В Microsoft поручили Тому Барклаю поместить всю планету в базы данных внутри компьютера Compaq. Вместить тысячи километров нашей планеты всего на 100 м2 — это было чудом.
Планировалось, что TerraServer станет залогом лидерства компании Microsoft среди интернет-компаний в 21 веке. Это была самая первая общедоступная интерактивная спутниковая карта мира и первая SQL база данных земли размером в несколько терабайт. Фактически — это была самая большая база данных в мире за несколько лет и Compaq считался самым большим компьютером в мире. TerraServer являлся функциональным и популярным предшественником Google Earth, который позволял увидеть Ваш дом из космоса. Он работал задолго до того, как в Google задумались о подобной концепции.
Так почему же мы не используем TerraServer сейчас на своих смартфонах?
Вероятно, по той же причине почему Microsoft проиграл соревнования Google за лидерство в сфере поисковых ресурсов, электронной почты, браузерах и других потребительских сервисах. Корпорацию Microsoft особо не заботило удобство пользователей при использовании TerraServer. Их также не заботило огромное количество данных о пользователях, которые оставались после использования сервиса.
Со слов Томи Барклая:
Это было сделана для того, чтобы показать, что наше программное обеспечение способно на такое. Но компания абсолютно не заботилась о собранной информации. Google изначально был информационной компанией, осознавающей ценность информации.
Изначальный план состоял лишь в том, чтобы создать базу данных. Корпорацию не волновало, что там будет содержатся, она просто хотела быть огромной. Для чего? База данных должна была стать самой большой в мире, чтобы проверить масштабируемость СУБД SQL Microsoft.
База данных производит постоянное резервное копирование на автоматизированный ленточный модуль StorageTek 9710 TimberWolf, использующий резервное копирование SQL, интегрированное с сетью Legato. В режиме онлайн процесс резервного копирования использует 20% ресурсов CPU и занимает приблизительно 8,5 часов, включая время на внесение изменений в ленту.
Как сказал Барклай:
Нас попросили поработать над очень большой базой данных, протестировать базы данных следующего поколения.
Оказалось, что найти интересный и реальный терабайт данных, который можно было бы свободно использовать и законно распространять, было весьма сложно. Согласно статье USA Today от 22 июня 1998 года, первоначальная задача для TerraServer состояла в том, чтобы перечислить каждую транзакцию в истории Нью-Йоркской фондовой биржи и сделать доступной для поиска онлайн. Но в итоге объем базы данных вышел всего 500 ГБ, чего было недостаточно. Microsoft требовала большего. В 1997 году Геологическая служба США проводила загрузку своих полутоновых (черно-белых) спутниковых фотографий и других воздушных изображений из своего архива в сеть Интернет. Хеди Россмейсл из геологической службы США встретилась со знаменитым программистом Microsoft Джимом Грэем, они начинали обдумывать возможность объединения проектов в один. Ведь размещать спутниковые изображения в сети Интернет, чтобы они находились в открытом онлайн доступе в любое время и в любом месте — было делом не только интересным, но и полезным.
Время было более-менее подходящим. Холодная война закончилась, что позволило рассекретить фотографии, сделаные спутниками шпионов. Никто в мире не опасался терроризма (до трагедии 11 сентября), все больше людей открывало для себя преимущества использования сети Интернет.
Со слов Россмейсл:
У нас имелись изображения в цифровом формате половины стран на планете Земля. Также у нас была возможность предоставлять снимки людям, но не быстрым и удобным способом.
Изображения, наряду с некоторыми рассекреченными военными фотографиями России, составили чуть более 2,3 терабайта. Грэй назначил Барклая (которого Россмейсл называла «мозгом проекта») ответственным за разработку и он приступил к кодированию. TerraServer был его первым веб-сайтом, который он когда-либо делал. Это был его первый проект, который имел хоть какое-то отношение к картографии. Но задача оказалась довольно сложной, Барклай очень быстро столкнулся с основной проблемой картографии. Перенос округлой поверхности земли на плоский монитор стал для него настоящей головной болью.
Он решил, что использование стандартной проекции Меркатора — это не то решение, которое стоит использовать. Такая проекция искажает размер континентальных массивов, поскольку перемещения будут происходить не только вдоль экватора, но так же на юг и на сервер. Проекция Меркатора особенна тем, что не искажает углы и формы, расстояние сохраняется только на экваторе. По сей день такая проекция используется для составления морских навигационных и аэронавигационных карт.
После неудачного тестирования различных способов, Барклай выдвинул идею создания «мозаичных» изображений, способных генерироваться в зависимости от выбранной части карты. В основном изображения, полученные компанией Microsoft от Геологической службы США, были соединены вместе, но затем порезаны на более мелкие квадраты и повторно отцентрованные при команде.
Как говорил Барклай:
У нас не вышло сделать это с первого раза. На презентации первой демо-версии дом Билла Гейтса оказался разделен на две части, что было не очень хорошо. Мы доработали поступательное развертывание карты. Это позволяло людям центрировать любой желаемый участок. Также реализовали возможность увеличения и уменьшения масштаба.
Нововведение оказались революционным, стратегия «Мозаики» стала основой для Google Earth и Google Maps. Удивительно насколько подобны современные технологии к технологии 1997 года. Когда проблема отображения карты была решена, TerraServer запустили в работу и началось самое интересное.
TerraServer стартовал еще в 1997 году и сегодня он бы уже достиг своего совершеннолетия. Но к сожалению, у нас нет никакого способа им воспользоваться. Проект ушел в оффлайн еще в 2007 году, с тех пор Барклай провел большую часть времени работая над Bing Maps. Microsoft периодически восстанавливала TerraServer (даже после 2007 года). В дополнение к статье USA Today, проекту также были посвящены статьи в New York Times и Newsweek. В них описывались опасения по-поводу потенциального вторжения в частную жизнь пользователей при использовании системы. К примеру, заголовок одной из статей гласил: «Surveillance in the sky» (Наблюдение в небе).
Microsoft проводила церемонию запуска в Нью-Йорке, на которой присутствовал лично Билл Гейтс. В первый день работы доступ к проекту получили 8 миллионов пользователей, а к концу недели было зарегистрировано уже 30 уникальных посетителей в день (согласно докладу, опубликованному в 2000 году). В конечном итоге всплеск популярности сошел на нет и проект ежедневно посещало 7 миллионов пользователей. TerraServer стал успешней, чем предполагали в Microsoft.
Поразительно, сколько данных про общее веб-поведение смогли собрать в Microsoft. Но еще более поражает, как бездумно все это использовалось. В компании TerraServer рассматривали как очередную новинку, а не как проект, способный изменить мир. Примечательно, что в Microsoft (еще до Google) установили один интересный факт: человек будет весьма огорчен, если на сделанном снимке не увидит свой дом или знакомую местность, соответственно для него проект будет бесполезным.
Из воспоминаний Барклая:
В первый год работы проекта я получил более 20000 писем, в которых чаще всего писали две противоположности: «я люблю TerraServer, я увидел свой дом» либо «я ненавижу TerraServer, там нет моего дома». Мы выяснили, что 85% всех гео-запросов были локальными. Люди хотели найти места, находящееся рядом с их домом, будь то химчистка или какой-нибудь фаст-фуд.
Совокупность различных статей о TerraServer сосредотачивалась вокруг его возможности обрабатывать самую большую базу данных. При этом практически полностью игнорировалось то, сколько данных о привычках пользователей он мог собрать.
В статье Times упоминалось:
Стратегия Microsoft в использовании TerraServer направлена на доказательство того, что его программное обеспечение и операционная система подходят для массивных баз данных. Забавный факт — специалисты компании выяснили, что сеть Интернет наиболее оживленная по понедельникам и вторникам. Полученная информация была использована компанией лишь для определения, когда лучше проводить работы на серверах в дата-центре. Единственный доход, который Microsoft получала от использования TerraServer, поступал от продаж спутниковых изображение, отправляющихся пользователям по почте. Стоимость таких изображений варьировалась от $ 7,95 до $ 24,95.
Ныне Terraserver — памятник упущенной возможности Microsoft доминировать на рынке вычислительных технологий. Трудно сказать, почему компания решила прекратить развитие своего проекта. Возможно, это связанно с гибелью Джима Грэя (босса Барклая) в 2007 году в открытом море.
Комментарии (0)