Каждый представит какой-то свой образ: кто-то вспомнит улыбку Гагарина, кто-то красивые крылья космического челнока, кто-то — солнечные «паруса» Международной космической станции… Даже ползущие за 100 млн км марсоходы, официально находятся в полете. Для беспилотной же космонавтики, космос чаще всего выглядит вот так:
Сухая абракадабра телеметрии, которая понятна лишь профессионалам — это самое важное, что ожидается сразу после запуска аппарата. Это ответ спутникового оборудования, на вопрос: «Как сам?» Машина отвечает набором цифр и букв, которые позволяют точно определить состояние всего аппарата и установленного оборудования: работоспособность, энергопотребление, температуру…
Вот и «Даурия Аэроспейс» увидела свой первый набор букв и цифр.
Мне уже немного пояснили, что FM1 — это позывной нашего аппарата, подтверждение того, что это именно наш, а не какой-то еще из 33 спутников, запущенных прошедшей ночью конверсионным «Днепром». Специалисты прочтут здесь намного больше. Но я здесь вижу не только информацию о жизнедеятельности 11-килограммового куска алюминия, меди и кремния. Это, прежде всего, подтверждение того, что два с половиной года усилий, несколько миллионов долларов, и тысячи человекочасов высококвалифицированных специалистов по обе стороны океана не прошли даром. Космический аппарат действительно в космосе, и шлет нам оттуда свой телеметрический привет.
Это было действительно трудно, но и интересно. Хоть я сам не закрутил ни одной гайки, не написал и строки кода, но сегодня добрался до Хабра после 34-часового марафона пресс-конференций, пресс-релизов, речей, рассылки приглашений, встречи гостей, прямых включений с космодрома, аплодисментов, напряженного ожидания в ЦУПе, белого шума радиопомех, холодного утреннего ветра крыши и, наконец необоснованной радости от непонятного «FM1» на мониторе ЦУПа.
Да, мы полетели
Ночные пуски «Днепра» редкое явление, поэтому видео весьма невзрачное, зато любезно присланное нам сотрудниками "Космотраса", сразу после запуска. Этот старт был рекордным. Впервые в истории одна ракета выводит такую интернациональную стаю частных коммерческих спутников, среди трех десятков которых, оказались российские.
Первым частным российским стал "Таблет Сат Аврора" от компании «Спутникс». Наши два Perseus-M, хоть по факту и принадлежат российской «Даурии», но создавались в калифорнийском подразделении в Кремниевой долине.
Но это вовсе не означало, что к запуску российские специалисты отнеслись равнодушно. И когда руководство «Даурии» принимало поздравления, на другом конце Москвы, в сколковском офисе, в ЦУПе дежурила группа инженеров, готовых принять первые сигналы из космоса.
Первый сеанс связи проходил 20 июня в 00:40, через полтора часа после запуска. Но спутник не поднимался высоко над горизонтом, поэтому внятного сигнала и подтверждения получить не удалось. Пришлось ожидать следующего сеанса связи: в 02:20. В этот раз удалось засечь короткие импульсы, с частотой в 20 секунд, но пока они не несли телеметрической информации.
Только ближе к полудню едва заметное шипение превратилось в закодированную информацию, преображенную в телеметрию. Это означало завершение долгого процесса запуска. Теперь можно заявлять уверенно: первые спутники российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс» успешно выведены на околоземную орбиту и готовы к работе!
Теперь осталось дело за малым: научить их зарабатывать деньги.
Какую работу могут выполнять такие малыши, размером 10х20х30 см?
Это традиционный вопрос, который задается сразу после первого: «Вы, что правда делаете космические аппараты?»
Микроплатформа Perseus — это практически полноценный космический аппарат, оборудованный системой стабилизации и ориентации. Только, что ракетного двигателя не хватает, а непременные элементы «настоящего» спутника имеются: двигатели маховики, магнитные исполнительные органы, система автономного электропитания, звездный датчик, система высокоскоростной передачи данных… То есть спутники такого типа и габаритов способны выполнять разные задачи, представляющие, в том числе и коммерческий интерес.
Perseus-M — maritime — будут определять местоположение кораблей на морях и реках, при помощи сигналов Автоматической идентификационной системы (АИС). Это не так интересно, как, например фотосъемка, но такая информация имеет спрос на внутреннем и мировом рынке. Кроме того, опыт эксплуатации Perseus-M позволит отработать платформу для более сложных задач и, уже в 2015 году, перейти как раз к наблюдению за поверхностью Земли.
Следующее поколение аппаратов, Perseus-O — observation — должно заняться мультиспектральной съемкой с разрешением 22 метра. Пока это планы на ближайшие годы, мне же интереснее рассказывать о свершившихся делах и результатах в космосе. Поэтому рад, что рассказывая о работе «Даурии» можно сменить будущее время на настоящее. Только превращая планы и обещания в дела и достижения можно заслужить доверие. Этим мы и займемся. Но сейчас пора спать.
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Комментариев нет:
Отправить комментарий