...

четверг, 26 февраля 2015 г.

[recovery mode] Сертификации CompTIA для ИТ-специалистов. Часть 1 из 7. CompTIA A+


1. Знакомство с сертификацией


Моя карьера в качестве специалиста в информационных технологиях началась еще во время учебы в университете в 2000 году на производстве компьютеров в одном из крупнейших системных интеграторов Санкт-Петербурга. На участке конвейера, где я работал, осуществлялась потоковая сборка персональных компьютеров, предустановка клиентских операционных систем, а также испытания собранных автоматизированных рабочих мест на соответствие требованиям технического контроля.


Главный инженер производства хотел повысить производительность, а главное — качество труда сборщиков, поэтому было принято решение на одном из участков конвейера провести обучение в соответствии с единственной известной на тот момент международно-признаваемой программой сертификации для техников — CompTIA A+.

Эта программа предполагает объективную проверку комплекса знаний и навыков с помощью 2х экзаменов-тестов: первый — по программной составляющей (Windows и Linux-подобные операционные системы), второй — по аппаратному (средства вычислителной техники и периферия) обеспечению современных ПЭВМ.


Экзамен по операционным системам в то время имел код 220-102, где первое число (220) обозначает оператора сертификации CompTIA и не меняется, а второе (102) — версию экзамена и меняется каждый раз, когда происходит значительная смена поколений операционных систем. Например, в 2015 году на момент написания этой статьи актуальным является код экзамена 220-802.


2. Методика подготовки


Обширный опыт работы на производстве позволил мне достаточно быстро подготовиться к проверке практических навыков: процедуры установки, настройки, поиска и устранения типовых неисправностей в актуальных на тот момент версиях Windows (NT4.0/2000) и Linux-подобных операционных системах были доведены до автоматизма. Знания и навыки использования мастеров настройки, утилит командной строки, конфигурационных файлов и экранных форм проверялись достаточно серьезно, чтобы утверждать: без реального опыта их многократного использования корректно ответить на вопросы экзамена было бы маловероятно.


С частью экзамена, где проверялись теоретические знания, все было не так гладко: я только начал учиться в ВУЗе, а на экзамене у меня проверяли понимание архитектуры современных ОС, алгоритма работы менеджера памяти, особенности реализации файловых систем и многое другое. Поэтому пришлось интенсивно заниматься самообучением с помощью учебных пособий для самостоятельной подготовки от ведущих мировых издательств книг по тематике ИТ: Wiley, Sybex, Syngress, Microsoft Press и др. По названию сертификационного статуса и словосочетаниям вроде “study guide”, например, “CompTIA A+ exam study guide” в поисковых системах и тематических форумах, таких как certification.ru, можно было найти 2-3 книги разных авторов, чтобы ознакомиться с разными подходами к подготовке.


Одна из сложностей заключалась в том, что учебники в подавляющем большинстве были на английском языке и на русский язык массово не переводились, так что параллельно приходилось изучать технический английский. Также пришлось “натаскивать” себя в платных тестирующих системах (Boson, TestOut, MeasureUp и др) с пулом вопросов уровня соответствующего экзаменационным, эмулирующих то, что происходит на реальном экзамене. В поисковых системах и тематических форумах вроде certcollection.org эти тестирующие системы вы всегда можете найти по кодам экзаменов.


Добившись стабильно высокого процента правильных ответов (>90%), можно было надеяться на успешную сдачу экзамена с первой платной (около 150$) попытки в реальной системе тестирования Virtual University Enterprise (www.vue.com).


В результате 2х-месячной подготовки в свободное время (учебу в ВУЗе и работу на производстве никто не отменял) я смог с первого раза сдать экзамен по операционным системам 220-102. Затем, практически через неделю, был сдан экзамен по аппаратной части ПЭВМ — 220-101, про который имеет смысл рассказать поподробнее.


На экзамене очень серьезно проверялись практические навыки, требуемые для эффективной сборки и диагностирования оборудования ПЭВМ, например, предлагалось идентифицировать слоты для установки процессоров по их фотографиям, определить подходящий под описанные технические характеристики слот на материнской плате, выявить некорректные настройки BIOS для решения возникшей проблемы и пр.


Кроме этого, понимание архитектуры современных ПЭВМ, особенностей реализации процессорной, дисковой, сетевой и подсистемы памяти требовалось, чтобы выдержать задаваемый экзаменом темп в 1,5-2 минуты на вопрос. Это понимание пришло после прочтения книг “Архитектура компьютера” и “Современные операционные системы” за авторством Э. Танненбаума и “Операционная система UNIX” А. Робачевского.


3. Результат


Полученный по результатам сдачи 2х экзаменов сертификационный статус A+ был пожизненным, но я понимал, что практические навыки в связи со стремительным развитием ИТ-технологий быстро устаревают и для их объективной оценки требуется обновлять и сдавать эти экзамены каждые 2-3 года. На данный момент (2015 год) актуальна уже 8я версия A+ — обсуждаемые в этой статье экзамены получили коды 220-802 (ОС) и 220-801 (оборудование). Ну а статус A+ переставал выдаваться пожизеннно и теперь требует подтверждения каждые 2-3 года.


4. Дополнения к методике подготовки


Использованная мной методика подготовки в наши дни может быть дополнена прохождением видеокурсов (Computer-based training — CBT), которые можно найти в поисковых системах по названиям их ведущих мировых, например, Pluralsight (бывшая CBT Nuggets), и национальных — УЦ Специалист, разработчиков, а также по названиям сертификационных статусов и кодам экзаменов. Также существенно облегчает подготовку массовое распространение технологий виртуализации, позволяющих на относительно дешевом оборудовании с помощью условно-бесплатного ПО (Oracle Virtual Box, Microsoft Hyper-V, VMWare ESXi и пр.) создать полноценный виртуальный стенд в виде комплекта виртуальных машин с разнообразными ОС для отработки практических навыков по их установке, настройке, поиску и устранению неисправностей. В начале 2000х такой стенд был мне доступен только на рабочем месте в системном интеграторе, что значительно усложняло процесс подготовки.


5. Перспективы


Приятной новостью оказалось признание статуса CompTIA A+ большинством ведущих производителей ИТ-технологий (Microsoft, IBM, Hewlett-Packard, Dell и пр.) и включение ее в свои программы обучения и сертификации в качестве входных требований к участию в этих программах или в виде замены части своих сертификационных экзаменов (что очень помогло мне в дальнейшем при получении инженерных статусов Microsoft и Hewlett-Packard).


Также относительно недавно я узнал, что во многих американских ВУЗах в программах бакалавриата\магистратуры, а также в рамках дополнительного профессионального образования сертификации CompTIA также засчитываются, позволяя сэкономить время и деньги на обучение. Причина всему этому — сама суть CompTIA, это одна из крупнейших некоммерческих организаций, занимающихся разработкой и поддержкой программ обучения и сертификации специалистов по ИТ в соответствии с передовыми открытыми стандартами профессионального образования ISO/IEC 17024, а также требованиями Американского Национального Института Стандартов (ANSI).


6. Продолжение истории


Стоит ли говорить, что инициатива главного инженера производства привела к объективному улучшению показателей производительности и качества работы сборщиков на опытном участке производства компьютеров и мотивировала участников эксперимента и далее профессионально развиваться в сфере информационных технологий, используя озвученную методику. Впоследствии я перешел в подразделение автоматизации, где в зону моей ответственности был передан сегмент сети организации с десятками конечных пользователей, но это уже история для следующей статьи, тема которой — сертификации CompTIA — Network+.


Жду вопросы по обучению и сертификациям CompTIA по адресу PashkovK@muk.com.ua

Пашков Кузьма — Lead InfoSec, EMC trainer @ http://ift.tt/1wHIJsa


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий