Кратко о предыдущей серии. По ESS данным 2012 года для генеральной совокупности “Мужчины возраста 25-40 лет” была построена таблица о степени поддержки человеческих ценностей в каждой из стран опроса. Для понижения размерности представления матрицы размера 29х21, определяемой таблицей, было произведено NMF преобразование ранга 5. Повторю итоговую теплокарту позиционирования всех 29 стран в полученном пространстве, чтобы она была перед глазами
Постановка задачи
Построенная карта подсказывает между какими странами (или кластерами стран) гипотеза о независимости распределения долей ценностных переменных от стран (кластеров стран) может быть отклонена. Требуется статистически подтвердить возникающие гипотезы. Для примеров будем использовать следующие группы стран
- Россия и Словакия, по результатам иерархической кластеризации — соседи;
- Франция и Россия, как варианты стран с различными представлениями.
Разумеется выбор не ограничивается только этими примерами и исследователь может выбрать те страны или кластеры стран, совпадающие с его интересами.
Помимо проверки гипотез возникает вопрос — как взаимодействуют ценностные факторы в зависимости от группы выбранных стран? Требуется выявить эти возможные различия.
Немного о таблицах сопряженности
Все ценностные переменные в таблице для выполнения NMF преобразования воспринимались как одна переменная со множественным выбором (multiple response variable). Это было необходимо для представления данных в виде двухмерной таблицы, то есть таблицы образованной двумя переменными. В действительности у нас ситуация несколько иная, полный набор из 21 ценностной переменной и 1 переменная указывающая страну определяют 22-мерную таблицу сопряженности.
Вероятно это покажется удивительным, но с точки зрения построения статистических моделей, многомерные таблицы сопряженности (c single response переменными и без пропущенных ответов) — более простая ситуация, нежели таблицы с multiple response переменными. Кроме того, с помощью NMF размерность таблицы была снижена до 6 — 5 латентных переменных + 1 переменная со страной.
Лог-линейные модели
Классический метод анализа многомерной таблицы сопряженности — построение ее лог-линейной модели. Лог-линейный анализ можно воспринимать как обобщение хи-квадрат критерия на случай многомерных таблиц. Определение лог-линейных моделей можно посмотреть в Википедии (eng). По этой теме доступны материалы с примерами на русском языке, например, здесь или здесь, а также детальные лекции на английском языке здесь.
Прежде чем перейти к вычислениям отметим, что в общем случае многомерные таблицы сопряженности определяют мультиномиальное распределение. Но когда маргинальные суммы этого распределения по одному измерению или нескольким измерениям фиксированы, получаем так называемое product-multinomial распределение. Поэтому требуется накладывать дополнительные ограничения на параметры лог-линейных моделей для таких таблиц. Подробности можно найти в главе 12 книги [1]. В нашем случае маргинальные суммы фиксируются по одному измерению — размеры генеральных совокупностей в каждой из стран являются константами. Это означает, что главный эффект отвечающий переменной со страной не может быть исключен из модели.
Последнее замечание. Мы опустим вопрос о том, какие таблицы для survey данных считаются разреженными и, как следствие, не будем проводить соответствующие проверки.
Определяем и сравниваем модели
По-прежнему используем пакет survey [2] среды R для учета эффектов стратификации, кластеризации и взвешивания выборки. Более подробно об этом сообщалось в одной из прошлых публикаций. Параметры лог-линейных моделей для complex survey данных ровно те же самые, что и для таблиц без учета дизайна исследования. Требуется корректировка формул вычисляющих значимость параметров модели (как в отдельности, так и в совокупности).
library(foreign)
library(data.table)
library(survey)
srv.data <- read.dta("ESS6e02_1.dta")
srv.variables <- data.table(name = names(srv.data), title = attr(srv.data, "var.labels"))
srv.data <- data.table(srv.data)
setkey(srv.data, cntry)
setkey(srv.variables, name)
fr.dt<-data.table(read.dta("ESS6_FR_SDDF.dta"))
ru.dt<-data.table(read.dta("ESS6_RU_SDDF.dta"))
ru.dt[,psu:=psu+150] # psu values are changed to avoid their intersections between countries
sk.dt<-data.table(read.dta("ESS6_SK_SDDF.dta"))
sddf.data <- rbind(fr.dt, ru.dt, sk.dt)
setkey(sddf.data, cntry, idno)
cntries.data <- srv.data[J(c("FR", "RU", "SK"))]
cntries.data[ ,weight:=dweight*pweight]
setkey(cntries.data, cntry, idno )
cntries.data <- cntries.data[sddf.data]
cntries.data <- cntries.data[gndr == 'Male' & agea >= 25 & agea<=40, ]
# add the latent variables<b> a.1, a.2, ..., a.5</b> to the cntries.data
answers <- c('Very much like me', 'Like me')
cntries.data[,a.1:= imprich %in% answers | ipsuces %in% answers]
cntries.data[,a.2:= ipgdtim %in% answers]
cntries.data[,a.3:= ipmodst %in% answers]
cntries.data[,a.4:= ipadvnt %in% answers | impfun %in% answers]
cntries.data[,a.5:= ipfrule %in% answers | ipudrst %in% answers]
# define survey design
srv.design.data <- svydesign(ids = ~psu, strata = ~stratify, weights = ~weight, data = cntries.data)
options(survey.lonely.psu="adjust")
Пример 1, простейший — таблица для России и Словакии с одной латентной переменной «money | success».
Строим две модели: предполагающую независимость факторов и насыщенную.
ru.sk.data <- subset(srv.design.data, cntry %in% c("RU", "SK"))
srv.loglin.model.ind <- svyloglin(~a.1+cntry, ru.sk.data)
srv.loglin.model.sq <- update(srv.loglin.model.ind, ~.^2)
anova(srv.loglin.model.ind, srv.loglin.model.sq)
Analysis of Deviance Table
Model 1: y ~ a.1 + cntry
Model 2: y ~ a.1 + cntry + a.1:cntry
Deviance= 0.1240613 p= 0.4737981
Score= 0.1217862 p= 0.4778766
что насыщенная модель не является значимо лучшей по сравнению с моделью, предполагающей независимость.
То есть, мы не можем отвергнуть нулевую гипотезу о независимости переменных в таблице.
Для сравнения это таблица с результатами независимой модели
Пример 2. Рассмотрим таблицу со всеми пятью латентными переменными для Франции и России.
Лог-линейная модель, предполагающая попарную независимость всех факторов отвергается. Модель со всеми элементами второго порядка является приемлемой. Эту модель можно (и нужно) упростить — отбросить по результатам wald и likelihood ratio критериев, параметры второго порядка для переменной определяющей страну и последними двумя латентными переменными теплокарты.
fr.ru.data <- subset(srv.design.data, cntry %in% c("FR", "RU"))
srv.loglin.model.ind <- svyloglin(~ a.1 + a.2 + a.3 + a.4 + a.5 + cntry, fr.ru.data)
srv.loglin.model.sq <- update(srv.loglin.model.ind, ~.^2)
srv.loglin.model.tri <- update(srv.loglin.model.ind, ~.^3)
srv.loglin.model.four <- update(srv.loglin.model.ind, ~.^4)
anova(srv.loglin.model.ind, srv.loglin.model.sq)$dev$p[3] #5.745843e-50
c( anova(srv.loglin.model.sq, srv.loglin.model.tri), anova(srv.loglin.model.sq, srv.loglin.model.four) ) # 0.7335668 0.7427429
sapply(paste('cntry:a.',1:5,sep=""), function(x) round(regTermTest(srv.loglin.model.sq, x)$p, 3) )
cntry:a.1 cntry:a.2 cntry:a.3 cntry:a.4 cntry:a.5
0.000 0.000 0.000 0.437 0.524
anova(update(srv.loglin.model.sq, ~. -cntry:(a.4 + a.5)), srv.loglin.model.sq)$dev$p[3]
0.6066181
Условная независимость. Почему математические способности и размер обуви — зависимые факторы?
Эта вариация на тему классического примера. Предположим, математические способности респондента определяются следующей градацией--- высокие, средние или низкие. Строим таблицу сопряженности с этими двумя переменными, скажем, для населения всей России. Гипотеза о независимости этих переменных смело может быть отвергнута. У людей с большим размером обуви выше математические способности. В чем причина? В отсутствии скрытой переменной — возраст. Ясно, что до определенного момента возраст положительно коррелирует как с математическими способностями, так и с размером обуви. Если фиксировать возраст (Age = k), то для любого k таблица совместного распределения величин M (мат. способности) и S (размер обуви) не будет указывать о наличии значимой зависимости между ними. В таком случае говорят, что величины M и S условно независимы. Этот результат выражается естественным образом в виде Марковской сети — ненаправленной графической модели.
Добавлю, что на Хабре есть отличная статья о Байесовских сетях — направленных графических моделях.
Графическое представление лог-линейных моделей
Предыдущий пример можно обобщить и распространить его на произвольные иерархические лог-линейные модели, что и было реализовано в работе [3]. Рассмотрим ряд возможных вариантов для трех переменных A, B и C.
Эти Марковские сети соответствуют следующим лог-линейным моделям
Заметим, что не всякая иерархическая лог-линейная модель может быть представлена в виде Марковской сети. Например — модель AB/AC/BC. Но любая модель может быть однозначно вложена в минимальную Марковскую сеть. Подробности соответствия лог-линейных и графических моделей можно найти в книге [1] или статье [3].
Итоговые результаты
Марковские сети позволяют относительно легко ориентироваться во взаимоотношениях переменных и сравнивать результаты различных таблиц.
Видим, что в случае России и Словакии наблюдается значимая взаимосвязь между страной и переменной «важен поиск приключений и риск или возможность повеселиться». С остальными ценностными качествами переменная Country условна независима.
Тогда как во Франции и России значимо различие в отношении к трем утверждениям: «важно быть богатым или иметь успех», «важно хорошо проводить время» и «важно быть простым и скромным».
Оба этих вывода согласуются с результатами теплокарты.
Что же касается взаимосвязи между латентными переменными, то графы для этих пар стран отличаются только одним ребром. Для России и Словакии переменные «важно хорошо проводить время» и «важно следовать правилам или важно помогать окружающим» условно независимы.
В заключение отмечу, что в лог-линейных моделях для complex survey данных пошаговый выбор модели, основанный на AIC или BIC результатах, пока не реализован. Статьи с адаптацией этих критериев к таким данным стали появляться только в последние годы. В частности, в этом году вышла статья [4], один из соавторов которой — T. Lumley, создатель пакета survey.
Литература:
[1] G. Tutz (2011) Regression for Categorical Data, Cambridge University Press.
[2] T. Lumley (2014) survey: analysis of complex survey samples. R package version 3.30.
[3] J. N. Darroch, S. L. Lauritzen, and T. P. Speed (1980) Markov fields and log-linear interaction models for contingency tables. Annals of Statistics 8(3), 522–539.
[4] T. Lumley, A. Scott (2015) AIC and BIC for modelling with complex survey data, J. Surv. Stat. Method. 3 (1), 1-18.
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Комментариев нет:
Отправить комментарий