Ненулевые ссылочные типы в C# — текущее состояние дел
Давайте рассмотрим такой пример:
Customer customer = _repository.GetById(id);
Console.WriteLine(customer.Name);
Смотрится знакомо, не так ли? Какие проблемы можно найти в этом коде?
Проблема здесь в том, что мы не знаем может или нет метод GetById вернуть null. Если метод возвращает null для каких-то id, мы рискуем получить NullReferenceException в рантайме. Даже хуже, между тем, как customer-у будет присвоен null, и тем, как мы используем этот объект, может пройти значительное количество времени. Такой код сложно отлаживать, т.к. будет непросто узнать где именно объекту был присвоен null.
Чем быстрее мы получаем фидбек, тем меньше времени требуется для фикса проблем в коде. Конечно, наиболее быстрый фидбек мог бы дать компилятор. Как здорово было бы написать следующий код и дать возможность компилятору сделать все проверки за нас?
Customer! customer = _repository.GetById(id);
Console.WriteLine(customer.Name);
Здесь тип Customer! означает ненулевой тип, т.е. тип, объекты которого не могут быть null ни при каких обстоятельствах. Или еще лучше:
Customer customer = _repository.GetById(id);
Console.WriteLine(customer.Name);
Т.е. сделать все ссылочные типы ненулевыми по умолчанию (ровно так же как value-типы сейчас) и есть нам нужен именно нулевой тип, то указывать это явно, вот так:
Customer? customer = _repository.GetById(id);
Console.WriteLine(customer.Name);
К сожалению, ненулевые ссылочные типы не могут быть добавлены в C# на уровне языка. Подобные решения необходимо принимать с самого начала, иначе они ломают почти весь имеющийся код. Ссылки на эту тему: раз, два. В новых версиях C# ненулевые ссылочные типы возможно будут добавлены на уровне warning-ов, но с этим нововведением пока тоже не все гладко.
И хотя мы не можем заставить компилятор выявлять ошибки связанные с неверным использованием null, мы можем решить проблему с помощью workaround-а. Давайте посмотрим на код класса Customer, которым мы закончили предыдущую статью:
public class Customer
{
public CustomerName Name { get; private set; }
public Email Email { get; private set; }
public Customer(CustomerName name, Email email)
{
if (name == null)
throw new ArgumentNullException(“name”);
if (email == null)
throw new ArgumentNullException(“email”);
Name = name;
Email = email;
}
public void ChangeName(CustomerName name)
{
if (name == null)
throw new ArgumentNullException(“name”);
Name = name;
}
public void ChangeEmail(Email email)
{
if (email == null)
throw new ArgumentNullException(“email”);
Email = email;
}
}
Мы переместили всю валидацию, связанную с имейлами и кастомерами в отдельные классы, но мы не смогли ничего сделать с проверками на нал. Как можно видеть, это единственные оставшиеся проверки.
Убираем проверки на null
Итак, как мы можем избавиться от них?
С помощью IL rewriter-а. Мы можем использовать NuGet пакет NullGuard.Fody, который был создан специально для этой цели: он добавляет проверки на null в ваш код, заставляя ваши классы кидать исключения в случае если null приходит в виде входящего параметра, либо возвращается как результат работы метода.
Для того, чтобы начать использовать его, установите пакет NullGuard.Fody и пометьте свою сборку атрибутом
[assembly: NullGuard(ValidationFlags.All)]
С этого момент все методы и свойства в пределах сборки автоматически получат валидацию на null для всех входящих и выходящих параметров. Наш класс Customer теперь может быть написан следующим образом:
public class Customer
{
public CustomerName Name { get; private set; }
public Email Email { get; private set; }
public Customer(CustomerName name, Email email)
{
Name = name;
Email = email;
}
public void ChangeName(CustomerName name)
{
Name = name;
}
public void ChangeEmail(Email email)
{
Email = email;
}
}
И даже еще проще:
public class Customer
{
public CustomerName Name { get; set; }
public Email Email { get; set; }
public Customer(CustomerName name, Email email)
{
Name = name;
Email = email;
}
}
Вот что у нас получается на выходе благодаря IL rewriter-у:
public class Customer
{
private CustomerName _name;
public CustomerName Name
{
get
{
CustomerName customerName = _name;
if (customerName == null)
throw new InvalidOperationException();
return customerName;
}
set
{
if (value == null)
throw new ArgumentNullException();
_name = value;
}
}
private Email _email;
public Email Email
{
get
{
Email email = _email;
if (email == null)
throw new InvalidOperationException();
return email;
}
set
{
if (value == null)
throw new ArgumentNullException();
_email = value;
}
}
public Customer(CustomerName name, Email email)
{
if (name == null)
throw new ArgumentNullException(“name”, “[NullGuard] name is null.”);
if (email == null)
throw new ArgumentNullException(“email”, “[NullGuard] email is null.”);
Name = name;
Email = email;
}
}
Как можно видеть, валидации эквивалентны тем, что мы писали вручную, за исключением того, что тут также добавлена валидация для возвращаемых значений, что тоже очень полезно.
Как теперь быть с null?
Как быть если нам необходим null? Мы можем использовать структуру Maybe:
public struct Maybe<T>
{
private readonly T _value;
public T Value
{
get
{
Contracts.Require(HasValue);
return _value;
}
}
public bool HasValue
{
get { return _value != null; }
}
public bool HasNoValue
{
get { return !HasValue; }
}
private Maybe([AllowNull] T value)
{
_value = value;
}
public static implicit operator Maybe<T>([AllowNull] T value)
{
return new Maybe<T>(value);
}
}
Входящие значения в Maybe помечены атрибутом AllowNull. Это указывает rewriter-у, что он не должен добавлять проверки на null для этих конкретных параметров.
Используя Maybe, мы можем писать следующий код:
Maybe<Customer> customer = _repository.GetById(id);
И теперь при чтении кода становится очевидно, что метод GetById может вернуть null. Нет необходимости смотреть код метода чтобы понять его семантику.
Более того, теперь мы не можем случайно перепутать нулевой тип с ненулевым, такой код приведет к ошибке компилятора:
Maybe<Customer> customer = _repository.GetById(id);
ProcessCustomer(customer); // Compiler error
private void ProcessCustomer(Customer customer)
{
// Method body
}
Безусловно, не все сборки есть смысл изменять с помощью rewriter-а. К примеру, применять подобные правила в сборке с WFP пожалуй будет не лучшей идеей, так как слишком много системных компонент в ней nullable по своей природе. В подобных условиях, проверки на null не имеют смысл, т.к. вы все равно ничего не сможете поделать с большинством из этих наллов.
Что касается доменных сборок, их определенно стоит усовершенствовать подобным образом. Более того, именно доменные классы получат наибольшую выгоду от этого подхода.
Заключение
Преимущества описанного подхода:
- Он помогает уменьшить количество багов путем обеспечения быстрого фидбека в случае если null неожиданно протиснулся там, где его не ждали.
- Существенно улучшает читаемость кода. Нет необходимости углубляться в метод чтобы понять может ли он вернуть null.
- Теперь проверки на null существуют в коде по умолчанию. Методы и свойства классов защищены от нулевых значений, нет необходимости писать шаблонный код по проверке на нал.
Остальные статьи в цикле
Английская версия статьи: Functional C#: Primitive obsession
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.
Комментариев нет:
Отправить комментарий