблем вузовского образования по специальностям, связанным с информационными технологиями — чрезвычайно быстрое устаревание знаний и навыков. Очень часто пока новая технология проходит свой путь от появления до включения в учебные планы, она уже успевает устареть, и ей на смену приходит новая. Но так как технология уже вошла в учебный план, ей по инерции продолжают обучать студентов, хотя никакого практического применения они, скорее всего, этим знаниям не найдут. Более того, быстрое развитие технологий не позволяет один раз и навсегда чему-то научиться. Обучение должно быть непрерывным, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке труда, приходится постоянно учиться чему-то новому.

Существует также проблема конкуренции академической среды и промышленности за кадры. Работа в промышленности обычно выгоднее работы в академических областях. Поэтому наукой и преподаванием в большинстве занимаются либо те, кто без этого не могут, либо те, кто может совмещать оба этих направления.


В какой-то момент многие задаются вопросом, а нужно ли высшее образование в IT в принципе, если там учат устаревшим технологиями и навыкам? На самом деле, вуз дает время и возможность освоить многие базовые вещи: теорию алгоритмов, теорию вероятностей и т.д. Если пренебречь высшим образованием, и освоить только необходимые в данный момент технологии и сразу пойти работать, у вас просто может не остаться времени и мотивацию на освоение этих фундаментальных основ. Что в дальнейшем может привести к проблемам при освоении новых технологий и попытках выйти на новый уровень. Кроме того, многие рекрутеры, выбирая между двумя кандидатами, всегда отдают предпочтения тем, у кого есть профильное высшее образование, либо совсем не рассматривают резюме, в котрых нет строчки о наличии диплома.


Помимо высшего образования существует авторизованное обучение, производимое ведндорами программного аппаратного обеспечения. Они сами разрабатывают учебные курсы, заточенные под их продукты, и выдают сертификаты о прохождении обучения. Часто такие курсы совмещаются с обучением в вузах. Наличие сертификатов также может расцениваться рекрутерами как одно из преимуществ кандидата.


Как выбрать профессию?




Постараемся определить основные принципы выбора своей будущей профессии. Важно спроектировать примерную траекторию своей карьеры: будете ли вы работать во время обучения, будет ли это работа по специальности и т.д. Во-вторых, можно попробовать совместить свою будущую профессию со своим хобби: когда занимаешься любимым делом, получаешь гораздо больше удовольствия от работы и более высокую мотивацию. Также нужно постараться убедиться, что построенный вами план будет работать, что инвестиции в образование окупятся в будущем: ваша профессия будет востребованной и хорошо оплачиваемой. Следующий шаг – выбор вуза наиболее близкого к современным технологиям и требованиям промышленности.

Как осваивать профессию




Очень важно за время обучения как можно лучше освоить английский язык. Без этого у вас могут возникнуть трудности с чтением документации, а также общением с коллегами и партнерами, если вы будете работать в международной компании. Умение программировать – полезный навык не только для разработчиков, но и для любых IT-специалистов. По возможности учитесь у действующих профессионалов, работающих по вашей специальности, благодаря развитию технологий и появлению различных онлайн-курсов, это не так уж сложно. Получая в процессе обучения различные навыки, старайтесь как можно скорее применять их на практике: решайте полезные задачи, ищите фриланс-подработки, попробуйте совмещать работу с учебой.

Что собой представляет отрасль ИТ




Ниже представлено два списка. В левом перечислены области деятельности, а в правом – более узкие отрасли в рамках информационных технологий.


Если взять любой слово из левого столбца и совместить его с любым пунктом из правого, мы получим название специальности. Мы не будем подробно рассматривать все возможные сочетания, а разберем самые распространенные из них.


Администрирование и управление в сетях связи


  • Знания:


    • Сети;

    • Протоколы;

    • Оборудование.



  • Задачи:


    • Установка;

    • Настройка;

    • Мониторинг;

    • Обслуживание сетевого оборудования.



  • Роли:


    • Сетевой администратор;

    • Сетевой аналитик;

    • Сетевой инженер.






Информационная безопасность


  • Знания:


    • Протоколы аутентификации;

    • Антивирусы;

    • Криптография;

    • Эксплуатация и изоляция уязвимостей;

    • Нормативная база.



  • Задачи:


    • Мониторинг;

    • Диагностика;

    • Тестирование возможности проникновения;

    • Соответствие требованиям.



  • Роли:


    • Администратор ИБ;

    • CISO, penterter,...






Внедрение корпоративного ПО и консультирование


  • Знания:


    • Корпоративные языки (Java/.NET/SQL);

    • Прикладные: бухгалтерия, финансы;

    • Оборудование.



  • Задачи:


    • Установка;

    • Настройка ERP/CRM/BI/бухгалтерия...

    • Обслуживание.



  • Роли:


    • Консультант;

    • Аналитик;

    • Разработчик.






Дизайн интерфейсов и опыта взаимодействия


  • Знания:


    • Дизайн;

    • Эргономика;

    • Психология.



  • Задачи:


    • Проектирование интерфейсов;

    • Графический дизайн;



  • Роли:


    • Дизайнер;

    • ...






Обслуживание и поддержка


  • Знания:


    • Сети;

    • Протоколы;

    • Оборудование;

    • Все остальное.



  • Задачи:


    • Мониторинг;

    • Получение обратной связи;

    • Диагностика;

    • Устранение неполадок или эскалация проблемы.



  • Роли:


    • Дежурный администратор;

    • Сотрудник службы поддержки;

    • Инженер службы поддержки.






Разработка и администрирование БД


  • Знания:


    • SQL;

    • Реляционные СУБД;

    • Операционные системы;

    • Проектирование баз данных.



  • Роли:


    • Администратор БД;

    • Разработчик БД;

    • Аналитик/проектировщик запросов;

    • Консультант.






Разработка ПО, веб-служб и приложений


  • Роли:


    • Разработчик (программист)


      • Интерфейсов (frontend),

      • Приложений (Windows, OS X, *nix),

      • Мобильных приложений;



    • Тестировщик


      • Функциональный

      • Нагрузочный.








Системный анализ


  • Задачи:


    • Анализ требований;

    • Постановка задач




    Роли:


    • Технический писатель;

    • Бизнес-аналитик;

    • Системный аналитик;

    • Аналитик программного обеспечения.






Управление проектами


  • Задачи


    • Определение и достижение целей;

    • Поиск баланса «время, цена, качество».




    Роли:


    • Руководитель проекта по...

    • Мастер методологии (Scrum, Agile,...).






В лекции все эти специальности, требования и задачи разобраны более подробно и с примерами.


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий