В старенькой компьютерной игре «Алхимия», клоны которой до сих пор пользуются популярностью, нужно было соединять два элемента, чтобы получить новый, ранее не существовавший. Но ведь игры — всего лишь причудливое отражение нашей жизни. Из объединения разных технологий, порой не имеющих ничего общего, рождаются новые невиданные технологии и явления, вовлекающие в себя множество людей, до этого и не помышлявших ни о чём подобном. Например, когда традиционная аналоговая картография получила в своё распоряжение современные компьютерные и спутниковые технологии, когда широко распространились и стали достаточно мощными персональные компьютеры и интернет, возникло удивительное социальное явление — неокартография.
Прошедшее десятилетие стало настоящим расцветом прикладной «народной» картографии. Неожиданно выяснилось, что сотни тысяч, если не миллионы, людей по всему миру готов с удовольствием проводить массу времени за составлением, уточнением и дополнением карт каждого квадратного километра нашей планеты.
Пожалуй, главным импульсом этому процессу стал выход Google Maps в 2005 году. Правда, API разработчики не выложили. Однако энтузиастам понадобилось не так много времени, чтобы придумать, как выводить в GM разные маркеры по своему усмотрению. Одним из первых проектов подобного рода стал Housingmaps, предоставлявший информацию о свободных для аренды квартирах, собираемую из разных источников и накладывавшуюся на карты GM. Так зародились неогеография и неокартография.
Неогеографией принято называть комбинирование онлайн-карт с разными данными, привязывая их к конкретным точкам на карте. Это явление считается подразделом неокартографии, или народной картографии, когда карты массово создаются обычными людьми, любителями. Ярким примером неокартографического сервиса является проект OpenStreetMap, а неогеографического — WikiMapia. Они очень широко известны, поэтому не будем их описывать. Также существуют общедоступные базы данных по самым разным тематикам, которые можно использовать в неогеографии. И с каждым годом количеством картографов-любителей всё увеличивается. Для особенно заядлых участников этого процесса в английском языке даже появился термин maphead (картоголовый).
Распространение интернета подстегнуло и другое явление, страсть к собиранию карт — картофилию.
Она принимает очень разнообразные формы, одной из самых странных и причудливых является картомания (cartocacoethes, тот редкий случай, когда русский термин короче и легче в произношении), склонность видеть шаблонные образы карт в разных проявлениях окружающего мира. Вроде этой «карты Австралии»:
По сути, это разновидность парейдолии. Появилась даже шуточная дисциплина «случайная картография» (accidental cartography), когда люди пытаются обнаружить образы карт в обычных повседневных предметах, окружающих нас.
А вот вам ещё пара нео-словечек: geonerd, которое можно перевести и как геоботан, и геофанат, и калькировать в геонерда; и топофилия (топография + филия), тяга ко всему, связанному с ландшафтом, ориентированием на местности и т.п. Именно поэтому во всём мире так популярно развлечение геокэшинг, своеобразная вариация на тему поиска сокровищ: кто-то создаёт произвольный тайник и выкладывает его географические координаты, а другие должны по этим координатам добраться туда и найти тайник. У поклонников этой забавы — геокэшеров — даже сформировалось своеобразное деление на касты:
мегакэшеры (megacacher), самые заслуженные участники, нашедшие больше всего тайников (счёт идёт на тысячи);
быстрокэшеры (вольный перевод термина power cacher), старающиеся найти как можно больше тайников за отведённое время;
экстремакэшеры (extreme cacher), которых привлекают только опасные маршруты и места;
головокэшеры (вольный перевод puzzle cacher), которым нравится решать разные загадки и головоломки в процессе поиска тайника.
Особенно ценятся в сообществе геокэшеров так называемые «девственные кэши» (virgin cache), то есть тайник, которые до вас ещё никто не находил, либо не смогли, либо не успели. Счастливчики в этом случае гордо именуют себя FTF (first to find, первый нашедший).
Ещё одно занятное хобби, появившееся в экосистеме неокартографии, — поиск пересечений (degree confluence hunt). Люди посещают места, чьи широта и долгота представляют собой целые круглые целые числа. То есть точки пересечений параллелей и меридианов. Естественно, этот великий момент фиксируется на фото и видео, подтверждающие ваше присутствие в данном месте.
Почему же всё вышеописанное пользуется такой популярностью во всём мире? Почему столько людей создают подробнейшие карты, не уступающие, а зачастую и превосходящие большие коммерческие продукты? Почему столько народу увлечённо бродит по планете с картами и навигаторами наперевес? Вероятно, ответ кроется в нашем с вами мозге. Когда мы находим нужный путь в пространстве, наше подсознание выстраивает когнитивную карту, ментальную модель реального мира. Поэтому многим людям так нравится разглядывать всевозможные карты.
Существует даже точка зрения, что использование навигаторов, которые избавляют нас от необходимости ориентироваться на местности, фактически блокируют создание когнитивных карт. Мы теперь очень редко спрашиваем дорогу и встречных людей, ведь смартфоны приводят нас куда нужно. Современному горожанину практически невозможно заблудиться, при этом мы вообще мало смотрим по сторонам, уткнувшись в экраны гаджетов, на которых отображается маршрут. С другой стороны, если правильно подойти к вопросу, то навигатор может позволить нам потеряться гораздо качественнее. Главное, спрятать его поглубже и забраться подальше. А потом можно с удовольствием пытаться определить своё местоположение и заниматься поисками дороги, не боясь заблудиться слишком серьёзно. Ведь в кармане лежит навигатор, который поможет выбраться, если что. А наша задача — смотреть на мир и искать свой путь в нём.
Recommended article: Chomsky: We Are All – Fill in the Blank.
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Комментариев нет:
Отправить комментарий