...

понедельник, 23 марта 2015 г.

Антифрод. Быстро, дешево… отлично (часть 1)

Эта статья представляет собой описание эксперимента по созданию системы обнаружения мошеннических платежей по банковским картам.

В первой части статьи я расскажу почему вопрос мошеннических платежей (fraud) стоит так остро для всех участников рынка электронных платежей – от интернет-магазинов до банков – и в чем основные сложности, из-за которых стоимость разработки таких систем подчас является слишком высокой для многих участников ecommerce-рынка.


Во второй части будут описаны требования технического и нетехнического характера, которые предъявляются к таким системам, и то, как я собираюсь снизить стоимость разработки и владения antifraud-системы на порядок(и).


В третьей части будет рассмотрена программная архитектура сервиса, его модульная структура и ключевые детали реализации.


В четвертой части статьи подробно обсудим наиболее сложную с технической точки зрения и наиболее интеллектуальную часть системы – аналитическую систему распознания мошеннических платежей.


Get Started!




Стремительный рост количества операций с пластиковыми картами, совершаемых через интернет, ставит перед разработчиками систем приема online-платежей все новые и новые вызовы, связанные с ростом масштаба таких систем и усложнением подходов к обеспечению их надежности и безопасности.

Не менее интенсивно растет количество мошеннических операций и разнообразие видов мошенничества. Россия, наряду с Англией, Францией, Германией, Испанией, входит в топ-5 европейский стран по годовому объему мошеннических операций с банковским картами. Общий объем потерь от мошенничества по картам в 2013 году в Европе превысило 1 млрд. евро. На Россию приходится 110 млн. евро, из них 2,4 млн. евро мошенничество при оплате через интернет.


Полная цепочка участников проведения online-платежа при покупке товара/услуги через интернет в общем случае выглядит приблизительно так:


Online Payment Flow


Кто есть кто?
Мерчант – продавец товара/услуги, представляет собой веб-приложение, в котором клиент может оплатить товар/услугу.

Клиент – покупатель, оплачивающий товара/услугу на сайте мерчанта с помощью своей банковской карты (или другим доступным образом).


Электронная платежная система (ПС) – сервис, принимающий оплату электронными деньгами, банковскими картами (и не только) через Интернет (примеры ПС: Яндекс.Деньги, WebMoney).


Банк-эквайер – банк, предоставляющий услуги по обработке платежей по банковским картам;


Международная платежная система (МПС) – система расчетов между банками разных стран, которые используют единые стандарты платежных средств. Примеры МПС: Visa, Master Card, American Express.


Банк-эмитент — банк выпустивший банковскую карту, которой клиент пытается оплатить товар/услугу.






Проблема




Проблема мошеннических транзакций (фрод, от англ. fraud) затрагивает всех участников этой цепочки: от покупателей до банка, выпустившего клиенту карту (банк-эмитент). Для всех участников за исключением держателей карт мошеннические транзакции подразумевают как значительные финансовые издержки, так и репутационные риски. Для ecommerce-отрасли в целом фрод также имеет ощутимые негативные последствия – это как недополученная прибыль, так и недоверие со стороны интернет-пользователей, что, в свою очередь, препятствует более широкому распространения электронных платежей.

Таким образом, наличие системы распознания мошеннических платежей (antifraud-система) для любого серьезного участника проведения online-платежа (опять же, кроме покупателя) – рыночная необходимость. В то же время хорошая антифрод-система – это чаще всего «долго, дорого…», сложности.


Сложности решения




Финансовые сложности: стоимость разработки vs штрафы за фрод




И если для банка затраты на антифрод-системы – это, в масштабах бизнеса, вполне приемлемая сумма; для платежной системы – составная часть бизнес-процесса; то мерчанты часто не имеют финансовой возможности и/или понимания, как создавать и поддерживать подобные системы.

Но и игнорировать фрод мерчант не может: деньги за мошеннические платежи в лучшем случае просто не достанутся мерчанту (даже если услуга уже оказана), в худшем – мерчант еще и будет оштрафован. Размер штрафа, в общем случае, начинает с 10$ и растет пропорционально объему мошеннических транзакций. Кроме того, при большом количестве фрода МПС (Visa, MasterCard) могут наложить (не побоюсь этого слова) санкции на мерчанта.


Эффективным способом снижения затрат на стороне мерчанта может быть введение дополнительных сложностей проверок для клиента и делегирование части/всех обязанностей проверки на фрод другому участнику. Наиболее распространенным способом является 3-D Secure (делегирование обязанности проверки банку-эмитенту).


3-D Secure

3-D Secure – протокол, добавляющий дополнительный уровень безопасности для онлайн-кредитных и дебетовых карт. По сути представляет собой двухфакторную аутентификацию владельца карты.





Но стоит учитывать, что добавление таких шагов, требующих от пользователя дополнительных действий, нередко ведут драматическому снижению количества успешно завершенных транзакций (Gremnix озвучивал цифру снижения количества успешных платежей в 20-25% при включении 3-D Secure для России).

Юридические сложности




В процессе разработки антифрод-системы неизбежно придется столкнуться с такой ответственной сферой как защита клиентских и платежных данных, а также с формальной частью этого вопроса – сертификации по одному из уровней PCI DSS.
О стандарте PCI PSS
PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) – стандарт безопасности данных индустрии платёжных карт, представляющий собой список требований по обеспечению безопасности хранения и передачи платежных данных. Для тех, кого интересуют детали стандарта: Official PCI Security Standards Council Site.




При разработке антифрод-системы необходимо также учитывать некоторые законодательные ограничения на хранение/обмен платежных и персональных данных клиента. В России это «О персональных данных» (152-ФЗ). Подробнее положений этого закона коснемся позже при рассмотрении программной архитектуры сервиса.

Технические сложности




Антифрод-система является business-critical системой, т.к. ее простой будет вести либо к остановке бизнес-процесса, либо, при некорректной работе системы, к увеличению рисков финансовых потерь для компании.

Отсюда повышенные требования к надежности работы, безопасности хранения данных, отказоустойчивости, масштабируемости системы.


В команде, занимающейся разработкой антифрод-системы, можно выделить следующие роли и сферы ответственности этих ролей:



  • эксперт в предметной области: платежные системы, банковские системы, оплата через интернет, юридические ньансы работы таких систем;

  • архитектор: проектирование высокодоступного надежного (лучше еще и распределенного и масштабируемого) приложения;

  • разработчик: высокоуровневый язык программирования, асинхронное и многопоточное программирование, хорошая математическая подготовка;

  • data scientist: исследователь, любит данные и математику;

  • project manager (куда ж без них): координация разработки.




Преимущества мерчанта




Во всей цепочке проведения online-платежа мерчант находится в одном из наиболее сложных положений: мерчант в отличие от покупателя отвечает за фрод собственными средствами, и в то же время, в отличие от банка зачастую не обладает достаточными ресурсами для эффективного противодействия мошенничеству.

Но у мерчанта есть и преимущество – уникальная информация о покупателе товара/услуги, которая чаще всего недоступна другим участникам online-платежа (например, банку эмитенту или МПС). Так ECN-площадки с большой вероятностью обладают реальным именем плательщика; интернет-магазины, предлагающие услугу доставки, с большой вероятностью знают реальную страну, город проживания плательщика и т.д.


Имя, фамилия владельца учетной записи, время существования учетной записи, количество ранее совершенных успешных платежей через сайт мерчанта, информация о хосте, с которого пришел http-запрос, информация о браузере – это лишь короткий перечень той информации, которая нередко доступна мерчанту и которая способна значительно улучшить эффективность поиска мошеннических транзакций.


Заключение Продолжение следует…




Мы рассмотрели основные аспекты проблемы мошеннических платежей. Очевидно, что недостаточное внимание к мошенническим платежам ведет к значительным финансовым издержкам. В то же время разработка полноценной антифрод-системы требует финансовых затрат как на инфраструктуру, так и на оплату работы команды специалистов с довольно редкими компетенциями.

В следующих частях статьи будет проведен эксперимент, целью которого будет создать распределенную высокомасштабируемую отказоустойчивую систему обнаружения мошеннических платежей.


Доступна antifraud-система будет как web-сервис и будет предусмотрена возможность подключения к сервису сторонних мерчантов. Финансовой целью будет сделать разработку сервиса на порядок(и) дешевле за счет применения ряда подходов, ведущих к значительному снижению первоначальных финансовых затрат на оборудование и ПО, сокращению количества специалистов и затраченных человеко-часов.


Подробности эксперимента, описание программной архитектуры сервиса и детальный разбор наиболее критичных модулей будут описаны в следующих частях статьи.


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.


Комментариев нет:

Отправить комментарий