...

вторник, 16 августа 2016 г.

Супермены на конвейере: как мы сделали эзкоскелет для преподавателей

Когда речь идет об онлайн-образовании, на смену непосредственному контакту учитель-ученик приходят новые формы взаимодействия. В чем плюсы этого взаимодействия и как мы можем сделать его более эффективным при помощи новых технологий, мы расскажем в этой статье.

Интерфейс


Все человеческое общение, включая образование, состоит из интерфейсов: мы не умеем передавать информацию непосредственно друг другу в мозг. Приходится кодировать эту информацию словами и передавать ее звуковыми волнами или графическими символами. Разумеется, этот процесс не может обходиться без потерь, но другого способа передачи информации между людьми пока не изобретено.

В образовательных процессах применяется множество интерфейсов, в том числе и обладающих обратной связью. От эффективности этих интерфейсов зависит эффективность обучения. В классической форме очного образования один из основных интерфейсов – учебник. В нем содержатся упражнения, учитель может поручать ученику их выполнение и, наблюдая за процессом, делать выводы о степени успешности обучения (обратная связь). При такой очной форме общения учителя с учеником минимизируются информационные потери: преподаватель точно знает, что студент выполняет именно то упражнение, которое было задано, имеет возможность корректировать и объяснять ошибки на лету, контролировать весь процесс.

В заочных формах обучения, к каковым относится, например, преподавание языка по Скайпу, рушатся или замедляются многие привычные связи. Учитель не видит, чем занят ученик, не может показать ему нужное упражнение в учебнике, не всегда может своевременно исправить ошибку в письменном задании. Это ведет к потерям в информационном потоке между учителем и учеником. Чем сложнее образовательный процесс, тем больше получается ком из небольших на первый взгляд проблем, связанных с этими потерями.

При всех организационных преимуществах дистанционного образования (не надо никуда ехать, не надо никого пускать домой, уроки можно проводить в любое время дня и ночи и т.д.), подобные недостатки интерфейса неизбежно ведут к снижению качества и эффективности обучения.

С момента создания школы Skyeng мы работаем над собственной платформой, чья задача — минимизировать дистанцию, одновременно повышая эффективность образовательного процесса внедрением недоступных для очного обучения инструментов. Мы разрабатываем собственную платформу Vimbox, которой может воспользоваться любой желающий.

При разработке нашей платформы мы ставили перед собой две задачи:

1. создать интерфейс дистанционного обучения с минимальным количеством информационных потерь;
2. добавить уникальные возможности, отсутствующие в очном образовании, повышающие эффективность обучения.

Минимизация потерь


Очевидно, что главный источник информационных потерь в удаленном обучении – собственно, дистанция между преподавателем и студентом. Ее нужно сократить до минимума.

В реальном классе ученик и учитель видят перед собой один и тот же учебник. В нашем случае перед ними – один и тот же слайд нашего виртуального класса. Преподаватель видит все действия ученика: как он выполняет упражнения, какие ответы записывает в заданиях, какие слова добавляет в персональный словарь, который интегрирован с мобильным приложением для заучивания слов. Учитель в любой момент может в реальном времени подкорректировать ответ ученика, помочь ему выполнить задания, перетащить правильный ответ в нужную часть упражнения, сделать пояснения во время совместной работы. Учитель и ученик ведут совместные заметки у уроку и взаимодействуют с упражнениями в реальном времени. В ближайшем будущем мы хотим также синхронизировать прокрутку экрана, чтобы учитель видел, куда в данный момент смотрит его студент.

Также на платформе синхронизирован просмотр аудио- и видеофайлов: нажать на кнопку проигрывания могут оба участника образовательного процесса, слышать и видеть они будут одно и то же. Если где-то посередине аудиоупражнения у ученика возникает вопрос – он может нажать на паузу и задать его; учитель точно знает, в какой момент этот вопрос возник.

Все это не только сократило дистанцию между учителем и учеником, но и помогло учителю получить больше информации о том, как ученик взаимодействует с заданиями, что вызывает у него наибольшие трудности и какие моменты нужно пояснить — все это невозможно при проведении занятий офлайн в группе учеников.

Всю экспертизу о знаниях ученика собирает не только учитель, но и сама платформа. Мы всегда знаем, как ученик взаимодействовал с материалом, какие слова выучил, какие грамматические темы прошел. Виртуальная платформа помогает нам создавать персональную историю обучения, своеобразный «анамнез» аналогично тому, как ведется карточка в поликлинике. На основе полученных данных мы сможем знать полную информацию об уровне знания английского учеником и подсказывать ему персональные тексты, темы для изучения, фильмы для просмотра на английском и музыку для прослушивания. Персонализация контента – одна из задач, которую мы хотим решить в будущем, создавая именно те упражнения, которые нужны данному ученику.

Новые возможности


В фантастических романах часто можно встретить идею «экзоскелета» — механического усовершенствования человеческого тела, которое становится сильнее, выносливее, быстрее. Из фантастики экзоскелеты понемногу приходят и в реальную жизнь: ими пользуются, например, при работах на большой глубине и в космосе. Перенося обучение в онлайн, мы создаем «информационный экзоскелет», который дает новые, до сих пор недоступные возможности и ученику, и учителю.

Для ученика эти усовершенствования – от банальной экономии усилий и времени (не надо открывать учебник, искать в нем нужную страницу, записывать что-то к себе в тетрадку) до полезных вспомогательных функций – например, встроенного в уроки словаря, добавления незнакомого слова в словарь одним кликом, возможности повторять пройденный материал в любой удобный момент и запоминать пройденные слова при помощи удобного приложения на смартфоне.

Для учителя – это, наряду с описанными выше удобствами, максимально полное «досье» на каждого ученика. В современном мире мало кто может позволить себе персонального учителя на фул-тайм. Преподаватель физически не может помнить все про каждого своего студента. «Информационный экзоскелет» приходит на помощь: за пять минут подготовки к уроку учитель может не только вспомнить, на каком параграфе учебника остановилось обучение, но также получить данные по всем трудностям, с которыми пришлось столкнуться, по текущим реальным потребностям ученика, по времени, которое тот уделил запоминанию слов, по состоянию запоминания этих слов, по уровню его текущего словарного запаса («тепловая карта») и т.д. Кроме того, каждое упражнение содержит «заметки учителя» (teacher's notes), которые тот при желании может показать ученику. В очном обучении эти заметки – отдельная книга, помогающая преподавателю выстроить урок.

Сейчас мы собираем всю статистику о том, как происходит учебный процесс и делаем эксперименты, улучшая методические материалы в зависимости от потребностей учеников. Мы можем замерить множество параметров: сколько говорил ученик и сколько преподаватель, на каком языке они говорили, сколько времени ученик потратил на выполнение упражнения и какие варианты ответов он пробовал ввести.

Например, в некоторых упражнениях процент правильных ответов достигает 99%: можно предположить, что с точки зрения методологии, данные упражнения слишком легкие и не несут педагогической ценности; напротив, упражнения, в которых большой процент неправильных ответов, скорее всего, непонятны для ученика, их надо переработать.

Статистику конкретных упражнений можно получить даже непосредственно из слайда:

Ученик может отметить каждый слайд урока или домашнего задания как «понравившийся» или «не понравившийся». Методисты видят как эту статистику, так и среднее время прохождения слайда студентами и несколько последних записей таких прохождений.


Статистика уроков и конкретных упражнений, отмеченных учениками как «понравилось» или «не понравилось». Цвет соответствует общей оценке урока.

Разумеется, есть статистика и по проведенным урокам — кто, когда, с кем, какой уровень, какой курс, какие продукты использовались, как быстро проходились слайды. В удобном виде эта статистика доступна через инструмент «Фильтр уроков», а более детальные технические данные хранятся на сервере статистики.

Кроме этого, собираются оценки, которые ставят студенты учителям после урока. Обобщенный график позволяет увидеть, как конкретные учителя или группы учителей влияют на студенческие оценки. Особое внимание, разумеется, уделяется плохим оценкам, их можно использовать для выявления «нелюбимых» преподавателей или «неудачных союзов», это тема для обсуждения на педсовете. Вот пример временного распределения общей оценки по школе:

Собираемая статистика позволяет нам разрабатывать новые инструменты для улучшения «производительности» «экзоскелета». Таким образом, мы не просто компенсируем недостатки обучения в онлайне, мы превращаем их в преимущества, создавая дополнительную ценность с помощью уникальных возможностей информационных технологий.

Попробовать нашу платформу в деле можно тут. Откройте сайт с компьютера «учителя» и отправьте сгенерированную ссылку «ученику».

А еще мы ищем крутого full-stack разработчика на программирование этой системы: http://ift.tt/2b1wFRv

Комментарии (0)

    Let's block ads! (Why?)

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий