...

пятница, 18 июля 2014 г.

[Из песочницы] Простой websocket-чат на Dart

Здравствуйте!

В этой статье я хочу описать создание простого websocket-чата на Dart с целью показать, как работать с вебсокетами в Dart. Код приложения доступен на github, а пример его работы можно посмотреть здесь: http://ift.tt/1qNUtby.


Приложение будет состоять из двух частей: сервера и клиента. Серверную часть мы разберем очень подробно, а из клиентской рассмотрим только то, что отвечает за работу с соединением.


Требования к приложению очень простые — отправка сообщений от пользователя всем или только выбранным участникам чата.



Настройки приложения




Все настройки приложения и константы будут храниться в файле common/lib/common.dart. В этом файле находится определение библиотеки simplechat.common.

library simplechat.common;

const String ADDRESS = 'simplechat.rudart.in';
const int PORT = 9224;

const String SYSTEM_CLIENT = 'Simple Chat';




Сам файл мы будем подключать как пакет, т.к. если будем использовать относительные пути, то при сборке приложения (pub build) мы можем получить ошибку от pub: Exception: Cannot read {file} because it is outside of the build environment.

Для того, чтобы подключить пакет, находящийся где-то на нашей машине, мы будем использовать pub path dependency. Для этого мы просто допишем в секцию dependencies файла pubspec.yaml определение нашего пакета:



dependencies:
simplechat.common:
path: ./common




Все содержимое файла pubspec.yaml я приводить не буду (но его можно посмотреть на github). Также нужно будет добавить файл pubspec.yaml в директорию common в котором просто укажем имя нашего пакета:

name: simplechat.common



Сервер




Файлы сервера располагаются в папке bin. В файле main.dart находится точка входа в сервер, а в файле server.dart — класс нашего сервера. Начнем с рассмотрения содержимого файла main.dart.

Общая схема работы сервера




Давайте поговорим о том, как вообще будет работать наш сервер. Первое, что мы будем делать с сервером — это запускать его. Во время запуска он начнет слушать порт 9224.

Когда новый пользователь отправит запрос на этот порт, то сервер откроет для него websocket-соединение, сгенерирует имя и сохранит имя и соединение в хэш с открытыми соединениями. После этого клиент сможет отправлять сообщения по этому соединению. Сервер сможет передавать эти сообщения другим пользователям, а также отправлять уведомления о подключении и отключении клиентов.


Если пользователь закроет соединение, то сервер удалит его из хэша с активными соединениями.


Точка входа в сервер




В самом начале файла bin/main.dart мы определим, что это библиотека simplechat.bin. Для работы сервера нам понадобится подключить библиотеки dart:async, dart:convert, dart:io, пакет route (его ставим через pub) и файл с настройками приложения. Также в bin/main.dart мы подключаем файл bin/server.dart, который содержит основной код нашего сервера (рассмотрим его чуть позже).

В функции main() мы создаем экземпляр сервера и запускаем его.




library simplechat.bin;

import 'dart:async';
import 'dart:convert';
import 'dart:io';
import 'package:route/server.dart' show Router;
import 'package:simplechat.common/common.dart';

part 'server.dart';

/**
* Entry point
*/
main() {
Server server = new Server(ADDRESS, PORT);
server.bind();
}


Базовый класс сервера, прослушка порта




Ниже приведен базовый код сервера, который будет просто привязываться на нужный порт.


part of simplechat.bin;

/**
* Class [Server] implement simple chat server
*/
class Server {
/**
* Server bing port
*/
int port;

/**
* Server address
*/
var address;

/**
* Current server
*/
HttpServer _server;

/**
* Router
*/
Router _router;

/**
* Active connections
*/
Map<String, WebSocket> connections = new Map<String, WebSocket>();

int generalCount = 1;

/**
* Server constructor
* param [address]
* param [port]
*/
Server([
this.address = '127.0.0.1',
this.port = 9224
]);

/**
* Bind the server
*/
bind() {
HttpServer.bind(address, port).then(connectServer);
}

/**
* Callback when server is ready
*/
connectServer(server) {
print('Chat server is running on "$address:$port"');

_server = server;
bindRouter();
}
}




В конце функции connectServer() вызывается функция для настройки роутера — bindRouter(), которую мы рассмотрим ниже.

Настройка роутера и создание websocket-соединения




Для настройки роутера создадим функцию bindRouter(). Входящий поток на / мы будем изменять с помощью WebSocketTransformer и прослушивать в функции createWs().


/**
* Bind routes
*/
bindRouter() {
_router = new Router(_server);

_router.serve('/')
.transform(new WebSocketTransformer())
.listen(this.createWs);
}

createWs(WebSocket webSocket) {
String connectionName = 'user_$generalCount';
++generalCount;

connections.putIfAbsent(connectionName, () => webSocket);
}




В функции createWs() мы генерируем имя для соединения по схеме user_{counter} и сохраняем это соединение в connections.

Структура сообщения от сервера и функция создания сообщения




Сервер отправляет сообщения в виде объекта Map (а точнее его представления в json) со следующими ключами:

  • from — от кого сообщение;

  • message — текст сообщения;

  • online — количество пользователей онлайн.




Вот функция, которая строит такое сообщение:


/**
* Build message
*/
String buildMessage(String from, String message) {
Map<String, String> data = {
'from': from,
'message': message,
'online': connections.length
};

return JSON.encode(data);
}




Отправка сообщений с сервера




Для того, чтобы отправить сообщение клиенту, нужно воспользоваться методом add() класса WebSocket. Ниже приведена функция, которая будет отправлять сообщения пользователю:


/**
* Sending message
*/
void send(String to, String message) {
connections[to].add(message);
}




Наш сервер может отправлять уведомления всем активным клиентам о подключении или отключении пользователя. Давайте рассмотрим функцию для этого. Функция notifyAbout(String connectionName, String message) принимает имя соединения и сообщение (о подключении или отключении). Эта функция уведомляет всех активных клиентов кроме того, о ком делается это уведомление. Т.е. если к нам присоединился пользователь user_3, то уведомление получат все пользователи, кроме него. Для того, чтобы отфильтровать клиентов по определенному условию (в нашем случае нам нужно получить имена всех клиентов, которые не совпадают с текущим) мы воспользуемся методом where() абстрактного класса Iterable.


/**
* Notify users
*/
notifyAbout(String connectionName, String message) {
String jdata = buildMessage(SYSTEM_CLIENT, message);

connections.keys
.where((String name) => name != connectionName)
.forEach((String name) {
send(name, jdata);
});
}




Также, после присоединения нового пользователя мы поприветствуем его:


/**
* Sending welcome message to new client
*/
void sendWelcome(String connectionName) {
String jdata = buildMessage(SYSTEM_CLIENT, 'Welcome to chat!');

send(connectionName, jdata);
}




Давайте теперь посмотрим функцию, которая обрабатывает входящие сообщения от пользователя и отправляет их всем (или только указанным) участникам чата. Функция sendMessage(String from, String message) принимает имя отправителя и его сообщение. Если теле сообщения (message) указать имена получателей по маске @{user_name}, то сообщение будет доставлено только им. Давайте посмотрим на код функции sendMessage:


/**
* Sending message to clients
*/
sendMessage(String from, String message) {
String jdata = buildMessage(from, message);

// search users that the message is intended
RegExp usersReg = new RegExp(r"@([\w|\d]+)");
Iterable<Match> users = usersReg.allMatches(message);

// if users found - send message only them
if (users.isNotEmpty) {
users.forEach((Match match) {
String user = match.group(0).replaceFirst('@', '');
if (connections.containsKey(user)) {
send(user, jdata);
}
});
send(from, jdata);
} else {
connections.forEach((username, conn) {
conn.add(jdata);
});
}
}




Когда пользователь закроет соединение, то мы должны удалить его из списка активных соединений. Функция closeConnection(String connectionName) принимает имя соединения, которое было закрыто и удаляет его из списка соединений:


/**
* Close user connections
*/
closeConnection(String connectionName) {
if (connections.containsKey(connectionName)) {
connections.remove(connectionName);
}
}




Добавляем возможности к слушателю соединения




Подытожим все, что мы сейчас имеем. Функция createWs занимается прослушкой соединения пользователя. send — отправляет сообщение указанному пользователю. sendWelcome — отправляет сообщение с приветствием новому пользователю. notifyAbout — уведомляет участников чата (кроме инициатора) о каких-либо действиях инициатора (подключение/отключение). sendMessage — отправляет сообщение всем или только указанным пользователям.

Давайте теперь изменим функцию createWs так, чтобы мы могли использовать все это. В предыдущий раз мы остановились на том, что добавили соединение в список. После этого нам необходимо уведомить всех остальных участников чата о новом пользователе, а новому пользователю отправить сообщение с приветствием.


Затем нам нужно будет прослушивать websocket-соединение пользователя на сообщения от него и отправлять сообщения участникам. Также мы добавим обработчик на закрытие websocket-соединения, в котором удалим его из списка и уведомим об отключении всех участников.




createWs(WebSocket webSocket) {
String connectionName = 'user_$generalCount';
++generalCount;

connections.putIfAbsent(connectionName, () => webSocket);
// Уведомим всех о новом подключении
notifyAbout(connectionName, '$connectionName joined the chat');
// Отправим новому пользователю приветствие
sendWelcome(connectionName);

webSocket
.map((string) => JSON.decode(string))
.listen((json) {
sendMessage(connectionName, json['message']);
}).onDone(() {
closeConnection(connectionName);
notifyAbout(connectionName, '$connectionName logs out chat');
});
}




Вот и все, простой сервер готов. Теперь перейдем к клиентской части.

Клиент




Здесь я не стану рассказывать о верстке клиентской части и об отображении сообщений. В этой части мы поговорим только о том, как мы открываем websocket-соединение с сервером, посылаем и принимаем сообщения.

Точка входа в клиентское приложение




Точка входа в клиентское приложение находится в файле web/dart/index.dart. Давайте посмотрим на его содержимое:


library simplechat.client;

import 'dart:html';
import 'dart:convert';
import 'package:simplechat.common/common.dart';

part './views/message_view.dart';
part './controllers/web_socket_controller.dart';

main() {
WebSocketController wsc = new WebSocketController('ws://$ADDRESS:$PORT', '#messages', '#userText .text', '#online');
}




В первой строке мы объявляем библиотеку. Затем подключаем необходимые файлы и части библиотек. В файле ./views/message_view.dart находится определение класса MessageView, который занимается отображением сообщений. Его мы рассматривать не будем (код можно посмотреть на github). В файле ./controllers/web_socket_controller.dart находится определение класса WebSocketController, на котором мы остановимся более подробно.

В функции main() посто создается экземпляр этого контроллера.


WebSocketController — конструктор класса и создание соединения




Давайте взглянем на свойства и конструктор класса WebSocketController:


class WebSocketController {
WebSocket ws;
HtmlElement output;
TextAreaElement userInput;
DivElement online;

WebSocketController(String connectTo, String outputSelector, String inputSelector, String onlineSelector) {
output = querySelector(outputSelector);
userInput = querySelector(inputSelector);
online = querySelector(onlineSelector);

ws = new WebSocket(connectTo);

ws.onOpen.listen((e){
showMessage('Сonnection is established', SYSTEM_CLIENT);
bindSending();
});

ws.onClose.listen((e) {
showMessage('Connection closed', SYSTEM_CLIENT);
});

ws.onMessage.listen((MessageEvent e) {
processMessage(e.data);
});

ws.onError.listen((e) {
showMessage('Connection error', SYSTEM_CLIENT);
});
}

// ...
}




Из кода видно, что WebSocketController имеет следующие свойства:

  • WebSocket ws — здесь мы храним наше websocket-соединение;

  • HtmlElement output — элемент, в который будем выводить сообщения;

  • TextAreaElement userInput — текстовая область, в которую пользователь вводит сообщения;

  • DivElement online — элемент, в который выводится количество активных пользователей.




Конструктор класса принимает адрес, по которому можно открыть websocket-соединение, селекторы для элементов output, userInput и online. В самом начале он находит элементы в дереве. Затем создается websocket-соединение с сервером с помощью конструктора WebSocket:

ws = new WebSocket(connectTo);



Затем мы назначаем обработчики событий для нашего соединения.

Событие onOpen срабатывает тогда, когда соединение успешно установлено. Его обработчик показывает сообщение о том, что соединение установлено и ставит слушателя событий нажатия клавиш на элементе ввода сообщений так, чтобы при нажатии на Enter происходила отправка сообщения. Вот код функции bindSending():




bindSending() {
userInput.onKeyUp.listen((KeyboardEvent key) {
if (key.keyCode == 13) {
key.stopPropagation();
sendMessage(userInput.value);
userInput.value = '';
}
});
}




В теле обработчика события keyUp можно заметить вызов функции sendMessage(String message), которая занимается отправкой сообщения. Отправка сообщения по websocket-соединению просходит с помощью метода send() класса WebSocket. Вот код этой функции:


sendMessage(String message) {
Map data = {
'message': message
};

String jdata = JSON.encode(data);
ws.send(jdata);
}




Событие onClose срабатывает тогда, когда соединение закрывается. Обработчик этого события просто отображает сообщение о том, что соединение сброшено.

Событие onMessage срабатывает при получении сообщения от сервера. Слушателю передается объект MessageEvent. Обработчик этого события передает данные, поступившие от сервера в функцию processMessage, которая просто отображает сообщение. Вот ее код:




processMessage(String message) {
var data = JSON.decode(message);

showOnline(data['online']);
showMessage(data['message'], data['from']);
}




Я не стану приводить код функций showOnline и showMessage, т.к. в них ничего особо интересного не происходит. Но если вам интересно их содержание, то вы всегда можете найти полный код контроллера на github.

Вот и все. Это весь основной функционал клиентской части.


Вы можете посмотреть работающее приложение здесь: http://ift.tt/1qNUtby.


Если я допустил какие-нибудь ошибки и неточности, то сообщайте, а я постараюсь все быстро поправить.


This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий