...

суббота, 19 сентября 2015 г.

[Перевод] JetBrains: переосмысление подписки и поиск стабильности

Перевод публикуется с разрешения автора, оригинал на Voxxed.

Когда 3 сентября JetBrains анонсировали изменения в своей лицензионной политике предложив подписочную модель для своих инструментов [IDE — при. пер.], они предполагали, что будут какие-то отзывы. В действительности на них обрушился настоящий поток, реакции были от умеренно возмущенных до откровенно апоплексических. В ответ компания опубликовала пост: мы действительно слушаем своих пользователей. Сегодня, в третий и последний раз, они опубликовали результаты пересмотра предложенной модели. Вот официальное tl;dr от авторов IntelliJ IDEA:

  1. Подписка остается, но с существенными изменениями.
  2. Вы получите резервную бессрочную лицензию как только оплатите годовую подписку: разом или последовательно (в течение 12 месяцев).
  3. Вы получите скидку до 40% за непрерывную подписку.
  4. У вас будет возможность использовать программное обеспечение без подключения к Интернету.
  5. Текущие пользователи с действующей или недавно истекшей подпиской на обновления получат первые два года подписки по цене одного.
  6. Мы все же рекомендуем вам прочитать статью целиком, чтобы ознакомится со всеми деталями.

В этом интервью Hadi Hariri, лидер команды Developer Advocacy, объясняет, почему компания была так ошеломлена первой реакцией сообщества, почему они не вернут все как было и почему эти изменения так важны для компании и ее будущего.
Voxxed: Будет честным отметить, что JetBrains устроили переполох своим первоначальным анонсом. Ожидали ли вы, что получите ту реакцию, которую получили?

Hariri: Мы ожидали некоторое количество отрицательных отзывов. Мы знали, что не всем это понравится. Есть такое выражение: люди не любят перемен, особенно тогда, когда они их затрагивают. Это и произошло, многие именно это и почувствовали.

Мы проводили исследования до того, как приняли решение перейти к подписочной модели. Мы провели множество опросов среди различных категорий клиентов — от персональных пользователей до компаний, больших и маленьких. В сущности, мы пытались угодить всем типам пользователей, которые только существуют. Собрав и проанализировав данные, мы поняли, в каком направлении нужно двигаться. Конечно, были и отрицательные отзывы, но далеко не в том количестве, что мы получили позже.

Что, по вашему мнению, были причиной такой острой реакции?

В некоторых случаях обратная связь вылилась в переход на личности — оскорбления и т.п., что я не хотел бы здесь повторять. Это было неприятно. Между тем, часть людей была действительно озабочена. Они пришли в наш блог или воспользовались другими официальными каналами связи, чтобы оставить отзыв и выразить свое мнение в спокойной манере, что было очень ценно.

Мы получили огромное количество отзывов и обоснованных опасений. Мы предположили, что, возможно, наши исследования были необъективны. Это заставило нас остановится и все пересмотреть. Было принято решение сказать людям, что мы переосмысливаем, слушаем и будем действовать в соответствии с этим — об этом был наш второй пост. Тем не менее, люди все еще были злы.

Это о многом говорит. Например о том, что мы создали вокруг себя сообщество людей, которым действительно не все равно. И мы им за это действительно благодарны. Возможно, были еще проблемы с коммуникацией — множество людей, если вы читали комментарии, были недовольны форматом публикации.

Кто из пользователей был больше всего разочарован?

Были опасения по поводу необходимости иметь подключение к Интернету. Часть людей волновалась из-за вещей, которые никогда не могли бы с нами произойти. Например, люди спрашивали, не хотим ли мы подсадить разработчиков на крючок, чтобы потом взвинтить цены? Здесь в JetBrains мы об этом ни когда даже и не думали, особенно учтивая, что солидная часть наших конкурентов — это бесплатные инструменты. Именно поэтому, если результат нашей работы не будет хорош, люди не будут им пользоваться.

Я думаю, мы слушали очень внимательно и серьезно работали последние две недели, чтобы предложить решение, которое может и не устроит всех, но является компромиссом. Надеюсь, оно показывает, что мы действительно слушали, и поможет восстановить доверие и те связи, которые мы установили с сообществом.

Не могли бы вы обощить, что именно изменилось в сравнении с первоначальным анонсом?

Подписка остается. Мы понимаем, что люди, несмотря на низкие цены, могут не определиться в течение года, продлевать ее или нет. Или их может просто не устроить результат нашей работы. Что мы сделали: если вы оплатили 12 месяцев, вы получите резервную бессрочную лицензию на ту версию, что была доступна в момент покупки. Ну и конечно мы добавили льготы вроде подписки на все продукты за очень хорошую цену и возможность платить помесячно.

Важно отметить, что мы не вернулись к предыдущей модели — сейчас вы получаете резервную бессрочную лицензию, если покупаете подписку на год (разом или помесячно) на тот случай, если вы решите ее не продлевать по какой-либо причине.

Почему бы тогда просто не вернутся к предыдущей модели?

Для многих из наших продуктов мы выпускаем несколько мажорных релизов в год с различными фичами и другими серьезными улучшениями. Мы тратим столько же усилий на привлечение новых пользователей, сколько и на поддержку существующих. Мы можем это делать благодаря существенному расширению нашей пользовательской базы, но оно не может продолжаться до бесконечности. Нам нужно как-то выровнять нашу прибыль с затраченными усилиями. Ход с подпиской — попытка найти баланс, который даст нам стабильную бизнес-модель и позволит продолжить делать то, что мы любим, и что нравится нашим пользователям.

К тому же, не забывайте, что были и остаются люди, которые целиком и полностью поддерживают идею подписки. И мы действительно хотели сделать ее для них, а не откатывать все назад — это было бы нечестно.

Является ли зрелость ваших программных продуктов одной из причин перехода к подписочной модели? Чувствуете ли вы, что теперь не будет необходимости делать новые фичи?

Я в это не верю, да и многие из наших неравнодушных пользователей отмечают, что JetBrains с каждым годом становится лучше. Ведь помимо новых фич мы должны поддерживать и все остальное, например Project Jigsaw (Java). У C# 6 есть новые фичи — мы должны поддерживать и его. И это не говоря уже об экосистеме JavaScript! Так что речь идет не только о добавлении новых фич, но также и о поддержке новых технологий.

Что вы ответите людям, которые считают, что все это из-за денег?

Сейчас в JetBrains работает 600 человек, большинство из которых разработчики. У нас нет венчурного капитала, мы не должны отвечать перед акционерами и тому подобное. Мы — компания, которая принадлежит частным лицам, и планируем такой и оставаться. Если мы это сделали, то только потому, что нам это нужно — оставаться стабильными.

Я не знаю как дела пойдут дальше — надеюсь, хорошо. Но что я знаю точно, так это то, что если наши пользователи несчастливы — несчастливы и мы, и не будет иметь значения, будем мы зарабатывать больше или нет. Обогатиться не является и ни когда не являлось нашей целью. Наша цель — это найти устойчивую модель, которая позволит нам заниматься тем, чем мы занимаемся сейчас.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at http://ift.tt/jcXqJW.

Комментариев нет:

Отправить комментарий