...

четверг, 18 мая 2017 г.

Как выбрать надежного провайдера ЦОД: семь факторов успеха

Надежный центр обработки данных обеспечивает бесперебойное питание и охлаждение установленного оборудования, непрерывную работу ваших серверов, каналы связи и многоуровневую защиту для обеспечения безопасности критически важных данных. Но не все ЦОД одинаково полезны. Очень часто надежность центра обработки данных и качество сервиса зависят от компании, которая им владеет.

Некоторые центры обработки данных (особенно за рубежом) принадлежат компаниям, занимающимся недвижимостью, другие — холдинговым компаниям, которые владеют иными видами высокотехнологичного или не высокотехнологичного бизнеса. Зачастую компании-владельцы имеют лишь минимальный опыт владения и эксплуатации центра обработки данных. Лучше выбирать надежного, опытного провайдера, который специализируется на центрах обработки данных. Рассмотрим рекомендации, которые дают на этот счет зарубежные эксперты, и попробуем несколько адаптировать их к условиям российского рынка.

Очевидно, что самый дешевый вариант не всегда означает лучший сервис за ваши деньги. Если вы не хотите жертвовать безопасностью ИТ или рисковать критически важными данными, то лучше избегать провайдеров, считающих центр обработки данных «просто еще одним высокотехнологичным складом», не имеющих достаточного опыта или арендующего площадку у другого владельца. В роли провайдеров ЦОД в России могут выступать системные интеграторы, телеком-провайдеры, крупные вендоры, владельцы коммерческих ЦОД, облачные провайдеры. Российский рынок коммерческих ЦОД к началу 2017 года достиг примерно 14,5 млрд. рублей, что на 11% больше прошлогодних показателей.

Существует семь критических факторов успеха, которые следует учитывать при выборе центра обработки данных. В их числе:

  1. Опыт компании.
  2. Ее финансовая стабильность.
  3. Физическая инфраструктура.
  4. Физическая безопасность.
  5. Обслуживание и поддержка клиентов.
  6. Соглашения об уровне обслуживания
  7. Предлагаемые тарифные планы.

Фактор успеха № 1: опыт компании


Несомненно, большое значение имеет опыт компании — владельца центра обработки данных, насколько давно она работает в отрасли. Не забывайте и о перспективе: выбирать стоит поставщика услуг центра обработки данных, который сможет размещать ваше ИТ-оборудование не один год. Ищите провайдера ЦОД, который известен в этом бизнесе не один год (а лучше – лет 10), что косвенно подтверждает надежность компании.

Значительный «послужной список» также показывает, что компания накопила достаточный опыт эксплуатации центра обработки данных, чтобы обеспечить достойный сервис и высокую надежность функционирования своей площадки.

Если у провайдера есть дополнительные компетенции в области технологий, полезно выяснить, насколько тесно они связаны непосредственно с центром обработки данных. Сопровождаются ли услуги аренды площадей в центре обработки данных или размещения оборудования клиентов (колокейшн или колокации) другими услугами, какие именно услуги предоставляются? Есть ли специальное подразделение, нацеленное на предоставление клиентам наилучшего сервиса?


Имеет ли провайдер один или несколько центров обработки данных? Чем больше площадок (включая зарубежные – арендуемые или собственные), тем серьезнее бизнес. Хорошо, если провайдер – растущая, развивающаяся компания, то есть она строит или приобретает новые центры обработки данных, а не просто эксплуатирует имеющиеся. Это показывает, что компания инвестирует в бизнес и внедряет новые технологии.

Попросите у провайдера список клиентов, если это открытая информация, познакомьтесь с «историями успеха» и отзывами клиентов. Если в числе заказчиков – крупные и известные компании и организации, то значит, они уже проявили должную осмотрительность, изучили вопрос и готовы доверять этому провайдеру свою ИТ-инфраструктуру и критически важные данные.

Спросите у провайдера, обслуживает ли он другие компании из вашей отрасли. Если владелец центра обработки данных специализируется на обслуживании определенных отраслей или вертикальных рынков (например, здравоохранения, финансовой или нефтегазовой отрасли), то он, вероятно, хорошо осведомлен о потребностях клиентов из этих отраслях (например, понимают требования в отношении хранения персональных данных и может выступать в роли оператора таких данных).

Также не помешает зайти на сайт провайдера для ознакомления с биографиями руководства, если там есть такие сведения. Как долго они работают в компании? Какой у них опыт в отрасли дата-центров? Если руководители имеют богатый опыт работы в сфере центров обработки данных, они, вероятно, лучше понимают, как работают успешные ЦОД, а также знают потребности их клиентов.

Наконец, спросите, есть ли у поставщика какое-либо стратегическое партнерство, которое может быть полезно для вашей компании (например, он может быть партнером поставщика облачных сервисов SaaS, PaaS или IaaS, поставщика серверных платформ для хостинга, либо провайдера решений безопасности). Также спросите, получил ли провайдер какие-либо отраслевые награды за качество обслуживание своих клиентов.

Фактор успеха № 2: финансовая стабильность


Нужно убедиться в том, что владелец центра обработки данных имеет активы для долгосрочного предоставления услуг. Рискованно иметь дело с провайдером, которому с трудом дается выполнение своих финансовых обязательств. Вряд ли вы захотите выбрать провайдера, который может обанкротиться через несколько лет и оставить вас в трудной ситуации.

Если провайдер является публичной компанией, то его последние финансовые показатели доступны в годовых отчетах, публикуются в СМИ. Частные компании зачастую менее охотно делятся финансовыми данными, и для получения этой информации может потребоваться немного больше усилий. Государственные структуры подвергаются более тщательной финансовой проверке.

Можно запросить у провайдера последние финансовые отчеты. У зарубежных компаний финансовые показатели нередко проверяются независимым аудитором, таким как Ernst & Young или KPMG. Ключевым элементом является прозрачность. Если поставщик не желает делиться финансовой информацией или проводить независимый аудит, это должно настораживать. В России публикуются различные рейтинги ЦОД (учитывающие не только финансовые показатели), это тоже неплохой ориентир.

Если же вам удастся получить соответствующую финансовую отчетность, попросите своего бухгалтера проанализировать ее в деталях с точки зрения выполнения краткосрочных и долгосрочных финансовых обязательств.

По мнению зарубежных экспертов, стоит также изучить следующие элементы:

  • Предусматривает ли провайдер страхование клиентов, для каких страховых случаев? Кто является страховой компанией?
  • Хорошо, если провайдер имеет возобновляемую кредитную линию от авторитетных банков. Публичная компания может иметь хороший кредитный рейтинг у авторитетного агентства, такого как Standard & Poor's или Moody's.
  • Поставщик должен иметь доступ к банковским кредитам или инвесторам для поддержки будущего роста.

Важным вопросом, который следует принимать во внимание крупным заказчикам при рассмотрении поставщика услуг центра обработки данных, является вопрос о том, какую долю бизнеса вы ему обеспечите. Если размещение вашего ИТ-оборудование обеспечит 50% его бизнеса, он может дать вам особые условия. Но если вы решите удвоить свой ИТ-парк, то можете превысить возможности провайдера.

▍Оценка рисков


Прежде чем рассматривать остальные критические факторы, давайте остановимся на рисках. Вопрос № 1 для каждой компании, выбирающей провайдера центра обработки данных: «Насколько безопасно это будет для моей ИТ-инфраструктуры и критически важных данных?». Для каждого рассматриваемого провайдера необходимо оценить риски отказа серверов или потери данных.

Существуют три основные области оценки риска:
  1. Риск потери серверов и / или критически важных данных из-за природных или техногенных катастроф (ураганы, наводнения, землетрясения, пожары).
  2. Риск потери данных из-за сбоя оборудования дата-центра (отключение электроэнергии).
  3. Риск потери данных из-за нарушения безопасности.

Чтобы оценить эти риски, необходимо проанализировать местоположение, физическую инфраструктуру и системы безопасности центра обработки данных, где вы планируете размещать свои серверы. Владелец ЦОД должен иметь план аварийного восстановления / обеспечения непрерывности бизнеса. В каждом центре обработки данных должны быть определенные процедуры, описывающие, что делать в случае отключения электроэнергии, стихийного бедствия и т. д. провайдер должен иметь планы, чтобы обеспечить безопасность данных и оборудования клиентов, а также ИТ-инфраструктуры на каждом объекте.

Эти планы должны быть согласованы с передовыми методами, такими как международные стандарты обеспечения непрерывности бизнеса. Сотрудники центра обработки данных должны быть хорошо обучены процедурам аварийного восстановления. Кроме того, объект должен регулярно проверять свои системы предотвращения отказов (то есть автоматическое переключение электроэнергии, системы противопожарной защиты), чтобы обеспечить их надлежащую работу в случае инцидента.

Фактор успеха №3: ​​физическая инфраструктура


Очень внимательно посмотрите на физическую инфраструктуру центра обработки данных, где вы хотите размещать свои серверы. Попросите владельца центра обработки данных провести экскурсию по объекту для специалистов вашей компании.

▍Местоположение


Никакой центр обработки данных не может быть полностью защищен от стихийных или техногенных катастроф. Везде, где бы площадка ни находилась, она уязвим от тех или иных бедствий, будь то землетрясение, смерч, ураган, наводнение, пожар и т. д. Однако надежные центры обработки данных построены так, чтобы противостоять практически любой катастрофе.

Добиться этого помогает множество элементов инфраструктуры, но основа — фактическое физическое местоположение центра обработки данных. Например, дата-центр должен быть построен на возвышенности, где он недосягаем для паводковых вод. Центры обработки данных не должны строиться рядом с аэропортами или в непосредственной близости от любых промышленных объектов (ядерных или химических установок).


Здание ЦОД может представлять собой армированную железобетонную конструкцию с особыми характеристиками, рассчитанными на разные типы стихийных бедствий, характерных для данного района. Иногда ЦОД размещают в бывших бомбоубежищах. Центр данных в зоне возможных землетрясений должен быть сейсмоустойчивым, чтобы выдерживать достаточно сильное землетрясение. Центр данных в зоне, подверженной ураганам или торнадо, должен иметь защиту от шторма.

Также очень важно, чтобы каждый дата-центр имел надежную систему противопожарной защиты, такую ​​как система обнаружения дыма (VESDA).

▍Резервирование систем электропитания и охлаждения


Надежный центр обработки данных имеет несколько уровней резервирования. Его источники питания должны обладать отказоустойчивостью, поэтому, если один источник электропитания отключается, то происходит автоматическое переключение на другие источники питания. К ним могут относиться:
  • Резервный ввод от другой подстанции. Если это возможно, центр обработки данных должен два независимых ввода питания. При аварии одного другой будет продолжать обеспечивать питание центра обработки данных.
  • Дизель-генераторы. На многих площадках имеется ДГУ, обеспечивающая электропитание объекта при аварии местной электросети. ДГУ с достаточным запасом топлива могут поддерживать работоспособность объекта в течение нескольких дней, а при подвозе топлива – и дольше.
  • Источники бесперебойного питания (ИБП). Во многих ЦОД есть помещение, заполненное полками с аккумуляторными батареями. Если основной источник питания отключается, ИБП подает питание на объект, пока не будут подключены резервные источники питания – резервный ввод или ДГУ.


В надежном центре обработки данных необходимо высокодоступное полностью резервированное охлаждение. Например, на объекте может быть несколько блоков кондиционирования (CRAC) с автоматическим переключением, поэтому, если один из блоков CRAC выйдет из строя, автоматически подключится другое устройство.

Есть также ряд факторов, которые следует учитывать в отношении физической инфраструктуры дата-центра, не связанных с готовностью к стихийным бедствиям. Часто это относится к вашему бизнесу, вашей текущей ИТ-инфраструктуре и вашим планам.

Например, выбор фактического местоположения дата-центра часто зависит от потребностей вашей компании. Некоторые компании предпочитают иметь свою ИТ-инфраструктуру в пределах досягаемости от офиса компании или места ее основной деятельности. Например, компания, расположенная в Москве, может выбрать место для размещения в информационном центре в Санкт-Петербурге, или совсем близко – где-нибудь в Королеве.

Другие компании не испытывают проблем и с размещением ИТ-инфраструктуры в отдаленном городе. Лишь бы был аэропорт, чтобы они могли прилететь и проверить свое компьютерное хозяйство. Это обычно лучше всего подходит для компаний с несколькими региональными филиалами и географически распределенной структурой.

▍Доступная площадь ЦОД и будущее расширение


Вы должны иметь представление о том, сколько потребуется площади, мощности электропитания и охлаждения для ваших ИТ-активов, и есть ли у центра обработки данных такое количество ресурсов. Хороший ЦОД имеет резервы площади и мощности для будущего роста. Вам нужно лишь оценить свои потребности в будущем масштабировании ИТ-инфраструктуры и убедиться, что дата-центр в состоянии их удовлетворить. Спросите, сколько ватт на стойку доступно, какая максимальная / минимальная плотность мощности.

Попросите схему расположения стоек и план дата-центра. Используйте его, чтобы определить, сколько места вам нужно для текущей потребности и сколько дополнительного пространства доступно в случае, если понадобится расширение.

▍Технические характеристики охлаждения


В дополнение к резервируемому электропитанию надежный центр обработки данных обеспечивает необходимое охлаждение вашего ИТ-оборудования. Оно должно соответствовать стандартам ASHRAE по температуре и влажности или и превышать их.

▍Каналы связи


Надежный центр данных предлагает высоконадежные и каналы связи от нескольких операторов с необходимой пропускной способностью. Иногда предусматривается оплата в зависимости от используемой полосы пропускания, можно гибко масштабировать полосу пропускания в периоды максимальной и минимальной активности.

В некоторых случаях возникает необходимость в создании катастрофоустойчивых конфигураций с репликацией между разнесенными площадками или в организации резервного копирования в удаленный ЦОД.

Фактор успеха № 4: физическая безопасность


  • Надежный центр обработки данных имеет несколько уровней обеспечения безопасности для защиты ИТ-инфраструктуры и данных. Посетителям объекта нужно будет пройти через несколько зон контроля. Вот пример такого многоуровневого обеспечения безопасности:
  • Здание центра обработки данных окружено высоким забором. При въезде на парковку гости должны зарегистрироваться.
  • Входная зона — это охраняемая зона, отделенная от остальной части объекта и контролируемая круглосуточно службой охраны.
  • Посетители должны предъявить на входе удостоверение личности с фотографией, иногда — пройти биометрическое сканирование (сканирование отпечатка пальца и сетчатки глаза).
  • Посетителей при проходе к своим стойкам должны сопровождать сотрудники службы безопасности.
  • В некоторых случаях ИТ-инфраструктура клиента находится в закрытой «клетке». Посетители должны иметь ключ, карточку ключа RFID и / или ПИН-код, чтобы войти в эту зону.


Внутренняя часть центра обработки данных должна включать в себя несколько залов с ограничением доступа посетителей в различные части здания. Все зоны центра обработки данных должны контролироваться с помощью электронной системы безопасности, такой как система круглосуточного видеонаблюдения и внутренняя и внешняя сигнализация (контроль периметра).

Центр обработки данных должен предусматривать установленные процедуры безопасности, которые определяют, кто имеет доступ к объекту, как выдаются и регистрируются пропуска посетителям, а также процедуры, которые следует соблюдать в случае нарушения безопасности. ЦОД должен быть укомплектован персоналом службы безопасности, работающим в режиме 24/7.
  • Обучение. Сотрудники службы безопасности должны быть хорошо обучены и досконально знакомы с процедурами обеспечения безопасности объекта.
  • Проверки. Сотрудники должны проходить тщательную проверку при приеме на работу.
  • Соглашения о неразглашении (NDA). Вы должны знать, какие типы NDA сотрудники безопасности обязаны подписывать.
  • Субподрядчики. Если владелец центра обработки данных использует сторонние компании для обеспечения безопасности, вы должны знать, кто эти субподрядчики, как они проверяют своих сотрудников.


Наконец, центр обработки данных должен соответствовать важным для вас нормативным требованиям. Попросите поставщика документацию о том, что ЦОД прошел такую проверку (за рубежом это требования HIPAA, SSAE-16, SOX, FISMA, PCI-DSS и др.).

Фактор успеха № 5: обслуживание и поддержка клиентов


Надежный центр обработки данных обеспечивает своих клиентов высококачественным обслуживанием и поддержкой. В нем должен работать хорошо обученный и внимательный персонал, присутствующий на месте 24 часа в сутки (в дополнение к персоналу службы безопасности). Персонал на площадке будет отвечать за управление и мониторинг состояния объекта и его систем, обслуживание и хранение, обработку и доставку, и т. д.

Центр управления контролирует все системы ЦОД, включая работу ИТ-систем, уровни мощности, температуру, влажность, видеонаблюдение. Клиенты центра обработки данных должны иметь доступ к отчетам в режиме реального времени, чтобы постоянно контролировать состояние своих информационных систем.

Кроме того, центр обработки данных должен предусматривать набор установленных процедур для ежедневных операций, текущего профилактического обслуживания и периодического тестирования систем. Сотрудникам следует пройти обучение установленным процедурам, чтобы определить, что делать в случае того или иного «события» (например, отключения электроэнергии).

Необходима также система уведомления клиентов о подобной ситуации. Сотрудники центра обработки данных должны предоставить вам поддержку при перемещении, установке оборудования или расширение ваших площадей.

Фактор успеха № 6: Соглашения об уровне обслуживания


Выбирайте провайдера, который предлагает соглашение об уровне обслуживания (SLA) с письменной гарантией непрерывного бесперебойного питания и непрерывной работы (например, 99,999% или «пять девяток»). В SLA следует также указать, какую компенсацию вы получите, если поставщик не сможет выполнить свои обязательства.

Фактор успеха № 7: Предлагаемые тарифные планы


Узнайте, какие базовые тарифы предлагаются для хостинга и как структурированы тарифные планы. Вопросы, которые вы должны задать, включают в себя:
  1. Взимается ли плата ежемесячно / ежегодно?
  2. Как повлияет на цену расширения услуг в течение срока действия договора?
  3. Существуют ли какие-либо скрытые сборы?
  4. В случае аренды просмотрите ее условия: не кроются ли там неожиданные расходы, такие как налоги на недвижимость, коммунальные платежи.

Выводы


Ваша цель — выбрать поставщика услуг центра обработки данных, который будет вам надежным деловым партнером. Успех вашей компании зависит от высокой доступности вашей ИТ-среды и безопасности критически важных данных. Таким образом, следует тщательно изучить провайдера, прежде чем подписывать соглашение, требовать как можно большую прозрачность. Чем больше информации вы получите, тем легче вам будет принять обоснованное решение и выбрать надежного партнера на длительный срок. Надежный поставщик услуг ЦОД – опытная, стабильная и растущая компания с высоконадежными и грамотно спроектированными площадками.

Но в каких случаях стоит арендовать площади и/или ИТ-ресурсы в коммерческом ЦОД, а в каких – строить или расширять свою площадку? В заключение коснемся и этой темы.

Строить или арендовать?


Сегодня данные являются важнейшим активом практически для любого бизнеса, а потребность в размещении и обслуживании постоянно растущих «цифровых активов возрастает экспоненциально». Когда организация сталкивается с необходимостью расширения или модернизации своего центра обработки данных, она встает перед выбором: создание нового ЦОД, переоборудование существующего центра обработки данных, или поиск партнера для размещения своего ИТ-оборудования. Выбор правильного поставщика услуг может снизить общую стоимость владения, перевести капитальных расходов в операционные расходы.

Почему вообще возникает необходимость расширения центров обработки данных? Вот лишь некоторые из возможных причин:

  • Увеличение существующей емкости хранения. Накопление большего объема данных.
  • Устаревание оборудования. Технология развивается экспоненциально, «жизненный цикл» ИТ-оборудования – всего несколько лет.
  • Расширение бизнеса. Потребность в наращивании ресурсов при сохранении уровня обслуживания.
  • Тенденции рынка. Поддержка корпоративной мобильности и интернет-технологий (IoT).
  • Слияния и поглощения. Объединение разрозненных активов в единую структуру.
  • Выделение бизнесов. Успех того или иного направления или потребность в оптимизации приводит к выделению части компании в независимый бизнес.
  • Переход к большим данным и аналитике. Использование собираемых и накапливаемых данных в интересах бизнеса.
  • Аварийное восстановление. Защита «цифровых активов» и обеспечение бизнес-процессов.

Неопределенность будущего


При планировании модернизации существующих центров обработки данных или строительстве новых определить будущие потребности может оказаться непросто, а значительные инвестиции обычно окупаются долго. Нужно принимать во внимание и следующие тенденции:
  • Рабочая нагрузка постепенно перемещается в публичное облако. Какими будут ваши возможности через 5 или 10 лет?
  • Технология постоянно меняется. Какие приложения будут жизненно важны для вашего бизнеса в будущем?
  • Потребность в вычислительной мощности и ресурсах хранения не постоянна. Можете ли вы увеличить или уменьшить ее динамически с имеющимся персоналом, бюджетом и пропускной способностью?
  • Сроки выхода на рынок сегодня важны как никогда. Растет потребность в новых приложениях и рабочих нагрузках. Как скоро вам понадобится дополнительная емкость и мощность?


Потребности в центрах обработки данных у каждой компании непостоянны, они меняются, и необходимо тщательно подумать, прежде чем приступать к строительству собственной площадки — капитальным затратам, которые включают в себя объекты, техническое обслуживание и энергообеспечение.

CAPEX в OPEX


Если центры обработки данных не являются основой вашего бизнеса, не стоит выделять на них столько ресурсов – финансовых и людских. Партнерство с надежным провайдером – владельцем центра обработки данных — позволит высвободить время и капитал, которые лучше потратить на развитие вашего бизнеса. По мере распространения облачной модели потребности в собственных центрах обработки данных будут уменьшаться. Зачем создавать дата-центр, который может оказаться значительно недогруженным уже через несколько лет?

Провайдеры уже инвестировали в крупные центры обработки данных по всему миру. Воспользуйтесь «экономией от масштаба» и направьте свой капитал на развитие бизнеса. Провайдер уже имеет необходимую инфраструктуру, чтобы быстро получить развернуть приложения и рабочие нагрузки для поддержки вашего бизнеса.


Сколько можно сэкономить? Как показывают различные онлайн-калькуляторы, экономия затрат может быть впечатляющей. Конечно, в каждом конкретном случае – в зависимости от провайдера и потребностей заказчика — получаются разные результаты.

Спасибо за внимание!

Комментарии (0)

    Let's block ads! (Why?)

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий