Только вот конкретных решений этой проблемы почти не видно — что именно нужно поменять и как следует строить современную систему образования, чтобы она отвечала духу нового времени, помогала развиваться творческим способностям и была при этом эффективной.
У меня есть некоторые свои собственные соображения и наработки для решения этой проблемы в рамках своей специальности — способа изучения языка программирования C#.
Издавна изучение профессии происходило через банальное повторение. Просто повторяя за мастером те или иные действия можно получить более менее приемлимый результат. После многократного повторения количество переходит в качество и происходит обретение навыка, который уже «не пропьёшь», потому что «руки помнят».
Мне 37 лет, я программист, пишу программы с 16 лет (начинал с МК-52), меня просто прёт от процесса создания программ. А ещё мне нравится обучать других тому, что сам умею. Поэтому я и занялся созданием своей методики изучения программирования по которой изучать язык интересно, навыки программирования прокачиваются незаметно, всё получается «само собой».
И методика моя не нова, она использует принцип повторения действий для получения быстрого результата. На вебинарах мы с нуля пишем на C# несложные игровые программы. Ученикам это очень нравится, они с удовольствием повторяют все действия и… получают готовую игру, хотя ещё не очень понимают, чем отличается base от case. Но писать программы уже не страшно, уроков очень много, можно идти дальше и создавать новые игровые программки, удивляя себя и своих друзей. Ох, как это… мотивирует! Один из учеников после такого урока написал мне: «Наконец-таки я написал хоть что-то полезное!»
Впрочем, эйфория быстро проходит, и ученикам уже мало просто повторить действия по видеоуроку, хочется добавить что-то от себя. И вот тут начинается самое интересное! «Обломатор», как сказал один из участников. Ничего не выходит, программа не работает, выскакивают странные ошибки, которые непонятно, как исправлять.
И тут наш герой самостоятельно начинает читать книжки, ищет информацию, читает форумы. Только теперь он чётко представляет, зачем ему это надо, у него есть цель: доделать программу! Это его мотивирует к самостоятельному обучению, читать книги уже становится интересно, потому что этим знаниям теперь есть за что зацепиться, так как кое-какой опыт уже наработан, есть что вспомнить и быстро понять.
Вот и весь «секрет». Не вдалбливать знания, а прививать навыки. Знания сейчас легко найти самостоятельно, а вот приобрести навыки можно только в результате продолжительной практики.
Я ни в коем случае не отвергаю классические способы изучения программирования, но чтобы ими эффективно пользоваться — нужен разгон, трамплин, подготовка, Саначала нужно «написать свой миллион плохих строчек», а потом уже пойдёт красноречие.
Моя миссия — сделать всё, чтобы ученикам прокачивать навыки программирования было интересно: показывать пример, мотивировать их к практическим действиям, предоставлять последовательный доступ к урокам, дать возможность решать самостоятельные задачи в разделе Консоль, зажигать огонёк интереса на вебинарах и всячески подталкивать к самостоятельному творчеству при создании программ на языке C#.
Для достижения этой цели я использую следующие принципы:
1. На каждом уроке создаётся с нуля готовая программа.
2. За каждый урок необходимо отчитаться — прислать отчёт с картинками и комментариями.
3. Корректность отчётов проверяют сами ученики друг у друга: хорошо или плохо.
4. Доступ к следующему уроку только после выполнения предыдущего.
5. Несколько сотен самостоятельных заданий с интерактивной проверкой.
6. Для каждой задачи есть видеорешение и возможность посмотреть чужие решения.
7. Регулярные вебинары не дают «засохнуть» и добавляют мотивации для продолжения.
На сегодняшний момет на проекте около 2500 участников, которые отправили 5800 отчётов по видеоурокам и решили 35000 задач. Судя по отзывам учеников, мне удалось создать неплохую систему альтернативного обучения языку программирования C#. Лучше всего она подходит для начинающих программистов, которые делают в изучении языка первые шаги, но постепенно я записываю и более сложные курсы по другим направлениям.
Вот если бы можно было бы найти подобные варианты для всех предметов, чтобы заменить школьное образование!
У меня растёт ребёнок, ему уже 4 года, я постоянно задумываюсь об альтернативе обычной школе, но пока ничего толком придумать не могу, кроме как отдать его в разные кружки и приглашать разных репетиторов. А мне бы хотелось решить эту задачу комплексно. Однако, когда я высказываю эти мысли родным и знакомым, которые сами только что пересказывали первый абзац этой статьи, вижу удивлённые лица и дикий страх от идеи не отдавать ребёнка в школу.
Я вижу успех описанной идеи, но пока не могу придумать, как её развить на школьные предметы. Нужны единомышленники. Поэтому я и решил обратиться к интеллектуальному сообществу Хабра, чтобы услышать мнения и рекомендации от умных опытных и просвещённых в разных областях людей.
Спасибо за внимание.
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Комментариев нет:
Отправить комментарий