Основатель и генеральный директор такси-сервиса Uber Трэвис Каланик впервые посетит Россию.
Каланик приедет в Москву в воскресенье 5 июня и вечером того же дня выступит в Институте медиа и дизайна «Стрелка» с лекцией, посвященной вопросам развития транспорта в XXI веке. Каланик расскажет аудитории, «сможет ли каршеринг и усовершенствованный общественный транспорт вытеснить личные автомобили, и заменят ли гибридные и электрические машины привычные бензиновые и дизельные», говорится в сообщении на сайте «Стрелки».
Сервис для вызова частных водителей Uber — самая быстрорастущая компания в истории. Uber привлек от государственного фонда Саудовской Аравии $3,5 миллиарда. По подсчетам The Wall Street Journal, оценка самого дорогого стартапа в мире приблизилась к $68 миллиардам.
К своим 39 годам Каланик стал одним из самых богатых предпринимателей с состоянием в $6,2 миллиарда. Личность основателя Uber вызывает противоречивую реакцию как у общественности, так и у людей, знакомых с ним лично: некоторые его ненавидят, а некоторые им восхищаются.
Счастливое бизнес-детство
Трэвис Каланик вырос в районе Нортридж на окраине Лос-Анджелеса. У него есть брат, ставший пожарным, и две сводные сестры. Отец работал инженером, мама продавала рекламу в газете Los Angeles Daily News. В детстве Каланик мечтал стать шпионом. Каким был бы его путь на этом поприще — неизвестно. Но никто не станет спорить, что у Трэвиса с самого детства были задатки продавца. В школьные годы он уже ходил по подъездам и продавал ножи марки Cutco.
«У меня было чувство, что он постоянно пытается что-нибудь мне продать», вспоминает одноклассница Каланика. Другая одноклассница вспоминает о нем как о великолепном рассказчике, энергичном и ищущем выгоды любой ценой.
Первый бизнес
В 18 лет Каланик запустил первый бизнес — курсы по подготовке к тесту SAT «Академия нового мышления». SAT состоит из трех частей — математика, анализ текста и грамматика. За каждый давалось максимум 800 баллов, итого 2400 за три.
Каланик утверждал, что первый прошедший его курс «1500 и больше» ученик улучшил результат на 400 баллов. Сам Каланик набрал 1580 по первым двум частям. Его подвели два вопроса по лингвистике, пишет Business Insider. В цифрах, как любит прихвастнуть Каланик, он разбирается куда лучше, чем в словах, и может за восемь минут решить математическую часть SAT.
Закончив школу, Каланик поступил на программирование в Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе, получив на SAT практически максимальные баллы.
Первый провал
В университете он познакомился с первыми партнёрами Майклом Тоддом и Винсом Бусамом, с которыми начал работу над Scour — сервисом для обмена файлами. Шон Фэннинг, один из первых пользователей Scour, через 18 месяцев запустил похожий стартап — Napster. Каланик больше остальных занимался маркетингом и рекламой. Для продвижения продукта Scour Exchange (SX) он даже подвесил на дверные ручки комнат в общежитии бутылочки с лубрикантом, наклеив на них стикеры с логотипом Scour и фразой «Не открывай, SX работает».
«Каланик вёл переговоры так, что все вокруг забывали о том, что ему всего 20 лет», — говорит бывший глава компании Disney Майкл Овитц, купивший вместе с миллиардером Роном Берклом 51% акций Scour. Позже, наблюдая за тем, как Каланик общается с властями, Овитц скажет, что глава Uber — человек, которого «отправляешь на ринг, и он всегда побеждает».
Scour существовал три года, пока не получил иск от 30 крупных медиакомпаний, обвинявших сервис в нарушении авторских прав, на сумму в $250 миллиардов. Компании пришлось объявить о банкротстве. Каланик воспринял это как личное поражение и долгое время не ходил в кино, чтобы не видеть на экране логотип Universal Pictures и других корпораций, убивших его детище.
RedSwoosh и Jam Pad
Выступая на конференции FailCon, где предприниматели рассказывают о своих неудачах, Каланик сообщил о новом проекте. С ним был связан хитроумный план мести «убийцам» его прошлого проекта. Идея состояла в том, чтобы заставить 30 компаний, засудивших Scour, платить ему. Он рассчитывал распространять бесплатный или лицензионный контент и получать деньги с каждой компании, подавшей иск к Scour. Так появился файлообменник RedSwoosh — сервис, позволяющий дёшево передавать большие по объёму файлы вроде качественного фото и видео.
По данным The Fortune, в конце концов 23 из 29 судившихся со Scour компаний либо стали клиентами RedSwoosh, либо периодически распространяли с ее помощью свой контент. Но вскоре деньги у Каланика кончились: ему нечем было даже платить зарплату семерым сотрудникам.
В 2007 году Akamai заплатил за RedSwoosh $23 миллиона. На вырученные деньги Каланик купил большой дом в Сан-Франциско с теннисным кортом и хорошим видом, назвал его Jam Pad и стал проводить там так называемые jam-сессии, в ходе которых предприниматели обсуждали свои идеи. Каланик часто принимал у себя стартаперов.
Предлагая своё жильё участникам IT-конференции, он описывал его как «место, где предприниматели регулярно зависают, высказывают идеи и едят фантастические блюда, приготовленные поваром Jam Pad». Он много инвестировал. «Если ты нравился Трэвису, он вкладывался в твою компанию и помогал бесплатно», — вспоминает Грег Кречмар: когда он искал деньги для стартапа Livefyre, Каланик представил его 45 инвесторам менее чем за неделю и вложился сам.
Uber
В 2008 году Каланик встретился на одной из конференций с основателем сервиса StumbleUpon Гарретом Кэмпом. Тот рассказал, как в Новый год нанял с друзьями лимузин с водителем за $800. Кэмпу цена показалась грабительской. Ему в голову пришла идея разработать приложение, которое позволит делить машину с другими желающими из Кремниевой долины.
В 2009 году они вместе с Калаником создали Ubercab — мобильное приложение, позволявшее одним кликом вызывать личного водителя. Тогда сервисом пользовались друзья в Сан-Франциско, мало кто относился к нему серьёзно. Когда Камп спросил Каланика, будет ли он заниматься им постоянно, тот ответил отрицательно — полностью посвящать себя такой авантюре было рискованно.
Год назад основателя Трэвиса Каланика обвинили в краже идеи и технологий. Якобы Кевин Халперн из Калифорнии создал прототип сервиса для заказа такси через мобильное приложение много лет назад. Предприниматель требовал возместить ущерб на сумму в один миллиард долларов.О будущем Ubercab много спорили. Одни говорили, что сервис нужно сфокусировать на сегменте люкс, добавив функции заказа вертолётов и самолётов. Другие предлагали делать Ubercab массовым, позволяющим ездить на дорогих чёрных машинах дешевле, чем в целом по рынку. Так считал и Каланик. Он рассуждал: «Чем больше людей захотят этим пользоваться, тем больше водителей будет готово предоставить такие услуги. Конкуренция вырастет, стоимость снизится, а время подачи машины уменьшится».Халперн утверждал, что свой прототип он разработал еще в 2002 году, в своей компании Celluride Wireless. Они познакомились с Калаником в 2006 году. Тогда Халперн и продемонстрировал ему свои наработки. Каланик якобы воспользовался ими для создания собственного проекта. Заслуживает внимания упоминание об их повторной встрече в 2008 году. Именно тогда он раскрыл Каланику детали проекта. А через год после этого был запущен сервис Uber. Представители компании убеждены, что претензии безосновательны.
Родители Трэвиса Каланика были первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе.В октябре 2011-го Каланик привлёк к проекту внимание ведущих венчурных инвесторов, включая сооснователя Netscape Марка Андриссена, который вошёл в совет директоров сервиса. Шервин Пишевар из Menlo Ventures купил долю и инвестировал $20 миллионов. В сервис вложился Джефф Безос, глава Amazon. Uber стали пользоваться голливудские звёзды, с которыми Каланик был знаком: Эштон Катчер, Jay Z, Эдвард Нортон и другие.
Благодаря этому Uber стал известным. За пять лет компания получила $8,21 миллиарда от ведущих венчурных фондов, наняла 3000 сотрудников и открыла офисы в десятках стран. Каланику удалось то, что не удавалось Facebook и Google, — выйти на китайский рынок и завоевать аудиторию, несмотря на сопротивление местных игроков.
В Uber нелегко попасть, но еще труднее его покинуть
На текущий момент в составе Uber работает около 6700 сотрудников, а количество ушедших за последние годы минимально по меркам крупного стартапа. Причина проста — Uber усложнила процесс выхода для сотрудников за счет выдачи опционов на потенциально большие суммы.
Например, при выдаче 0,5% акций в качестве бонуса на старте и последующих инвестициях в районе $11 миллионов, а также оценочной стоимости в $60 миллионов по состоянию на 2011 год, этот пакет акций стоил бы $300 тысяч. При росте капитализации до $60 миллиардов такой пакет акций вырос бы в цене до $299,7 миллиона. Но при выходе из Uber сотрудник обязан в течение 90 дней выплатить налог в размере $119,8 миллиона. Причём обязанность выплатить налог вступает в силу сразу после ухода из Uber.
Со своей стороны Uber накладывает ограничения на продажу пакетов акций на третьем рынке, запрещая передавать их в венчурные фонды или частным инвесторам.
Ранее сам Каланик продал часть своих акций Uber. Один из журналистов спросил предпринимателя, рассматривает ли он возможность продажи всей компании. Однако гендиректор Uber заявил, что продажа части акций была спланирована в рамках стратегии развития стартапа.
«Какую вы ожидаете реакцию, если спросить счастливого в браке мужчину, кто будет его следующей женой?», задал встречный вопрос основатель компании. «У меня были жены», продолжил он с улыбкой. – «Но сейчас я сосредоточен только на одной (Uber)», заявил Каланик.
«За прошедшие 1,5 года мы привлекли более $10 миллиардов, поэтому у нас есть деньги. Наши партнеры привлекают миллиарды долларов и попадают в долги. Однако наша задача – быть дисциплинированными при создании бизнеса», добавил он.
Стиль руководства
«Мне нравится думать о себе как о Вульфе из Криминального чтива», — сказал однажды Каланик группе чикагских предпринимателей. Он считает себя холодным и рациональным человеком, который никогда не останавливается.
Каланик обожает спорить. Когда CTO Uber Туан Фам устраивался в компанию в 2012 году, Каланик звонил ему каждый день две недели подряд, спрашивая, как лучше всего общаться с инженерами. Они много дискутировали. В итоге Фам понял, что Каланик хочет, чтобы сотрудники не соглашались с каждым его словом, а высказывали свои предложения. В конце концов побеждают лучшие идеи.
Каланик утверждает, что управляет стремительно растущей компанией с помощью двух списков. В одном — проблемы, которые надо решать каждый день, в другом — идеи, которые надо внедрять. Каланик следит за всеми деталями, но вместе с тем даёт большую свободу менеджерам. Каждый понедельник он проводит встречу с сотрудниками и рассказывает о ближайших целях.
Личная жизнь
С 2015 года Трэвис встречается со скрипачкой и колумнисткой Huffington Post Габи Хольцварт.
Личные качества
«Он не спит. Он не теряет фокуса. Он иногда даже забывает, что голоден. Он пробует снова и снова, вдохновляя окружающих своей страстью до самого конца игры. Так, если Трэвис решил, что он хочет сделать более чистый, безопасный и простой сервис такси, чем тот, что сейчас есть, он сделает эту работу. Если он нацелился на реформирование коррумпированной, проникающей повсюду и направленной против потребителей системы регулирования, увидите, скоро она рухнет, увлекая за собой тех, кто своими бесчестными сделками призвал ее к жизни. Если он хочет убить расизм, который удерживает людей разных цветов кожи от получения доступа к такси, он добьется желаемого», – так пишет о Каланике его знакомый, Крис Сакка.
Ему упрямство не знает границ. Однажды он девять часов подряд провел в офисе Google, уговаривая одного из сотрудников перейти к нему.
Каланик всегда был амбициозным. Это помогло ему к 37 занять 13-е место в списке предпринимателей Fortune «40 до 40»: издание назвало его «мятежником в элите Кремниевой долины».
«Меня спрашивают: дела идут так хорошо, чувствуешь ли и ты себя великолепно? Но мой подход к жизни таков, что я всегда тяготею к некоторому дискомфорту, — признавался Каланик — Я всегда чувствую себя так же, как 15 лет назад».
Знакомые Каланика говорят, что двойственность — часть его характера, и, возможно, одна из причин успеха. Идеология — противоречивость.
Однажды ночью он ждал у клуба своего друга Шона и повздорил c охранником. Тот попросил его уйти. «Я не нарушаю закон», — повторял Каланик, не двигаясь с места. Охранники вызвали полицию, Паркеру пришлось заплатить $2000, чтобы спасти друга. В другой Каланик с сотрудниками RedSwoosh прилетел в Мексику. Он сел в такси, но решил, что его хотят обсчитать, и отказался платить. Водитель заблокировал дверь, предпринимателю пришлось выпрыгивать из машины на ходу.
Советы основателя от Трэвиса Каланика
В январе издание «Секрет фирмы» опубликовало фрагменты лекции Каланика в Индийском институте технологий в Мумбаи:
Суть стартапа в постоянном решении проблем. Вот почему я так люблю инженеров — никто лучше них не умеет преодолевать трудности. Именно этим они и занимаются каждый день: превращают сломанные вещи в работающие.
Предприниматели должны быть похожи на математиков, которые обожают трудные задачи. Страсть к поиску проблем и их решению превратит вас в хорошего предпринимателя.
Умные стартаперы знают, что даже если их идея не сработает, найдётся тысяча компаний, которые возьмут их на работу, но они всё равно будут лучше и умнее, потому что попытались сделать то, что никто не пытался.
Вы должны быть не победителем, а чемпионом. Если вы упали, поднимайтесь снова и снова, пока не достигните успеха. Неудача — это состояние души. В моей жизни был период, когда я терпел неудачи шесть лет подряд, но каждый раз я начинал всё сначала.
С другой стороны, нужно уметь вовремя переключаться. Если вы тратите все свои силы на то, чтобы заставить идею работать, и взамен получаете только физические или эмоциональные страдания и совсем не продвигаетесь вперёд, лучше переключитесь на что-нибудь ещё.
У большинства людей есть хорошие идеи, но они редко их реализуют. Uber — это хорошая идея. Я не знаю, были ли мы первыми, кто это придумал, но мы точно были первыми, кто это сделал.
Не ждите, пока инвестор заговорит первым. Это худший возможный расклад. Воспринимайте свой бизнес как шахматную партию. Вы играете в шахматы по 80 часов в неделю, поэтому вам постоянно нужно следить за положением фигур на доске и всегда опережать соперника на пять-шесть ходов.
Основная задача предпринимателя — стать экспертом по шахматам и предсказывать ходы соперника. В этом случае, когда инвестор что-то предложит вам, вы скажете: «Это интересно, но я могу назвать 1800 причин, почему это не работает. Вот 3650 причин для правильного хода».
Если вы не умеете находить общий язык с людьми, вам нужно найти сооснователя, который может это делать. Если вы интроверт и не можете продвигать проект, найдите человека, который сможет. Если вы недостаточно энергичны даже для того, чтобы найти энергичного человека, вам будет сложно.
Путь предпринимателя часто связан с одиночеством. Иметь партнёра очень полезно, особенно в тяжелые времена (которые поначалу наступают слишком часто). Веселье начинается только после пяти лет тяжелого труда.
Комментарии (0)