О том, как будет проходить школа, куда движется финтех, и как разработчику принимать участие в школе (БЕСПЛАТНО), мы поговорили с организаторами школы Тимофеем Головиным и Александром Диденко.
Почему вы выбрали именно такой формат – школа плюс хакатон?
Тимофей: Наша задача – прокачать участников на предмет понимания финансового рынка в целом. Есть много узконаправленных мероприятий, которые проводит Альфа-банк, Тинькофф Кредитные Системы, Сбербанк. Мы же берем финансы в широком понимании, поскольку финансы – это и банки, и страховые компании, различные финансовые агентства, брокеры и другие финансовые посредники. Мы даем информацию обо всем, что есть на финансовом рынке, а также прикладные знания про существующие платформы, которые используются на финансовом рынке. По своему опыту общения могу сказать, что программисты, которые не понимают финансы как таковые, не смогут сделать ничего разумного в плане архитектуры системы. То же самое и о финансистах, которые не понимают, что такое Agile, и как быстро строить процессы. Тот же IBM Watson для финансистов может открыть такие возможности для творчества, о которых они и не подозревали.
Александр: Программист – это человек с молотком. Для него все выглядит как гвоздь, и он готов забить блокчейн даже туда, где он совершенно не нужен. А финансист, вообще, про молоток ничего не знает. Во время школы мы будем объединять их в команды, чтобы они вместе смогли сделать чудо-продукт. Неплохо, если, например, финансисты возьмут на школе анализ данных на Python’e или мастер-класс в HP IDOL, а программисты узнают о кейсах в телематическом страховании и поведенческих финансах. Мы сделаем так, чтобы и финансисты, и программисты на школе нашли друг друга и взяли те знания, которых им действительно не хватает для проектов – у них будет возможность выбирать.
Как помочь финансистам и программистам лучше понимать друг друга?
Тимофей: С помощью совместного проектного обучения. До того, как начнется хакатон, все участники школы будут много раз принимать участие в мастер-классах, где они будут делать командные проекты.
Александр: Мы постараемся разбивать команды таким образом, чтобы участники школы смогли поработать как можно с большим количеством людей, такой speed dating на две недели. На мой взгляд, идея в стартапе – далеко не самое главное, в стартапах важнее химия между людьми. Поэтому к началу хакатона мы хотим, чтобы образовались команды, в которых участниками комфортно работать друг с другом. А наши друзья из brain-to-brain помогут с социальной химией, они в этом эксперты.
Кто оставляет сейчас заявки на участие? С каким бэкграундом?
Александр: Мы получили свыше 50 заявок, и можем легко принять ещё около пятнадцати. Хотелось бы, чтобы финансистов и программистов было поровну, но пока видим перевес в сторону первых процентов на двадцать. Правда, нужно отметить, что мода на машинное обучение не обошла стороной никого: среди финансистов, которые отправили заявки на школу, кто-то уже разрабатывал на Python, кто-то прошел школу анализа Яндекса или Центра математических финансов. Но мы готовы ещё взять сильных разработчиков. И для них возможно бесплатное участие и даже проживание, если они иногородние. Наш генеральный спонсор, Некоммерческое партнерство РТС, готов покрыть расходы.
Какой идеальный состав команды, чтобы получился хороший продукт? Точно нужен разработчик. А маркетолог или дизайнер нужны на этапе создания прототипа?
Тимофей: Состав классических хакатонов – это обычно маркетолог, программист и дизайнер. У нас в финтехе всё же другой акцент. Для нашего хакатона идеальный состав – это фронт-эндер, бэк-эндер и руководитель. Руководитель дополнительно берет на себя задачи маркетолога, бэк-эндер – архитектора, фронт-эндер – дизайнера и верстальщика. Конечно, хороший дизайнер важен, но дизайн, как правило, закрывает дыры, нереализованный функционал, а мы будем брать именно функционалом.
Александр: Совершенно верно. Красивые логотипы и картинки необязательны, должен быть просто вменяемый интерфейс. Продукт должен работать, там должно что-то происходить, какие-то вычисления, какое-то взаимодействие с сервером. И еще, «финансисты» – термин условный, под ними мы понимаем и продуктологов тоже. А когда говорим о «разработчиках», предполагаем, что они же и дизайнеры, на первом этапе. Плюс, у нас будет отличный мастер-класс по такому модному способу заменить фронт-энд, как чатботы, от Chatbots Community. Так что будет возможность обойтись вообще без дизайнера.
Что бы вы порекомендовали тем, кто интересуется финтехом? Что читать, за какими событиями следить, чему учиться? Кто устанавливает тренды?
Александр: Мы, конечно (смеется)! Финансовый университет, на самом деле, один из лидирующих вузов про технологии в мире финансов. Мы регулярно проводим лектории, приглашаем коллег из различных компаний: Qiwi, ВТБ-24, Лидер, 2can, – да каких угодно. Далее, Агентство стратегических инициатив, где работает группа FinNet – они проводят регулярно хакатоны, форсайты. Акселераторы ФРИИ и Numa. Кстати, они и АСИ стали нашими партнерами по Школе. Вообще, 2016 год стал годом финтеха. Мы задумали школу в апреле, и попали в яблочко: сейчас события про финтех полезли изо всех щелей.
Тимофей: Кроме прочего, есть много ресурсов, начиная от специализированных, заканчивая TechCrunch. Есть междунарордные компании-лидеры в плане инноваций в финтехе: Citigroup, Deutche Bank, JPMorgan, EY. Они все часто публикуют исследования на эту тему. Но чтобы приземлять всё на российский рынок, нужно читать законодательство РФ.
Александр: И, кстати, поэтому у нас на школе будут люди из Банка России – вот еще кто устанавливает тренды! Мы ожидаем Вадима Калухова, главу департамента финтеха, который расскажет слушателям о планах Банка России на блокчейн и том, какие проекты наших ребят точно «не взлетят» – просто потому что Банк России будет против. Нас интересует реалистичность – еще и потому, что на выходе проекты будут смотреть Numa и ФРИИ.
В каких технологиях и разработках нуждается финансовая отрасль?
Александр: Банки и все финансовые посредники сидят на огромном количестве данных о своих клиентах. И только немногие из банков смогли этим воспользоваться, поставить в центр своей бизнес-модели. Мы можем посмотреть на Тинькофф Кредитные Системы, который свою экономику строит вокруг больших данных. Если у вас хороший скоринг, вы можете совсем по-другому занимать деньги, по-другому их давать. А это же всего-навсего формула, модель. Это значит, что в разработку этой формулы нужно вкладывать деньги. Следующая истори-я интернет вещей. Это next big thing в финтехе. У нас будет очень модный кейс по телематическому страхованию, причем его будем решать с разных сторон, и как кейс, и как некоторую задачу по анализу данных, и даже на машинах прокатимся. Телематическое страхование на Западе уже лет 10 известно. Это когда вам в автомобиль встраивается коробочка, которая сообщает вашей страховой компании, какая у водителя модель вождения. Далее страховая динамически меняет размер взноса, исходя из того, как клиент водит. Если в шашечки играет на МКАД, то будет одна ставка, если спокойно ездит, значит, совсем другая. Тут выход на очень интересные задачи есть.
Что может препятствовать развитию финтех-компаний?
Александр: Неопределенность в отношении позиции регулятора. Финансовая сфера жестко регулируется, это вам не аппы для айфона пилить – последствия ошибки очень серьезные. В финтехе вы делаете продукт, а потом выясняется, что он незаконный. Наверное, в итоге финтех станет похож на фармацевтику, где серьезные инновации идут рядом с серьезным регулированием, и это порождает драмы. Второй момент – риски монополизации. Любая по-настоящему крутая технология стремится захватить сразу весь рынок. И далее получается как в живых системах: когда один генотип доминирует, популяция становится уязвима для каких-то вирусов, например. Еще один риск – сложность систем. Та же уберизация – это же не устранение посредника, а усложнение его, на самом деле. Когда мы делаем сложные системы, мы не всегда понимаем последствия. Старые системы известны, понято, что от них ждать. А от новых – нет.
Тимофей: Боль на мой взгляд состоит в том, что при постоянном усложнении системы, мы становимся зависимы от большего числа факторов. В первую очередь, зависимы от инфраструктурных элементов. А если сервер упадет? Хранилась информация о человеке, сделках, произошел сбой – всё. Где сделки? Второй вопрос важный – безопасность, которая касается всего. Чтобы нельзя было влезть в систему и поменять. Сейчас это все стало более актуальным, учитывая последнюю историю с эфирами.
По вашему наблюдению, чему финтех-стартапы уделяют больше внимания, и какие ниши, наоборот совсем не заняты?
Тимофей: Я знаю очень много стартапов про домашние финансы, про платежи и транзакции, банковский скоринг. Но я вижу очень мало стартапов, которые помогали бы, к примеру, венчурным фондам или страховым. Между прочим, эта сфера растет очень быстро. Скоро страховать будем все – вплоть до файлов на компьютере. Вот эти ниши: венчурные фонды, страхование – к ним внимания намного меньше. Возможно, из-за недопонимания этой сферы. Поэтому у нас будет очень классный кейс от Ингосстраха, мы хотим чтобы люди разобрались в этой теме.
Александр: Мне лично кажется, что сейчас есть незанятая ниша в пенсионных фондах. Нужны технологии, которые позволили бы обеспечивать достойную старость — что-то вроде private wealth, но для обычных людей, без тридцатиметровой яхты в Ницце. Идеальный маркетплейс. Не помочь людям заработать вот прямо сейчас, это древняя история, и призрачная к тому же. Но как сделать, чтобы у человека были деньги на старость – чтобы он свое качество жизни не снизил когда на пенсию пойдет, вот это актуально не только для России. Люди стареют по всему миру, и дальше будет только хуже. Финтех, связанный с их пенсионными накоплениями – это очень интересная история. Поэтому мы дадим поведенческие и классические количественные финансы, вооружим людей перед хакатоном. А дальше пусть они сами выберут, чем займутся.
Тимофей Головин
Открывал и руководил московским филиалом Dnevnik.ru (крупнейшая школьная система и система электронных журналов/дневников в РФ), руководил международным платёжным стартапом EasyPay-TravelDestination. Работал советником Председателя Правления банка по ИТ, участвовал в подготовке концепций инновационного развития нескольких банков. Опыт в стратегическом развитии ИТ-компаний, инвестиционном анализе, предпринимательской деятельности. Член рабочей группы FinNet при Агентстве Стратегических Инициатив. Директор по корпоративным сервисам в NUMA Moscow.
Александр Диденко
Декан факультета МЭО (Финансовый университет при Правительстве РФ). До того, как присоединиться к команде факультета, работал в брокерских компаниях и банках (Газпромбанк, Финам и др.), где торговал ценными бумагами и деривативами, был корпоративным блоггером и лектором, а также выполнял административные функции. Также Александр основал несколько стартапов, написал кандидатскую по экономике, пишет докторскую и воспитывает двух дочерей.
Комментарии (0)