Рис. 1. Общий вид интерфейса программы IBM DOORS
Года два назад мы начинали работать с одним из наших европейских партнеров, вместе с которым выбирали систему для управления требованиями к электронике и электрическим компонентам автомобиля. Партнер использовал технологии IBM Rational, в частности IBM DOORS, для управления требованиями и, учитывая положительный опыт, мы тоже решили попробовать использовать это решение. Европейский партнер вел базу требований, а мы со своей стороны участвовали в их согласовании и необходимой корректировке. После этого был успешно осуществлен перенос базы требований, и все дальнейшее управление велось уже на нашей стороне.
Качество требований зависит не только от инструментов, но и от того как простроен процесс управления требованиями. Определение процессов взял на себя наш европейский партнер. Мы имели доступ только к той части процессов, которая касалась нас. Но процессы взаимодействия, структура проекта и структура требований определялись нами совместно.
Если говорить про этапность проекта, надо сказать, что процесс согласования требований в рамках нашего взаимодействия занял чуть больше времени, чем мы ожидали, так как они затрагивали реальную ответственность НАМИ перед партнером и партнера перед НАМИ в части количества и качества предоставляемой информации и тайминга. Но, как только мы согласовали эту часть, мы достаточно быстро начали работать с инструментом. Обучение как таковое нам не требовалось – наш партнер оказывал консультации там, где это было необходимо.
Рис. 2. Пример скрипта на языке DXL.
Когда назрела необходимость расширения возможностей DOORS с помощью скриптов DXL (DOORS eXtension Language), мы обратились за помощью к службе технической поддержки IBM. Нам достаточно быстро предоставили похожие примеры использования языка, а далее наши программисты самостоятельно адаптировали их под наши требования.
Хотел бы также отметить, что в НАМИ над проектом работал в основном молодой коллектив, который не был скован привычками делать все на бумаге. Поэтому работа с требованиями изначально велась в системе DOORS.
Конечно, систему управления требованиями мы в основном используем пока только в нашем направлении электрики и электроники. В работе с другими направлениями и партнерами официальным документом является скан в формате PDF, поэтому от документальной версии требований нам пока не уйти.
Однако надо признать тот факт, что многие наши партнеры, в основном западные, присылают требования именно в формате DOORS. Это позволяет нам сразу загрузить их в базу и начать работать с ними. Таким же, образом западные партнеры получают их от нас. Подобный подход позволяет значительно сэкономить время.
Помимо экономии времени важен фактор снижения ошибок. Не секрет, что на проектах по созданию сложных систем объем требований огромный. При этом, часть требований являются общими для разных подсистем, а другая часть требований — индивидуальны для конкретной подсистемы.
Допустить ошибку, работая на бумаге с таким объемом требований, очень легко. А цена ошибки может быть достаточно высока. Например, вы находитесь на стадии испытаний, а тут вдруг обнаруживается ошибка в требованиях, которая вынуждает вас возвратиться в самое начало и начать вновь переделывать многие вещи.
Возможности IBM DOORS позволили нам применить методы валидации и верификации требований. Мы тем самым избежали наличие дублирования информации и различного рода неточности, уложившись в сроки проекта.
Говоря о перспективах применения систем управления требованиями в НАМИ, можно сказать, что на текущий момент наше направление электроники – самое передовое, оно при этом достаточно молодое в плане возраста сотрудников и отличается скоростью развития. Мы первыми начали использовать такой системный подход, и я очень надеюсь, что мы сможем решить задачу масштабирования нашего опыта на другие направления нашей организации. Мои коллеги видят преимущества и нюансы каждого из подходов и думают над тем, как все же перенять наш опыт, чтобы всем в конечном итоге работать с единой базой требований и процессов.
Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» основан 16 октября 1918 года как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии. «НАМИ» является современным научно- исследовательским экспериментальным центром развития производства для проектирования, конструирования и испытаний автомобильных платформ. ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» также является представителем Российской Федерации в Техническом комитете 22 «Дорожный транспорт» Международной организации по стандартизации.
Комментарии (0)