...

воскресенье, 21 сентября 2014 г.

[Перевод] Руководство по созданию стартапов, часть 1: почему не нужно затевать стартап

Данное руководство – серия считающихся классическими постов блога человека с ником pmarca, а в жизни – Марка Андреессена, создателя браузера Mozaic, из которого вырос Netscape, а затем и Mozilla.

Ссылки специально даются на старые версии сайтов, современные статьям, сохранённые в интернет-архиве.

В этой серии постов я поделюсь с вами моими знаниями и опытом по созданию высокотехнологичных стартапов.


Мой опыт в данной области собран при работе в трёх компаниях, в которых я был со-основателем: Netscape, продана America Online в 1998 за $4.2 миллиарда; Opsware (бывш. Loudcloud), софтовая компания с капитализацией порядка $1 миллиарда; Ning, интернет-компания, предоставляющая платформу для социальных сетей.


В общем и целом, мне повезло с момента прибытия в Кремниевую долину в 1994 году поучаствовать в работе порядка 40-50 стартапов, при этом участие было достаточно глубоким, чтобы я знал, о чём говорю. Я был членом совета директоров, бизнес-ангелом, советником, другом многих основателей, и венчурным инвестором.


Так что я буду говорить не только о тех вещах, которые относятся к моим компаниям – скорее всего это будут истории из жизни различных стартапов, в судьбе которых я принимал непосредственное участие.



Мой опыт основан на работе в Кремниевой долине, на её культуре, людях, венчурных капиталистах, и т.д. Что-то пригодится в других частях света, что-то не пригодится. Caveat emptor (http://ift.tt/hCNZ5l)


После такого пояснения, давайте начнём сначала: почему не стоит затевать стартап.


Стартапы, даже после краха 2000 года, всегда были овеяны мистикой – все читали, как это клёво, как весело, инвестиции в будущее, бесплатные обеды, настольный футбол и прочие плюшки.


Конечно, в стартапах есть много всего классного. По моему опыту:


Возможность контролировать свою судьбу. Ты сам выиграл или сам проиграл. Никто не говорит тебе, что делать. Для людей с определённым складом характера этого уже достаточно.


Возможность сделать что-то новое – тот самый «чистый лист». У вас есть возможность, а на самом деле даже – обязанность, вообразить продукт, которого ещё нет, и создать его, безо всяких ограничений, обычно присущих крупным компаниям.


Возможность изменить мир – дать людям новый способ общения, способ делиться информацией, работать вместе, или что-то ещё, что вы придумали – чтобы сделать мир лучше. Думаете, что людям с небольшим доходам будет проще давать в долг? Запускайте Prosper. Думаете, что на телевидении должно быть неограниченное количество каналов? Запускайте Joost. Думаете, что компьютеры должны работать на Unix и пользоваться открытыми стандартами? Запускайте Sun.


Возможность создать идеальную культуру и работать в команде мечты, которую вы можете собрать сами. Хотите, чтобы ваша культура была основана на людях, которые каждый день развлекаются, и которым нравится работать вместе? Или команде жёстких конкурентов, которые соревнуются и в работе и в играх? Или команде, создающей новые технологии? Выбирать вам, и строить подходящую культуру тоже вам.


Ну и деньги. Правильно созданный стартап может быть очень прибыльным. Дело не только в жадности – когда всё хорошо работает, ваша команда и подчинённые будут обеспечены, они смогут поддерживать свои семьи, отправить детей в колледж, реализовать свои мечты – и это действительно круто. Если очень повезёт, вы сможете заняться благотворительностью и поддержкой других проектов.


Однако, есть гораздо больше причин не затевать стартап.


Во-первых, поймите, что стартап потребует от вас таких эмоциональных потрясений и напряжений, которых вы ещё не испытывали.


Вы постоянно будете переходить от эйфорического сознания того, что мир принадлежит вам, до депрессивной уверенности в том, что всё пропало, и обратно.


И так по кругу.


И это только с теми, кто эмоционально крепок и стабилен.


Так много неизвестности и риска во всём, что вы делаете. Успеет ли продукт выйти вовремя? Достаточно ли это быстро? Не слишком ли много багов? Будет ли он прост в использовании? Будет ли его кто-нибудь использовать? Не опередят ли вас конкуренты? Будут ли обзоры в прессе? Будут ли инвесторы? Присоединится ли к вам этот многообещающий инженер? Не уйдёт ли от вас в Google главный дизайнер интерфейсов? И так далее, и тому подобное.


Иногда всё будет идти хорошо, иногда – очень плохо. А стресс, который будет давить вас, будет увеличивать эти эмоциональные всплески и падения до невиданных величин.


Веселуха?


Во-вторых, в стартапе ничего не происходит само собой. С этим сразу сталкиваются основатели и работники стартапа.


В работающей компании, неважно, насколько бедной и деморализованной, всё идёт своим чередом. Люди приходят на работу, код пишется, интерфейсы дизайнятся, серверы поддерживаются, рынки анализируются, цены изучаются, продажи идут, мусорные корзины выносят, и т.п.


В стартапе нет установленных процедур, ритма, инфраструктуры.


В стартапе легко может случиться, что код не будет написан, интерфейс не разработан…

Люди могут не прийти на работу, и корзины могут остаться полными.


Вы, как основатель, обязаны создать и настроить все эти системы и процедуры, и заставить всех грести. Пока даже не в нужном направлении, просто грести сильнее, чтобы отплыть.


Пока вы этого не сделали, ничего не произойдёт.

Если, конечно, вы не будете всё делать самостоятельно.


Развлекайтесь, вынося корзины для мусора.


В-третьих, вам часто отказывают. Реально часто.


Если вы не занимались продажами, вы скорее всего не подготовлены к отказам.


Это не очень весело.


Посмотрите «Смерть продавца» и «Гленгарри Глен Росс».


Вот примерно так всё и есть.


Вам будут отказывать потенциальные работники, потенциальные инвесторы, потенциальные клиенты, потенциальные партнёры, журналисты, аналитики…


Раз за разом, раз за разом.


А когда вам не откажут, в половине случаев через пару дней вам перезвонят и всё равно откажут.


Начинайте тренироваться улыбаться не по-настоящему.


В-четвёртых, найм сотрудников – это ужасная головная боль.


Вы удивитесь, сколько людей хотят «просто посмотреть».


Многие люди хотят работать в стартапе, но когда приходит время покидать их насиженное место где-нибудь в HP или Apple, они передумывают.


Среднему инженеру или менеджеру легко соблазниться на место наёмного работника в команде стартапа – можно участвовать в этом захватывающем предприятии, при этом не участвуя в реально тяжёлой работе.


Как основателю стартапа, вам будет крайне тяжело искать основную команду.


Когда Джим Кларк решил основать компанию в 1994 году, я был одним из десятка людей из разных компаний Кремниевой долины, с которыми он говорил по поводу вступления в стартап, который позже превратился в Netscape.


И только я решился сказать ему «да» (в основном потому, что мне было 22 года и не было причин этого не делать).


Остальные передумали и не сделали этого.


А это был Джим Кларк, легенда индустрии, который был выходцем из самой успешной компании Долины 1994 года — Silicon Graphics Inc.


Насколько легко будет вам, как вы думаете?


Потом, даже после того, как вы просеете кучу людей и наймёте кого-то, успешным это окажется в от силы 50% случаев, и то, если вы будете крупным специалистом по найму.


Я имею в виду, что больше половины людей не приживутся в стартапе – они будут слишком ленивы, медленны, тяжелы на подъём, или просто психованные.


И тогда вам придётся либо жить с ними, либо уволить. Что вам больше нравится?


В-пятых, и да поможет вам Бог, в какой-то момент вам придётся нанимать руководителей.


Вы думали, подчинённых нанимать тяжело и рискованно – подождите, пока вам не придётся нанимать директора по разработке, директора по маркетингу, по продажам, по HR и т.д.


В-шестых, рабочее время.


В Долине было много разговоров по поводу того, как соотносить рабочее и свободное время, о том, как нужно делать стартап и одновременно иметь возможность жить нормальной жизнью.


Лично я симпатизирую такой точке зрения.


И очень стараюсь в моих компаниях (по крайней мере, в двух последних), делать всё возможное, чтобы работа не раздавила людей.


Но это очень сложно.


Суть в том, что стартапы – очень затратная вещь, и требуют от людей очень многого даже в самых благоприятных обстоятельствах.


Только потому, что вы хотите дать людям хороший баланс работы и личного времени, это сделать очень нелегко, когда у вас кончаются средства, продукт ещё не вышел, вы поругались с со-основателем, а ваш конкурент из Менло Парк, компания со средним возрастом в 19 лет, наступает вам на пятки.


И так оно будет идти практически всё время.


Даже если вы сможете дать этот баланс вашим подчинённым, себе вы его не устроите.


Если вам интересно – да, долгие рабочие часы увеличивают стресс.


В-седьмых, культуре в стартапе очень легко пойти не в ту сторону. Из-за комбинации первой и второй причин. Эмоциональная раскачка действует не только на вас, но и на всю компанию.


Для устаканивания рабочей культуры требуется время. Чтобы все люди из команды поняли, чем они занимаются, в чём ценность каждого, как они встречают вызовы и невзгоды.


В лучшем случае у вас будет постоянная активность, создаваемая людьми, которые собираются, поддерживают друг друга, и вместе пытаются приблизить мечту.


В худшем случае, вы получите пессимизм, горечь, срыв мечтаний, цинизм, плохую мораль и депрессию.


И вам, как основателю, будет не так просто влиять на всё это, как вам кажется.


Угадайте, по какому из двух направлений обычно всё идёт.


В-восьмых, есть очень много непредвиденных обстоятельств, которые могут встретить вас на вашем пути и дать вам по башке – и с ними вы ничего не сможете поделать.


Обвалы рынков.


Террористические атаки.


Капризы природы.


Стартап с лучшим финансированием, с более опытной командой, которые работали больше, чем вы, и незаметно — вдруг выпускающий продукт, который мгновенно захватывает ваш рынок и лишает вас возможностей – а вы даже и не подозревали об этом.


В лучшем случае, любой непредвиденный фактор может перекрыть вам финансирование, заставить клиентов задерживать оплату или отказываться от оплаты – а в худшем, закрыть вашу компанию.


Русская мафия (sic!) может начать отмывать деньги при помощи вашего сервиса, в результате чего компании, обрабатывающие платежи по банковским картам, могут закрыть ваши счета.


И самое интересное.


Я ещё даже не заикался по поводу того, что нужно придумать, что у вас будет за продукт, сделать его, вывести на рынок, и выделиться из толпы.


Все риски в основной деятельности вашей компании вам ещё предстоит встретить, и об этом – в следующей статье.


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий