...

четверг, 9 февраля 2017 г.

Как сделать ЖКХ, чтобы оно было ГИС

В стране по адресу http://dom.gosuslugi.ru создан и запущен в промышленную эксплуатацию единый информационный ресурс в сфере ЖКХ — государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Цель и сверхзадача системы – наконец сделать ЖКХ полностью прозрачной и предоставить населению способы для усиления общественного контроля в столь важной сфере. В статье кратко описываются некоторые возможности ГИС ЖКХ, доступные всем жителям нашей страны уже сегодня, а также обзорно рассматриваются основные архитектурные решения и технологии, которые позволили выдержать требования по срокам и обеспечить нужные эксплуатационные характеристики системы.  

Источник

Введение


Мне посчастливилось  работать на проекте по созданию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ) в качестве архитектора и руководителя разработки системы с 2014 года, т. е. с самого начала. В этом  посте я постараюсь рассказать о том, что же это такое и как выглядели изнутри процессы принятия ключевых решений при разработке большой информационной системы. Очень большой информационной системы.

Сразу хочу сказать, что этот пост задумывался как вводный, который позволит с высоты птичьего полета посмотреть на некоторые аспекты реализации ГИС ЖКХ и обозначить наиболее интересные темы для дальнейшего освещения. В последующих постах мы планируем уже более детально остановиться на конкретных вопросах реализации ГИС ЖКХ.

За последние 5 лет моя жизнь во многом ушла в онлайн, и этот факт позволяет мне  экономить большое количество сил, освобождая кучу времени. Например, мне нравится иметь возможность купить билет в театр или в кино, не вставая с дивана. Мне нравится выбирать себе место в самолете и бронировать гостиницу, не выходя из дома. Мне нравится, что у моего банка нет офисов, а 99% всех моих банковских операций я выполняю через Интернет. Мне нравится парой нажатий кнопок в смартфоне заказывать такси и не попадать в пробки (ну почти) благодаря онлайн-навигаторам. У меня складывается ощущение, что наконец-то интернет-технологии достигли уровня, на котором они стали приносить действительно реальную пользу людям.


Источник

Во многих отраслях технологии уже давно перешли в онлайн, однако в области ЖКХ все обстоит не совсем так, а точнее — совсем не так. Многие жители через портал госуслуг уже могут выполнять базовые операции (такие, как оплата счетов или ввод показаний приборов учета). Как жителю Москвы мне, конечно, грех жаловаться, однако хотелось бы больше и лучше. Я, например, часть услуг оплачиваю на сайте моей управляющей компании, электричество — на сайте Мосэнерго, взносы за капитальный ремонт — на портале госуслуг.  Так случилось, что в  один «прекрасный» момент я позабыл про Мосэнерго, и в моей квартире чуть не отключили свет. Пришлось бросить все дела и в срочном порядке ехать в офис Мосэнерго, чтобы ликвидировать образовавшийся долг.

Судя по отзывам родственников, друзей и знакомых, во многих регионах дела обстоят гораздо хуже. Мои родители живут в Астрахани и решение вопросов в сфере ЖКХ также доставляет им немалые неудобства. Например, до сих пор они ежемесячно тратят свое время на то, чтобы лично передавать в управляющую компанию показания приборов учета на бумажках. Другая их головная боль — в том, что нет единого ресурса, где можно было бы видеть всю информацию о выставленных счетах и фактах оплаты. Поставщики различных услуг периодически теряют информацию о платежах, возникает задолженность, и для того, чтобы разобраться, им приходится приезжать в офис к конкретному поставщику услуги вместе с кипой квитанций об оплате.

Я думаю, что каждый может привести свои примеры проблем в области ЖКХ, которые доставляют неприятности и заставляют тратить свое время.

Терпение, спокойствие! Сейчас они появятся


Не все знают, но наша страна движется к светлому будущему, когда эти проблемы будут решены и мы сможем решать многие вопросы в области ЖКХ через Web  или мобильный телефон так же, как это сейчас можно делать в банковской сфере или других продвинутых в области онлайн отраслях.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ и ЖК РФ в России создается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Государственным заказчиком ГИС ЖКХ является Минкомсвязь России. Работы по внедрению системы и созданию нормативно-правовой базы осуществляют Минкомсвязь России совместно с Минстроем России. Финансирование создания системы выполняется за счет средств Оператора системы (ФГУП «Почта России»). Разработкой ГИС ЖКХ «с нуля» занимается команда ЛАНИТ.

С июля 2016 года система находится в промышленной эксплуатации по адресу http://dom.gosuslugi.ru. Система продолжает наращивать свою функциональность, а также стремительно наполняется данными.

Что внутри


В ГИС ЖКХ по всей стране вносятся данные по организациям (управляющим компаниям — УК, ресурсоснабжающим организациям — РСО и др.), по домам (многоквартирным и жилым). На рисунке ниже показана карта внедрения ГИС ЖКХ (см. http://ift.tt/2ffSvlD), где цветом отмечены успешные и отстающие регионы.

Карта внедрения ГИС ЖКХ

Для примера приведена карточка внедрения одного из передовых регионов — Мурманской области.

Я нашел дом в Астрахани, в котором жил когда-то давно и смог просмотреть по нему основную информацию, а также информацию о связанных с ним организациях (УК, РСО, органах местного самоуправления).

Дом и связанные с ним организации на карте

Также я изучил информацию об управляющей организации, которая обслуживает данный дом. Ознакомился с лицензией этой организации. Оказалось, что у нее в управлении находятся 40 многоквартирных домов, и за последний год она несколько раз «попадала» на штрафы.

Информация об управляющей организации

Каждый человек уже может сделать то же самое самостоятельно. В следующих статьях мы постараемся рассказать об этом подробнее и описать, что  еще интересного и полезного можно сделать с помощью ГИС ЖКХ.

У каждого жителя страны на портале ГИС ЖКХ есть персональный личный кабинет, попасть в который можно через учетную запись портала госуслуг. На госуслугах  уже зарегистрировано более 40 млн пользователей, и все эти люди без какой-либо дополнительной регистрации уже сейчас могут войти в свои личные кабинеты в ГИС ЖКХ. Если по какому-то странному стечению обстоятельств кто-то из пользователей Хабра до сих пор еще не зарегистрирован на госуслугах, сейчас самое время потратить чуть-чуть времени и сделать это! Гарантирую, что затраченное время (по факту его требуется очень немного) с лихвой компенсируется полученными «плюшками».

В личном кабинете каждый может увидеть информацию обо всей имеющейся у него  в собственности недвижимости. Данная информация автоматически подтягивается из базы данных Росреестра. Также через личный кабинет можно задать вопрос или направить обращение в органы власти или в свою управляющую компанию. Кроме этого, в ГИС ЖКХ можно видеть начисления за ЖКУ, объемы оказанных коммунальных услуг, можно передавать показания приборов учета, можно без лишних посредников и дополнительных сторонних сайтов оплатить услуги ЖКХ. Эти функции доступны уже сейчас (при условии, если вашей УК введены необходимые данные, об этом ниже) и их количество постоянно увеличивается. Самые интересные и полезные постараемся анонсировать на Хабре с подробным рассказом «как, зачем и для чего».

Рекомендую посмотреть рассказ заместителя министра связи и массовых коммуникаций Михаила Евраева на  форуме CNews о возможностях ГИС ЖКХ.

А ты такой холодный


Все перечисленные удобства для пользователей — это лишь вершина айсберга ГИС ЖКХ. Для того, чтобы все это заработало, необходимо, чтобы управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления, контролирующие органы и все-все-все другие участники длинных бизнес-процессов ЖКХ своевременно вносили в систему качественную информацию. И именно с этим у нас обычно случаются самые большие проблемы. Обязанность вроде как есть, но добросовестно ее исполнять у многих получается не всегда.

Источник

Поэтому для поставщиков информации государством на законодательном уровне предусмотрена административная ответственность, а также самая понятная и действенная экономическая мотивация: начиная с 1 января 2018 года (изначально было с 01.01.2017, но потом сроки перенесли) в случае, «если в системе не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платежному документу, представленному потребителю на бумажном носителе, платежный документ считается не представленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации» (см. 209-ФЗ от 21 июня 2014 года и законопроект о переносе сроков ответственности). Таким образом, до тех пор, пока в личном кабинете каждого пользователя ГИС ЖКХ не появится счет, услуга не будет считаться оказанной. Помните, что счета в ГИС ЖКХ являются единственно верными!
А теперь, наконец, давайте поговорим о технической стороне.

Что нужно


В принципе, ГИС ЖКХ могла быть реализована десятком различных способов. То, как она в итоге выглядит, в первую очередь определяется требованиями Государственного заказчика и Оператора. Некоторые требования прямо влекут конкретные последствия, другие — допускают различные вариации, которые мы, как разработчик, оценивали с учетом своего опыта, возможностей и преимуществ нашей команды. Ниже я приведу основные требования, которые предъявлялись к ГИС ЖКХ на начальном этапе проекта.

Большая функциональность за короткие сроки


Одна из важнейших особенностей проекта — необходимость реализовать очень большую функциональность в крайне сжатые сроки в условиях постоянных изменений и уточнений. Дело в том, что «водопадный» подход, при котором сначала один-два года пишется федеральный закон, принимаются подзаконные акты, потом два-три года разрабатывается ПО, разворачивается программно-аппаратный комплекс, система проходит опытную и потом переводится в промышленную эксплуатацию привело бы к тому, что на промышленную мощность система вышла бы через пять-семь лет. Кроме того, возможно, что за время, пока формировалась бы нормативно-правовая база и проектировалась под нее система, сфера ЖКХ уже существенно изменилась и многие вещи стали не актуальными.

По мнению заместителя министра связи и массовых коммуникаций Михаила Евраева, «ГИС ЖКХ создается в рекордные сроки — за 2,5 года… работы по созданию системы шли параллельно: формирование нормативной правовой базы, разработка программного обеспечения, проведение организационных мероприятий по внедрению ГИС ЖКХ в субъектах РФ».


Источник

Для нас как разработчиков ГИС ЖКХ – это означает необходимость разработки и внедрения ПО ГИС ЖКХ небольшими итерациями с учетом накопленного опыта, возникающих изменений и уточнений.

На практике, к сожалению, для такого масштабного проекта так, как я бодро написал — итерациями да с учетом опыта и уточнений, не получается… Нам пришлось существенно перекроить схему управления, организационную структуру, релизные процессы и многое другое. Но это целая отдельная тема, которую мы постараемся обсудить в другой раз.

Можно выделить следующие основные вехи проекта:

  • 21 июня 2014 года – Федеральный закон N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.06.2014 г.;
  • июль 2014 года — старт разработки ПО;
  • февраль 2015 года —  обеспечена возможность размещения информации по 209-ФЗ от федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • май 2015 года — выход в промышленную эксплуатацию реестра лицензий;
  • июль 2016 года — выход в промышленную эксплуатацию со всей предусмотренной 209-ФЗ и подзаконными актами функциональностью;
  • 1 января 2018 года — вступление в силу экономической мотивации, о которой я уже говорил выше.

Максимально распространенное оборудование и ПО


Проект по созданию ГИС ЖКХ стартовал в 2014 году в условиях непростых отношений с Западом. Поэтому одним из важнейших требований Государственного заказчика и Оператора был полный отказ от использования уникального оборудования и программного обеспечения западных вендоров в пользу использования открытой архитектуры и ПО с открытым кодом.

Для нашей команды разработки, имеющей в то время наибольший опыт работы именно на технологиях мировых вендоров, это стало серьезным вызовом. Была проделана серьезная работа по поиску и анализу всего рынка open source, чтобы выбрать технологии, максимально подходящие по функциональности.  

Масштабирование на всю Россию, работа 24x7


ГИС ЖКХ обслуживает всех участников рынка ЖКХ.

Основные целевые параметры включают в себя (это не реальные цифры, а целевые, которые должна выдерживать система):

  • 50 млн домохозяйств по России;
  • 2 млн многоквартирных домов;
  • 20 млн жилых домов;
  • 200 тыс. управляющих организаций (УК/ТСЖ/ЖСК) и ресурсоснабжающих организаций (РСО);
  • 25 тыс.  органов местного самоуправления (ОМС);
  • 1 тыс.  органов власти субъектов РФ (в том числе Госжилинспекция и др).

Основные пользователи системы — жители России, но использование системы, конечно, не ограничено территорией нашей страны.  Основная активность пользователей приходится на период с 7:00 по 18:00 по местному времени. Для того, чтобы каждый житель нашей страны мог пользоваться ГИС ЖКХ в удобное ему время, функционирование системы обеспечено в режиме 24x7.

Если какие-либо работы невозможны без остановки системы, то они проводятся в период регламентных работ, которые преимущественно назначаются по согласованию с Оператором на период с 21:00 до 00:00 по московскому времени.

Вообще на начальном этапе сложно предугадать, какая нагрузка будет поступать на систему. Если переоценить потенциальную нагрузку, то можно выбрать такие технологии и архитектуру, которые будут неоправданно сложны в разработке и эксплуатации. Это может повлечь крайне большие трудозатраты и сроки создания системы.

Поддержка разных клиентов для доступа к системе


Жители нашей страны, а также сотрудники УК, РСО и органов власти всех уровней имеют возможность работать с ГИС ЖКХ через web-браузер. Кроме того, предусмотрен отдельный мобильный клиент, позволяющий осуществлять основные функции системы для жителей (еще пока не запущен продуктив).

В ряде регионов на момент инициации проекта уже были внедрены и использовались местные региональные системы ЖКХ, в которых уже были автоматизированы процессы данного региона. Внедрение ГИС ЖКХ не должно было сломать сложившуюся региональную практику и уничтожить их наработки, поэтому ГИС ЖКХ в таких регионах должна работать  через региональные системы и интеграционные интерфейсы.

Многие ресурсоснабжающие организации и управляющие компании — это небольшие организации без развитых ИТ-служб, поэтому в ГИС ЖКХ пришлось сделать упор на работу таких организаций через Web-клиент и загрузки/выгрузки данных с помощью XLS-файлов. Однако есть крупные предприятия с развитыми средствами автоматизации, которые обслуживают сотни домов и тысячи домохозяйств. Для них ГИС ЖКХ предоставляет развитые интеграционные интерфейсы для взаимодействия с такими организациями.

По сути получается, что у нас нет основного интерфейса — как минимум web-интерфейс и интеграционный интерфейс можно считать равнозначными по важности. Что это значит с точки зрения архитектуры системы? Это как бы намекает на то, что было бы лучше общую бизнес-логику отделить от логики отображения на web или доступа через интеграционные сервисы. С одной стороны, это увеличит сложность развертывания ГИС ЖКХ, но зато минимизирует дублирование логики и потенциальные ошибки.

Загрузка и хранение документов


Несмотря на то, что в ГИС ЖКХ делается упор на хранение данных в структурированной форме и общее движение в сторону перевода в электронную форму процессов, например, заключения договоров, голосования и т.п., однако сейчас многие функции подразумевают (или допускают) загрузку неструктурированных или полуструктурированных документов — сканов, текстовых документов в различных форматах, фотографий и т.д. Объемы загружаемых в ГИС ЖКХ документов могут составлять десятки терабайтов в год.

Хранение и обеспечение доступности документов в таких объемах — это нетривиальная задача, если принимать во внимание следующие аспекты:

  • обеспечение целостности (документы должны находиться по ссылкам из подсистем, если они успешно загрузились);
  • обеспечение надежности (диски/узлы могут выходить из строя, но документы не должны теряться);
  • по этим документам (где возможно) должен осуществляться полнотекстовый поиск с поддержкой морфологии русского языка;
  • должна выполняться постоянная антивирусная проверка;
  • стоимость хранения таких объемов документов должна быть минимальна.

Взаимодействие со смежными системами


Для работы ГИС ЖКХ необходимы данные различных федеральных ресурсов и ведомств, а также взаимодействие с кредитными организациями.

Основные контрагенты системы:

  • Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — обеспечивает аутентификацию и идентификацию пользователей,
  • ИС Росреестр — данные Государственного кадастра недвижимости для получения информации об объектах недвижимости, данные Единого государственного реестра прав (ЕГРП), которые нужны для обеспечения доступа к функциям и данным;
  • ИС Федеральной налоговой службы — данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) / ЕГРИП,
  • ИС Генеральной прокуратуры — сведения о проверках юридических лиц и ИП,
  • ИС кредитных организаций — информация о счетах, информация о фактах оплаты и т.д.

ГИС ЖКХ взаимодействует с федеральными ресурсами и кредитными организациями через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Взаимодействие с указанными выше информационными базами и системами легко можно назвать отдельными большими проектами, которые заслуживают отдельного поста или даже серии постов.

Основные архитектурные решения


В результате проработки многих вариантов и альтернатив архитектуры мы пришли к решениям, которые лучшим образом подходят для реализации ГИС ЖКХ.

Источник

Функциональная декомпозиция


ГИС ЖКХ декомпозируется на несколько блоков, каждый из которых включает набор компонентов, тесно связанных между собой по бизнесу и/или выполняющих самостоятельную техническую функцию.


Источник

Выделяем следующие основные блоки, включающие компоненты, связанные с:

  • общедоступной частью ГИС ЖКХ — такие, как главная страница, новости и события, законодательство, общедоступный форум, общедоступная аналитика и рейтинги, единый поиск по общедоступным материалам и др.,
  • работой госжилинспекции — такие, как реестр лицензий, реестр административных правонарушений,  реестр информации о способах управления многоквартирными домами и другие;
  • работой управляющих компаний,
  • работой ресурсоснабжающих компаний,
  • платежами, лицевыми счетами,
  • нормативно-справочной информацией, регистрацией пользователей и организаций, правами доступа, журналированием действий и т.п.,
  • хранением и загрузкой документов (т.н. файловое хранилище),
  • управлением и мониторингом системы и др.

Данная декомпозиция позволяет обеспечить более управляемую структуру проекта в условиях сжатых сроков, высокой интенсивности изменений и имеет далеко идущие последствия, так как вокруг нее также выстраивается  организационная схема проекта и так как она существенно влияет на масштабирование системы и на многие другие аспекты.

Решено не использовать декомпозицию (шардирование) по территориальному признаку, например, сделать набор региональных узлов, федеральный узел, возможно, развернуть их в разных территориально удаленных ЦОД и т.д.

Разделение системы по территориальному признаку для ГИС ЖКХ признано нецелесообразным, так как все плюсы перевешиваются минусами:

  • реализуемая функциональность не имеет строгой территориальной привязки, например, управляющая компания может управлять домами в разных регионах, так же, как и ресурсоснабжающая компания может обслуживать дома без ориентира на какое-то жесткое территориальное деление, поэтому реализация региональных узлов повлечет усложнение, дублирование и потенциальные проблемы с целостностью;
  • усложняется развертывание и поддержка системы, добавляются дополнительные операции в случае изменений в территориальном делении, например, если решим объединить региональные узлы или наоборот их разделить;
  • если использовать удаленные ЦОД, то это повлечет существенное дублирование и менее эффективное использование инфраструктуры, а также возникновение дополнительных нюансов, связанных с каналами данных между ЦОДами и безопасностью;
  • усложняется анализ данных и формирование сводной отчетности.

Функциональные подсистемы используют единое файловое хранилище для загрузки и хранения документов, которое представляет собой специализированное решение, обеспечивающее эффективное хранение больших объемов данных.

Технологии разработки


Функциональные компоненты включают в себя несколько уровней:
  • сервисы, которые реализуют основную функциональную логику и управляют данными,
  • web-модули, которые предоставляют REST-интерфейс для интерфейса,
  • клиентский интерфейс, который исполняется в браузере на стороне клиента,
  • интеграционный интерфейс, который предоставляет доступ к функциональности и данным информационных систем, с которыми взаимодействует ГИС ЖКХ.

Многоуровневая структура используется для того, чтобы поддерживать разные интерфейсы: пользовательский через браузер, интеграционный, мобильный и потенциально необходимые другие интерфейсы.

Для разработки функциональных компонентов используются следующие технологии.

Для сервисов:

  • сервер приложений JBoss EAP,
  • JavaEE Бины по спецификации EJB 3.1,
  • встроенный JPA Provider (Hibernate 4),
  • Liquibase для создания и обновления БД (см. небольшой обзорный доклад),
  • JUnit / Mockito для Unit тестирования,
  • реляционная СУБД PostgreSQL,
  • поисковый сервис SphinxSearch с использованием консоли управления и мониторинга собственной разработки,
  • сервис управления сообщениями JBoss A-MQ;

Для web-модулей:
  • сервер приложений JBoss EAP,
  • JavaEE web-модули,
  • аутентификация и авторизация с помощью Spring Security,
  • JAX-RS сервисы (реализация JBoss RESTEasy);

Для клиентского интерфейса:
  • подход client-side rendering / single page application с использованием Angular JS,
  • Bower и Grunt для сборки;

Для интеграционного интерфейса:
  • сервер приложений JBoss EAP,
  • JAX-RS сервисы (реализация JBoss RESTEasy),
  • JAX-WS сервисы (SOAP версии 1.1),
  • реализация сервисов на базе Spring Integration, Camel, CXF, JAXB,
  • обработка файлов в формате Excel с помощью Apache POI,
  • сервис управления сообщениями JBoss A-MQ.

Указанный набор технологий используется как стандарт для большинства функциональных компонентов. Вообще, на начальном этапе мы делали исследования по поводу возможности применения технологий NoSQL для реализации функциональных компонентов, т.к. считается, что эти технологии заточены под решение проблемы масштабирования БД (см. небольшой обзорный доклад). Однако в результате мы пришли к выводу, что это было бы неоправданно. Декомпозиция системы на функциональные компоненты, возможности оборудования и реляционной СУБД PostgreSQL нам позволяют достичь нужного уровня масштабируемости более эффективным образом и с меньшими рисками. С учетом статистики промышленной эксплуатации системы по настоящее время можно сказать, что это решение было правильным.

Конечно, для специфических задач используются и другие технологии. Например, для реализации файлового хранилища используется NoSQL key-value база данных, т.к. это позволяет не использовать дорогостоящие СХД для хранения большого объема документов, а использовать оптимальные по стоимости серверы с внутренними дисками, а также обеспечить возможность эффективного масштабирования на сотни ТБ данных.

Если в будущем мы столкнемся с ограничениями в части масштабирования PosgtreSQL для какого-либо функционального компонента, то мы сможем пересмотреть его реализацию, в том числе с применением NoSQL базы данных.

Было решено отказаться от Spring Framework (за редкими исключениями) для упрощения ввиду того, что все необходимые сервисы предоставляет JavaEE.

Программно-аппаратный комплекс


Для функционирования прикладного ПО ГИС ЖКХ необходим набор серверов (виртуальных или физических), обладающих характеристиками, выраженными в определенных параметрах: количество процессоров, объем оперативной памяти на процессор, требования по IOPS для дисковой памяти, используемая операционная система и др. Однако каким образом в реальности эти показатели будут достигнуты (оборудование какого вендора будет использовано, какая будет использована система виртуализации и т.д.), не так важно.

С другой стороны, в процессе эксплуатации ГИС ЖКХ перед Оператором стоит сложный вопрос, как обеспечить ГИС ЖКХ нужным оборудованием таким образом, чтобы оно, с одной стороны, обеспечивало нужную производительность и надежность, а с другой стороны, чтобы оно не простаивало. Вопрос усложняется тем, что объемы технических мощностей, требуемых для ГИС ЖКХ в какой-то момент времени, зависят от многих факторов: от сроков, к которым по законодательству должны быть внесены в систему необходимые данные, от того насколько востребованы в настоящий момент те или иные функции жителями и др. Значение и количество этих факторов все время меняется.


Источник

Поэтому для ГИС ЖКХ используется так называемый «облачный» подход: мощность ПАК и то, как она будет наращиваться, формулируются в терминах виртуальных машин и требуемых для них единичных ресурсов в период времени. Инженерные подразделения, которые занимаются проектированием ПАК, заранее продумывают, как «переложить» эти требования на конкретные спецификации оборудования.

Более детально про устройство «облака» программно-аппаратного комплекса мы предполагаем рассказать в отдельном посте.

Заключение


ГИС ЖКХ функционирует и развивается. Усилия всех, кто делает эту систему были отмечены недавно на форуме CNEWS — наша система признана лучшим ИТ-проектом в номинации «Современная страна» премии CNews AWARDS 2016.

Это была обзорная статья. В ней я смог коснуться поверхностно лишь некоторых из важнейших вопросов, но все равно получилось длинновато. В следующих статьях мы можем уже больше сфокусироваться на каких-то конкретных аспектах реализации ГИС ЖКХ, которые остались сейчас за бортом. Например, это организационная структура и схема управления проектом, решения по управлению релизами, решения по информационной безопасности, вопросы настройки и мониторинга, обеспечение доступности системы, наполнение справочными данными, решения по взаимодействию с Росреестром, кредитными организациями, решения по разграничению прав доступа и делегированию прав и многие другие.
Напишите в комментариях, какие темы вам более интересны про ГИС ЖКХ, мы постараемся про них рассказать в первую очередь.

Комментарии (0)

    Let's block ads! (Why?)

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий